ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре по теме

Воскресенская Марина Владимировна

Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.

Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном  развитии физических и психических качеств использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни. Программа обучения в игре в волейбол гармонично входит в общую систему физического воспитания как форма занятий во внеурочное время и создает максимально благоприятные условия для самоопределения ребенка, для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей. Каждый ребенок, заинтересовавшийся данной игрой в процессе занятий на обычных уроках физической культуры или получивший определенную информацию об игре и достижениях в развитии этого вида спорта, может овладеть всеми основными приемами и получить определенные знания в данном виде спортивной деятельности, несмотря на свои собственные исходные физические данные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voleybolu_1.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

.                                          

   

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Волейбол»

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составитель:

Воскресенская Марина Владимировна, педагог дополнительного  образования

ШСК « Олимп»

                                                           

                                                Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.

Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном  развитии физических и психических качеств использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни. Программа обучения в игре в волейбол гармонично входит в общую систему физического воспитания как форма занятий во внеурочное время и создает максимально благоприятные условия для самоопределения ребенка, для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей. Каждый ребенок, заинтересовавшийся данной игрой в процессе занятий на обычных уроках физической культуры или получивший определенную информацию об игре и достижениях в развитии этого вида спорта, может овладеть всеми основными приемами и получить определенные знания в данном виде спортивной деятельности, несмотря на свои собственные исходные физические данные.

 Эта игра способствует выявлению талантливых детей, создает предпосылки для массового приобщения детей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.

Волейбол, как и другие спортивные игры, способствует гармоническому развитию личности, что является главной целью физического воспитания.

Актуальность программы «Волейбол» в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей и подростков в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников, программа также актуальна в связи с возросшей популярностью игры в нашей стране. Цель программы – овладение основами технико - тактических приемов игры в волейбол.

Задачи:

  • Формирование личности, владеющей навыками техники игры в волейбол.
  • Создание условий для развития физических и    творческих способностей детей, формирование умения анализировать ситуацию и принимать решение.

Обучающие

  • Приобщение детей к систематическим занятиям спортом.
  • Формирование       двигательных   умений   и   навыков,   способствующих гармоничному развитию детей;
  • Обучение   основам   техники   игры   в   волейбол,   обучение   тактическим действиям в игре;

Развивающие

  • Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке;
  •  Развитие   двигательных   качеств:    быстроты,    гибкости,    ловкости
    укрепление опорно-двигательного аппарата;

Воспитательные

  • Создание условий для здорового образа жизни.
  • Воспитание   потребности   и  умения  самостоятельно  заниматься  данным видом, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения  работоспособности и укрепления здоровья.

Условия реализации программы

Срок реализации программы - 2 года.

Возраст обучающихся  - 12-15 лет.

                            Комплектование групп и организация

                          образовательного процесса.

Набор и зачисление детей в объединение проходит на основе индивидуального собеседования, в некоторых случаях после беседы с родителями, а также по рекомендации классных руководителей, социальных педагогов или педагогов-организаторов. Обязательным условием приема является врачебный допуск. В группу зачисляются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной группам здоровья.

Количество занимающихся 1года обучения-15 человек, 2 год обучения -12 человек.

Формы и режим занятий

Первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

 Второй год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

Формы организации деятельности обучающихся:

Основная форма организации групповая.

Форма проведения занятий:

  • Учебная тренировка
  • Дифференцированная
  • Соревнования
  • Спортивные праздники
  • Экскурсии, викторины
  • Турниры, соревнования

Методическое обеспечение образовательной программы

Методы обучения

Словесные.Создают у детей предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели руководитель использует: объяснение, рассказ, беседу, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные.применяются в виде показа упражнений, наглядных пособий,

видеоматериалы.

Практические.В группу практических методов входит метод упражнений, игровой и соревновательный. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у детей сформировались некоторые навыки игры.

Круговая тренировка: Выполнение заданий на специально подготовленных местах ( станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Виды аттестации обучающихся:

  • первый этап -0, ( конец сентября-начало октября(проводится    перед    началом    занятий, тестирование физической подготовленности).
  • промежуточный, открытое, занятие(проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной   теме)   и   позволяет   воспитанникам   усвоить последовательность технических действий:
  • итоговый (апрель-май) контрольно-переводные нормативы, соревнования (по    завершению    первого и второго года обучения учебной программы) для получения полной картины о полученных знаниях, умениях и навыках

Формы подведения итогов реализации программы ДО

  • тестирование специальных умений и навыков
  • тестирование общей физической подготовки
  • участие в соревнованиях различного уровня: товарищеских, районных, городских.
  • Анализ методической документации

Задачи 1-го года обучения

  • Научить перемещаться в стойке волейболиста.
  • Научить выполнять передачи и прием мяча в упрощенных условиях.
  • Научить выполнять нижнюю прямую подачу.
  • Научить простым игровым командным действиям.
  • Научить выполнять челночный бег, прыжок в длину с места, ускорения из различных и.п.
  • Познакомить с историческими  особенностями развития волейбола в России и мире.

Содержание изучаемого курса

(1-го года обучения)

Тема 1.Вводное занятие.  Инструктаж по  охране труда- 1ч.

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды. Знакомство с группой. Введение  в программу.

Тема2.Теоретическая подготовка- 3ч.

История возникновения волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Основы судейства. Правила соревнований.

Тема 3. Техническая подготовка- 59ч.

Теория

Овладение техникой передвижения и стоек.

  •  Стойки: высокая, средняя, низкая.
  • Передвижения:  шагом, приставным шагом, двойным шагом, скрестнымшагом, бегом, скачком, прыжком, падением.

Стойки.   В волейболе   игрок   принимает   стойку,   отличающуюся   характером последующих действий.

  1. Для выполнения атакующего удара или блокирования - высокая.
  2. Для приема подачи - средняя.
  3. Для приема атакующего удара или от блока — низкая.

Стойки различают на:

  1. устойчивую - одна нога впереди,
  2. основную - ноги параллельно,
  3. неустойчивую - ОЦТ на передней трети стопы,
  4. статичную - неподвижность игрока,

5) динамичную - переминание с ноги на ногу.

Передвижения.   Для   выполнения   игрового   приема   игрок   передвигается   поплощадке.        

При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации игрок используетразличные передвижения:

  1. шагом и бегом,
  2. приставным шагом - игрок не успевает к мячу,
  3. двойным шагом - игрок не успевает к мячу,
  4. скачком - если необходимо быстро принять мяч.
    Рассмотренные способы передвижения часто применяются в сочетании.

Практика.

1.        Бег на короткие дистанции из различных исходных положений:

  • сидя лицом,
  • лежа на груди,
  • лежа на спине,
  • в упоре присев,
  • в упоре лежа,
  • в приседе и т.д.

2.        Бег на короткие дистанции по зрительному сигналу:

  • движения рук (вверх, вниз, в сторону и т.д.),
  • бросок мяча,
  • переставленный предмет и т.д.

3.        Бег в максимальном темпе и т.д.

  • «челночный бег»,
  • бег «елочкой».

  1. Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.
  2. Эстафеты.

Теория.

Овладение техникой приема и передачи мяча

Передача мяча. Передача - прием игры, с помощью которого создаются условия для взаимодействия команды. Способы передач:

  • двумя руками в опоре,
  • двумя руками в прыжке,
  • одной рукой в прыжке,
  • двумя руками в падении назад, перекатом на спину.

Практика.

Техника передачи состоит из:

  1. исходного положения,
  2. встречного движения рук к мячу,
  3. амортизации,
  4. направления мяча (вылета).
    Упражнение в передаче мяча в двух шеренгах.
  • Передача мяча в движении.
  • Упражнение в передаче мяча от стенки после поворота на 360 °
  • Обстрел двумя мячами.
  • Выполнение «скрытой» передачи в тройках.
  • Упражнение в передаче мяча у сетки.

передачи могут быть направлены близко к сетке и отдаленные от сетки.

Теория.

Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействияпадения мяча на площадку.

Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием - передача.

Способы и варианты приема:

  1. двумя руками снизу;
  2. двумя руками сверху;
  3. одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину;
  4. одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди - животе.

Практика.

  • Прием мяча от стенки с перемещением.
  • Прием далеких мячей.
  • Прием мяча от сетки.
  • Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.
  • Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.

Овладение техникой подачи. 

Теория.

      Подача. Подача - это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят вигру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтомуподача является и средством нападения.Несколько способов подач:

  1. Верхняя прямая с вращением (силовая).
  2. Верхняя прямая без вращения (планирующая).
  3. Верхняя прямая в прыжке.
  4. Нижняя прямая.

Практика.
Техника подачи состоит из:
1. Исходного положения.

  1. Подбрасывания мяча.
  2. Замаха.
  3. Ударного движения.
  4. Опускания рук.
  5. Перехода к игровым действиям.
  • Нижняя прямая подача
  • Нижняя прямая подача с 3-6 м.
  • Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.
  • Траектория подачи.
  • Подача в «разрез» между игроками.

Тема 4. Тактические действия- 8ч.

Теория.Под   тактикой    понимают   целесообразное    использование   техники   игры    и организацию действия игроков

Тактика состоит из:

  1. Командных действий.
  2. Групповых действий.

3. Индивидуальных действий.

Практика.

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи, выбор места для второй передачи и в зоне 3.

а)        выбор места для выполнения:

  • передач,
  • приема,
  • подач,
  • отбивания,
  • страховки;

б)        выбор способов отбивания мяча:

  • через сетку,
  • передач,
  • приема подач,

в)        выбор направления:

•        передач,

  • подач,
  • приема мяча,
  • приема - передач,
  • чередование способов и направления действий

Групповые действия: взаимодействия игроков передней линии: игрока  з- 4с игроком з-3, игрока з-2 с игроком з-3. Взаимодействие игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и передача в зону 3, 2 передача игроку з-4 или 2.

Тактика защиты. Теория. Выбор места при приеме нижней подачи.

Практика.

Расположение игроков при приеме подачи. Игровая практика.

Тема 5. Общая физическая подготовка- 35ч.

Теория. Упражнения для развития физических способностей: скоростно-силовых, силовых, быстроты, координационных, выносливости.

Практика.

  • Гимнастические упражнения. О.Р.У.
  • Упражнения с предметами ( скакалка, мячи, набивной мяч).
  • Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорением 30м, челночный бег. Прыжки в длину, в высоту. Метание мяча.

  • Подвижные игры, эстафеты.
  • Круговая тренировка  в тренажерном зале.

Тема 6. Специальная  физическая подготовка-33ч.

Теория. Процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учетом выбранного вида спорта.

Практика.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.

  • Старт и рывок по звуковому сигналу из разных И.П.
  • Челночный бег.
  • Бег с остановками и изменением направления.
  • Специальные эстафеты.

Для развития ловкости.

Школа мяча.

Для развития прыгучести.

  • Выпрыгивания вверх из низкого приседа.
  • Напрыгивания на скамейку.

 Тема7.Итоговое занятие, контрольно-переводные нормативы (2 часа).

Теория:

 Регулярный прием нормативов по физической и технико-тактической подготовки с целью изучения динамики развития физических качеств и освоения технических и тактических приемов в течение учебного года.

          Практика:

Сдача приёмно-переводных нормативов по физической и технико-тактической подготовке.

Ожидаемые результаты.

В конце I года обучающиеся должны:

  • овладеть основными техническими приемами игры: перемещениями, передачам, подаче и приему мяча.
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки в игровых ситуациях;

знать  правила  игры  и уметь  применять  их  на практике.

  • Уметь выполнять челночный бег, прыжок в длину с места, ускорения из разныхи.п.
  • Знать исторические  особенности развития волейбола в России и мире.

          Задачи 2-го года обучения

  • Научить выполнять нижнюю и верхнюю прямую подачу на точность.
  • Научить выполнять нападающий удар с паса.
  • Научить выполнять одиночный блок.
  • Научить выполнять групповые действия в нападении и защите.
  • Учить правилам личной гигиены, профилактики травматизма и оказаниюдоврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Содержание изучаемого курса

(2-го года обучения)

Тема 1. Вводное занятие.  Инструктаж по  охране труда- 1ч.

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды. Введение  в программу.

Тема 2. Теоретическая подготовка- 5ч.

Спортивный травматизм. Врачебный самоконтроль. Понятия об обучении и тренировки в волейболе. Организация и проведение соревнований по волейболу. Жесты волейбольного арбитра.

Тема 3. Техническая подготовка- 67ч.

Подача мяча. Нижняя прямая и верхняя прямая подача на точность.

Теория. Подача - это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят вигру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтомуподача является и средством нападения.

Техника подачи состоит из:
1. Исходного положения.

2.Подбрасывания мяча.

3.Замаха.

4.Ударного движения.

5.Опускания рук.

6.Перехода к игровым действиям.

Практика.

  • Траектория подачи.
  • Совершенствование сильной подачи в зону 5.
  • Подача в «разрез» между игроками.

Теория.

 Атакующие   удары. Атакующий    удар   -   наиболее    эффективный    способ завершающих действий команды. Атакующие удары различают:

а)        по направлению:

  • по ходу,
  • с переводом;

б)        по скорости:

  • силовые - скоростные,
  • кистевые - ускоренные,
  • обманные - медленные;

в)        по технике:

  • прямые,
  • боковые.

Практика.

Атакующий удар состоит из 4-х фаз:

  1. Разбег.
  2. Прыжок.
  3. Удар по мячу.
  4. Приземление.
  5. Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки.
  6. Упражнение в передачах сразу на удар.

Теория. Блокирование.  Блокирование    -    прием    игры,    который    применяется дляпротиводействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения, этоодин из самых сложных приемов.

Способы блокирования:

  • одиночное - одним игроком,
  • групповое - двумя-тремя игроками.

Практика. Техника блокирования:

  • разбег
  • прыжок
  • приземление

Одиночное блокирование прямого н.у. по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.

Теория.

Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки.

Исходные    положения    представляют    собой    позыволейболиста, удобные для выполнения приемов, передвижений.

Практика. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо ,спиной вперед. Скачок вправо, влево.

Бег в максимальном темпе и т.д.

  • «челночный бег»,
  • бег «елочкой».

  • Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.
  • Эстафеты.

Теория.

Действия с мячом. Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействияпадения мяча на площадку.

Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием - передача.

Практика.

  • Прием мяча сверху двумя руками
  • Снизу двумя руками
  • С подачи в зонах 6,1 и5
  • Первая передача в зоны 3и2.
  • Совершенствование бокового периферического зрения в прыжке.
  • Выполнение «скрытой» передачи в тройках.
  • Упражнение в передаче мяча у сетки.
  • Упражнение в парах в откидке одной рукой.
  • Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3.
  • Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3 и откидки за голову.
  • Прием мяча от стенки с перемещением.
  • Прием далеких мячей.
  • Прием мяча от сетки.
  • Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.

Тема 4.Тактическая подготовка -12ч.

Тактика нападения. Теория.Под   тактикой    понимают   целесообразное    использование   техники   игры    и организацию действия игроков. Нападающий первого темпа - игрок, который обладает надежными действиями ватаке и на блоке и хорошо играет с низких передач.

Нападающий второго темпа - универсально подготовленный игрок, обладающийвысокой активностью в организации атакующих и защитных действий.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач вразличных игровых ситуациях.

Тактика состоит из:

1.Командных действий.

2.Групповых действий.

3. Индивидуальных действий.

Практика.

  1. Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).
  2. Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.
  • С первой передачи или откидки.
    Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки.
  • Упражнение в передачах сразу на удар.
  • Действия игроков на встречных мячах.

Теория.

Тактика защиты. Индивидуальные, групповые и командные действия.

Организация   командных   действий   в   нападении   осуществляется   по   тремнаправлениям:

  • Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).
  • Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.

С первой передачи или откидки.
Групповые действия
Индивидуальные действия.

Система игры.

Практика. Расположение игроков при приеме мяча от противника « углом вперед» с применением групповых действий.

Тема5. Общая физическая подготовка- 22ч.

Теория-это система занятий ф.у. которая направлена на развитие физических качеств – сила, выносливость, координация движений, скорость, ловкость. Комплексы упражнений общего воздействия для всех мышечных групп.

Практика.

  • Гимнастические упражнения. Упр. с  н.б. мячами, гантелями, скакалками, прыжки в длину, в высоту.
  • Легкоатлетические упр. Бег с ускорением до 20м, челночный бег, эстафетный бег, кросс.
  • Подвижные игры.

Тема 6. Специальная физическая подготовка-32ч.

Теория. Процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учетом выбранного вида спорта.

Практика.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.

  • Старт и рывок по звуковому сигналу из разных И.П.
  • Челночный бег.
  • Бег с остановками и изменением направления.
  • Специальные эстафеты.

Упражнения для развития прыгучести.

  • Приседание и резкое выпрыгивание вверх.
  • Напрыгивания  на куб.

Многократные броски н.б. мяча (в парах, индивидуально)

  • Упражнения с отягощением ( штанга, гантели)
  • Работа с аммортизаторами.
  • Экран прыгучести
  • Работа в тренажерном зале ( круговая тренировка).

                                 Ожидаемые результаты

В конце  2 года обучающиеся должны :

  • Научиться выполнять верхнюю и нижнюю прямую подачи.
  • уметь выполнять прием подачи, пас, нападающий удар и блок.
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки в игровых ситуациях.
  • овладеть тактикой игры и уметь грамотно действовать в игре.
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать основы профилактики травматизма и оказания первой  помощи при занятиях физическими упражнениям

                          Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение

          интерактивная доска, компьютер, выход в интернет, интернет ресурсы.

Методическое сопровождение

программы, учебные карточки, видеоматериалы, книги по спорту и физической культуре.

Методические разработки

Реферат по О.Ф.П. – www/referatbank/ru

Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе. www/shool61.ru

Верхняя прямая подачи с применением ИКТ. www.zavuch.info

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов. www.ivnrono.narod.ru

Волейбол. Овладение основными приемами игры посредством подвижных игр. nsportal.ru

          Список  использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» - ( 2013-01-17)
  2. Закон Санкт – Петербурга « Об образовании в Санкт – Петербурге» ( 2013-09-10)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.

 № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей «Министерства образования науки России» от 11.12.2006г. № 06-1844 ( 2010-09-14)
  2. Конвенция ООН о Правах ребенка ( 2010-09-14)

Литература для педагога:

  1. Бергер.Г.И., Бергер Ю.Г. Урок физической культуры. 5-9 классы. Методическое пособие.М..Владос,2002г.
  2. Волейбол. Учебник для спортивных факультетов под ред. А.Г. Айриянца. -М.:, 2002г.
  3. Волейбол:   Примерная   программа   спортивной   подготовки   для   детско-юношеских   спортивных   школ,   специализированных   детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подговки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт, 2007
  4. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов // под ред.В. И. Ляха, 2006
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. - М., «Дрофа», 2000
  6. Методика    физического    воспитания//   под   ред.    В.    И.    Ляха.    - М.,«Просвещение», 2004
  7. Спортивные   игры.   Учебник   для   студентов      факультетов   физического воспитания под. ред. Н. П. Воробьёва- М., «Просвещение» 2004г.
  8. Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации. - М.,«Советский спорт», 2002
  9. Сайты: pedsovet.su
  10.  www.1september.ru

        Для детей и родителей:

 1. Литвинов Е.Н., Г.И.Погадаев Физкультура! Физкультура!-   М.:Просвещение.1999

2. Беляева А.В., Волейбол - М. «Физкультура и спорт» - 2000

3. Железняк Ю.Л., Юный волейболист - М. 1988
4. Ю.Железняк Ю. Д. Подготовка юных волейболистов. - М.:, 1987

5. Казанкина Т.В., Олимпийская летопись Петербурга; ИПК «Вести», СПб 2002

 6. Родиченко B.C., Твой олимпийский учебник; М. «Физкультура и спорт» 2005

7.  www.lib.sportedu.ru

8. www.volley.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей

программа по краеведению охватывает местность г. Ак-Довурак, апробирована и дополнена, реализуется в МАОУ МУК г. Ак-Довурак...

Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года

Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Дизайнерские штучки»

Рабочая программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству через дизайнерскую деятельность и носит образовательный характер....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...