Статья: "Легенда о древней народной игре Знамя"
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Федоренко Артём Александрович

В этой статье вы познакомитесь с краткой историей зарождения подвижной игры "Знамя" в с. Манжерок Республики Алтай.

Также в данной статье Впервые опубликованы правила этой древней народной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priskazka_o_drevney_narodnoy_igre_2.docx191.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГЕНДА О ДРЕВНЕЙ НАРОДНОЙ ИГРЕ «ЗНАМЯ»

Давным-давно на территории нашей необъятной страны жили люди, умевшие общаться при помощи мыслей. Поэтому обмануть кого-либо было практически невозможно, поскольку все помыслы были на виду. Именно тогда наши предки придумали одну очень простую, но полезную и интересную игру.

На нынешнем языке она называется «Знамя».  Благодаря этой игре, древние люди от мала до велика состязались в скорости и проворности своих мыслей и тел. Побеждала та команда, которая продумывала комбинацию передвижений по площадке наиболее быстро и слажено.

На сегодняшний день мы потеряли умение читать мысли. Но, возрождая древнюю игру и разжигая пламя интереса к ней, у нас есть возможность обрести былые навыки. И завтра мы уже не будем их называть «сверх способности».

БЫЛЬ О ЗНАМЕНИ

        В Республике Алтай возрождение древней игры «Знамя» началось из села Манжерок Майминского района. Связан интерес к этой игре в селе с появлением в 2010 году нового учителя физической культуры Артёма Александровича Федоренко.

Вот что он нам поведал: «Мы играли в Знамя в детстве во дворе. Когда я стал расспрашивать друзей, от кого мы научились этой игре, то никто не смог назвать учителя. Сошлись на том, что просто как-то сами собрались и придумали правила. Думаю, те ребятишки совершили чудо, они смогли восстановить забытое, ни кем до этого им нерассказанное. Интересно, когда объясняешь людям правила, то многие чувствуют, что играли в эту игру. Но оказавшись на площадке, признают, что такое Знамя им не известно.»

На сегодняшний день в Манжероке в Знамя умеют играть все школьники, и организовалась команда молодёжи. Рекорды возраста участников: самому молодому игроку – 5 лет, самому старшему – 62. На сельские турниры собирается до 100 человек. Этот неподдельный интерес является  подтверждением глубины исторических корней простой, но полезной игры Знамя.

Своим опытом игры в Знамя поделился учитель английского языка Аюлинской школы Чемальского района Евгений Челозерцев: «Мы опробовали Знамя с детьми в оздоровительном лагере. Понравилось. Столкнулись с одной проблемой. Несоблюдение первого и главного правила – Честности. Вот он заморожен, а вот он уже бежит.»

Александр Юдаков, майминец, инструктор по физической культуре кадетского корпуса г.Северск: «Отличная игра! Ребятишки сами просят поиграть. Мы даже правила под себя меняем. Например, нейтральную зону расширили до 3 метров. У нас в ней можно применять силовые приёмы.»

Роман Клевцов, студент ГАГУ, игрок по знамени манжерокской команды «Молодёжь»: «Никогда не пропускаю турниры по Знамени. На мой взгляд, это самое позитивное спортивное мероприятие, которое я знаю. А ещё я получаю удовольствие от понимания, что, возможно, наша команда самая опытная и самая сильная в Мире!»

ПРАВИЛА ИГРЫ

Две команды по пять человек. Побеждает та команда, которая первая заберёт знамя соперника и пронесёт его на свою сторону.

Игровая площадка делится на две равные части, принадлежащие разным командам. На своей стороне игроки касанием руки замораживают игроков команды соперника. Если игрок заморожен, то он стоит по стойке смирно и ждёт, пока товарищ по команде касанием руки не разморозит его. Если игрок сумел преодолеть чужую сторону, то он оказывается за лицевой линией в зоне неуязвимости, где находится чужое знамя. Игрок может находиться в зоне неуязвимости сколько угодно долго. Теперь задача игрока – перебежать со знаменем обратно, а задача защитника – не пропустить его. Если игрок со знаменем заморожен, то он возвращает знамя и встаёт на место заморозки. Если игрок со знаменем сумел вернуться на свою сторону,  то он приносит своей команде очко или победу.

Средняя линия площадки – нейтральная зона. Игрок может стоять одной ногой на своей стороне, второй ногой – на чужой. В нейтральной зоне возможны перетягивания игроков. Перетянутый игрок встаёт напротив того места, где его перетянули, на условленном расстоянии от средней линии (три метра или посередине стороны соперника).

Нюансы игры «Знамя»:

  1. Главное правило игры – Честность!
  2. Самые частые нарушения правила №1 связаны с заморозкой и разморозкой игроков: самовольная разморозка, фальстарт при разморозке, вытянутая рука замороженного для ускорения разморозки, замороженный по инерции пробегает дальше, замороженный меняет место заморозки.
  3. В зону неуязвимости может пройти два и более игроков. Так им будет проще пройти защиту. Например, если игроки уберут руки за спину, то защитники не сразу поймут, у кого конкретно в руках знамя, и этим замешательством можно воспользоваться.
  4. Знамя нельзя прятать в одежду.
  5. Знамя нельзя перебрасывать из рук в руки – только передавать.
  6. При пересечении средней линии и линии зоны неуязвимости необходимо внимательно отслеживать, успел ли игрок до осаливания поставить ногу за линию.
  7. Игрок, заступивший за боковую линию, считается замороженным.
  8. Игрок считается перетянутым только, если он потеряет какое-либо соприкосновение со своей стороной. Игрок не перетянут, если он сам не касается своей стороны, но касается товарища по команде, который соприкасается со своей стороной.
  9. В перетягивании может принимать участие несколько игроков. Чаще всего данная ситуация возникает, когда у одного игрока появляется угроза быть перетянутым. К нему на помощь приходят товарищи по команде. Образовывается «цепочка», взявшихся друг за друга игроков. В таком случае перетянутыми могут оказаться несколько игроков. Приём «цепочка» особенно эффективен, когда применяется отработанно и неожиданно.
  10. Во время перетягивания часто  возникает спорная ситуация «отрыв ноги» – один из игроков на мгновение отрывает от пола ногу, теряя единственное соприкосновение со своей стороной. В таком случае игрок считается перетянутым.
  11. Не рекомендуется, чтобы в перетягивании одного игрока участвовало более, чем по три игрока с каждой из сторон. Велика опасность получения травмы.
  12. Не рекомендуется выполнять такие приёмы, как подсечка обеих ног  игрока и другие жёсткие силовые приёмы (для секции борьбы данные ограничения можно снять).
  13. Нельзя браться за одежду.
  14. При перетягивании нельзя использовать посторонние предметы для дополнительной опоры (в полевых условиях данное ограничение можно снять).
  15.  При пассивном ведении игры обоих команд судья может объявить «Бездействие» и пригласить на середину по одному игроку от команды для перетягивания до обязательной победы одного из игроков. Команду, ведущую пассивную игру, судья может наказать заморозкой игрока.
  16. Для игры хорошо подходит волейбольная площадка, на которой за лицевыми линиями есть пространство для зон неуязвимости. Линии нападения могут быть линиями перетянутых.
  17. При проведении игры «Знамя» в спортивном режиме для объективного судейства понадобится несколько судей, так как на площадке в разных местах одновременно может происходить несколько событий.
  18. Многие правила: количество игроков, размеры площадки, условия победы, длительность игры – устанавливаются по договорённости.
  19. Правила игры можно изменять.
  20. Главное правило игры – Честность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

народные игры как средство педагогики

данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"...

"Народные игры на уроках физкультуры"

В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....

Методическая разработка: Правила подвижной игры "Знамя"

Правил данной игры не нашлось ни в одной книге по народным и подвижным играм, не нашлось правил и на просторах интернета.Пэтому в методической разработке представил авторскую публикацию правил подвижн...

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...

Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»

Игровая деятельность  – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...