Проектная деятельность
проект по физкультуре по теме

Дроздик Валентина Антоновна

В данной папке содержатся проекты, написанные учениками под моим руководством. Темы проектов созвучны моей теме самообразования "Здоровый образ жизни". Данные работы были представены на Всероссийском конкурсе , а так же на местных научных конференциях. Информация об это содержится в папке "Мои достижения" (физическая культура и спорт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovoe_pitanie.doc98 КБ
Microsoft Office document icon zakalivanie_v_severnyh_usloviyah.doc471 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя             общеобразовательная школа № 6

г. Сургут


ПРОЕКТ: «Здоровое питание»

Направление: физическая культура, здоровый образ жизни


                                                                             Автор:

                                                                             Борисова Ольга Михайловна

                                                                             МБОУ СОШ № 6, 9 «Б» класс.

                                                                              Руководитель:

                                                                             Дроздик Валентина Антоновна

                                                                             учитель физической культуры  

                                                                             

                                                                             

2015 год

                                     

Правильное питание
Краткая аннотация

       Данная работа является актуальной, так как питание является главной составляющей повседневной жизни, влияет на организм и самочувствие человека, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе. 

      Собранный материал имеет большое практическое значение, т.к. дает возможность проследить широкую область использования здорового и правильного питания в целях сохранения здоровья, а в некоторых случаях и улучшения его показателей.

Содержание 

Введение ____________________________________________________4 стр.
Глава I. Теоретическая часть
 _________________________________ стр.
1. Здоровый образ жизни______________________________________ стр.

2. История развития учения о здоровом питании______________ стр.

3. Содержание понятия здоровое питание_______________________ стр.

  4. Общие принципы здорового питания _____________________ стр.

5. Влияние  несбалансированных диет на организм_______________стр.

6. Пропаганда здорового питания школьников________________  стр.

Выводы____________________________________________________ стр.

Заключение_________________________________________________ стр.

Литература  ________________________________________________ стр.

Введение.

В данной работе представлен анализ здорового питания и его влияние на организм человека и его иммунитет.

Актуальность работы:

Практически каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался о том, что он ест, но находит множество причин, «мешающих» ему это делать. Я считаю, что здоровье - актуально во все времена года, и правильное и здоровое питание доступно всем, независимо от обстоятельств.

Гипотеза:

Пропаганда правильного питания, повысит стремления к здоровому образу жизни.

Цель работы: собрать фактический материал по теме, выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по здоровому питанию своим сверстникам.

Задачи исследования:

  •  Изучить литературу
  •   Изучить методы питания
  •   Организовать и провести  исследование «Здоровое питание как фактор формирования культуры здоровья»
  • Выявит влияние и последствие несбалансированных диет
  •  Исследовать основные принципы здорового питания
  •  Выявить плюсы и минусы здорового питания

Методы исследования: анализ научной литературы, ресурсов интернета, проведение практической работы.

Глава I. Теоретическая часть 

                   

Здоровье – это вершина,

на которую человек должен

 подняться самостоятельно.

(И. Брехман)

  1. Здоровый образ жизни

       Здоровье – это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание немощью, конечно, никогда не было простым. Ведь любая болезнь, поражающая локальный участок нашего тела или захватывающая весь организм, выбивает нас порой на длительные промежутки времени из нормального ритма жизни.

    Утрата здоровья  - это важный фактор, который в корне меняет жизнь человека.  Утрата здоровья может быть временной или полной. И самый худший вариант – полная утрата здоровья влечет за собой инвалидность, ограниченную дееспособность или полную недееспособность. Этот вариант, когда человек выпадет из сферы особо важных трудовых отношений, влечет за собой и трудности во всех иных связанных сферах. В то же время человек становится «активным участником» отношений, связанных с лечением.

   Недаром говорят, что люди губят здоровье, чтобы заработать деньги, а потом тратят все деньги, чтобы восстановить здоровье. Но даже не в той мере важен вопрос финансов, как проблема несовершенства медицины. Разумное, современное лечение может вылечить многие болезни, но некоторые до сих пор находятся за рамками эффективного лечения.

  Поэтому ученые, врачи, учителя, тренеры – все особую роль уделяют здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это своего рода идеология, которой должен придерживать человек, ведь  ЗОЖ включает в себя не только меры двигательного, спортивного характера, но и меры, связанные с питанием, закаливанием, здоровым сном, расписанием дня, включая время, которое мы проводим за компьютером и телевизором. Этот образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, в том числе привычек в сфере питания.

  Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, улучшить самочувствие, ускорить обмен веществ, иметь хорошую фигуру нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - питание. 

    Поэтому правильное питание можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.  Воздействие солнца,  воздуха  и  воды  на организм человека (в разумных пределах, без передозировки)  очень  полезно. 

 Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.

 Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое.

   Главное же заключается в том, что здоровое питание приемлемо для любого человека, т.е. люди любых возрастов независимо от различных факторов или условий могут себе позволить правильно питаться. Здоровое питание повышает работоспособность и выносливость организма, улучшение многих внутренних и внешних показателей.

Питание нормализует состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.
Здоровое питание приносит не только физическое здоровье, но и внутреннее.

2. История развития учения о здоровом питании
      Здоровое питание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Правильно питание использовалось с древних времен. Начало использования пищевых продуктов с лечебной целью относится к глубокой древности. Сохранившиеся древнеегипетские, древнеримские рукописи донесли до наших дней ряд практически обоснованных положений по питанию здорового и больного человека.
      Большое значение диетотерапии придавал Гиппократ (460— 377 до н.э.). В его трудах имеется много высказываний о принципах использования пищи с лечебной целью, о необходимости применения дифференцированного подхода в диетотерапии с учетом стадии заболевания, возраста больного, его привычек, климата, времени года и т. п. Знаменитый древнеримский врач Асклепиад из Вифинии (128—56 до н. э.), отвергая фармакотерапию, ратовал за применение при лечении различных заболеваний диеты в сочетании с физиотерапией. На важную роль использования диеты наряду с лекарственными средствами указывал один из классиков античной медицины — древнеримский врач Клавдий Гален (131—211) в составленной им энциклопедии по всем отраслям медицины…

       Начиная с 80х, которые считаются зарей эры массового увлечения фитнесом. В то время жир (в независимости от типа) изображался и в научных и в массовых изданиях однозначно негативно. «Придерживаться правильного питания» в те времена означало – избегать жира, где только возможно, употреблять массу обезжиренных продуктов и бдительно контролировать содержание жира любого вида в пище. К концу же десятилетия оптимальной основой здоровой диеты были провозглашены цельнозерновые продукты.

В 90х годах жир разделили на хороший (ненасыщенный) и плохой (насыщенный). Полагалось избегать яичных желтков, красного мяса и вообще всего, что содержит холестерин. Все еще поощрялось обильное потребление цельнозерновых продуктов, особенно если они имели низкий гликемический индекс (ГИ). Считалось, что повышение уровня инсулина плохо влияет на здоровье и состав тела. Таким образом, круглосуточное питание маленькими порциями рекомендовалось не только для контроля уровня инсулина, но и с целью «разогнать обмен веществ».

       В 2000х были «амнистированы» насыщенный жир и холестерин, зато было объявлено ядом гидрогенизированное растительное масло. Жирные кислоты омега-3 из рыбы и льняного семени оказались на пьедестале, получив ярлык «чем больше, тем лучше». Теперь скорее углеводы, чем жир были сочтены угрозой для худеющих. Особенно нездоровым стал считаться сахар, что способствовало популярности искусственных подсластителей и низкоуглеводных продуктов. Сейчас представление о правильном питании принимает довольно-таки интересное направления. Одно из них – воображаемая имитация питания в стиле палеолита, представляющая собой исключение злаков, бобовых, молочных продуктов, соли, сахара, алкоголя и даже некоторых овощей. Это определение правильного питания - одно из самых нелогичных, которые мне доводилось видеть. Оно призвано имитировать доисторическую модель, однако его последователи употребляют ряд искусственных пищевых добавок и пользуются спутниковыми технологиями, чтобы подъехать как можно ближе и припарковаться у самой двери тренажерного зала.

Фрукты и овощи всегда были опорным пунктом сторонников «чистой» диеты, но сейчас фрукты и овощи, не подвергавшиеся обработке против насекомых, считаются «чище», вместе с насекомыми и всем прочим.

      И в саге об углеводах случился очередной поворот сюжета. В 90х продукты с высоким ГИ, стимулирующие повышение уровня инсулина, были под запретом, а сейчас врагом общества №1 объявлена фруктоза – углевод с низким ГИ, минимально повышающий инсулин.

      Как вы можете видеть – определить, что же такое правильное питание крайне сложно.    

      Есть ли какие-нибудь тенденции в «правильном питании», которые остались неизменными на протяжении десятилетий? Или какой-то объективный способ оценки продуктов?

3. Содержание понятия здоровое питание.
Здоровое питание -
это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.

Соблюдая основные принципы здорового питания:

  • учёт индивидуальных особенностей
  • разнообразие рациона
  • активный режим
  • самоконтроль
  • дробность питания

Вы добьетесь прекрасных результатов.

Эффективность здорового питания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями спортом, активными видами деятельности, прогулками на свежем воздухе. Показателями правильного проведения здорового питания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и выносливости, чувство легкости и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности и т.д. указывают на неправильное проведение. В этих случаях необходимо изменить  подход и обратиться к врачу.

Здоровое питание оказывает улучшающее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ, а так же способствует повышению физической и умственной работоспособности.

4. Общие принципы здорового питания.

В основе здорового питания лежит всегда желание и цель. Начиная, запомните несколько простых правил:
•        Пища должна поступать в организм регулярно, мелкими (дробными) порциями

•Пища должна быть разнообразной: мясо, рыба, хлеб, молочные продукты, крупы, овощи, фрукты. Вопрос только в количестве, качестве еды и в пропорциональном содержании продуктов.

•        Вечерняя порция (ужин) должна быть по калорийности меньше остальных.

•        Умеренность и разнообразие в пище помогут сохранить молодость и здоровье.

•        Овощи и фрукты должны количественно преобладать над мясными продуктами.

•        Рыбы должно быть больше, чем мяса.

•        Алкоголь нужно употреблять в умеренных дозах.

•        Нужно отдавать предпочтение растительным жирам.

•        В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты (кефир, ряженка, нежирный творог).

•        Сахар лучше заменить медом, или употреблять в незначительных количествах.

•        Обязательно включайте в свой рацион различные крупы, особенно овсяную, гречневую и пшенную.

•        Вареная и приготовленная на пару пища должна преобладать над жаренной.

•        Разнообразнейшие приправы (карри, гвоздика, имбирь, красный, черный и белый перец, лавровый лист, розмарин, мускатный орех, майоран, кориандр, душица, мелисса, эстрагон и т.д.) должны употребляться чаще, чем соль (а то и вовсе заменять соль).

5. Влияние  несбалансированных диет на организм

Как много людей, стремясь к вожделенной отметке на весах, опрометчиво бросаются в безызвестность под названием «диета». И все бы ничего, если бы диета составлялась профессионально – на основе тщательного обследования организма, изучения рациона питания и его главных ошибок. Но такая картина, скорее, исключение, нежели правило. Поэтому и случаев, когда диета приводит к печальным последствиям, крайне много. Стоит понимать, что любая диета должна быть сбалансированной. А это значит, что она должна снабжать организм всеми необходимыми для здоровой жизнедеятельности витаминами и микроэлементами. Если «сидение на диете» сопровождается изнурением организма, однообразными продуктами, то пользы от такой диеты не будет. Более того, неграмотный подход к вопросам правильного питания кроет в себе множество опасностей для вашего физического здоровья и психологического состояния.

Снижение иммунитета

Ослабление иммунной защиты организма – это прямое следствие многих монодиет. Лишив свой организм крайне важных полезных веществ, вы рискуете добиться его истощения, последствия которого будут трудно обратимыми. В результате ваш организм будет «сдаваться» первому встречному вирусу, а сами вы спровоцируете начало целой цепочки заболеваний, начиная с ОРВИ и заканчивая всевозможными воспалениями. Такое страшное заболевание, как туберкулез, тоже может активно развиваться именно вследствие неполноценного питания. Кроме того, несбалансированная диета может привести к проблемам с сердцем – в частности, к аритмии.

Проблемы с пищеварением

Чаще всего диета, выбранная без профессиональной помощи, приводит к расстройствам работы пищеварительной системы. Диареи, запоры, тошнота – лишь видимая часть айсберга. По факту же злоупотребление «очищающими» и подобными диетами часто становится причиной гастрита, язвенных образований, геморроя, заболеваний почек и не только.

Потеря мышечной массы

Вы стремились похудеть, а в итоге появились новые жировые отложения при некотором снижении веса? Это вполне естественно для организма, поскольку природа запрограммировала его таким образом, чтобы он переходил в «энергосберегающий» режим работы при резком ограничении в поступлении жиров и углеводов. Такой механизм стимулирует сжигание мышечной массы для получения необходимых калорий. Кроме того, организм начинает откладывать жиры «впрок». Логично, что после такой диеты вы не только не похудеете, но и наберете новые сантиметры вокруг талии и на бердах. А для женщин крайне печальным может стать и резкое уменьшение груди.

Неврозы и депрессивное состояние

Вкусная и любимая еда – это, безусловно, важный аспект для поднятия настроения. И достаточно вам ограничить себя в некоторых продуктах, не уделив достаточного внимания постепенному изменению пищевых привычек – и вскоре вашими постоянными спутниками станут бессонница, раздражительность, сонливость и другие неврологические расстройства, включая депрессию.

Эффект «наоборот»

Подавляющее большинство людей садятся на диету для достижения большей привлекательности. Но в этом случае можно добиться обратного эффекта: вместо красивой постройневшей фигуры вы получите ломкие ногти, выпадающие волосы и сухую кожу. Стоит ли это таких жертв? Очевидно, что нет. Именно поэтому диетологи убеждают всех питаться здоровой пищей постоянно, приняв такую диету как главную пищевую привычку, сопровождающую вас в течение всей жизни.

6. Пропаганда здорового питания школьников

 Пропаганда здорового питания школьников должна не только обогащать школьников знаниями о нём, но и превращать их в привычку, в деятельность.

В результате опросов старших школьников у 32,5% были выявлены отличные знания о питании, примерно у 40%  –  хорошие знания, у 27,5% - слабые знания. В то же время в результате этого же опроса было установлено, что здоровое питание соблюдают лишь 15%,  эпизодически  27,5% , а вообще не применяют его 57,5%

В связи с этим интересны данные об основных источниках информации о питании у школьников. Главным источником являются средства массовой информации – журналы, интернет, телевидение – на них указали 31,3% школьников. На школу указали 20%. Только 13,7% школьников, как источник информации о здоровом питании указали на семью. 28,0% опрошенных учащихся вообще затруднялись указать конкретный источник.

   Пропаганду правильного питания надо вести не только среди школьников, но и среди их родителей.


Вывод: 

Гипотеза, что здоровое питание, имея широкую область применения и доступность, обладает положительными эффектами, подтвердилась.

  1. Я доказала универсальность и необходимость здорового питания в повседневной жизни в условиях Севера.
  2. Изучила историю питания
  3. Исследовала наиболее доступный из вышеуказанных методов – питание имеет как положительные, так и  отрицательные стороны. Но самым лучшим методом является
    частое, но дробное в небольших количествах дробное питание в сочетании с физической нагрузкой (спортом).
  4. Плюсы здорового питания:
  • Повышается тонус нервной системы;
  • Улучшается кровообращение и обмен веществ;
  • Усиливаются иммунные реакции;
  • Снижение веса;
  • Снижается нагрузка на желудочно-кишечный тракт;
  • Человек съедает ровно столько калорий, сколько ему необходимо;
  • Уменьшение интоксикации организма

Минусы здорового питания:

  • Из-за невыполнения принципов здорового питания, наступают различные нарушения в организме;
  • Бывает сложно совместить с образом жизни;

Рекомендации по питанию:

  1. Многим людям свойственно питаться нерегулярно, поскольку далеко не всегда у них есть время на полноценный завтрак, обед, ужин. Поэтому, решившись перейти на систему дробного здорового питания, хорошо подумайте, как вы это реализуете. Самый оптимальный вариант – готовить еду заранее и брать с собой в контейнере, чтобы если вдруг не будет возможности зайти куда-нибудь перекусить, вы не пропустили плановый прием пищи;
  2. Не есть за 3-4 часа до сна;
  3. Как можно больше есть свежих овощей и фруктов;
  4. Заниматься спортом и активно тратить калории другим способом;
  5. Есть не спеша, прислушиваясь к чувству насыщения;
  6. Употреблять только натуральные злаки, хлеб с отрубями, молочные продукты с малым процентом жирности;
  7. Сократить порции (вдвое) употребляемых блюд;

Заключение

 Здоровое питание — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на улучшение организма, что в конечном итоге приводит к положительным внешним и внутренним результатам. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы правильного питания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Здоровое питание  следует прививать и начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни. Оздоровительное значение его несомненно. Правильно питающиеся  дети и взрослые меньше подвержены многим заболеваниям желудка, сердечно- сосудистыми заболеваниями.

Доступность средств здорового питания заключается в том, что они всегда под рукой, они не требуют сложностей и особо больших затрат; способы их применения не представляют затруднений.

Вывод: можно ясно определить, что около 80 % учащихся  не следят за своим рационом, считая его не обязательным и находя множество причин невозможности здорового питания. В семьях не  ведутся разговоры о здоровом образе жизни, родители не приучают детей с детства питаться правильно.



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, ЗДОРОВЬЕ”


Тема: «Закаливание в северных условиях»

Направление: физическая культура, здоровый образ жизни


                                                                             Автор:

                                                                             Усачева Александра Евгеньевна

                                                                             МБОУ СОШ № 6, 10 «Б» класс.

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             Дроздик Валентина Антоновна

                                                                             учитель физической культуры  

                                                                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя             общеобразовательная школа № 6

г. Сургут

2013 год

                                     

Закаливание в северных условиях

Краткая аннотация

       Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе. 

      Собранный материал имеет большое практическое значение, т.к. дает возможность проследить широкую область использования закаливания в целях сохранения здоровья, а в некоторых случаях и улучшения его показателей.

Содержание 

Введение ____________________________________________________4 стр.
Глава I. Теоретическая часть
 _________________________________5 стр.
1. Здоровый образ жизни______________________________________5 стр.

2. История развития учения о закаливании_____________________6 стр.

3. Содержание понятия закаливание___________________________9 стр.

  4. Средства закаливания_____________________________________11 стр.

       1.Воздушное закаливание________________________________

       2. Закаливание водой_____________________________________

5. Виды закаливания________________________________________14 стр.

6. Общие принципы закаливания_____________________________15 стр.

7. Пропаганда закаливания школьников______________________ 15 стр.

Глава II. Экспериментальная часть___________________________17 стр.

1. Опрос и анкетирование участников исследования____________17 стр.

2. Методы закаливания______________________________________18 стр.

3. Влияние различных способов закаливания на организм_______18 стр.

Приложения  _______________________________________________19 стр.
1. Приложение 1.____________________________________________19 стр.
2. Приложение 2.____________________________________________23 стр.

3. Приложение 3.____________________________________________27 стр.

Выводы____________________________________________________28 стр.

Заключение_________________________________________________30 стр.

Литература  ________________________________________________31 стр.

Введение.

В данной работе представлен анализ различных способов закаливания и их  влияние на организм человека и его иммунитет.

Актуальность работы:

Практически каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался о том, что ему необходимо закаливание, но находит множество причин, «мешающих» ему это делать. Я считаю, что здоровье - актуально во все времена года, и закаливание доступно всем, независимо от обстоятельств и климатических условий.

Гипотеза:

Пропаганда правильного закаливания организма, повысит стремления к здоровому образу жизни.

Цель работы: собрать фактический материал по теме,  выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по закаливанию своим сверстникам.

Задачи исследования:

1.   Изучить литературу

2.   Изучить историю закаливания

3.   Разработать анкеты  для проведения социологических опросов

4.   Создать творческие группы учащихся для разработки и реализации исследования.

5.   Организовать и провести  исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здоровья»

6.   Исследовать наиболее безопасный и доступный вид закаливания в северных условиях.

7.   Выявить плюсы и минусы в закаливании.

Методы исследования: анализ научной литературы, ресурсов интернета, проведение практической работы.

Материалом исследования стали 25 различных статей о закаливании организма, такие как: «Здоровый образ жизни», «Закаливание школьников», «Закаливание детей», «Закаливание в семье», «Из истории заваливания», «Средства закаливания» и т.д.

Глава I. Теоретическая часть 

                   

Здоровье – это вершина,

на которую человек должен

 подняться самостоятельно.

(И. Брехман)

  1. Здоровый образ жизни

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

  Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия.

Так чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - закаливание. 

 Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям.  Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.  Воздействие солнца,  воздуха  и  воды  на организм человека (в разумных пределах, без передозировки)  очень  полезно. 

 Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. [11]

 Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.

 Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

   Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой. Закаливание приносит не только физическое здоровье, но и укрепляет волю к борьбе с жизненными невзгодами, помогает преодолевать их. [9]

2. История развития учения о закаливании

 Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Начало представлениям о закаливании человека положил Гиппократ (460 – 356 гг. до н. э.). Заслуга Гиппократа состоит в том, что он систематизировал имеющийся обширный фактический материал по использованию холода в целях укрепления здоровья. Закаливанию он отводил большую роль и в профилактике самых различных заболеваний.

 По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным». На этом основании он предостерегал от нежелательных последствий, которые могут возникнуть при постоянном нахождении в тепле. Он писал, что у тех, кто часто держит себя в тепле, происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки, кровотечения. Взгляды Гиппократа получили своё дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Труды величайшего учёного того времени Абу-Али Ибн-Сина, известного в Европе под именем Авиценны, представляют важную веху в развитии учения о закаливании. В своём всемирно известном «Каноне врачебной науки» он привёл в стройную систему все имеющиеся знания и данные практического опыта по использованию закаливания и предпринял попытку создать основные правила закаливающих процедур. На уровне знаний того периода он анализировал также и физиологические механизмы закаливания.

 По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством он считал воду и наиболее эффективную форму её использования – купание. Купание он рекомендовал людям с хорошим здоровьем и строго соблюдающим режим дня. Авиценна подчёркивал необходимость строго дозировать длительность купания и предложил пользоваться при этом субъективными теплоощущениями: «Купающийся остаётся в воде, пока ему приятно и сносно и пока он не чувствует дрожи». [24]

Физиологические механизмы закаливания, по его мнению, заключаются в регуляции кровообращения: «Купание в холодной воде… сразу же осаживает прирождённую теплоту вовнутрь  тела, затем она заново приливает к поверхности тела, усиленная в несколько раз». В этом представлении нетрудно заметить прообраз современных взглядов на роль флюктуации (попеременного сужения и расширения) кровеносных сосудов в сохранении тепла в теле человека.

 В эпоху Возрождения закаливание рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих систему воспитания. Т. Кампанелла, Дж. Локк и многие другие отводили закаливанию большое место в воспитании детей.

 Ценный вклад в развитие учения о закаливании внёс знаменитый немецкий врач Х. Гуфеланд. Его заслуга особенно велика в популяризации и пропаганде закаливания. В своём широко известном труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) в качестве одного из важнейших средств профилактики многих заболеваний он отмечал закаливание.

 На Руси закаливание носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

  Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.  Поскольку на Руси оплотом гигиены и основным лечебным и профилактическим средством были бани, то уже в начале прошлого века их влияние на организм человека явилось объектом пристального внимание врачей. [2]

  Взгляды русских врачей, писателей, деятелей науки на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Они сыграли ведущая роль в разработке методики закаливания и её научного обоснования.

Так, Н. Радищев в работе “О человеке, о его смертности и бессмертии”, вышедшей в XVIII веке, писал: “Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет”.

В 1826 г. в Московском университете была защищена первая диссертация А. Бойко Куринским, посвящённая  изучению  физиологического действия бани на человека. Она называлась «О банях вообще и о русских банях в частности».

 Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование.

 Предтечей учения о закаливании явилась народная медицина. В памятниках отечественной культуры, таких, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских» (Епифания Славинецкого), «Юности честное зерцало» (Феофана Прокоповича) и некоторых других, содержатся положения предупредительной медицины, рекомендпции по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

 В трудах известных русских просветителей большое внимание отводилось закаливанию, в частности закаливанию детей. Они рассматривали его как важное средство воспитания ребёнка. Так, И. Бецкой настойчиво рекомендовал приучать детей чаще быть на воздухе.

Много внимания пропаганде закаливания уделял выдающийся русский просветитель Н. Новиков. В своей работе «Разговор о здоровье» он писал, что тому, кто хочет быть здоровым и крепким, надо привыкать сносить жар и стужу, ветер и сырую погоду. По его мнению, закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека, поскольку, как он считал, изнеженные люди, которые ничего вытерпеть не могут, почти, ни к чему на свете непригодны.

 Известный интерес в этом плане представляет деятельность его ученика и последователя П. Енгалычева. В 1804 г. вышел в свет его труд «О продолжении человеческой жизни или средстве, как достигнуть можно здоровой, весёлой и глубокой старости». В нём большое место отведено закаливанию. По мнению автора, у детей нужно «воспитывать привычку к холодной воде». Для этого он рекомендует ежедневные обливания. [21]

Большой вклад в развитие учения о закаливании принадлежит русским медикам. Среди них в первую очередь следует упомянуть ученика М. Ломоносова С. Зыбелина. Он создал свод санитарно-гигиенических правил, в котором важное место отводил закаливанию.

Точкой отсчёта научного этапа развития учения о закаливании является 1881 г. В этом году была опубликована диссертация русского врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней были изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных (систематических) холодовых воздействий.

Исследования А. Назарова явилась стимулом к развёртыванию широкого фронта работ по изучению физиологических механизмов закаливания. В этот период работал блестящий русский физиолог  И. Тарханов, перу которого принадлежит книга, вышедшая в 1899 г «О закаливании человеческого организма». Он был и неутомимым пропагандистом закаливания. Много сделал для дальнейшего развития учения о закаливании и его популяризации В. Гориневский. Отдельные положения его книги  «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания», выпущенной в 1900 г., не утратили своего значения и в наши дни.

В настоящее время исследования по физиологии человека – неотъемлемая часть программ, направленных на решение важнейших медицинских и социально – экономических задач; они неразрывно связаны с комплексом работ в области совершенствования общественных отношений, формирования личности человека, развития социалистического образа жизни. Большой отряд советских учёных внёс и вносит свой вклад в изучение проблемы закаливания: В. Гориневский, Г. Сперанский, И. Саркизов – Серазини, М. Маршак, А. Слоним, К. Смирнов, А. Парфенов и многие другие. Огромная роль в популяризации закаливания принадлежит И. Саркизову – Серазини. Его основные труды «Моря и реки как источник здоровья» (1925), «Водолечение» (1927),  «Основы закаливания» (1953) и другие посвящены актуальным вопросам теории и практики закаливания. [2]

Следует отметить, что разработка теоретических и практических вопросов закаливания – заслуга главным образом нашей отечественной науки.

3. Содержание понятия закаливание.

Закаливание - это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.

Во-первых, закаливание – это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Во-вторых, закаливание – это активный процесс. Он предполагает намеренное  использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов  терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды (воздуха или воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе  закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим  воздействиям, например к недостатку кислорода. При этом следует помнить, что высокая устойчивость к холоду может затруднять достижение высокой устойчивости к другим неблагоприятным воздействиям, например к жаре.

В-четвёртых, специальная закаливающая процедура, например обтирание, только туловища холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявится в полной мере лишь при охлаждении туловища; при охлаждении других участков тела её проявление будет менее значительно. Об этом следует помнить при выборе той или иной специальной закаливающей процедуры. При этом следует руководствоваться наиболее вероятными условиями  охлаждения: если велика угроза охлаждения ног, то в качестве специальной закаливающей процедуры наиболее эффективной будут ножные ванны. [1]

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.    

Предварительно посоветуйтесь с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. Закаливание начинают, когда ребенок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.

Соблюдая основные принципы закаливания:

  • систематичность,
  • постепенность,
  • учёт индивидуальных особенностей,
  • разнообразие средств и форм,
  • активный режим,
  • сочетание общих и местных процедур,
  • самоконтроль.

Вы добьетесь прекрасных результатов.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур - обязательное условие правильного закаливания. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.

Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика.

Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. [12]

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.

Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ, уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение, а так же способствует повышению физической и умственной работоспособности.

4. Средства закаливания

Средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух, вода. Ещё несколько тысячелетий назад люди узнали их целебные свойства и стали использовать для укрепления здоровья и для излечения всякого рода недугов.

1. Воздушное закаливание

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки. Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина).

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести. Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде. По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17- 21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха. Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры. Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы. Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

    Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха. Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

а) прогулки на воздухе.

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом, как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

б) воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16 С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте. [16]

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22(С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха. 

Перед тем как начинать закаливание, для избавления от возникающих мыслей о предстоящем холодовом воздействии на организм можно использовать аутогенную тренировку, рекомендуемая схема которой приводится ниже:

  1. закрыть глаза;
  2. напрячь все мышцы тела, а затем расслабиться;
  3. спокойно подышать в течение нескольких минут;
  4. на лице должна быть легкая улыбка, чтобы организм настроился на положительную волну эмоций;
  5. можно мысленно представить картину летней теплой погоды;
  6. попытаться ощутить во всем теле тепло, при этом сначала должны стать теплыми руки, затем ноги и только потом остальные части тела;
  7. реально оценить ситуацию, почувствовать погоду;
  8. попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук и ног.

Далее проводится оценка состояния кожи (ее посинение, “гусиная кожа”, венозные сеточки наблюдаться не должны).

Затем выполняются массирующие поглаживания тела через одежду, после чего для лучшей активации холодовых рецепторов, находящихся в коже, делается легкий массаж кожи в течение 1 мин.

 2) Закаливание водой.

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру  воды  или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

а) обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

    б) обливание – следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30°С, в дальнейшем снижая ее до + 15°С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.  

    в)  контрастный душ – еще более эффективная водная процедура. Привыкать к контрастному душу нужно постепенно. Первые две недели необходимо принимать душ комфортной температуры. Затем делать один контраст и стоять долго под холодной водой (5-10 сек.), через две недели перейти на два, а затем и на три контраста.
   
г)  купание. При  купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20°С и 14-15 °С воздуха.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 12-15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10°С.

    В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 сек. (для длительно занимающихся – 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

5. Виды закаливания

Различают пассивное и активное закаливание. Проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается. Подобное наблюдается  летом. Облегчённая одежда, длительное пребывание на открытом воздухе, купания также закаляют организм.

Активное закаливание предусматривает систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. К этому относятся все специальные закаливающие процедуры, например солнечные и воздушные ванны, купания.

 Формы закаливания могут быть различными. Энергию солнечных лучей и воздух используют в форме ванн – солнечных, воздушных, световоздушных; они могут быть общими и местными. Вода используется в  форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей по росе, а также банная процедура. [10]

  Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физического развития, чувствительности к холоду, типологической характеристики ВНД ребёнка или взрослого.

6. Общие принципы закаливания.

 В основе закаливания лежит использование естественных факторов природы, а именно воздуха, воды и солнечного света. Начиная закаливание, запомните несколько простых правил:

  • закаливающие процедуры проводить ежедневно, можно 2 раза в день;
  • постепенно снижать температуру воздуха и воды;
  • постепенно увеличивать продолжительность воздействия этих   факторов;
  • в случае болезни в не тяжелой форме прекращать закаливание не нужно. Когда здоровье ослаблено, к процедурам по закаливанию организма следует относиться с большей осторожностью. Надо уменьшить силу воздействия (увеличить температуру воды и уменьшить время обливания), но проводить эти процедуры обязательно;
  • если вы всё же серьезно заболели, временно можно отменить процедуры, но перерыв должен быть не более 5-7 дней. Если же по каким-то причинам перерыв между закаливаниями продлился более двух недель, нужно все начинать сначала;
  • детям закаливание проводить под контролем взрослых. [15]

Показателем правильности проведения процедур является хорошее самочувствие и бодрость духа.

7. Пропаганда закаливания школьников

 Пропаганда закаливания школьников должна не только обогащать школьников знаниями о нём, но и превращать их в привычку, в деятельность.

В результате опросов старших школьников у 32,5% были выявлены отличные знания о закаливании, примерно у 40%  –  хорошие знания, у 27,5% - слабые знания. В то же время в результате этого же опроса было установлено, что систематически закаливание применяют лишь 15%,  эпизодически  27,5% , а вообще не применяют его 57,5%

В связи с этим интересны данные об основных источниках информации о закаливании у школьников. Главным источником являются средства массовой информации – журналы, интернет, телевидение – на них указали 31,3% школьников. На школу указали 20%. Только 13,7% школьников, как источник информации о закаливании указали на семью. 28,0% опрошенных учащихся вообще затруднялись указать конкретный источник.

   Пропаганду закаливания надо вести не только среди школьников, но и среди их родителей.

Глава II. Экспериментальная часть 
1. Опрос и анкетирование участников исследования (Приложение 1).

Анкета по проблемам здорового образа жизни:

«Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос:

1. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни:

А) от друзей;

Б) в семье;

В) от учителя;

Г) из средств массовой информации, интернета;

Д) от врачей;  

Е) другое - _______

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни;

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого;

В) частично;  

Г) эта проблема меня пока не волнует;

Д) другое - __________________________________________________

3. Как Вы относитесь к своему здоровью?

А) считаю себя здоровым;

Б) регулярно занимаюсь своим здоровьем;  

В) задумываюсь над своим здоровьем;

Г) систематически закаливаюсь;

Д) занимаюсь физической культурой;

Е) другое_________________________________________________________

4. Как Вы думаете, что необходимо делать, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.

А) занятия спортом, посещение спортивных секций;

Б) соблюдение режима дня;

В) полноценное питание;

Г) отказ от вредных привычек,  

Д) соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Е) выполнение закаливающих процедур;

Ж) не делаю ничего, я и так здоров;

З) другое _________________________________________

5. Занимаются ли члены вашей семьи закаливанием?:

А) нет, не видят в этом необходимости;

Б) проявляют интерес к этой теме;

В) закаливающие процедуры в нашей семье являются неотъемлемой частью здорового образа жизни;

Г) другое - __________________

6. Какие виды закаливающих процедур вы знаете?

А) контрастный душ;

Б) моржевание;

В) прогулки;

Г)другое___________
  7. Выполняете ли вы закаливающие процедуры? Если да, то какие?

А) да, регулярно

Б) иногда

В) нет, не считаю это необходимым.

8. Как вы считаете, какие факторы мешают выполнять закаливающие процедуры?

А) отсутствие интереса;

Б) отсутствие условий;                                

В) недостаток времени;                                    

Г) лень;                                                            

Д) материальные затруднения;

Е) недостаток знаний о ЗОЖ;

Ж) считаете, что болезни вам не грозят;

З) другое ___________________________

2. Методы закаливания (Приложение 2).

С июня 2012 по февраль 2013 года мы определили 4 группы участников эксперимента (по 10 человек в каждой, на параллели 10 классов). Каждая группа использовала свои метод закаливания:

1. Прогулки вечером ежедневно, не зависимо от погодных условий (не менее 1 часа)

2. Контрастный душ 3 раза в неделю;
1. Теплая вода (20 -40 сек);

2. Горячая вода (комфортной температуры, 30сек-1,5 мин);
3. Холодная вода (20сек-1 мин);
4. Горячая вода (20-40 сек);
5. Холодная вода (1 мин и более).

3. Посещение бассейна 3 раза в неделю

4. Не закаливающиеся (контрольная группа)

Вывод: 

1.Мы провели исследование и выяснили, что самый эффективный способ закаливания - это бассейн. При занятии плаванием  повышается иммунитет, снижается вес, повышается интенсивность обмена веществ, тренируется сердечно – сосудистая и нервная системы, происходит укрепление костей.

2. Бассейн- это не самый доступный метод закаливания, так как не каждый человек имеет возможность посещать его. Таковым методом является прогулка.  Даже самый занятой человек сможет выделить время, чтобы провести его на свежем воздухе.

3. Контрольная группа ребят (не закаливающиеся) болеют гораздо больше по численности и по продолжительности.

Гипотеза, что закаливание, имея широкую область применения и доступность, обладает положительными эффектами, подтвердилась.

  1. Я доказала универсальность и необходимость закаливания в повседневной жизни в условиях Севера.
  2. Изучила влияние закаливания на примере следующих общедоступных методов – прогулки на свежем воздухе, плаванье в бассейне, контрастный душ. Рассмотрела точки приложения препаратов на организм человека.
  3. Изучила историю закаливания.
  4. Исследовала наиболее доступный из вышеуказанных методов – все виды закаливания имеют как положительные, так и  отрицательные стороны. Но самым эффективным методом является плавание в бассейне, а самым доступным - прогулки.
  5. Провела классный час на тему: «Закаливание в северных условиях».
  6. Стенгазету?????? ( фото стенгазеты и фото, где выступает перед классом)(Приложение 4) фото газеты

Плюсы применения закаливания:

  • Повышается устойчивость к заболеваниям;
  • Повышается тонус нервной системы;
  • Улучшается кровообращение и обмен веществ;
  • Усиливаются иммунные реакции;
  • Понижается температурная чувствительность;
  • Снижение веса;
  • В бассейне осуществляется проработка всех мышц, происходит укрепление костей.

Минусы применения закаливания:

  • Из-за невыполнения принципов закаливания, наступают различные нарушения в организме;
  • В бассейне возможна реакция на воду, ведь добавлена химия и многие врачи сходятся во мнении, что хлорированная вода негативно влияет на легкие, может вызвать аллергию и даже астму.

Рекомендации по закаливанию:

1. Применяйте холодные процедуры, только на разогретое тело. Не соблюдение этого правила, особенно в холодное время года может привести к следующим последствиям: сухость кожи, трещины на коже ног и в других местах, треск в суставах, снижение переваривающей функции.

2. Теплое купание, нужно завершать прохладным. Теплая вода расслабляет и обессиливает, холодная закаляет, укрепляет организм.

3. После применения водных процедур – не стоит вытираться. Тем самым мы можем упустить очень ценную вещь. После водных процедур у нас образуется граница разделения сред, это очень активная зона, в которой происходят более интенсивные энергетические процессы, чем внутри и эти процессы становятся нашими и приносят организму дополнительную пользу. После водной процедуры, нужно зайти в теплое помещение и начать активно двигаться, можно одевать одежду даже на мокрое тело.

4. Согревание после воздействия холода. После любой водной процедуры, которая отнимает тепло у вашего организма, следует хорошо прогреть тело.

5. На сильный жар, холод не налагай. Если у вас температура, не стоит пытаться погасить ее холодом.

6. Обязательно охлаждайте голову. Во время любой холодной процедуры, необходимо обязательно охладить голову, обливание следует начинать с головы.

7. Увеличение нагрузки закаливания на организм. Со временем организм может адаптироваться к закаливанию, и перестать получать, то приятное и полезное, что было в начале. При такой ситуации, необходимо понижать температуру воды, применять снег.

8. Постепенное повышение нагрузки. Особенно если вы больны, необходимо постепенное и плавное повышение нагрузки закаливания, это поможет вам избежать неприятных последствий при слишком большом желании все и сразу сделать.

9. Лучшим временем для закаливания, является утреннее время, когда вы только встали с постели. Холодные процедуры, лучше делать утром, они укрепят ваше тело на целый день, а вечером для лучшего засыпания прогрейте организм.

10. Холодные процедуры необходимо использовать, чаще, чем теплые.

11. Теплая вода растворяет, а холодная удаляет. В то время как теплая вода, вызывает процессы в организме связанные с распадом, растворением, расслаблением, холодная же вода напротив производит структуризацию, с вытеснением наружу всего лишнего.

12. Выбирая вид закаливания, всегда учитывайте свою конституцию. Это одно из самых важных правил. Есть люди у которых очень сильный обогрев организма, и они даже зимой могут ходить без перчаток, противоположностью таким людям, являются люди со слабым обогревом организма, такие люди даже при небольшом похолодании ощущают зябкость и мерзнут.

13. Противопоказания к закаливающим и водным процедурам. Как таковых противопоказаний к закаливанию нет, есть только рекомендации по температуре и времени.

Заключение

 Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родите лей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

 Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
   Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

 Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Литература цифра автор в алфавитном порядке и в тексте ссылку на этого авторав в скобках (1)

1. Артюхова Ю. «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 1999.

2. Ассман Д. Чувствительность человека к погоде. Л., 1966.

3. Баженов Ю. И. Термогенез и мышечная деятельность при адаптации к холоду. Л., 1981.

4. Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода. М., 1957.

5. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. 1989 г.

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Комушин А.И. Лекарство от простуды.

8. Майстрах Е. В. Патологическая физиология охлаждения человека. Л., 1975.

9. Лаптев А.П. Азбука закаливания. 1986.

10. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. 1986.

11. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье, Москва, 1991

12. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. М., 1984.

13. Слоним А. Д. Среда и поведение. Л., 1976.

14. Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребёнка раннего и дошкольного возраста. М., 1965.

15. Спирина В. П. Закаливание детей. М., 1967.

16. Чусов Ю. Н. Содержание процесса закаливания. – Теория и практика физической культуры, 1982, № 3.

17. Швейцер И. Воспитание ребёнка. Ташкент, 1982.

18. Большая энциклопедия «Мать и дитя» - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

19. Большая энциклопедия народной медицины – Москва: Издательство Эксмо, 2007г.

20. Н. Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника» Москва, «Просвещение», 1996г.

21. Н. Б. Коростелёв «От А до Я» Москва, Медицина, 1997г.

22. И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии гигиены человека» Москва, «Просвещение», 1997г.

 23. «Всё обо всём. Организм человека» Перевод с итальянского под ред. Н. С. Кочарова «Издательство Астрель», 2002г.

24. Большая книга интересных фактов, редактор-составитель Н. Н. Малофеева, Москва, «Росмен-Пресс»,2006г.  

Интернет сайты:

http://www.yandex.ru/

http://www.google.ru/

Приложения:

Приложение 1.

Опрос и анкетирование участников исследования

1. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни:

А) от друзей - 3%

Б) в семье-  8%

В) от учителя; - 17%

Г) из средств массовой информации, интернета - 60%

Д) от врачей  - 10%

Е) другое - 9%

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни- 29%

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого - 12%

В) частично - 9%

Г) эта проблема меня пока не волнует - 47%

Д)другое - 3%

3. Как Вы относитесь к своему здоровью?

А) считаю себя здоровым - 56%

Б) регулярно занимаюсь своим здоровьем  - 6%

В) задумываюсь над своим здоровьем - 14%

Г) систематически закаливаюсь - 4%

Д) занимаюсь физической культурой - 20%

Е) другое- 0%

4. Как Вы думаете, что необходимо делать, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.

А) занятия спортом, посещение спортивных секций; - 16%

Б) соблюдение режима дня; - 14%

В) полноценное питание; - 6%

Г) отказ от вредных привычек,  - 25%

Д) соблюдение санитарно-гигиенических норм; - 6%

Е) выполнение закаливающих процедур; - 9%

Ж) не делаю ничего, я и так здоров; - 22%

З) другое - 2%

5. Занимаются ли члены вашей семьи закаливанием?

А) нет, не видят в этом необходимости - 43%

Б) проявляют интерес к этой теме - 13%

В) закаливающие процедуры в нашей семье являются неотъемлемой частью здорового образа жизни - 7%

Г) другое - 37%

6. Какие виды закаливающих процедур вы знаете?

А) Контрастный душ- 25%

Б) Моржевание - 7%

В) Прогулки - 65%

 Г) Другое-3%

7. Выполняете ли вы закаливающие процедуры? Если да, то какие?

А) Да, регулярно – 4%

Б) Иногда - 40%

В) Нет, не считаю это необходимым. – 66%

8. Как вы считаете, какие факторы мешают выполнять закаливающие процедуры?

А) отсутствие интереса - 5%

Б) отсутствие условий  - 7%                                  

В) недостаток времени - 15%                                      

Г) лень - 60%                                                            

Д) материальные затруднения - 0%

Е) недостаток знаний о ЗОЖ - 2%

Ж) считаете, что болезни вам не грозят - 11%

З)другое - 0%

Вывод: по анкетированию можно ясно определить, что около 70 % учащихся  не занимаются закаливанием, считая его не обязательным и находя множество причин невозможности закаливания. В семьях не  ведутся разговоры о здоровом образе жизни, родители не приучают детей с детства к закаливанию.

Приложение 2.

  1. Прогулки вечером ежедневно, не зависимо от погодных условий

(не менее часа)

Количество испытуемых

Времена года (количество дней, когда ребенок болел ОРВИ)

Ф. И.
учащихся

лето

осень

зима

Июнь

       

 кол-во дней

Июль

кол-во дней

Август

     

кол-во дней

Сентябрь

кол-во дней

Октябрь

кол-во дней

Ноябрь

кол-во дней

Декабрь

кол-во дней

Январь

кол-во дней

Февраль

кол-во дней

1. Антонов Александр Анатольевич

0

3

0

0

6

0

0

9

0

2. Аразова

Ксения

Закирова

0

0

0

3

4

3

0

8

0

3. Вагизов

Роман

 Маратович

0

0

0

5

0

4

8

0

2

4. Владыко Анастасия Игоревна

3

0

0

3

5

0

7

4

0

5. Горобец Евгений

Петрович

0

4

5

0

7

0

4

0

3

6. Ена

Лилия

Николаевна

0

0

3

0

3

5

0

4

0

7. Захаров Владимир Дмитриевич

0

0

0

0

0

7

0

0

0

8. Лысенко

Елена

Сергеевна

0

0

0

3

4

0

5

6

0

9.  Медведев Артем Станиславович

2

0

0

0

0

6

5

4

4

10. Семенова Лилия

Алексеевна

0

3

0

3

0

4

3

0

0

2. Контрастный душ

Количество испытуемых

Времена года (количество дней, когда ребенок болел ОРВИ)

Ф. И.
учащихся

лето

осень

зима

Июнь

       

 кол-во дней

Июль

кол-во дней

Август

     

кол-во дней

Сентябрь

кол-во дней

Октябрь

кол-во дней

Ноябрь

кол-во дней

Декабрь

кол-во дней

Январь

кол-во дней

Февраль

кол-во дней

1. Горшков Никита

Львович

0

0

0

0

0

4

0

3

2

2. Детков Александр Владимирович

0

0

0

2

3

0

0

5

0

3. Кудашева Лилия

Радиковна 

0

0

3

2

3

3

3

0

1

4. Кушниренко Никита Данилович 

0

2

0

0

3

0

4

4

0

5. Ляпин

 Денис Николаевич

0

0

3

2

0

2

4

0

4

6. Миниахметов Денис

Разифович

0

0

0

3

4

0

0

3

0

7. Савко Владислав Михайлович

0

0

0

3

2

3

0

0

0

8. Филатов Константин Владимирович

0

0

0

0

4

0

3

3

0

9. Шаритдинова Ксения Александровна

0

3

0

0

0

3

4

0

2

10.  Ятманов Арсений

Юрьевич

0

0

2

0

0

3

3

0

0

3. Посещение бассейна 3 раза в неделю

Количество испытуемых

Времена года (количество дней, когда ребенок болел ОРВИ)

Ф. И.
учащихся

лето

осень

зима

Июнь

       

 кол-во дней

Июль

кол-во дней

Август

     

кол-во дней

Сентябрь

кол-во дней

Октябрь

кол-во дней

Ноябрь

кол-во дней

Декабрь

кол-во дней

Январь

кол-во дней

Февраль

кол-во дней

1. Ахмедов Азамат Анваржанович

0

0

0

0

2

0

3

4

3

2. Еско

Анастасия Вячеславовна 

0

0

0

3

0

2

0

0

0

3. Ивасюк Евгений Романович

0

0

2

4

0

0

2

0

4

4.  Киселевич Роман Станиславович

0

0

0

2

4

0

2

4

0

5. Лобастова Елизавета Юрьевна

0

0

1

0

4

0

4

0

4

6. Прудникова Елизавета Олексеевна

0

0

2

0

3

2

0

0

0

7. Серасходова Алла Станиславовна

0

0

0

0

3

3

0

0

2

8.  Чуланов Сергей Вячеславович

0

0

0

2

3

0

0

4

0

9. Шитов Владимир Сергеевич

0

0

0

0

0

3

3

3

2

10. Шумакова Александра Александровна

0

0

0

1

0

4

3

0

0

4. Не закаливающиеся (контрольная группа)

Количество испытуемых

                                  Времена года

Ф. И.
учащихся

лето

осень

зима

Июнь

       

 кол-во дней

Июль

кол-во дней

Август

     

кол-во дней

Сентябрь

кол-во дней

Октябрь

кол-во дней

Ноябрь

кол-во дней

Декабрь

кол-во дней

Январь

кол-во дней

Февраль

кол-во дней

1. Борискина Анна Александровна

0

0

0

0

6

10

7

0

3

2. Боталов Александр Рамазанович

0

0

3

4

5

5

4

5

4

3.  Гладков

Егор Юрьевич

4

0

0

5

0

4

8

0

3

4. Кузнецова Анна Александровна

3

0

0

3

5

4

7

5

0

5. Коршун

Сергей Александрович

0

4

0

0

3

0

4

0

3

6. Педякшева Анна

Олеговна 

0

0

2

3

5

6

7

4

0

7. Попова Валерия

Ивановна 

0

0

0

0

4

6

3

0

0

8. Сироткина Марина Андреевна

0

0

0

5

3

6

6

3

5

9. Шамеева Эвелина Ормонхановна

2

0

0

0

5

3

4

5

3

10. Шолохов Владислав  Денисович

0

0

0

0

6

8

3

0

0

Вывод:

Контрольная группа показала наихудшие результаты – количество ребят, болевших простудными заболеваниями гораздо выше и по количеству дней заболевание протекало дольше.

Приложение 3.

1. Прогулки вечером ежедневно, не зависимо от погодных условий (не менее часа)

2. Контрастный душ

3. Посещение бассейна 3 раза в неделю

4. Не закаливающиеся (контрольная группа)

Данные  о  показателях,  о состоянии здоровья  учащихся   взяты у медицинского работника школы.

 (Приложение 4) фото газеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...