Карточки по подвижным играм
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс) на тему

Егорова Елена Михайловна

В данной работе подобраны игры для детей с проблемами здоровья, позволяющие адаптировать их к выполнению учебной деятельности на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_po_podvizhnyi_igram.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Божья коровка»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие статического равновесия, ориентировка в пространстве, активизация речи, закрепление навыков порядкового счета, способность различать звуки по громкости, формирование осанки

Инвентарь: мягкая игрушка

Содержание игры: Дети становятся в круг лицом к центру. Водящий отворачивается, а они прячут кому-нибудь за спину под майку «божью коровку» (мягкую игрушку) и поднимают руки вверх. Водящий ищет игрушку, передвигаясь от одного к другому. А дети хлопают в ладоши над головой и жужжат, ориентируя громкостью поиск водящего.

Вариант усложнения:

  • приближение водящего к спрятанной игрушке дети регулируют громкостью проговариваемого хором речитатива:

«1,2,3,4,5 – коровка спряталась опять

6,7,8,9,10 – мы найдет ее все вместе»

«Говорящий мяч»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях, активизация мышления

Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной, теннисный).

Содержание игры: Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, «А» – «Арбуз».

Вариант усложнения:

  • ведущий бросает разные мячи;
  • ведущий, бросая мяч, говорит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое слово на ту же букву;
  • ведущий называет слово, а ребенок – словосочетание или предложение;
  • ведущий называет цифру, а ребенок – цифры – соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4».

«Робот»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: Внимание, ориентировка в пространстве без зрительного контроля, знание основных направлений движения, способность дифференцировать команды и двигательные действия на слух.

Инвентарь: повязка на глаза.

Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка – он  робот, а дети заранее договариваются, в какое место он должен  прийти и какие задания выполнить по пути (сесть на скамейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Вперед», «Назад», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привести робота к цели.

Вариант усложнения:

  • то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки.

«Собери слово»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие сообразительности, быстроты реакции и движений, мелкой моторики пальцев рук, приобретение навыков совместных действий, способность прямолинейных движений в беге.

Инвентарь: наборы карточек с буквами.

Содержание игры: Игра проводится в виде эстафеты. Каждая команда получает по равноценному набору букв, из которых сообща составляет слово и относит свой набор карточек к вертикальному стенду. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к стенду по начерченной линии, вывешивает первую букву слова на стенд и возвращается назад, второй игрок вывешивает вторую букву и т.д. Выигрывает команда, первой «написавшая» слово.

 «Что пропало»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибается меньшее количество раз.

«Узнай друга»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания: Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Зоопарк»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков – 8-15.

Инвентарь: обручи или мел.

Инструкция: Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу. В клетке может быть несколько зверей – обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает : «Какой зверь живет в этой клетке?». Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так – от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: по дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Уу-уу-уу-уу.

Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать не поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические указания. Эту игру можно проводить 2-3 раза.

«Лохматый пес»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Количество игроков – 8-12.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Строим цифры»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие элементарных математических представлении,  умения ориентироваться в пространстве, организованности.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2,3,4 и т.д.)». Дети выполняют задание.

Варианты

1.Дети  располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.

2.Еслидетибыстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом сокращается время построения.

 Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и показав все действия.

«Кот и воробушки»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.

Количество игроков – 6-15.

Инвентарь: подвижная опора (бревно или скамейка), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок – «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!». Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы кота.

Варианты

  1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.
  2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту».

Методические указания

- Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

- Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

Подвижные игры для умственно отсталых

школьников старших классов

«Горячий камень»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.

В игре принимают участие не менее трех игроков.

Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом  внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:

- игрок роняет мяч;

- у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;

- игрок неточно передает  мяч соседу, и тот не может его поймать.

Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает то, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой – пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.

Варианты

  1. Игроки могут находиться в положении сидя.
  2. Могут быть использованы набивные мячи.
  3. Можно использовать комбинации мячей, различных по весу и диаметру.

Методические указания.

  1. При разучивании игры:

 - рекомендуется использовать одинаковые мячи;

- в начале игры мяч должен находиться у каждого второго участника.

2. В момент игры:

- ведущему следует обращать внимание участников на необходимость точного паса соседу;

- необходимо рекомендовать участникам внимательно наблюдать за действиями того соседа, который должен отдавать им мяч, передавать же его не следя;

- в ожидании паса следует держать руки перед грудью.

«Пятнашки-повторяшки»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты принятия решения.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток.

Инструкция. Все участники равномерно распределяются по площадке, ограниченной линиями. Из их числа выбирается водящий. По сигналу ведущего «водящий» старается запятнать одного из участников игры. Убегая от «водящего», игрок может выполнять любые движения (стойки, прыжки, вращения и т.д.).  Прежде чем запятнать участника, «водящий» обязан повторить все его действия. Если убегающий не успевает выполнить новое движение, то его можно запятнать. Этот участник становится «водящим», но он не может запятнать предыдущего «водящего».

Методические указания. На всем протяжении игры играющие не имеют права покидать пределы игровой площадки.

«Круговое вышибало»

(игра для детей с проблемами интеллекта)

Цель: развитие точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них – «мишень», другой – «защитник». Задача играющих – передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» - защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» - прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут быть использованы и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т.д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

Игры для слепых и слабовидящих

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются местами, если же ошибся, то продолжает водить.

Методические указания

- во время игры следует соблюдать тишину;

- водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

«Чем играем?»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

В игре участвуют от 4 до 15 человек.

Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу водящего подходят к нему  поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть  бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока, не даст верный ответ.

Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.

Методические указания

- водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза;

- звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы;

- начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру;

 - с незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

«Догони колокольчик»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-12.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик какому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания

- пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий;

- играющим нельзя выходить за пределы площадки;

- всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.);

- если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«На ощупь»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков – 5-10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция.  В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

- ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой;

- игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

«Рука все помнит»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие сенсорной памяти. Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий раскладывает на столе 8-10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20-13 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий называет два предмета и предлагает игроку поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом игрок должен безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке он выбывает из игры. Если игрок справился с заданием, ему предлагают поменять  местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто переложит большее количество предметов.

Методические указания

Это игра только для слабовидящих детей и для детей без патологии зрения.

«Где стереть?»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по рожице. Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). выигрывает тот, кто точнее выполнить задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормальновидящих детей.

«Секретное донесение»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 20.

Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.

Инструкция. Играют две команды по 10 человек. Пять игроков встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные пять участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным донесением».

По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через 2тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же  самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Вариант: игра может проводится в два тура. Сначала обручи держат незрячие, а задание выполняют игроки с остаточным зрением, затем они меняются ролями. Зачет результатов раздельный.

Методические указания

- незрячие игроки вначале ориентируются по обручам, затем помощники ведущего подают звуковой сигнал, сопровождая незрячего до стойки и обратно;

- замыкающим колонны нужно ставить ребенка с остаточным зрением.

«Паук»

(игра для слепых и слабовидящих)

Цель: развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды.

Играют две команды по 10-15 человек в каждой.

Инвентарь: две веревки.

Инструкция. Игра проводится на площадке, на которой прочерчиваются два круга диаметром 1,5-2 метра на линии старта и два – на линии финиша. Команды становятся в стартовый круг. Каждую команду нужно обвязать веревкой, чтобы получилось два 2паука». По команде «Марш!» оба «паука» начинают наперегонки перебираться к финишным кругам. «Паук», первым достигший финиша, выигрывает.

Методические указания.

- «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть.

- Все играющие должны быть в обуви.

- Желательно, чтобы в каждой команде был кто-то из взрослых.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

 (игра для глухих и слабослышащих)

Цель. Развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки  в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Поймай мяч»

(игра для глухих и слабослышащих)

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

- От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

- Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

- играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Догони меня»

(игра для глухих и слабослышащих)

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догонял мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

- игра повторяется несколько раз;

- выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Подними руку»

(игра для глухих и слабослышащих)

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа – левую руку, игрок слева – правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

«В шеренгу становись»

(игра для глухих и слабослышащих)

Цель: развитие внимания и двигательных качеств – ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока вес участники не опустят канат для построения.

«Замок»

(игра для детей с нарушениями речи)

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти воображения.

Инструкция.

Текст                                                                            Движения

На двери висит замок                                      Ритмичные быстрые соединения

                                                                           пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?                                Повторение движений.

Потянули,                                                         Пальцы сцеплены в «замок»,

                                                                           руки потянуть в одну, потом

                                                                           В другую сторону.

Покрутили,                                                       Движения кистями рук со

                                                                           сцепленными пальцами от

                                                                           себя – к себе.

Постучали                                                         Пальцы сцеплены, основаниями

                                                                           Ладоней постучать друг о друга.

И – открыли!                                                     Пальцы расцепить, ладони в

                                                                           Стороны.

«Письмо на ладони»

(игра для детей с нарушениями речи)

Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.

Играют 5 и более детей.

Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот – на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т.д.).

Варианты

  1. Ведущий чертит знак (например, крест) на ладони последнего игрока. Тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему: «Крест», тот рисует этот знак на ладони предыдущего, и так далее до первого игрока.
  2. В «письме» можно отправлять несколько знаков.
  3. Игра проводится в виде соревнования команд. Игроки делятся на две команды. Каждая команда строится в колонну по одному. Ведущий рисует одинаковые знаки на ладонях последних игроков, и по сигналу «письма» отправляются в путь. Побеждает команда, чья «почта» работает лучше, то есть чье письмо дойдет быстрее.  

«Сидячий футбол»

(игра для детей с нарушениями речи)

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды, по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5 – 3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

«Слушай внимательно»

(игра для детей с нарушениями речи)

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слове «пень» - становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» - останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» - останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, а затем постепенно увеличиваются до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

Методические указания. Игра для детей 8-10 лет, нагрузка умеренная.

«В кругу»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Количество игроков – 4 и более.

Инвентарь: мячи.

Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «два» - бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.

Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.

«Кто перетянет»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие ловкости, силы, равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли, чувства партнерства, дружелюбия.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли.

Инструкция. Детей делят попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов одна от другой, в середине – соревнующаяся пара – держатся за правые руки, стоя спиной друг к другу и лицом к кеглям, помещенным за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить кеглю. Если соревнуются команды, то подсчитывается количество победивших игроков в каждой команде.

Вариант: игрок, проигравший поединок, выбывает, а победитель соревнуется с победителем из другой пары. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится самый сильный игрок.

Методические указания. Дети соревнуются на протезах стоя. Если игроки без протезов, они соревнуются сидя. В колясках играть запрещено.

«Сбить кеглю»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.

Количество игроков - любое.

Инвентарь: кегли, маленькие мячи.

Инструкция. Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5 -2  метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель – попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.

Вариант: ставятся ворота из кеглей. Задача: прокатить мяч в ворота, не задев их. Можно усложнить игру, построив за воротами «мост». Выигрывают дети, мячи которых к концу игры большее число раз пройдут ворота и мост и не разрушат их.

Методические указания.

- мяч можно бросать одной и двумя руками;

- ведущему следует обратить внимание на осанку детей.

«Вороны и воробьи»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 4 и более (четное).

Инвентарь: любые небольшие предметы (кольца, кегли, мячи и др.).

Инструкция. Игроки выстраиваются в колонну (в шаге друг от друга на середине площадки), рассчитываются на «первый-второй». Первые номера – одна команда, вторые – другая. По обеим сторонам от играющих в 10-15 шагах от них на поперечных линиях кладут предметы по числу вдвое меньше, чем общее количество участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие справа – «вороны», слева – «воробьи». Ведущий объясняет, какое исходное положение должны принять игроки (стоя, сидя, упор присев), а затем по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание «бьи», то все игроки бегут с той же целью налево. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.

Методические указания

- игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и объявляется победитель;

- дети играют сидя или стоя на протезах;

- можно дать задание передвигаться к предметам различными способами.

«По кругу»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.

Количество игроков – 6 и более.

Инвентарь: пластмассовая тарелочка (мяч).

Инструкция. Игроки встают по кругу в 6-8 шагах один от другого, первый и четвертый номера берут в руки тарелочки. По сигналу они одновременно бросают тарелочки в оду сторону рядом стоящему игроку. Каждый старается поймать тарелочку и точно бросить ее следующему игроку. В ходе игры одна тарелочка должна догнать другую. Игрок, который не успел освободиться от тарелочки в то время, как к нему уже прилетела вторая, выходит из круга, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда из всех игроков право продолжить игру останется лишь у двоих. Они и объявляются победителями. Однако и они могут продолжить игру, передавая тарелочку друг другу одновременно – один снизу, другой сверху (по договоренности) до тех пор, пока один из них не выронит тарелочку из рук.

Методические указания. Игра средней интенсивности, ее можно повторять 2-3 раза.

«Попади в мяч»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, скорости и точности зрительного восприятия, способности к отмериванию расстояния до предметов.

Инвентарь: баскетбольный мяч, футбольные мячи.

Инструкция. Посередине площадки находится баскетбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся перед чертой в две шеренги на противоположных сторонах площадки на расстоянии 14-16 метров. По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Если баскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту.

Вариант: игроки выполняют удары по мячу, который медленно катится поперек площадки. 

«Салки с футбольным мячом»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, скорости принятия решения, точности движений, скорости зрительного восприятия.

Инвентарь: футбольные мячи.

Инструкция: По сигналу водящий (салка) старается догнать одного из игроков. Игроки, передвигаясь по площадке, передают мяч друг другу. Задача заключается в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий. В этом случае игрока, владеющего мячом, салить нельзя. Если водящий коснулся мяча ногой или завладел им, то его сменяет игрок, который выполнил неточную передачу.

«Мяч в центр»

(игра для детей с поражением ОДА)

Цель: развитие скорости и точности зрительного восприятия, сосредоточенности и концентрации внимания, точности движений.

Инвентарь: футбольные мячи.

Инструкция. Две команды по 6-8 человек располагаются в кругу на расстоянии одного шага. Играющие рассчитываются по порядку номеров. Первые номера встают в центр круга с футбольным мячом. По сигналу игрок в кругу ногой передает мяч второму номеру, получает мяч обратно, затем передает мяч третьему номеру, снова получает обратно и т.д. Когда игрок в центре круга получит мяч от последнего, он передает его второму игроку и меняется с ним местами. Второй номер выполняет то же самое, что и первый. Игра заканчивается, когда игроки побывают в центре круга. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Передавать мяч можно только низом, заранее установленным способом, в строгой последовательности в соответствии с номерами.

«Челнок»

(игра для детей с ДЦП)

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными способами.

В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может бть увеличено до 12-16.

Инвентарь: кегли, стойки.

Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колоннами на стартовой линии. На расстоянии 7-8 метров располагаются стойки, а по пути следования игроков расставлены четыре кегли. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расставить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, касается рукой направляющего и становится в уонеци колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. Бег можно заменить прыжками, передвижением ползком, сидя спиной и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры. Карточки для уроков физической культуры (Варенникова Лариса Сергеевна)

Подвижные игры. Карточки для уроков физической культуры (Варенникова Лариса Сергеевна)...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Карточки.Подвижные игры.

карточки игровые...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...