Программа внеурочной деятельности
элективный курс по физкультуре по теме

Программа "Юный Олимпиец" реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Юные олимпийцы» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в1-2 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для начальной школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич). Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся вторых классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей  чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная  экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих  детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного  поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

1.Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с

раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные  люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие  управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей  судьбы.

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юные олимпийцы» включает в себя знания, установки, личностные  ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и        психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части –    организация подвижных игр. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие  коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.

2. Участники программы

- учащиеся 1- 2-х классов

3. Состав группы

- постоянный

4. Особенности набора детей

- свободный

5. Форма занятий

- групповая

6. Время существования программы

- программа краткосрочная , рассчитана на год обучения

7. Количество занятий и учебных часов в неделю , за год

Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 классы; 34 часа в год – 2классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Занятия  проводятся в соответствии с нормами СанПина. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.  Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

8. Основная идея программы

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

9.Цели программы:

-создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное  время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной  активности.

10. Задачи, решаемые в рамках данной программы:

-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу;

-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как  наследию и к проявлению здорового образа жизни;

-учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

-развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

11.  Основные направления содержания деятельности

В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра –естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются частью  атриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное  отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа  для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные  подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки  детей.

12. Данная программа строится на принципах:

-Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.  

-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками. Спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

-Патриотизма – предполагает использование эмоционально окрашенных  представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов) идентификация себя с Россией, её культурой.

-Обеспечение мотивации.

-Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.

-Природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

13.Основные направления реализации программы:

-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

-организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам  спорта: бег, прыжки, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

- организация и проведение подвижных и спортивных игр;

-организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- активное использование спортивной площадки и спортивного зала ;

-проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Формы занятий:

 ·беседы

 ·игры

 ·элементы занимательности и состязательности

 ·викторины

·праздники

Алгоритм работы с подвижными играми.

1.Знакомство с содержанием игры.

2.Объяснение содержания игры.

3.Объяснение правил игры.

4.Разучивание игр.

5.Проведение игр.

14. Условия реализации программы

Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Место проведения –

спортивные зал, спортивный стадион. Подвижные игры и спортивные

праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете в спортивном зале.

15. Ожидаемые результаты

Должны знать

-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и  повышением физической подготовленности;

-о режиме дня и личной гигиене;

-о вредных и полезных привычках;

-о народных и спортивных играх и их правилах;

- об истории Олимпийских игр, выдающихся спортсменах России и мира;

-о различных видах подвижных игр и их правилах;

-о правилах составления комплексов разминки;

-о правилах проведения игр, эстафет и праздников;

-о правилах поведения во время игры;

-не менее двух комплексов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

  уметь:

- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового

образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

-играть в подвижные игры;

-соблюдать правила игры;

-организовать подвижные игры ;

-работать в коллективе;

-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения,

гибкость);

-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

-владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на

формирование правильной осанки;-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх и играх разных народов; истории Олимпийского движения; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

-установка на безопасный, здоровый образ жизни;-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к  сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выражать свои эмоции;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых

норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Учебно-тематический план занятий

Разделы

Кол-во часов

1

Вводное организационное занятие

1

2

Подвижные игры

11

3

Эстафеты

7

4

История спортивных игр

2

5

Русские народные игры

7

6

Игры народов России

6

 

итого

34

Содержание изучаемых тем обучения

1. Вводные организационные занятия. Знакомство с планом программы занятий на учебный год. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам.

Гигиенические факторы – правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, чередование бодрствования и сна, учебы и отдыха, гигиена одежды и обуви.

Ознакомление с правилами техники безопасного поведения в местах проведения занятий

Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте, в движении, в колонне по одному. Заполнение анкетных данных.

2. Подвижные игры, игры народов России, русские народные игры. Формирование общения и взаимоотношений (согласованное движение в парах, игра в команде, оказание помощи, совместные действия). Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Знание подвижных игр: название, правила, понимание сюжета.

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.

Игры, носящие соревновательный характер,

с применением инвентаря (мяча) и без него, игры с заучиванием слов.

1. Игры с бегом «Бездомный заяц», «Борьба за флажки», «Пустое место»,

«Салки по кругу», «Кто быстрее?», «Сумей догнать» , «Колдунчики» ,«Два Мороза» , «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,

2. Игры для формирования правильной осанки «Хвостики», «Паровоз»,

«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3.Игры с прыжками :«Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и

покажи», эстафеты с длинными скакалками, с короткими скакалками, «Чемпионы

скакалки», «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото», «Чехарда»

4. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча : «Метко в цель», «Салки с

большими мячами» «Попади в круг», «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», , Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Мяч водящему», «Поймай мяч», «Обгони мяч», «Блуждающий мяч», «Подвижная цель», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч».

5. Игры с разными предметами «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки», «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

6. Игры с лазанием и перелазанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки- мышки», «Цепи кованы».

7. Поисковые игры:  Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо»

Народные игры.  Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки», «Гуси-Лебеди» «Пчёлки и ласточка».

Разучивание игр разных народов. Украинские народные игры: «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка». Белорусские народные игры: «Заяц-месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп, убегай!». Игры народов Востока: «Скачки» , «Собери яблоки». элементы олимпийских видов спорта.

3. История народных спортивных игр. Зарождение спортивных игр. Развитие интереса к спортивным играм. Чем играли наши предки. Из чего делали мяч. Просмотр видеозаписей. Знакомство с народными спортивными играми и их традициями.

      Практические занятия:  Беседа-диалог, рассказ, самостоятельное чтение, просмотр иллюстраций о спорте.

 

Список литературы:

  1. Берхман И.И. Валеология – наука о здоровье. Москва: ФиС, 2006г.
  2. Брюнему Э.,  Хорнес Э., Хафф Я. Бегай, прыгай, метай. Москва: ФиС, 2007г.
  3. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. Москва: ФиС, 2006г.
  4. Глязер С. Зимние игры и развлечения. Москва: ФиС, 2006г.
  5. Жук В.А., Мартыненко И.П. Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников. Омск: ОГПИ, 1989г.
  6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Москва: «Просвещение», 1983г.
  7. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. Москва: ФиС, 2006г.
  8. Кожевниеова Н.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва: «Просвещение», 2005г.
  9. Ленерт Г., Лапман И. Спортивные игры и упражнения. Москва: ФиС, 2005г.
  10. Яковлев В.Г. Игры для детей. Москва: «Просвещение», 2005г.

Рекомендуемая литература для детей.

        

  1. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 2004г.
  2. Воронова В.Я. Творческие игры младших школьников. Москва: «Просвещение», 2005г.
  3. Геллер Е.М. Игры на переменах. Москва: Физкультура и спорт, 2005г.
  4. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И., Проведение праздников. Москва: «Просвещение», 2007г.
  5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. Москва: «Просвещение» 2006г.
  6. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...