Эвритмическая гимнастика
консультация по физкультуре на тему

Эвритмическая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evritmicheskaya_gimnastika.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЭВРИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

Старшая группа

Эвритмическая гимнастика  вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной  на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов

и элементов аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике: формирование и коррекция  осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,

гибкости, ловкости; коррекция  координации движений рук  (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног; улучшение  психического состояния (снижение  тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование  внимания, воображения); расширение эмоционального опыта, развитие

навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала(«ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие  созидательных способностей.

Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной (упражнения с предметом) и спортивной гимнастики и акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу и динамику 

Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой

Подготовительная часть

В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом

Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание - прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно - педагог обозначает только начало каждой части. Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки.

Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку; причем сначала задействованными оказываются отдельные группы мышц, затем в работу включается все большее их число. Педагог контролирует степень утомляемости детей.

Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мягкой игрушкой или мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами.

Детям нравятся игровые тематические циклы и сюжетные композиции типа «Игрушка», «Зоопарк», «Путешествие», «Спортсмены» и т.д. Каждое упражнение в таких комплексах носит не просто игровой - подражательный характер.

При проведении гимнастического комплекса не стоит давать большую дозировку: дети быстро утомляются от воспроизведения одинаковых упражнений.

Примерные конспекты комплекса игровых упражнений.

Мультяшки

  1. Незнайка. И.п. - руки на поясе. 1 -правое плечо вверх; 2 - и.п.; 3 - левое плечо вверх;
  2.  4 - и.п.; 5-6 - поднимаясь на носки, плечи вверх; 7-8 - и.п. (четыре раза).
  3. Чебурашка, И.п. - о.с. 1 – приставной шаг; 2 - полуприсед с поворотом туловища влево, руки согнуть вперед ладонями, пальцы вместе, большой палец к ушам; 3-4 - и.п.; 5-8 - то же в другую сторону (два раза).
  4. Крокодил Гена. И.п. - руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, руки вперед; 3 - шаг влево, правая  рука  вверх-вперед,   левая  рукавниз-вперед, пальцы врозь; 4 - приставить правую ногу, хлопок (четыре раза).
  5. Мыши. И.п . - стойка,   ноги врозь . 1-енаклоном прогнувшись, выпад вправо, руки на бедрах; 2 - стойка, ноги врозь, руки   перед лицом, пальцы сжаты в кулак, локоть левой руки вниз, указательный и средний пальцы  врозь; 3 - левый локоть назад;  4 - и.п. (четыре  раза).
  6. Заяц. И.п. - о.с.  1 ~ прыжок, колени  вправо, руки перед грудью, кисти вниз;
    2 – прыжок , колени влево, руки вперед;
    3-4 - повторить (четыре раза).
  7. Волк. И.п. - о.с. 1-3 - три шага вперед; 4 - стойка на носках, руки вверх- вперед, кисти вниз, пальцы врозь, выдох «у!»(четыре раза).
  8. Лиса. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба на месте не отрывая носки от пола (четыре раза).

8.        Колобок. И.п. - упор присев. 1 -группировка; 2-4 - перекаты вперед-назад (четыре раза).

9.        Львенок («Я на солнышке лежу»).

И.п. - упор лежа на предплечьях. 1 - согнуть правую ногу; 2 - и.п.; 3 - согнуть левую ногу; 4 - и.п. (четыре раза).

10.        Черепаха. И.п. - упор стоя на коленях. 1 - сесть на пятки; 2 - и.п.; 3-4 - повтор (четыре раза).

Цирк

  1. Пони. И.п. - о.с. 1-4- четыре шага на месте; 5-8 ~ четыре шага на месте, ноги  врозь (два раза).
  2. Лошадки. И.п. - о.с. 1-4 - ходьба с высоким подниманием бедра, руки за спину (четыре раза).
  3. Слоны. И.п. - о.с. 1-2 ~ шаг правой с наклоном, правую руку согнуть вперед («хобот»), левую руку согнуть назад; 3-4 - шаг левой (четыре раза).
  4. Воздушный гимнаст. И.п. - о.с. 1-2 ~ два шага вперед на носках, руки в стороны; 3 -стойка на одной ноге, другая назад; 4 - и.п. (четыре раза).
  5. Клоун. И.п. - сед, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед,  руки вверх; 3 - сед, ноги вместе;  4-5 - перекат на спину;  6-8 - и.п. (два  раза).
  6. Акробаты. И.п. - упор сидя сзади. 1 -упор лежа сзади; 2-е поворотом направо,  упор лежа; 3 - упор присев; 4 - и.п. (четыре раза).
  7. Змея. И.п. - лежа на животе. 1-4- упор лежа, прогнувшись с опорой на бедра (выдох «ш-ш-ш»); 5-8 - и.п. (два раза).
  8. Парад-алле. И.п. - о.с. 1-8 - ходьба по кругу направо, правая рука вверх (двараза).

Другой вариант - рассказ-упражнение. По литературному произведению или строчке из песни составляется комплекс сюжетной гимнастики («Лукоморье», «Антошка»).

Основная часть занятия

В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит сле-1 дующим образом:

  • После прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение,жанр), пытаются воспроизвести его ритм! (прохлопать, протопать).
  • Затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением).

•        На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти  движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

Аэробику (комбинации базовых шагов) мы вводим через месяц после начала занятий. Когда дети освоят основы ритмической гимнастики и аэробики, мы даем   задания на фантазию. Дети делятся на группы и сами составляют небольшие, комплексы-связки на 8-16 счетов.

На более поздних этапах вводятся комплексы-забавы, в которых танцевально-двигательные задания предусматривают элементы соревнований (танцы в мешках, в связке, по трое-пятеро участников, в паре на ограниченной площади и т.д.). В комплексы могут включаться речитативы, стихи, скороговорки, пение, выкрикивание и т.д.

После разучивания гимнастических упражнений, танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

Заключительная часть занятия

Передача ритма от педагога детям; прохлопывание ритмического рисунка, пение песни, прослушивание музыкального отрывка, которое дети должны воспроизвести движениями всем телом (пантомима), или отдельными частями тела, или с помощью других средств (голос, предмет, рисунок). Возможно использование обратного задания - передача ритма от детей к педагогу, когда ребенок по желанию может воспроизвести ритмический рисунок, а педагог должен его повторить.

Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки» или «стоп-упражнения».

Для развития мелкой моторики мы применяем пальчиковую гимнастику и жестовые игры. Воспитатель на протяжении длительного периода играет с детьми в одну и ту же игру, новая вводится только после того, как предыдущая хорошо усвоена. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти» (согнуть пальцы, напрячь их, словно у сердитой кошки); «вымыть руки» (крепкое растирание внутренней и внешней поверхности рук); «надеть перчатки» (массаж каждого пальчика); сценка: пальцы правой и левой руки встретились, обнялись, погладили друг друга, попрощались; задание «человек-оркестр» (с помощью только пальцев изобразить различные инструменты оркестра: шумовые, струнные, клавишные, ударные); «танец рук» (пальчики «танцуют» под веселую музыку); «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

Основные требования к занятиям эвритмической гимнастикой

  • Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат. Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность
    слышать и видеть преподавателя.
  • В помещении для занятий должны быть: хорошая вентиляция, температура воздуха 15-21° С; покрытие, способное амортизировать удары стоп при приземлении и компенсировать нежелательные развороты ног внутрь и наружу; наличие зеркал, чтобы дети могли видеть, как они   двигаются; необходимое оборудование: магнитофон, маты, скакалки, мячи.
  • На занятиях желательно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации к занятиям эвритмической гимнастикой.
  • Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима - бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам и т.д.; весна  перепрыгивание через ручей бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам и т.д.; весна  дыхательные упражнения («одуванчик», «запах пиона», «посади и вырасти») и т.д.
  • Сюжеты не должны часто повторяться (полностью). Особое место отводится При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер упражнений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. В музыкальном сопровождении следует учитывать временные интервалы занятия,
  • Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников «сюрпризным моментам».






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Урок по физической культуре в 10 классе (девушки) "Гимнастика. Современные виды гимнастики."

— В современном мегаполисе при сидячей работе это лучший способ израсходовать нерастраченную энергию, сменить род занятий — от умственного труда к физическому действию, да и просто в хорошей ком...

Обобщение педагогического опыта. Сохранение и повышение здоровья у учащихся. «Утренняя гимнастика. Правила выполнения утренней гимнастики».

Самая первая ступенька для укрепления вашего здоровья, физического развития и повышения работоспособности – утренняя гимнастика (обычная зарядка). Утренняя гимнастика способствует правильному фи...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

4. Инновационное занятие с элементами эвритмических игр для детей с ОВЗ и РАС дошкольного возраста № 1. Тема: «Путешествие в зоопарк»

Цель:  выявление и развитие творческих способностей детей.Программные задачи: Образовательные:- познакомить с музыкой  К. Сен-Санса «Карнавал животных;- закреплять умения детей...

5. Инновационное занятие с элементами эвритмических игр для детей с ОВЗ и РАС дошкольного возраста № 2. Тема: «Путешествие в зоопарк»

Цель:  выявление и развитие творческих способностей детей.Программные задачи: Образовательные:- познакомить с музыкой  К. Сен-Санса «Карнавал животных;- закреплять умения детей...