Главные вкладки

    Представление моего педагогического опыта
    учебно-методический материал по физкультуре на тему

     

     

     

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    учителя физической культуры

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

                                                   Цыбизовой Ларисы Михайловны.

    «Развитие  двигательной активности учащихся посредством подвижных игр в условиях  реализации ФГОС».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    учителя физической культуры

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

                                                   Цыбизовой Ларисы Михайловны.

    «Развитие  двигательной активности учащихся посредством подвижных игр в условиях  реализации ФГОС».

    1. Актуальность и перспективность опыта

     «Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая, - признал председатель правительства Д.А.Медведев. - Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе педагоги».                                                                                                                                                                                                                     Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обеспечение при поддержке всего педагогического коллектива массовой занятости учащихся во внеурочное время в условиях реализации ФГОС. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. А для этого необходим поиск различных  эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста. Педагог  П.Ф. Лесгафт писал: «Вспомним о гармонии в развитии человека, о единстве умственного и физического. Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное и наоборот»

    Очевидно, что решение этой проблемы, на мой взгляд, представляет определенный как научно-теоретический, так и прикладной интерес в совершенствовании системы физического воспитания подрастающего поколения. Использование подвижных игр в системе  позволит увеличить двигательную активность детей, а также повысит качество знаний как в области физической культуры, так и в других областях.

    2.Условия формирования ведущей педагогической  идеи.

            Ведущая педагогическая идея – использование подвижных игр на уроках физической культуры, и во внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование не только устойчивых двигательных навыков, но и интеллектуально-нравственного развития. Основной идеей опыта является воспитание школьников, развитие умений действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между ними ,развитию физических качеств и двигательной активности .

    В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках физической культуры  и во внеурочной деятельности занимает работа по овладению и закреплению правил подвижных игр и этикета.

    Педагогический эксперимент показал, что удалось не только сохранить естественный возрастной характер изменений всех физических качеств, но и в некоторых случаях даже ускорить этот процесс. В большей степени это относится к развитию ловкости и гибкости и в меньшей степени - выносливости, силы и быстроты.

    Опыт становления формировался в течении нескольких лет на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», когда формирование устойчивых двигательных навыков приходилось осуществлять в рамках тематического планирования уроков на основе программы В.И.Ляха и А.А. Зданевича. Проводилась системная работа по развитию двигательных качеств посредством подвижных игр, в связи с чем было скорректировано тематическое планирование.

            Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:

    -повышение уровня учебной мотивации;

    -сохранение и рост двигательной активности;

    - повышение уровня интеллектуально-нравственного развития учащихся.

    С добавлением одного часа и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС возможностей для развития двигательной активности стало больше. Не все родители могут водить детей в кружки и секции, а теперь у таких учащихся есть возможность посещать дополнительные занятия физкультуры.

    3.Теоретическая база опыта.

    Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых, методистов-исследователей, учителей- практиков.

    Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. «…Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость».

    В.И. Лях и А.А. Зданевич считают, что широкое применение подвижных игр в различных разделах программы и выделение их в игровой деятельности способствует развитию двигательных качеств.  Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, на совершенствование прежде всего естественных движений, элементарных игровых умений.

    Клименко В.И., ,Ивукина И.В., Никифоров А.А., Сытюк Т.Л. рекомендуют использование в вариативной части программного материала подвижные, народные и спортивные игры.

    Особенностью календарно-тематического планирования является включение в каждый урок народных, подвижных, спортивных игр и соревновательно - игровых упражнений из базовых видов спорта программного материала.

    Таким образом, во всех названных работах методика проведения уроков физической культуры связана с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств.

    4.Технология опыта.

    Одной из основных целей физического воспитания является развитие двигательных умений и навыков обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.                                                                                                                  

    Цель данного опыта: выявить особенности использования подвижных игр как средства интеллектуально- нравственного воспитания школьников.

    Задачи :

    1. разработать теоретические основы реализации возможностей подвижных игр в процессе интеллектуально-нравственного воспитания учащихся;
    2. произвести отбор и систематизацию подвижных игр по развитию физических качеств;
    3. охарактеризовать педагогические условия эффективного использования подвижных игр в процессе интеллектуально- нравственного воспитания учащихся;
    4.  провести мониторинг учащихся по физической подготовленности;
    5. провести тестирование развития двигательных качеств;
    6. экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр, развивающих физические качества и повышающих уровень физической подготовленности учащихся.

    Опыт педагогической работы и анализ литературы по данной проблеме позволил выдвинуть следующую гипотезу: формирование двигательных качеств и умений учащихся будет протекать успешно, если:

    1. оно становится предметом активных действий школьника, причем, не
      эпизодических, а системных;
    2. если   урок с использованием подвижных игр способствует формированию интеллектуально-нравственной культуры учащихся;
    3. гармонизированы традиционные и инновационные подходы к обучению.

            Для решения этих задач были использованы следующие методы:

    1. анализ научно-методической литературы.
    2. тестирование физической подготовленности.
    3. педагогический эксперимент.
    4. разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы, цели и задач опыта.

    Приемы:

    1. внесение изменений в календарно-тематическое планирование: вариативная часть;
    2. разработка и использование подвижных игр, обеспечивающих системное повторение развития двигательных навыков;
    3. изменение в организации учебного процесса.

    Основными формами занятий физическими упражнениями в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеурочная  физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.

    5.Трудности и проблемы в использовании опыта

    1.        Низкий авторитет предмета

    2.        Слабая материально-техническая база

    3.         Перегруженность залов.

    Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия

    6.Результативность опыта.

     В результате использования вышеописанных подходов удается:

    - раскрыть всесторонние способности учащихся;

    - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

    - научить учащихся быть более уверенными в себе;

    - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

    - повысить качество знаний учащихся;

    - учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;

    - сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление собственного педагогического опыта

    Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

    Представление инновационного педагогического опыта

    Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

    Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

    Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

    Представление инновационного педагогического опыта

    "Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...

    Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

    Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...