Представление моего педагогического опыта
статья по обществознанию

Михайлова Олеся Сергеевна

Создание мотивационной образовательной среды на уроках обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта Михайловой О.С.

Я, Михайлова Олеся Сергеевна, в 2008 году закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева, по специальности «учитель истории и обществознания». В МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» работаю с 2012 года заместителем директора по воспитательной работе, с 2014 года директором школы и всё это время еще учителем обществознания. Имею высшую квалификационную категорию с 2015 года. Стаж работы 13 лет, учителем – 10 лет.

  - Награждена Благодарственным письмом  Главы Республики Мордовия

   - Награждена Почетной грамотой Администрации городского округа Саранск

Проблема, над которой я работаю «Формирование мотивационной образовательной среды на уроках обществознания».

Актуальность и перспективность опыта

 Важность мотивации представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Внимание  учителя привлекает не только осуществляемый школьником учение, но и то что происходит в ходе учения становления личности учащегося. Учебная мотивация школьников-обладает целенаправленностью. Мотивация определяет несколько функций: подбивает поведение, направляет и организует его, придает ему особый смысл и значимость. Все эти функции мотивации реализуются многими побуждениями. Практически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов, которые толкают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть заинтересованным в учебной деятельности, т. е. то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка. У кого-то цели учения заключаются в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением своих родителей и учителей. Мы видим, что у каждого человека совершенно разные цели, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности. В школе особую роль занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают знания и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра – это сильный вдохновитель обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Учитель должен выбрать игру, которая соответствует программному содержанию и четко представляет себе, какие результаты он хочет получить.

Варианты известных игр по обществознанию, которые могут применить учителя: «Синквейн»; «Найди ошибки»; «Снежный ком» .

Мой опыт актуален тем, что современная школа  призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Для оценки мотивированности на изучение предмета использую методику диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в общеобразовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения (автор Гарбузова З.В.).

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов (в данном случае обществознания).

Дифференцированное домашнее задание даст возможность ученику проверить свои знания, умения, способности; оценить себя.

Ещё один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы.(письменная работа, тест, работа в парах, проектная деятельность)

Наличие теоретической базы опыта

1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Под ред. Е.С.Полат

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С.Полат

3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -

4. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении

5. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея современного образования – ориентирование на развитие здоровой личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования.

Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться,  вести здоровый образ жизни, проявлять стойкую жизненную позицию. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья. Ребёнку важно, чтобы мама и папа были рядом, одобряли его, поддерживали. Помимо семьи, развитию познавательной активности ребёнка самое серьёзное внимание должна уделять школа.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации мотивации является:

- учебно-игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах и группах;

- проблемное обучение;

- дифференцированность обучения;

- использование ИКТ.

- личностно-ориентированный подход

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока (для учащихся 5-6 кл): урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.(для учащихся (7-9 кл.)) Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция с предметом история. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе работы ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. Использование учебных фильмов, презентаций повышает интерес к изучению дополнительных обществоведческих материалов

Использование информационно-коммуникационных технологий. Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

Использование здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

На уроках обществознания я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft  Power Point. Активно использую ресурсы сети Интернет.

Их используют для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, тренингов и пр.

Я имею свой личный сайт по адресу http https://nsportal.ru/mihaylova-olesya-sergeevna. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительными историческими источниками, документами. Дети разрабатывают собственные творческие проекты, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах.  Следствием этого является повышение мотивации и качества знания по предмету.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся, которая отражена в таблице.

Внутренний мониторинг за последние 3 года

Предмет

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

2018-2019 учебный год

74%

69%

80%

71%

74%

78%

Итого

74,3%

2019-2020 учебный год

76%

68%

81%

72%

80%

71%

Итого

74,6%

2020-2021 учебный год

9а-домашнее обучение

4

Призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Предмет

Год

Класс

ФИ учащегося

История

2020

Гришенкова Юлия

2020

Горшков Алексей

Обществознание

2020

Ивойлова Маргарита

2020

Зайкин Роман

Я охотно делюсь своим инновационным педагогическим опытом работы: выступаю с докладами на уровне школы, принимаю участие в работе городских семинаров, даю открытые уроки, используя презентации. Свой инновационный опыт я публикую в сети Интернет на собственном сайте.

Работа над этой проблемой повышает мотивацию обучения детей, осознанное отношение к требованиям, которые предъявляют им в школе, развивает мыслительные операции, учит жить по правилам коллектива, соблюдать и выполнять школьные требования.

Я постоянно повышаю свою квалификацию, большое внимание уделяю самообразованию, систематически обучаюсь на курсах республиканского уровня:

1.  2018г. - Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе  «Управление образовательными системами», ГБУДПО  МРИО.

 2.  2019г.-  Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе  «Формирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях непрерывного повышения профессионального мастерства», ГБУДПО  РМ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» (12 часов)

3.2021 г.- Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе  «Эффективная подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию» ГБУДПО  РМ  Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» (36 часов)

                 

Возможность тиражирования

Работы по данной теме (конспекты открытых уроков и выступления) представлены на:

1. Личном сайте: https://nsportal.ru/mihaylova-olesya-sergeevna

2. Школьном сайте: http: // yalgsar.schoorm.ru              

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Анализ опыта показывает:

1. Мотив и мотивация необходимы при инновационном подходе к изучению русского языка, за счет этого у учащихся появляется интерес к поисковой деятельности, растет стремление работать самостоятельно, вносить элемент творчества.

2. Источником положительной учебной мотивации становится потребность в учебной деятельности. Повышается возможности ученика, которые выражаются в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

3. Устойчивый характер учебной деятельности приводит к личностной стимуляции.

4. При инновационном подходе исчезают препятствия, страхи на пути обучения, и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

5. При инновационном подходе ученик может сам ставит себе цели, достижения которых, могут обуславливать лучшее освоение им учебного материала по русскому языку.

6. Диагностические исследования помогают учителю совершенствовать своё профессиональное мастерство, находить и разрабатывать новые технологии, внедрять в педагогическую практику современные стратегии , методы, приемы, способствующие повышению положительной мотивации обучения школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Представление моего педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаучителя физической культурыМОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Презентация моего педагогического опыта.

Презентация моего педагогического опыта "  «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА»...