Методическая разработка "Првлечение подростков к спортивнооздоровитльной деятельности по средствам внеурочных знятий с учетом ФГОС
методическая разработка по физкультуре (7, 8 класс) на тему

Дерябина Марина Александровна

Пояснительная записка.

Программа   «Стритбол» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 7-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  среднего (полного)  общего образования второго поколения.

Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для среедней школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич ).

Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

             Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Стритбол» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя,  как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В системе среднего (полного) обучения игровая  деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического.  Именно в школе закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  игровой  деятельности, самостоятельности, уважения  и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни  утверждению в ней.

В программу включено знакомство с подвижной игрой стритбол.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

-создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

-приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

-обеспечить двигательную активность школьников  во внеурочное время;

-познакомить детей с подвижной игрой стритбол и возможностью использовать ее при организации досуга;

-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а  так же эмоционально-чувственную сферу;

-воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни;

-учить школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации  отдыха,      повышения работоспособности  и укрепления здоровья;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

-развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,         применению их в различных по сложности условиях.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов, на 2 года обучения.

На  реализацию курса «Стритбол» в 7-8 классах отводится 34 ч в год (1 час  в  неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время  распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная  программа строится на принципах:

-Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников.

-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками. Спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

-Патриотизма – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов) идентификация себя с Россией, её культурой.

-Культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии  с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.

-Обеспечение мотивации.

-Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями  здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.

-Природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность  школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

-При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные направления реализации программы:

            -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

 -организация и проведение мероприятий по стритболу;

- активное использование спортивной площадки и спортивного зала ;

-проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Формы занятий:

       ·беседы; ·игры; ·элементы занимательности и состязательности; ·конкурсы;       ·соревнования; ·часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

 1.Знакомство с содержанием игры стритбол.

 2.Объяснение содержания игры стритбол.

 3.Объяснение  правил игры стритбол.

 4.Разучивание игры стритбол.

 5.Проведение игры стритбол.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Время занятий – 35минут. Место проведения – большой спортивный зал, спортивный стадион.  Стритбол и соревнования проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы в кабинете  в спортивном зале.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 7-8 классов должны:

иметь представление:

-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

-о режиме дня и личной гигиене;

-о вредных и полезных привычках;

-о спортивной игре стритбол и его правилах;

-о правилах составления комплексов разминки;

-о правилах проведения игр, соревнований;

-о правилах поведения во время игры;

-не менее двух комплексов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

  уметь:

- применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

-играть в стритбол;

-соблюдать правила игры;

-организовать подвижные игры;

-работать в коллективе;

-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

-владеть мячом;

-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.

Планируемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

-установка на безопасный, здоровый образ жизни;

-потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выражать  свои эмоции;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-уметь планировать и  регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;

-определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

-учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-проводить сравнение и классификацию объектов;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности;

-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);

-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;

-подбирать упражнения для разминки;

-использовать знания во время подвижных игр на досуге;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь  других;

- учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Учебно-тематический план занятий

 

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

1

Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра.

1

2

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

1

3

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

1

4

Ведение мяча на месте. Учебная игра.

1

5

Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра.

1

6

Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра.

1

7

Ловля и передача мяча. Учебная игра.

1

8

Передача одной рукой. Учебная игра.

1

9

Передача от пола. Учебная игра.

1

10

Игры в передачах. Учебная игра.

1

11

Игра «семь передач». Учебная игра.

1

12

Игра «собачка». Учебная игра. Броски мяча

1

13

Броски с места. Учебная игра.

1

14

Броски с места. Учебная игра.

1

15

Броски в прыжке. Учебная игра.

1

16

Броски в прыжке. Учебная игра.

1

17

Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра.

1

18

Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра.

1

19

Игры в бросках. Учебная игра.

1

20

Эстафеты с элементами стритбола.

1

21

Тактика игры в защите. Учебная игра.

1

22

Упражнения для игры в защите. Учебная игра.

1

23

Тактика игры в нападении. Учебная игра.

1

24

Упражнения для игры в нападении. Учебная игра.

1

25

Упражнения для игры в нападении. Учебная игра.

1

26

Учебная игра.

1

27

Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения

1

28

Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения

1

29

Ведение, передача, бросок. Учебная игра.

1

30

Ведение, передача, бросок. Учебная игра.

1

31

Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра.

1

32

Броски в колонне, в двух колоннах. Учебная игра.

1

33

Эстафеты с элементами стритбола.

1

34

Соревнование. Итоговая игра

1

Содержание программы (34ч.):

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, правил,  беседу с учащимися, показ изучаемых упражнений, подвижных и спортивных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается играми, упражнениями.

Огромное  значение  для   ребёнка  имеет  участие в  жизни   класса  вне  школьных  уроков.  Для   многих  ребят - это  основной  мотив   посещения школы,  так  как  есть возможность  проявить  инициативу  и самостоятельность,  ответственность  и   открытость.  

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Материально-техническое обеспечение:

-Спортивный зал;

-мячи, 6 баскетбольных щитов, 6 корзин;

-музыкальный центр;

-СД– диски;

-DVD – проигрыватель;

-методические разработки соревнований.

 Урок

Урок по внеурочной деятельности «Стритбол»

Обучения навыкам техники и тактики взаимодействия.

Цель: Научится тактическому взаимодействию в игре.

Задачи

1-вы сможете улучшить свою технику владения мячом

2- попробуете тактически взаимодействовать с командой в игре.

3- получите возможность используя изученные ранее технические и тактические приёмы баскетбола обыграть команду соперников

Метод: групповой (на этапе совершенствования)

Контроль за нагрузкой: измерение пульса в начале и в конце урока. – 3 мин.

Подготовительная часть:

- ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок

- бег в равномерном темпе

- перестроение в движении в колонну по три

(Баскетбольная Разминка на месте, ведут 2 ученика)

-беговые упражнения

Итого 10 мин

Основная часть

Берут мячи, разбиваются на пары

  1. работа в парах способ отработки навыков ведения — вести мяч с закрытыми глазами. Ведите мяч в течение примерно 30 сек. (Попросите кого-нибудь засечь время, чтобы вам не пришлось отвлекаться на часы.) Затем попробуйте вести с закрытыми глазами двумя руками поочередно. Можно пробовать финты.

2)Возьмите мяч в руку, которой забрасываете, и обведите его вокруг корпуса за спину. Нагрузка лежит на руке и пальцах, а не на плечах. Если вы будете поворачивать плечи, защита поймет, что вы собираетесь передать мяч из-за спины.

Работа по сигналу

Двойки!!!

3)Игра 1х1 1 мяч на середине

Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника — не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует  кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника

4)    1х1  Без мяча

«Пятнашки в парах» — играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера — нападающие, вторые — защитники. Нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями

 

Тройки!!! С 1  мячом.

5) игра на пол площадки только передачами, забить или потерять мяч-смена. Вести нельзя

Итого 17 мин.

6) стритбол на несколько колец-3 чел в команде нападения. Команд нападения на 1 меньше чем колец или столько же, на каждом кольце по команде защитников (3 чел).  1 атака, если команда забивает, то следует на сл щит, если нет и защитники перехватывают ,то они меняются местами, проигравшая команда остаётся на кольце, выигравшая- передвигается к следующему- количество побед

Итого 10 мин.

Литература

Литература для учителя:

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  4. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  5. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе.
  9. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  10. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  11. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
  12. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  13. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дерябина М.А.

Внеурочная деятельность «Стиритбол» в 7-8 классах.

Россия, Самарская обл., г. Кинель,

ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»

e-mail: mderyabina63@mail.ru

Пояснительная записка.

Программа   «Стритбол» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 7-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  среднего (полного)  общего образования второго поколения.

Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для среедней школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич ).

Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

             Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Стритбол» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя,  как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

В системе среднего (полного) обучения игровая  деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического.  Именно в школе закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  игровой  деятельности, самостоятельности, уважения  и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни  утверждению в ней.

В программу включено знакомство с подвижной игрой стритбол.  Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.  

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Цели программы:

-создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

-приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

-обеспечить двигательную активность школьников  во внеурочное время;

-познакомить детей с подвижной игрой стритбол и возможностью использовать ее при организации досуга;

-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а  так же эмоционально-чувственную сферу;

-воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни;

-учить школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации  отдыха,      повышения работоспособности  и укрепления здоровья;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

-развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,         применению их в различных по сложности условиях.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов, на 2 года обучения.

На  реализацию курса «Стритбол» в 7-8 классах отводится 34 ч в год (1 час  в  неделю). Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время  распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.                              

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная  программа строится на принципах:

-Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников.

-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками. Спорт и оздоровление дают юному человеку опыт жизни в обществе, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

-Патриотизма – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов) идентификация себя с Россией, её культурой.

-Культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии  с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.

-Обеспечение мотивации.

-Диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями  здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта.

-Природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность  школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

-При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные направления реализации программы:

         -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

 -организация и проведение мероприятий по стритболу;

- активное использование спортивной площадки и спортивного зала ;

-проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Формы занятий:

       ·беседы; ·игры; ·элементы занимательности и состязательности; ·конкурсы;       ·соревнования; ·часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

 1.Знакомство с содержанием игры стритбол.

 2.Объяснение содержания игры стритбол.

 3.Объяснение  правил игры стритбол.

 4.Разучивание игры стритбол.

 5.Проведение игры стритбол.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю. Время занятий – 35минут. Место проведения – большой спортивный зал, спортивный стадион.  Стритбол и соревнования проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы в кабинете  в спортивном зале.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 7-8 классов должны:

иметь представление:

-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

-о режиме дня и личной гигиене;

-о вредных и полезных привычках;

-о спортивной игре стритбол и его правилах;

-о правилах составления комплексов разминки;

-о правилах проведения игр, соревнований;

-о правилах поведения во время игры;

-не менее двух комплексов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

  уметь:

- применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

-играть в стритбол;

-соблюдать правила игры;

-организовать подвижные игры;

-работать в коллективе;

-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

-владеть мячом;

-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.

Планируемые результаты освоения программы:

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

-установка на безопасный, здоровый образ жизни;

-потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выражать  свои эмоции;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-уметь планировать и  регулировать свои действия во время подвижной игры стритбол;

-определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

-учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-проводить сравнение и классификацию объектов;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности;

-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);

-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;

-подбирать упражнения для разминки;

-использовать знания во время подвижных игр на досуге;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь  других;

- учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Учебно-тематический план занятий

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

1

Беседа «меры безопасности», «правило игры». Учебная игра.

1

2

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

1

3

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Учебная игра.

1

4

Ведение мяча на месте. Учебная игра.

1

5

Ведение мяча с обводкой стоек. Учебная игра.

1

6

Ведение мяча с обводкой стоек и соперником. Учебная игра.

1

7

Ловля и передача мяча. Учебная игра.

1

8

Передача одной рукой. Учебная игра.

1

9

Передача от пола. Учебная игра.

1

10

Игры в передачах. Учебная игра.

1

11

Игра «семь передач». Учебная игра.

1

12

Игра «собачка». Учебная игра. Броски мяча

1

13

Броски с места. Учебная игра.

1

14

Броски с места. Учебная игра.

1

15

Броски в прыжке. Учебная игра.

1

16

Броски в прыжке. Учебная игра.

1

17

Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра.

1

18

Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра.

1

19

Игры в бросках. Учебная игра.

1

20

Эстафеты с элементами стритбола.

1

21

Тактика игры в защите. Учебная игра.

1

22

Упражнения для игры в защите. Учебная игра.

1

23

Тактика игры в нападении. Учебная игра.

1

24

Упражнения для игры в нападении. Учебная игра.

1

25

Упражнения для игры в нападении. Учебная игра.

1

26

Учебная игра.

1

27

Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения

1

28

Зонная защита. Учебная игра. Комбинированные упражнения

1

29

Ведение, передача, бросок. Учебная игра.

1

30

Ведение, передача, бросок. Учебная игра.

1

31

Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра.

1

32

Броски в колонне, в двух колоннах. Учебная игра.

1

33

Эстафеты с элементами стритбола.

1

34

Соревнование. Итоговая игра

1

Содержание программы (34ч.):

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, правил,  беседу с учащимися, показ изучаемых упражнений, подвижных и спортивных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается играми, упражнениями.

Огромное  значение  для   ребёнка  имеет  участие в  жизни   класса  вне  школьных  уроков.  Для   многих  ребят - это  основной  мотив   посещения школы,  так  как  есть возможность  проявить  инициативу  и самостоятельность,  ответственность  и   открытость.  

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Материально-техническое обеспечение:

-Спортивный зал;

-мячи, 6 баскетбольных щитов, 6 корзин;

-музыкальный центр;

-СД– диски;

-DVD – проигрыватель;

-методические разработки соревнований.

 Урок

Урок по внеурочной деятельности «Стритбол»

Обучения навыкам техники и тактики взаимодействия.

Цель: Научится тактическому взаимодействию в игре.

Задачи

1-вы сможете улучшить свою технику владения мячом

2- попробуете тактически взаимодействовать с командой в игре.

3- получите возможность используя изученные ранее технические и тактические приёмы баскетбола обыграть команду соперников

Метод: групповой (на этапе совершенствования)

Контроль за нагрузкой: измерение пульса в начале и в конце урока. – 3 мин.

Подготовительная часть:

- ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок

- бег в равномерном темпе

- перестроение в движении в колонну по три

(Баскетбольная Разминка на месте, ведут 2 ученика)

-беговые упражнения

Итого 10 мин

Основная часть

Берут мячи, разбиваются на пары

  1. работа в парах способ отработки навыков ведения — вести мяч с закрытыми глазами. Ведите мяч в течение примерно 30 сек. (Попросите кого-нибудь засечь время, чтобы вам не пришлось отвлекаться на часы.) Затем попробуйте вести с закрытыми глазами двумя руками поочередно. Можно пробовать финты.

2)Возьмите мяч в руку, которой забрасываете, и обведите его вокруг корпуса за спину. Нагрузка лежит на руке и пальцах, а не на плечах. Если вы будете поворачивать плечи, защита поймет, что вы собираетесь передать мяч из-за спины.

Работа по сигналу

Двойки!!!

3)Игра 1х1 1 мяч на середине

Мяч находится на средней линии поля. Нападающий располагается на лицевой линии лицом к мячу, защитник его опекает очень плотно, По сигналу тренера нападающий начинает движение к мячу, стараясь обыграть защитника финтами. Задача защитника — не дать нападающему подобрать мяч, постоянно встречая его корпусом. После овладения мячом нападающий атакует  кольцо, преодолевая активное сопротивление защитника

4)    1х1  Без мяча

«Пятнашки в парах» — играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу и становятся парами. Первые номера — нападающие, вторые — защитники. Нападающие, применяют обманные движения с резким изменением направления и скорости бега. Стараются рукой запятнать спину партнера. Защитники передвигаются приставными шагами в защитной стойке. Во время передвижения им нельзя поворачиваться спиной к сопернику. Если нападающему рукой запятнать спину защитника, игроки меняются ролями

Тройки!!! С 1  мячом.

5) игра на пол площадки только передачами, забить или потерять мяч-смена. Вести нельзя

Итого 17 мин.

6) стритбол на несколько колец-3 чел в команде нападения. Команд нападения на 1 меньше чем колец или столько же, на каждом кольце по команде защитников (3 чел).  1 атака, если команда забивает, то следует на сл щит, если нет и защитники перехватывают ,то они меняются местами, проигравшая команда остаётся на кольце, выигравшая- передвигается к следующему- количество побед

Итого 10 мин.

Литература

Литература для учителя:

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  4. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  5. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе.
  9. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  10. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  11. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
  12. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  13. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...

Моделирование внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС ООО

В презентации представлен алгоритм построения работы МО учителей математики МНБОУ «Лицей №76» г. Новокузнецка по разработке программы внеурочной деятельности «Эрудит» с учетом требований ФГОС ООО, при...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы, а также на занятиях по внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. В статье поднимается вопрос о развитии творческих способностей учащихся....

Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Методические приемы на уроках географии с учетом ФГОС

Современные образовательные технологии и приемы  как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС...