Целевая программа "Здоровье"
рабочая программа по физкультуре на тему

Чемикосова Ирина Валерьевна

В каждой школе реализуются здоровьезберегающие технологии. Мы создали программу "Здоровье", основная цель которой - сохранить здоровье учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_programma_zdorove.docx91.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________  /Кулибаба Е.В./

« __»  августа 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ПСОШ  «НОК»

________   / Тимошенко Е.А./

Приказ № __

от « __ »  августа 2013 г.

 

 ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
на 2013 – 2018 гг.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Обоснование необходимости реализации программы
  • Актуальность
  • Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Покровская СОШ «НОК»
  • Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
  • Ресурсы МБОУ ПСОШ «НОК», поддерживающие реализацию Программы
  • Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
  • Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;
  • Стратегические цели программы;
  • Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
  • Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
  • Условия (организационные механизмы) реализации Программы
  • Организационно-функциональная модель реализации Программы
  • Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

5.3. План мероприятий Программы

  • Этапы и сроки реализации программы
  • Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
  • Методика оценки эффективности реализации программы.
  • Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
  • Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
  • Основные термины и понятия программы.
  • Приложения

Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников МБОУ ПСОШ «НОК»
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4. Дополнительное образование
Приложение 5. Социальные партнеры МБОУ ПСОШ «НОК»


  • ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • АКТУАЛЬНОСТЬ

    Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся).
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ПСОШ «НОК» свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно -сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье»  - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.


  • ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ПСОШ «НОК»

В МБОУ ПСОШ «НОК» – большой опыт по здоровьесберегающей  деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.

   В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».

   В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
 В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;
  • осуществление мониторинга здоровья учащихся;
  • реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
  • организация рационального питания (Приложение 3);
  • создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ПСОШ «НОК» уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:

  • Диагностические мероприятия:

- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

  • Профилактические мероприятия:

- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесберегающего характера. Школа активно сотрудничает с ППМС центром,  детско-юношеской школой, с ЦВР и другими организациями (Приложение 5).

  • АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ПСОШ «НОК» (SWOT-АНАЛИЗ)

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

  • Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Поддержка со стороны отдела образования.
  • Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
  • Наличие программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».
  • Наличие  системы профилактики беспризорности и правонарушений.
  • Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
  • Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
  • Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
  • Ухудшение общей экологической обстановки
  • Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Внутренние факторы

Преимущества

Недостатки

  • Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.
  • Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников  ОУ уровням квалификации.
  • Наличие в  соглашения по инновационной деятельности с ППМС центром и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья (Приложение).

Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.

  • Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
  • Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.
  • Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  • Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
  • Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
  • Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
  • организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации;
  • формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
  • проблемы улучшения материально-технической базы

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей деятельности. Решение данных проблем  возможно, благодаря разработанной в  МБОУ ПСОШ «НОК» целевой программе «Здоровье», направленной на создание здоровьесберегающей  среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных  структур (ЦВР, детской поликлиникой, ППМС  и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность ОУ.

  • РЕСУРСЫ МБОУ ПСОШ «НОК», ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием  здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в  районе и области. В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, медицинский работник, школьный библиотекарь, классные руководители.
Кроме того, в начальной школе,  реализующие ФГОС,  оказывают помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создают определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.

Большая группа сопровождения

Малая группа сопровождения

Классный руководитель

Медицинский работник

Педагоги - предметники

Социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

Классный руководитель

Школьный библиотекарь

Родители

 Материально-технические ресурсы
В школе имеются два оборудованных спортивных зала, стадион, медицинский кабинет,    классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает  кабинет социального педагога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 1 кабинет английского языка, кабинет музыки, спортивные залы, столовая. Так же имеется  актовый зал.

Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности,целевая программа «Здоровье», программы ППМС центра, методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса  осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий  зам. директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

  • СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация  школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий  подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды. 
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:

  • Сохранение
  • Укрепление
  • формирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Программа опирается на следующие ведущие подходы:

  • гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
  • системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
  • созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
  • средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

  • становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
  • развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).
Компоненты системной деятельности ОУ

по решению проблем здоровья

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.


3.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  • Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.
  • Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего  уклада ОУ

3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

  • Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
  •  Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
  • Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
  • Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников
  • Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,
- создание условий для здорового питания,
- внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся.

  • Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
  • Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
  • Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
  • Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, областного, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
  • Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.


  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ

Улучшение здоровьесбере-гающей среды в МБОУ ПСОШ «НОК»

(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)

2. Использование возможностей  в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесозидающий характер

Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

Установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.

Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

Повышение эффективности учебного процесса.

Снижение функционального напряжения и утомления детей.

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.

Повышение адаптивных возможностей организма.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

5. Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Включение учащихся в здоровьесозидающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

  • Организация здорового питания

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

Организация здорового и рационального питания

Качественное и разнообразное питание

  • Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды ОУ.

Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ


5.УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует:
а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,
б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,
в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы
г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Неклиновского района и др.
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет  Педагогический Совет и Попечительский Совет государственного общеобразовательного учреждения Покровской средней общеобразовательной школы  в пределах своих полномочий.

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).

  • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки
реализации

Ответственный

Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Сентябрь – май
2013-2014г.

Председатель Службы здоровья

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

2013 - 2018

Служба здоровья

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.

Ноябрь каждого уч.г.

Председатель Службы здоровья

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

ежегодно

Зам. дир . по УВР

Применение на уроках здоровьесозидающих технологий

2013 - 2018

Зам. директора по УВР

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

ежегодно, сентябрь

Группа сопровождения

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда

ежегодно, 1 раз в четверть

Зам. директора по УВР, классные руководители

Анализ состояния здоровья учащихся

ежегодно, 1 раз в полугодие

Зам. директора по УВР

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.

ежегодно,
1 раз в четверть

Учителя по физической культуре

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Постоянно

Зам. директора по ВР

Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе

Систематически с 2013-2018 уч. г.

Учителя по физической культуре

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

ежегодно, сентябрь

Зам. директора по ВР

- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ
- Участие в спартакиаде школьников района, области

в течение учебного года по графику спорт. соревнований.

Зам. директора по ВР

Организация и проведение выездов за село, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся,

ежегодно,
1 раз в триместр

Зам. директора по ВР

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиники

постоянно

Зам. директора по ВР

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно

Зам. директора по ВР

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

ежегодно,
1 раз в триместр

Зам. директора по ВР

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

Постоянно

Зам. директора по ВР

Профилактика травматизма

постоянно

Зам. директора по ВР, служба сопровождения

Психологическая помощь обучающихся  и адаптации к новой жизненной ситуации

постоянно

Зам. директора по ВР, служба сопровождения

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся

постоянно

Зам. директора по УВР

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей

2013 - 2018

Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда

Постоянно

Зам. директора по АХР

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

2013-2018 уч.г.

Зам. директора по АХР

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ

2013 - 2018

Зам. директора по АХР

Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)

ежегодно

Зам. директора по АХР

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме

2013 - 2018

Зам. директора по УВР, служба сопровождения

Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе

2013 - 2018

Зам. директора по начальной школе

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

2013 - 2018

Зам. директора по начальной школе

Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х классов

ежедневно

Зав. столовой

  • ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)

Реализация программы предполагается в период 2013- 2018 гг. в три этапа:
I этап. - 2013-2014г. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. - 2014 – 2015 г. – Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства.
III этап - 2018 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:

  • повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
  • формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
  • снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
  • повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
  • усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
  • Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;
  • Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
  • Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
  • Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
  • Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
  • Рост спортивных достижений обучающихся;
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости учащихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.

доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;

  • среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
  1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Основные результаты реализации Ппрограммы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы учащихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы

Критерии эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений:

  1. количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
  2. количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
  3. доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
  4. численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.

Для учащихся:

  1. количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
  2. количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
  3. (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
  4. доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
  5. доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
  6. доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
  7. количество (динамика) несчастных случаев в ОУ

Для педагогов: 

  1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
  2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;

Социальный эффект от реализации программы

Для ОУ и родителей

Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения
Развитие службы здоровья и службы сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;

Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг

Для учащихся

Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.

Для системы образования,  для педагогического
сообщества

Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и области

Для местного сообщества и государства,

Расширение и углубление валеологической составляющей  компонента образования

  1. ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Возможные сложности (риски) реализации Программы

Пути их преодоления

Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности

Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности

Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов 

- Просветительская работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов.

Недостаточность бюджетного финансирования 

Поиск дополнительных финансовых средств.
Фандрайзинг.
 

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
  2. Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
  3. Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
  4. Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.
  5. Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
  6. Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей


  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой
 и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:

  1. Конвенция о правах ребенка

Законы и подзаконные акты Российской Федерации

  1. Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
  2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
  4. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
  5. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  6. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
  7. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
  9. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
  10. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ ПСОШ «НОК
В школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.

  1. Характеристика состава учащихся школы по здоровью

Учебный год

Количество
уч-ся

I группа здоровья Основная группа

II группа здоровья Подготовительная группа

III группа здоровья Специальная группа

2010-2011

351

339

0

12

2011-2012

355

341

4

10

2012-2013

362

349

5

8


Заболевание

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Сердечно сосудистые

5

6

Почек

3

3

ЛОР

43

34

Органов пищеварения

25

30

Эндокринной системы

12

15

ЦНС

3

4

Органов зрения

36

56

Ортопедические

21

22

Органов дыхания

14

12

Кожи

10

8

В связи с тем, что в школе большое количество учащихся с ослабленным здоровьем, педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с медицинскими работниками школы.
Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы. Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.


В школе работает Служба здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог, социальный педагог. Служба сопровождения поддерживает связь с детской поликлиникой.

Характеристика состава учащихся школы по здоровью


Группа здоровья

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

1

116/17,8

112/18,4

75 / 12%

36/ 6%

2

314/64

312/61

317 / 69%

318/ 71%

3

25/17,6

28/19,3

28 /17%

23/ 21%

4

6/1+
2инв. (0,3)

6/1+
2 инв. (0,3)

7 / 1,2%
(из них 5 детей-инвалидов)

13/ 2%

1 – здоровые дети
2 – незначительные отклонения в состоянии здоровья
3 – хронические заболевания
4 – значительные отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. дети-инвалиды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
В школе работают оснащенные
спортивные залы (2), имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.


Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Традиционные дела

Кружки и секции

Общешкольные проекты

Реализация на уроках физкультуры программы «Здоровая осанка» (профилакти-ка плоскосто-
пия и сколиоза)

Курс «Физическая культура» способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни.
На уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и рук.
Динамические перемены
Диспансеризация


Дни Здоровья

Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

 «Весёлые старты»
по параллелям,органи-
зованные учителем физкультуры,роди-
телями,классными руководителями.

Праздники здоровья

Спецгруппа

Спортивные игры

Участие детей и учителей, родителей в ежегодном забеге

 

Участие детей в районных мероприятиях:
«Весёлые старты»,
«К старту готов»
«А,ну-ка, парни»

Спортивный
праздник,посвящённый рождению школы.
Первенство школы по футболу, легкой атлетике, баскетболу

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
В системе дополнительного образованию занимаются свыше 70% учащихся школы.
Дополнительное образование состоит из 3-х блоков:

  1. кружки, развивающие личность ребенка;
  2. студии;
  3. спортивные секции.

Таблица 4: Программы секционной и кружковой работы

Название кружка

Возраст уч-ся
(класс)

Ф.И.О. педагога

Нагрузка

Часы работы

День недели

1

Легкая атлетика

5-10

Чемикосова И.В.

2 часа

14.00-15.00

Среда

2

Самбо

4-8

Журба А.Н.

9 часов

16.00-18.30

Понедельник

Среда

Пятница

3

Спортивные
игры

1-6

Езин Е.Н.

4 часа

15.00-17.0
15.00-17.00

Вторник
Пятница

4

Туризм

6-9

Романов А.В.

2 часа

14.30-16.30

Четверг

5.

Школа выживания

8-11

Романов А.В.

3 часа

14.00-15.30
14.00-15.30

Понед.
Среда

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ МБОУ ПСОШ «НОК»


Наименование общественных организаций, учреждений, с которыми сотрудничает общеобразовательное учреждение

Формы сотрудничества

Периодичность контактов

2

4

5

ЦВР

Конкурсы, викторины, праздники, интеллектуальные игры

По плану работы

Кинотеатры, музеи, театры

Экскурсии, спектакли. фильмы

По плану работы

2

Детская юношеская спортивная школа

Секции, соревнования, организация
Летнего отдыха

По плану работы

3

Медицинское объединение: детская поликлиника,  женская консультация

Профилактические медицинские осмотры и сопровождение школьников

По плану работы

4

Органы социальной защиты семьи и детства

Профилактические беседы для родителей, консультации

Ежегодно

5

Правовые органы содействия школе ( отделение милиции , РОВД; ГИБДД; ПДН; КДН)

Правовая неделя, классные часы, беседы с обучающимися

  1. раз в месяц

6

Районный совет ветеранов

Смотр строя и песни, Уроки Мужества», акция «Подарок ветерану»

  1. раз в четверть

7

Ростовский госудаственный пединститут повышения квалификации

Повышение квалификации, педагогическая практика для студентов на базе школы;

В течение года

8

ЦРБ

библиотечные уроки, конкурсы, выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"

Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Целевая программа «Мир моих увлечений»

Данная программа направлена на приобщение учащихся школы к познавательно-творческой деятельности, выявление их интересов и способностей, предоставление им возможностей для самореализации в творческой,...

Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности  в МОУ.  Программа предполагает совместную деятельность  школы, специали...

Комплексно-целевая программа Здоровье

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы

Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...

Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....