рабочая программа по ФК 5 класс с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Лукин Роман Сергеевич

тнматическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5v.docx79.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

5 класс (с ОВЗ)

 Составители: Дементьева И.А.

                  Сорокин А.Г.

Программа разработана на основе  программы по физической культуре  для 5-9 классов. Автор А.П. Матвеев  М.: Просвещение, 2012г.

                                                                                                                                  г. Дзержинск

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений  под редакцией Матвеева А.П. Физическая культура 5-9 классы - М.: Просвещение, 2012г.

 На изучение физической культуры предусмотрено  102 часа в год (3 часа в неделю)

    Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
      
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
      — укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
      — формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
      — освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
      — обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
      — воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Структура и содержание учебной программы.

Программа состоит из разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
      Содержание
раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
      В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
      Наиболее представительным по объему учебного содержания является
раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
      Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
      Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
      Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности. Основу темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта. Включение этой темы в образовательный процесс и выбор соответствующего базового вида спорта не являются обязательными. Вопрос о включении темы решается Советом школы исходя из интересов учащихся, имеющихся спортивных традиций, а также наличия соответствующей спортивной базы и квалифицированных преподавателей. При условии положительного решения вопроса о введении углубленной спортивной подготовки по одному из базовых видов спорта из общего объема учебного времени на нее выделяется либо дополнительный час из регионального (школьного) компонента Базисного учебного плана, либо 20% из общего годового бюджета времени, отводимого на дисциплину физической культуры (70 часов). При последнем варианте, соответственно, до 20% часов. При этом, соответственно, уменьшается объем часов и учебного материала других тем (физкультурно-оздоровительной деятельности и спортивно-оздоровительной деятельности с общеразвивающей направленностью).
      Помимо этого, в программе выделяется тема «Упражнения культурно-этнической направленности», которая раскрывает исторические особенности развития физической культуры той народности, которая населяет конкретный регион. Учебный материал для данной темы рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.
      Завершается программа изложением
Требований к уровню подготовки выпускников основной школы по физической культуре. Эти требования соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой — устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, оканчивающим основную школу.
      В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даются в интегральном (едином) выражении. Использование такого подхода в программе является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения в основной школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся по каждому году обучения. Главное, чтобы к концу обучения в основной школе каждый учащийся смог выполнить программные требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физической культуре.
      В конце программ дается
Приложение, которое включает в себя описание физических упражнений общей и специальной физической подготовки. Эти упражнения соответствуют трем темам раздела «Физическое совершенствование» и ориентированы на укрепление здоровья учащихся, развитие их физических качеств и специальных физических способностей, определяемых избранным видом спорта. Такая группировка учебного материала позволяет учителю самостоятельно отбирать доступные и наиболее эффективные упражнения для каждой возрастной группы, разрабатывать на их основе оптимальные по функциональному воздействию комплексы и системы физических упражнений, строго не привязывая их к учебной тематике, и планировать требуемую динамику нагрузок в недельном и месячном цикле. Кроме этого, самостоятельный отбор учителем общеразвивающих физических упражнений позволяет учитывать возрастно-половые особенности учащихся, уровень их физической и двигательной подготовленности, степень освоения ими используемых упражнений.


      
Формы организации и планирование образовательного процесса.

    Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
      В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как
комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.
      На уроках с
образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
      Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).
      Во-вторых, в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин.
      
Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.
      Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
      Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.
      В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5—7 мин.
      
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).
      В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:
      — планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;
      — планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.
      После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота — сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности) — выносливость (общая и специальная).
      
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
      Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.
      Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
      Отличительными особенностями целевых уроков являются:
      — обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
      — планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7—9 мин);
      — использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
      — обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Учебно - тематический план

(5класс)

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

I

Базовая часть

82

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе уроков

1.2

Спортивные игры

17

1.3

Гимнастика

18

1.4

Лыжная подготовка

20

1.5

Легкая атлетика

27

II

Вариативная часть

20

2.1

Волейбол

20

                                                                                           Всего часов:

102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре

       История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.

       Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.

       Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

       Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.

       Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.

       Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.

       Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.

Физическое совершенствование

      Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

       Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики (18 ч)  Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.

       Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.

       Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).

       Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки).

       Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).

       Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком и высоком —1 м).

       Упражнения общей физической подготовки .

       Легкая атлетика (27 ч). Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.

       Упражнения общей физической подготовки.

       Лыжные гонки (20 ч). Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).

       Упражнения общей физической подготовки.

       Спортивные игры (37 ч) Б а с к е т б о л. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

       Упражнения общей физической подготовки.

       В о л е й б о л. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами).

       Упражнения общей физической подготовки.

       Ф у т б о л (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы; удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

       Упражнения общей физической подготовки.

       Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью . Гимнастика с основами акробатики (мальчики). Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.

       Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом вперед; кувырок назад через плечо из стойки на лопатках в полушпагат. Акробатическая комбинация (мальчики): кувырок вперед прыжком с места, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев.

       Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок с поворотом (девочки).

       Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).

       Упражнения на низкой и средней перекладине (мальчики): махом одной, толчком другой перемах в вис согнувшись, переворот назад в вис сзади со сходом на ноги.

       Упражнения на брусьях: наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь; соскок из седа на бедре (мальчики); смешанные висы и упоры (стоя, лежа, с поворотами); вис на верхней жерди, размахивание, соскок с поворотом вправо и влево (девочки).

       Вольные упражнения (девочки): комбинации из стилизованных общеразвивающих упражнений с элементами хореографии (основные позиции рук в сочетании с движением туловища; передвижения мягким, высоким и широким шагом; пружинистые движения руками и ногами; волнообразные движения руками и туловищем в положении стоя, стоя на коленях с опорой на руки; прыжок выпрямившись; прыжок шагом).

       Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку; передвижения по гимнастической стенке (вверх и вниз, по диагонали, по горизонтали на разной высоте). Расхождение при встрече на гимнастическом бревне.

       Упражнения специальной физической и технической подготовки 6.

       Легкая атлетика. Низкий и высокий старт с последующим ускорением. Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с разбега на дальность и в цель. Бег на короткие (30 м и 60 м) и средние учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися); бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).

       Упражнения специальной физической и технической подготовки.

       Лыжные гонки. Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «плугом». Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Спуск прямо в низкой стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций с преодолением спусков и подъемов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).

       Упражнения специальной физической и технической подготовки.

       Спортивные игры

       Б а с к е т б о л. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке; передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по правилам.

       Упражнения специальной физической и технической подготовки.

       В о л е й б о л. Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и левую стороны, вперед и назад; прыжки с места в правую и левую стороны, вверх; прыжок вверх толчком двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: прямая нижняя и верхняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу и от груди в парах (на месте и в движении приставными шагами); передача мяча из зоны в зону. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.

       Упражнения специальной физической и технической подготовки.

       Ф у т б о л (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег «змейкой» и «восьмеркой»; бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: удар с разбега по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы; ведение мяча носком ноги, внутренней и внешней частью подъема стопы. Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите. Игра в мини-футбол по правилам.

       Упражнения специальной физической и технической подготовки.

       Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения предмета «Физическая культура» ученик должен:

      знать/понимать

       — роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

       — основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

       — способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

       уметь

       — составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

       — выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;

       — выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;

       — осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

        — соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

       — осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;

       -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

       — проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

       — включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Критерии и нормы оценки учающихся

      Успеваемость по предмету «Физическая культура»   определяется качеством  усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, а также уровнем развития двигательных способностей обучающихся.

         Критериями оценки качества усвоения знаний теоретического раздела являются полнота, точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов обучающихся, отсутствии или наличии ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим:

оценка «5» ставится обучающемуся за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение;

оценка «4»— за достаточно полное, преимущественно логичное и аргументированное изложение при наличии 1-2 мелких неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимания изученного материала;

оценка «3» — за недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3-4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо 1-2 существенных ошибок;

оценка «2» — отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1-2 грубых или 3 и более существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя.

       Критерием оценки качества усвоения обучающимися двигательных умений и навыков является их правильность и прочность, что выражается в отсутствии или наличии ошибок в технике выполнения упражнения, их характере и количестве; в легкости и уверенности выполнения упражнения. В связи с этим,

 оценка «5» ставится, если упражнение выполнено точно, свободно и уверенно, обучающийся полностью овладел техникой изученных двигательных действий;

оценка «4» - упражнение выполнено преимущественно точного и уверенно, но допущены 1-2 незначительные ошибки в основе и деталях техники;

оценка « 3» - упражнение выполнено в основном точно, но недостаточно свободно и уверенно, с 3-4 незначительными ошибками или с 1-2 значительными ошибками в основе техники;

оценка « 2» - упражнение выполнено неточно, допущена грубая ошибка или 3 и более значительных ошибок в основе техники двигательных действии.

       Освоение техники некоторых упражнений программы, особенно циклического характера, предусматривает также соответствующий уровень физической подготовленности обучающихся. Критерием оценки уровня физической подготовленности обучающихся в изучаемых действиях является достигнутая ими функциональная готовность к выполнению контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой, что выражается в достижении ими определенных количественных показателей. В программе указаны «Ориентировочные количественные показатели физической подготовленности». Исходя из этих ориентиров, учитель сам устанавливает для класса и для каждого обучающегося количественные показатели и оценивает обучающихся по фактору улучшения этих показателей по окончании процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.

         Критерием оценки уровня развития двигательных способностей также является достигнутая функциональная готовность обучающихся к выполнению контрольных упражнений (тестов), в качестве которых выступают специальные тесты развития двигательных способностей, предусмотренные программой. Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года. Для этого с помощью представленных в программе тестов учитель выявляет уровень развития обучающихся в начале учебного года, а затем сравнивает их с полученными результатами в конце года и в зависимости от того, насколько улучшились результаты, оценивает обучающихся. Можно устраивать и промежуточные проверки, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы.

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств .

класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

5

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.5

9.3

9.7

8.9

9.7

10.1

5

Бег 30 м, секунд 

5.0

6.1

6.3

5.1

6.3

6.4

5

Бег 1000м.мин. 

4,30

5,00

5,30

5,00

5,30

6,00

5

Бег 500м. мин

2.10

2.30

2.50

2.30

2.50

3.10

5

Бег 60 м, секунд 

10,2

10,5

11,3

10,3

11,0

11,5

5

Бег 2000 м, мин 

Без учета времени

5

Прыжки  в длину с места 

195

160

140

185

150

130

5

Подтягивание на высокой перекладине 

6

4

1

19

10

4

5

Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа

17

12

7

12

8

3

5

Наклоны  вперед из положения сидя 

10+

6

2-

15+

8

4-

5

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 

35

30

20

30

20

15

5

Бег на лыжах 1 км, мин 

6,30

7,00

7,30

7,00

7,30

8,00

5

Бег на лыжах 2 км, мин 

14,0

14,3

15,0

14,3

15,0

18,0

5

Прыжок на скакалке, 15 сек, раз 

34

32

30

38

36

34

5

Метание т.мяча на дальность м.

25

22

19

22

19

16

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Текущий и промежу-точный контроль

Материалы к уроку

1

Спринтерский бег

Изучение нового

Правила безопасности на уроках легкой атлетики. Техника высокого старта. Бег с ускорением.

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Фронтальный опрос

Презентация

2

Спринтерский бег

Обобщение

Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.

Специальные беговые упражнения. Высокий старт. Стартовый разгон.

Медленный бег до 2 мин.

Участвовать в диалоге на уроке

 Умение слушать и понимать других

Текущий

Презентация

3

Спринтерский бег

Комбинированный

Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Прыжки в длину с места. Бег до 3 мин. с целью развития выносливости.

Описывать технику высокого старта.

Выполнять высокий старт в беге на короткие  дистанции

(зачет)

Прыжки в длину с места

Рулетка измерительная

4

Спринтерский бег

Комбинированный

ОРУ в движении.  Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров. Бег 30 м. Эстафеты, встречная эстафета.

Демонстрировать технику бега на короткие дистанции

(зачет)

Бег 30 м. с высокого старта

Секундомер

5

Спринтерский бег

Обобщение

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением.  Эстафеты, встречная эстафета.

Медленный бег до 4 мин.

Выполнять легкоатлетические упр. на развитие скоростно-силовых качеств.

Текущий

Секундомер

6

Спринтерский бег

комбинированный

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения.  Бег 60 м на результат.

Медленный бег до 6 мин. с целью развития выносливости. Простейшие способы измерения ЧСС.

Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.

Зачет

Секундомер

7

Прыжки

Обобщение

 Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Прыжки  в длину с разбега способом «согнув ноги».

Описывать технику прыжка в длину с разбега

Текущий

Барьеры л/атлетические

8

Прыжки

Обобщение

ОРУ в движении. Специальные прыжковые серии упражнений. Прыжки в длину с 5 – 7 шагов разбега. Простейшие способы измерения ЧСС.

Анализировать правильность выполнения упр. Выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Текущий

Секундомер

Грабли

рулетка

9

Прыжки

комбинированный

Разнообразные прыжки и многоскоки.  Прыжки в длину с  разбега способом «согнув ноги». Метание мяча на дальность.

Осознание важности физической

нагрузки для развития основных физических качеств.

(зачет)

КУ – прыжки в длину с разбега

Мяч 150 г

10

Метание малого мяча

Обобщение

ОРУ с набивными мячами.  Метание на заданное расстояние. Метание мяча на дальность отскока от стены с места и с шага. Медленный бег с изменением направления по сигналу.

Уметь метать из различных положений на дальность и в цель

Текущий

Мячи малые для метания

11

Метание малого мяча

комбинированный

 Метание  мяча 2-3 шагов разбега на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м.

Демонстрировать технику метания мяча в вертикальную мишень

КУ – метание мяча на дальность с разбега

Мячи малые для метания

12

Беговые упражнения

Комбинированный

Преодоление полосы препятствий. Бег 1500 м (контроль)

Отбирать и выполнять упр. на развитие силы мышц ног

Зачет

13

Волейбол

Обучение

Правила техники безопасности на уроках спортивных игр. Особенности развития данного вида спорта.

Осмысление правил игры.

Текущий

презентация

14

Волейбол

Обобщение

Ознакомление с техникой верхней передачи мяча и обучение стойке волейболиста.  Развитие координационных способностей при выполнении верхней передачи мяча.

Описывать технику передачи мяча, анализировать правильность выполнения упр.

Текущий

Волейбол.сетка, в/б мячи

15

Волейбол

комбинированный

ОРУ в парах. Прием и передача мяча сверху. Индивидуальные действия на площадке. Челночный бег

Демонстрировать технику приема и передачи мяча

(зачет)

Челночный бег

Волейбол.сетка, в/б мячи

16

Волейбол

Обобщение

ОРУ в парах на сопротивление. Прием и передача мяча сверху, снизу двумя руками.  Игра «Перестрелка».

Демонстрировать технику приема и передачи мяча

Текущий

Волейбол.сетка, в/б мячи

17

Волейбол

Обобщение

ОРУ типа зарядки без предмета.

Нижняя прямая подача. Совершенствовать прием и передачу мяча сверху, снизу.

Анализировать правильность выполнения упр.

Текущий

Волейбол.сетка, в/б мячи

18

Волейбол

комбинированный

ОРУ типа зарядки. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Игра «Перестрелка».

Демонстрировать технику прямой нижней подачи.

Техника передачи мяча сверху

Волейбол.сетка, в/б мячи

19

Волейбол

комбинированный

ОРУ на месте и в движении.

 Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча сверху, снизу в парах.

Учебная игра «Пионербол» с элементами волейбола.

Анализировать правильность выполнения упр., выявлять и исправлять грубые ошибки.

(зачет)

Техника нижней прямой подачи.

Волейбол.сетка, в/б мячи

20

Волейбол

комбинированный

 Прием и передача мяча снизу .Учебная игра «Пионербол» с элементами волейбола.        

Анализировать правильность выполнения упр.

Техника передачи мяча снизу

Волейбол.сетка, в/б мячи

21

Баскетбол

Обучение

История возникновения и развития игры. Характеристика основных приемов игры в баскетбол.  Ведение мяча.

Осмысление правил игры.

Текущий

Учебник, мультимед.

22

Баскетбол

Обобщение

ОРУ  с набивными мячами. Техника передвижения в баскетболе.  Ведение мяча.  Ловля и передача б/б мяча.

Эстафета с мячами.

Описывать технику ловли и передачи мяча, технику ведения б/б мяча

Текущий

Баскетбольные мячи, стойки

23

Баскетбол

Обобщение

ОРУ  с набивными мячами. Ловля и передача б/б мяча в парах, тройках. Ведение правой левой рукой в шаге. Эстафета с ведением  баскетбольного мяча.

Демонстрировать технику ведения мяча в условиях игровой деятельности

Текущий

Баскетболмячи, стойки

24

Баскетбол

Комбинированный

ОРУ  с  мячами. Техника передачи мяча со сменой мест. Броски мяча двумя руками от груди с места.

Ведение мяча. Подтягивание на перекладине.

Демонстрировать технику броска мяча двумя руками от груди

(зачет)

Техника ведения мяча

Баскетболмячи, стойки, перекладина

25

Баскетбол

комбинированный

Комплекс утренней зарядки. Ловля и передача мяча в парах, тройках с последующей сменой мест. Тренировка в подтягивании на перекладине.

Игра «Перестрелка».

Анализировать правильность выполнения упражнений и выявлять грубые ошибки

Текущий

Баскетболмячи

26

Баскетбол

комбинированный

Совершенствовать технику броска мяча двумя руками от груди  с места.

Подтягивание на перекладине.

Учебная игра баскетбол по упрощенным правилам.

Анализировать правильность выполнения упражнений и выявлять грубые ошибки

(зачет)

КУ- подтягивание

Баскетбол мячи перекладина

27

Баскетбол

комбинированный

Учебная игра баскетбол по упрощенным правилам.

Умение управлять эмоциями, соблюдать правила

Текущий

Баскетбольные мячи

28

Висы.

Строевые упражнения

Изучение нового

Повторный инструктаж по ТБ, инструктаж по гимнастике. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Упражнения на гибкость.

Раскрывать значение занятий гимнастикой для укрепления здоровья и физических качеств.

Фронтальный опрос

Презентация

29

Висы.

Строевые упражнения

Обобщение

Перестроение из колоны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. ОРУ без предметов на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись(м),смешанные висы(д).

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

перекладина

30

Висы. Строевые упражнения

Обобщение

Перестроение из колоны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. ОРУ без предметов на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись(м),смешанные висы(д).

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

перекладина

31

Висы. Строевые упражнения

Обобщение

 ОРУ без предметов. Вис согнувшись, вис прогнувшись(м),смешанные висы(д).Поднимание прямых ног в висе(м),подтягивание из положения лежа(д).Развитие силовых способностей.

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

перекладина

32

Висы. Строевые упражнения

Обобщение

Перестроение из колоны по одному в колону по четыре дроблением и сведением.  ОРУ без предметов. Вис согнувшись, вис прогнувшись(м),смешанные висы(д).Поднимание прямых ног в висе(м),подтягивание из положения лежа(д).

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

перекладина

33

Висы.

Строевые упражнения

комбинированный

 Висы и упоры. Висы на согнутых руках. Размахивание изгибами в висе лежа (Д). подъем с переворотом в упор на руках на н/ж (Д), на низк. перекладину (М). соскоки. Из упора махом назад; из упора верхом с перемахом одной ноги и поворотом на 90 град.; из упора сзади взмахом ногами вперед. Подвижная игра «через препятствия»

Корректировка техники выполнения упражнений.

Зачет

Гимнаст

перекладина

34

Акробатика

Изучение нового

Перестроение из колоны по два в колону по одному. ОРУ в движении. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. Эстафеты. Развитие координации и силовой выносливости

Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений.

Текущий

Гимнаст

маты

35

Акробатика

Обобщение

Перестроение из колоны по два в колону по одному. ОРУ в движении. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. Эстафеты. Развитие координации и силовой выносливости

Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений.

Текущий

Гимнаст

маты

36

Акробатика

Обобщение

Перестроение из колоны по два в колону по одному. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках – комбинация элементов. ОРУ в движении. Развитие  гибкости.

Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений.

Текущий

Гимнаст

маты

37

Акробатика

Комбинированный

Перестроение из колоны по два в колону по одному. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках – комбинация элементов. ОРУ в движении. Развитие гибкости

Уметь демонстрировать комплекс акробатических

упражнений.

Зачет

Гимнаст

маты

38

Опорный прыжок

Обобщение

Перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении. ОРУ с предметами на месте. Вскок в упор присев. Развитие координационных способностей.

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

маты, гимнаст

мост,

козел гимнаст

39

Опорный прыжок

Обобщение

Перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении. ОРУ с предметами на месте. Вскок в упор присев. Развитие координационных способностей.

Корректировка техники выполнения упражнений.

Текущий

Гимнаст

маты, гимнаст

мост,

козел

40

Опорный прыжок

Обобщение

Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении. ОРУ с предметами на месте. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Развитие координационных способностей.

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

маты, гимнаст

мост,

козел гимнаст

41

Опорный прыжок

комбинированный

Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием по восемь в движении. ОРУ с предметами на месте. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись.

Корректировка техники выполнения упражнений.

Текущий

Гимнаст

маты, гимнаст

мост,

козел гим

42

Развитие силовых способностей

комбинированный

Подтягивание из виса (юноши), из виса лежа (девушки)-контроль Метание набивного мяча из – за головы (сидя, стоя), назад (через голову, между ног), от груди двумя руками или одной, сбоку одной рукой. Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Зачет

Набивн

мячи,

перекладина

гимнаст

43

Развитие силовых способностей

Обобщение

ОРУ  на осанку. Метание набивного мяча из – за головы (сидя, стоя), назад (через голову, между ног), от груди двумя руками или одной, сбоку одной рукой. Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке.

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Набивн

мячи,

стенка гимнаст,

перекладина гимн.маты

44

Развитие силовых способностей

Обобщение

 Метание набивного мяча из – за головы (сидя, стоя), назад (через голову, между ног), от груди двумя руками или одной, сбоку одной рукой. Сгибание и разгибание рук в упоре: мальчики от пола, ноги на гимнастической скамейке; девочки с опорой руками на гимнастическую скамейку.

Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход

Текущий

Гимнаст

скамейка,

стенка гимнаст,

перекладина гимн., маты

45

Развитие гибкости

комбинированный

 Комбинации из ранее освоенных  элементов.  Прыжки «змейкой» через скамейку.  Броски набивного мяча до 2 кг.

Корректировка техники выполнения упражнений.

Текущий

Н/мячи,

перекладина гимн., маты

46

Волейбол

Обобщение

Передача 2 руками сверху на месте и после передачи вперед. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.

Уметь выполнять различные варианты передачи мяча

Текущий

В/мячи, в/сетка

47

Волейбол

Обобщение

 Прием и передача мяча сверху и снизу на месте и после перемещения. Нижняя прямая и боковая подача. Игра в мини – волейбол.

Уметь выполнять различные варианты передачи мяча.

Текущий

В/мячи, в/сетка

48

Волейбол

Комбинированный

Сочетание приемов в передачах и ловле мяча, эстафета у стены. Игра в/б

Соблюдать правила игры

Зачет

В/мячи, в/сетка

49

Освоение техники лыжных ходов.

Изучение нового

Инструктаж по ТБ. Положительное влияние занятий лыжн. подготовки на укрепление здоровья. Построение на лыжах. Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход.   Дистанция – 1км

Фронтальный опрос

Текущий

Презентация

50

Освоение техники лыжных ходов.

Обобщение

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Повороты, стоя на лыжах.  Дистанция – 1км

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

51

Освоение техники лыжных ходов.

Обобщение

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Дистанция – 1км. Игры на лыжах.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

52

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход.  Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Прохождение дистанции 1 км. В медленном темпе с применением изученных ходов. Игры на лыжах.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

53

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Одновременный бесшажный ход. Катание с горок.  Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой».  Дистанция – 1км. Игры на лыжах.

Описывать технику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом

Текущий

Лыжи, л/палки,

54

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «полуелочкой».  Дистанция – 1.5км. Игры на лыжах.

Анализировать правильность выполнения упр. и выявлять грубые ошибки

Текущий

Лыжи, л/палки,

55

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом». Дистанция – 1.5км. Игры на лыжах.

Анализировать правильность выполнения упр. и выявлять грубые ошибки

Текущий

Лыжи, л/палки,

56

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Техника изученных ходов

(зачет)

Лыжи, л/палки,

57

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

 Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход.  Спуск в высокой стойке. Поворот переступанием при спуске с пологих склонов.

Оказывать помощь при обморожении

Текущий

Лыжи, л/палки,

58

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход.  Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом». Дистанция – 1,5 км.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Оказывать помощь при обморожении

 Спуск в высокой стойке

(зачет)

Лыжи, л/палки,

59

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Коньковый ход без палок. Торможение «плугом». Дистанция – 1,5 км. Игры на лыжах.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

60

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Торможение «плугом». Дистанция -  2км

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

61

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Катание с горок: подъем «лесенкой», спуск в осн.стойке, торможение «плугом». Игры на лыжах.

Встречная эстафета с этапом до 100 м.

Оказывать помощь при обморожении

Текущий

Лыжи, л/палки,

62

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Катание с горок: подъем «лесенкой», спуск в основной стойке, торможение «плугом».  Прохождение дистанции 1,5 км.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

63

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Построение на лыжах. Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Торможение «плугом».  Круговая эстафета (2-3 раза) с этапом до 150 м.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Оказывать помощь при обморожении

Текущий

Лыжи, л/палки,

64

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Торможение «плугом».

Дистанция – 2км. Со средней скоростью.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Оказывать помощь при обморожении

Текущий

Лыжи, л/палки,

65

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Торможение «плугом». Дистанция – 2км.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Текущий

Лыжи, л/палки,

66

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Торможение «плугом». Дистанция – 2км.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Оказывать помощь при обморожении

Торможение «плугом»

(зачет)

Лыжи, л/палки,

67

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Торможение «плугом». Дистанция – 1км. Игры на лыжах.

Анализировать правильность выполнения упр. и выявлять грубые ошибки

Текущий

Лыжи, л/палки,

68

Освоение техники лыжных ходов.

комбинированный

Торможение «плугом». Лыжные гонки – 1км (д), 2 км (м).  Игры на лыжах.

Анализировать правильность выполнения упр. и выявлять грубые ошибки

Лыжные гонки

(зачет)

Лыжи, л/палки,

69

Футбол

Изучение нового

Удар по неподвижному и катящемуся  мячу внутренней стороной стопы. Ведение мяча внешней стороной стопы.

Описывать технику выполнения упр.

Текущий

Ворота футбола, мячи ф/б

70

Футбол

Обобщение

ОРУ в движении. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча внешней стороной стопы.

Демонстрировать технику выполнения упр.

Текущий

Ворота

Мячи ф/б

71

Футбол

Обобщение

ОРУ в движении.  Ведение мяча внешней стороной стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

 Анализировать правильность выполнения упр и выявлять грубые ошибки.

Текущий

Ворота для мини-футбола

Мячи ф/б

72

Футбол

комбинированный

Удар по неподвижному и катящемуся  мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Учебная  игра.

Умение управлять эмоциями, соблюдать правила игры

Зачет

Ворота для мини-футбола

Мячи ф/б

73

Баскетбол

Обобщение

Передвижение игроков. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока, в движении. Бегом. С изменением направления и скорости движения.

Учебная игра в баскетбол.

Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча.

Текущий

Баскетбольные мячи, свисток, кегли.

74

Баскетбол

Обобщение

 Техника приёма и передачи мяча двумя руками от груди на месте, в движении. С отскоком от пола после двух шагов; одной рукой от плеча на месте и в движении; двумя руками от головы на месте и в движении в парах, тройках.

Учебная игра в баскетбол.

Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча

Корректировка техники ведения мяча.

Текущий

Баскетбольные мячи, свисток, кегли.

75

Баскетбол

комбинированный

 Ведение мяча. Передача мяча от плеча в движении, остановка в два шага, броски мяча в движении после двойного шага, применение разученных приёмов в условиях учебной игры.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки и исправлять их

Зачет

Баскетбольные мячи, свисток, кегли.

76

Баскетбол

комбинированный

Передача мяча отскоком от пола на месте и при встречном движении, остановка в два шага. Броски мяча в движении после двойного шага.

Учебная игра в баскетбол.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки и исправлять их

Текущий

Баскетбольные мячи, свисток, кегли.

77

Баскетбол

комбинированный

 Техника защитных и нападающих действий. Сочетание приемов ведения, остановки, броска.

Учебная игра в баскетбол.

Уметь владеть мячом  в игре баскетбол

Текущий

Баскетбольные мячи, свисток, кегли.

78

Баскетбол

комбинированный

 Контроль за освоением технических приемов.

Учебная игра в баскетбол.

Уметь владеть мячом  в игре баскетбол

Зачет

Баскетбольные мячи, свисток

79

Волейбол

Обобщение

 Стойка игрока, перемещение в стойке.

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты.

Описывать  технику ловли и передачи мяча.

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

80

Волейбол

Обобщение

 Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой и на стенку. Нижняя прямая подача с 3-6 м.

Игра в волейбол по упрощенным правилам

Демонстрировать технику передачи мяча

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

81

Волейбол

Обобщение

 Прием и передача мяча сверху и снизу в парах. Нижняя прямая подача.

Мини – волейбол.

Уметь выполнять ведение мяча в движении.

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

82

Волейбол

комбинированный

 Прием и передача мяча сверху и снизу в парах. Нижняя прямая подача.

Передача мяча над собой(контроль). Мини – волейбол.

Уметь применять в игре защитные действия

Зачет

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

83

Волейбол

комбинированный

Комбинация из разученных элементов в парах. Прямой нападающий удар подбрасывания мяча партнером. Тактические действия в нападении.

Игра в по упрощенным правилам.

Уметь применять в игре защитные действия

КУ - броски и ловля мяча

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, набивные

84

Волейбол

комбинированный

 Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача 2 руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на стенку.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки и исправлять их

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

85

Волейбол

комбинированный

Перемещение в стойке. Передача 2 руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на стенку.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

86

Волейбол

комбинированный

ОРУ с гимнастической  скаклкой.

Нижняя боковая подача(техника)-контроль. Учебно-тренировочная игра по  упрощенным правилам.

Демонстрировать технику изученных упр в игровой деятельности

Зачет

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

87

Волейбол

комбинированный

ОРУ с гимнастической скаклкой. Учебно-тренировочная игра по  упрощенным правилам.

Демонстрировать технику изученных упр в игровой деятельности

КУ – прыжки через  скакалку за 1 мин

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи наб

88

Волейбол

комбинированный

 Стойка игрока, перемещение в стойке.

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты.

Описывать  технику ловли и передачи мяча.

Текущий

Волейбольные мячи, сетка в/б. свисток, мячи набивные

89

Спринтерский бег

совершенствование

Повторный инструктаж по т.б. на уроках л/атлетики. ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров.  Эстафеты, встречная эстафета.

Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.

Текущий

Презентация

90

Спринтерский бег

Обобщение

ОРУ в движении. Высокий старт. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег до 40 метров. Бег 60 метров

Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.

Текущий

Барьеры, флажок, секундомер.

91

Спринтерский бег

Обобщение

Низкий старт. Специальные беговые упражнения. Выполнять в среднем темпе сериями по 10 – 20 сек. Бег от 200 до 1000 м.

Анализировать правильность выполнения упр. Выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Текущий

Барьеры, флажок, секундомер.

92

Спринтерский бег

комбинированный

Специальные беговые упражнения. Низкий старт. Бег с ускорением (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Бег 60 м на результат

Осознание важности физической

нагрузки для развития основных физических качеств.

Зачет

Барьеры, флажок, секундомер.

93

Спринтерский бег

комбинированный

Комплекс ОРУ типа зарядки. Специальные беговые упражнения.  Старты из различных и.п. Бег от 200 до 1000 м.

Уметь метать из различных положений на дальность и в цель

Текущий

Барьеры, флажок, секундомер.

94

Метание мяча

Обобщение

Повторение

 Разнообразные прыжки и многоскоки.  Броски и толчки набивных мячей. Метание на заданное расстояние. Метание т/мяча на дальность отскока от стены с места и с шага.

Метание на дальность в коридоре 5 -6 метров.

Уметь метать из различных положений на дальность и в цель

Текущий

Мячи для метания, секундомер, флажок.

95

Метание

комбинированный

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе.  Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м.

Уметь метать из различных положений на дальность и в цель

Текущий

Мячи для метания, секундомер, флажок.

96

Метание

комбинированный

 Прыжковые упражнения, выполняемые сериями (с ноги на ногу, толкаясь вверх; то же но через набивные мячи, расставленные низкие барьеры; то же, но на скамью высотой 20 -40 см). Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность.

Анализировать правильность выполнения упр. Выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Зачет

Мячи для метания, секундомер, флажок.

97

Прыжки

Обобщение

 Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой; Прыжки с места и с разбега. Игры с  прыжками.

Осознание важности физической

нагрузки для развития основных физических качеств.

Текущий

Рулетка секундомер, грабли.

98

Прыжки

комбинированный

Специальные серии прыжковых упражнений. Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед. Игры с  прыжками

Описывать технику выполнения упражнения

Зачет

Рулетка секундомер, грабли.

99

Прыжки

Обобщение

Специальные прыжковые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания).Прыжки в длину с (5-6 шагов) короткого разбега

Анализировать правильность выполнения упр.

Текущий

Рулетка секундомер, грабли.

100

Прыжки

комбинированный

Специальные прыжковые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания).Прыжки в длину с разбега(контроль)

Анализировать правильность выполнения упр.

Зачет

Рулетка секундомер, грабли.

101

Бег по пересеченной местности

Обобщение

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Многоскоки.  Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) до 2000 метров – мальчики, до 1500 метров – девочки. Спортивные игры.

Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.

Текущий

Секундомер

102

Бег по пересеченной местности

комбинированный

ОРУ в движении.  Специальные беговые упражнения.  Бег с низкого старта в гору. Разнообразные прыжки и многоскоки. Переменный бег – 6 минут

Уметь демонстрировать финальное усилие в беге.

Текущий

Секундомер

        

Список литературы

Программа общеобразовательных учреждений доктора педагогических наук А.П. Матвеева «Физическая культура 5–11 классы». М. «Просвещение», 2008г.

А.П. Матвеев. Физическая культура. 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009г.

Киселев П.А.; Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). – М.: Издательство «Глобус», 2009.-340с.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ», 1998.-272с.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.

В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре. Методические рекомендации. Практические материалы. 5 – 9 классы. ВАКО Москва 2005.

                                 

Материально-техническое оснащение

1.Стенка гимнастическая – Г

Бревно (скамейка) гимнастическая – Г

Козел гимнастический – Д

Конь гимнастический – Д

Перекладина (нестандартная) – Г

Скамейка гимнастическая – Г

Мост гимнастический подкидной – Г

Коврик гимнастический – Г

Гимнастические маты – Г

Мяч малый (теннисный) – К

Скакалка гимнастическая – К

Палка гимнастическая – Г

Сетка для переноса мячей – Д

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой – Д

Мячи баскетбольные – Г

Мячи волейбольные – Г

Сетка волейбольная – Д

Стойки волейбольные – Д

Мячи футбольные – Г

Мяч малый 150гр. - Г

Аптечка медицинская – Д

Спортивный зал – игровой

Секундомер – Д

Измерительная лента – Г

Д – демонстрационный экземпляр; Г – комплект, необходимый для практической работы в группах; К — комплект (из расчета на каждого обучающегося исходя из реальной наполняемости класса).

2.Мультимедийное оснащение

CD

Закаляйся, если хочешь быть здоров. 5-11 класс.

CD

Мультимедийные презентации. Здоровый образ жизни – вот залог успеха. 7-9 классы.

CD

Мультимедийные презентации. Спорт как альтернатива пагубным привычкам. 9-11 классы.

CD

Здравствуй, Олимпиада 2014!

CD

Лыжный спорт

CD

История летних олимпиад

CD

Гимнастика

CD

Влияние физической культуры на здоровье человека

CD

Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол

CD

Спортивная гимнастика

CD

Видео уроки по обучению волейболу

CD

Легкая атлетика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...