Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему

Зубкова Татьяна Геннадьевна

адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры          «Согласовано»                           УТВЕРЖДЕНО

здоровьесбережения                                    зам. директора                            приказом № ___

Протокол №                                                 /Л.В. Шабалина /                         «____» 09.2014 г.

« ____» 09.2014 г.                                       _____________

                «___»______2014г.

 

             

Рабочая программа

по физической культуре  для 4»Д» класса,

реализующего адаптированную

общеобразовательную программу для детей с ОВЗ

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                           

 

Составитель:

Зубкова Татьяна Геннадьевна                                                                                                

                                                                                                  учитель физической культуры

                                                                   

2014 г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» составлена на основании:

-    с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы;

-   программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.  Е.Н.Морсакова

   (Физическая культура). (М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010г.).

- программы, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, «Комплексная

  программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011г.). 

-    с учебным планом МБОУ п Пионерский  на 2014-2015 учебный год;

-    с годовым  календарным учебным графиком МБОУ п Пионерский  на 2014-2015 учебный год 2014 утвержденным директором ОУ

     и  согласованного департаментом образования.

    Основная цель физической культуры в школе — укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.

    Учебная программа по физической культуре для детей с задержкой психического развития предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной задач.

Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.

К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

 Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.

Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

   Система физического воспитания в  школе включает уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на уроках, упражнения и игры на  переменах, во внеурочное время), спортивно-массовые мероприятия.     Ведущее место в системе физического воспитания детей принадлежит урокам физической культуры.

   Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности в общеобразовательной школе, с особенностями развития детей рассматриваемой категории, он включен в следующие 4 раздела: «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»; «Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения»; «Дифференцированная двигательная деятельность»; «Элементы спортивной деятельности ».

2.Общая характеристика курса

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУСОШ Пионерский всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется по 102 ч в 4  «Д» классе (3 ч в неделю, 34 учебные недели в  классе). 

Раздел   программы

Кол-во  часов

Теория

В процессе уроков

Лёгкая  атлетика

24

Лыжная  подготовка

20

Гимнастика

21

Подвижные  игры

37

Всего                 

102

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

5. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

 Метапредметные результаты:

• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 • обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

 • представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

• оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

• организация и проведение со сверстниками подвижных  игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

• характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряженности во время занятий по развитию физических качеств;

• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

 • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях. 

6. Содержание учебного предмета

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. 

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. 

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. 

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). 

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. 

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и способы физкультурной деятельности Знания о физической культуре проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). 

Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

 Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги. Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. 

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

 Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение. 

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения: На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх - вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок

Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

   

демонстрировать уровень физической подготовленности

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на выс. перекладине (мал.); на низкой в висе лежа согнувшись  (дев.) кол-во раз

5

3

2

14

9

7

Прыжок в длину с места, см

145

135

115

140

130

110

Прыжок в высоту  

90

75

техника

80

65

техника

Метание малого мяча на дальность

30

24

19

19

16

12

Бег 30м с высокого старта, с

5,7

6,2

7,0

5,8

6,3

7,2

Бег 60м

10.0

10.6

11.4

10.5

10.8

11.8

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00

Бег 1500 м, мин. с

7.45

8.45

10.15

8.45

9.50

10.40

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

7.00

7.40

8.25

7.40

8.15

8.50

Ходьба на лыжах 2 км, мин. с

Без учета времени

Прыжки со скакалкой

55

45

25

65

50

35

6.Учебно - тематическое планирование с определением основных видов

 учебной деятельности обучающихся

Тема урока

Число

часов

Содержание

Знания о физической культуре (3 ч.)

Физическая культура

1

Самоконтроль во время занятий физичеса-

кой культурой.

Туризм. Первая помощь.

Правила предупреждения травматизма во

время занятий физическими упражнения-

ми: организация мест занятий, подбор

одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической

культуры

1

История спорта и физической культуры

через историю семьи.

Физические упражнения

1

Физическая подготовка и её связь с раз-

витием основных физических качеств.

Физическая нагрузка.

Способы физкультурной деятельности (3 ч.)

Самостоятельные занятия

1

Составление режима дня. Выполнение

простейших закаливающих процедур,

комплексов упражнений для формирова-

ния правильной осанки и развития мышц

туловища, развития основных физиче-

ских качеств; проведение оздоровитель-

ных мероприятий в режиме дня.

Самостоятельные

наблюдения за физическим

развитием и физической

подготовленностью

1

Составление сравнительной таблицы

(1–2–3 класс) с основными физиологиче-

скими показателями (рост, вес, объём

груди, окружность головы и др.).

Самостоятельные игры

и развлечения

1

Организация и проведение подвижных игр

(на спортивных площадках и в спортивных

залах). Соблюдение правил в игре.

Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 ч.)

Физкультурно-

оздоровительная

деятельность

2

Комплексы физических упражнений для

утренней зарядки, физкультминуток,

занятий по профилактике и коррекции

нарушений осанки. Комплексы упражне-

ний на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений.

Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность (62 ч.)

Гимнастика с основами

акробатики

16

Акробатика.

Строевые упражнения

6

Размыкание и смыкание приставными

шагами. Выполнение команд «Шире шаг!»,

«Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй

рассчитайся!». Перекаты и группировка с

последующей опорой руками за головой.

Кувырок вперёд, стойка на лопатках,

согнув ноги. Кувырок в сторону. 2– 3

кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост

из положения лёжа на спине. ОРУ.

Подвижные игры. Развитие координаци-

онных способностей. Инструктаж по ТБ.

Висы.

Строевые упражнения

6

Построение в две шеренги. Перестроение

из двух шеренг в два круга. Вис стоя и

лёжа. Вис на согнутых руках. Под-

тягивания в висе. Упражнения в упоре

лёжа на гимнастической скамейке.

Упражнения в упоре лёжа и стоя на коле-

нях и в упоре на гимнастической скамей-

ке. ОРУ с обручами. Подвижные игры.

Развитие силовых способностей.

Опорный прыжок, лазание,

упражнения в равновесии

6

Передвижение по диагонали, противохо-

дом, «змейкой». ОРУ. Ходьба приставны-

ми шагами по бревну (высота до 1 м).

Перелезание через гимнастического коня.

Лазание по наклонной скамейке в упоре

лёжа, подтягиваясь руками. Подвижные

игры. Развитие координационных способ-

ностей.

Лёгкая атлетика

11

Ходьба и бег

4

Ходьба через несколько препятствий.

Встречная эстафета. Бег с максимальной

скоростью (60 м). Бег на результат (30 м,

60 м). Подвижные игры. Развитие ско-

ростных способностей.

Прыжки

4

Прыжок в длину с разбега. Прыжок в

длину с места. Прыжок в высоту с прямого

разбега из зоны отталкивания. Много-

скоки. Подвижные игры. Развитие ско-

ростно-силовых качеств.

Метание

3

Метание малого мяча с места на дальность

и на заданное расстояние. Метание в цель

с 4–5 м. Метание набивного мяча. Метание

набивного мяча вперёд-вверх на дальность

и на заданное расстояние. Подвижные

игры. Развитие скоростно-силовых ка-

честв.

Лыжные гонки

12

Лыжная подготовка

12

Передвижение на лыжах разными спосо-

бами. Повороты; спуски; подъёмы; тормо-

жение. ТБ. Развитие координационных

способностей. Подвижные игры. Сорев-

нования.

Подвижные

и спортивные игры

17

ОРУ с обручами. ОРУ в движении. ОРУ с

мячами. Подвижные игры. Спортивные

игры. Эстафеты. Эстафеты с мячами.

Эстафеты с обручами. Эстафеты с гимна-

стическими палками. Развитие скоростно-

силовых способностей.

Подвижные игры с элементами спорта (24 ч.)

– подвижные игры на осно-

ве баскетбола

– подвижные игры на осно-

ве мини-футбола

– подвижные игры на осно-

ве бадминтона

– подвижные игры на осно-

ве настольного тенниса

– подвижные игры и нацио-

нальные виды спорта наро-

дов России

– плавание

– по выбору учителя

24

Игры определяются учителем исходя из

материально-технических условий и кадро-

вых возможностей школы. Возможные

варианты: подвижные игры на основе

баскетбола, подвижные игры на основе

мини-футбола, подвижные игры на основе

бадминтона, подвижные игры на основе

настольного тенниса, подвижные игры и

национальные виды спорта народов России,

плавание, по выбору учителя с учётом воз-

растных и психофизиологических особен-

ностей учащихся.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (10 ч.)

Подготовка и проведение

соревновательных

мероприятий

10

Развитие сообразительности, ловкости,

быстроты реакции, чувства товарищества,

ответственности, активности каждого

ребёнка. Подвижные игры и мероприя-

тия соревновательного характера носят,

прежде всего, воспитательный характер и

помогают учащимся закрепить знания и

умения, полученные на уроках по физиче-

ской культуре.

7.Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеообразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2011.
  3. Матвеев А.П. Физическая культура 3-4 класс: учебник для общеообразоват. учреждений / А.П. Матвеев: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во              « Просвещение » . – М. : Просвещение 2011. – ( Академический школьный  учебник)

Учебно-практическое оборудование

Бревно напольное (3 м).

Козёл гимнастический.

П

П

Перекладина гимнастическая (при-

П

стеночная).

Стенка гимнастическая.

П

Скамейка гимнастическая жёсткая

П

(2 м; 4 м).

Комплект навесного оборудования

П

(перекладина, мишени для метания,

тренировочные баскетбольные щиты).

Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый

К

(теннисный), мяч малый (мягкий), мя-

чи баскетбольные, волейбольные, фут-

больные.

Палка гимнастическая.

К

Скакалка детская.

П

Мат гимнастический.

П

Акробатическая дорожка.

Гимнастический подкидной мостик.

Д

Коврики: гимнастические, массажные.

П

Кегли.

Обруч пластиковый детский.

К

Планка для прыжков в высоту.

Д

Стойка для прыжков в высоту.

Д

Флажки:  разметочные  с опорой.

Д

стартовые.

Лента финишная.

Д

Дорожка разметочная резиновая для

Д

прыжков.

Рулетка измерительная.

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.

Лыжи детские (с креплениями и палками).

Щит баскетбольный тренировочный.

Сетка для переноса и хранения мячей.

Жилетки игровые с номерами. Волейбольная стойка универсальная. Сетка волейбольная.

Аптечка

Мегафон

Музыкальный центр

Аудиозаписи

Д

Д

К

П

Д

Д

К

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д- демонстрационный экземпляр

К- полный комплект (на каждого ученика класса)

П- комплект, необходимый для работы в группах(один экземпляр на 5-6 чел

8.Планируемые результаты

Данные планируемые результаты и примеры оценки их достижения составлены с учетом возможностей учащихся основной физкультурной группы (не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке).

Раздел «Знания о физической культуре» Выпускник научится:

· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;

· характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

· раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;

· ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;

· организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

·  характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности» Выпускник научится:

·  отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

·  организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

·  измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

·  целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

·  выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Раздел «Физическое совершенствование» Выпускник научится:

· выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

· выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;

· выполнять организующие строевые команды и приемы;

·  выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

  выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

·  выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);

· выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

·  сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

·  выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

·  играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;

·  плавать, в том числе спортивными способами;

·  выполнять передвижения на лыжах 

К концу 4  класса обучающиеся должны знать и уметь:

- гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правила приема воздушных и солнечных ванн, водных процедур, уметь ими пользоваться;

- выполнять все пройденные команды для построений и перестроений, основные положения и движения рук, ног, туловища, головы;

выполнять комплекс утренней гимнастики;

- выполнять упражнения в бросании и ловле мяча (большого и малого) в парах;

- лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы одноименным способом;

- прыгать через короткую скакалку на месте на двух ногах с промежуточным прыжком;

- сохранять устойчивое равновесие на повышенной опоре;

- выполнять кувырок вперед из упора присев в группировку сидя, со страховкой;

- правила поведения на воде и гигиенические правила во время купания и занятий плаванием;

- передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, в медленном темпе до 800 м;

- правила поведения на занятиях легкой атлетикой;

- правила подвижных игр и игровых заданий с элементами спорта.

9. Календарно – тематическое планирование

4 класс

1 четверть 27 уроков

Легкая атлетика 14 уроков

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Беседа  о правилах техники безопасности на уроках физической культуры  по легкой атлетике

2

Совершенствовать технику прыжка в длину с места

3

Контрольный урок – бег на дистанцию 30 метров.

4

Контрольный урок – прыжок в длину с места.

5

Зачет – челночный бег 3*10 метров.

6

Контрольный урок – прыжок в длину с разбега.

7

Контрольный урок – метание мяча на дальность с места.

8

Зачет – подтягивание из положения вис (мальчики), вис лежа (девочки)

9

Обучение техники метания мяча в вертикальную цель с дистанции 6 метров

10

Закрепление  техники метания мяча в вертикальную цель с дистанции 6 метров

11

Совершенствование  техники метания мяча в вертикальную цель с дистанции 6 метров

12

Зачет – техника метания в вертикальную цель

13

Контрольный урок – бег на дистанцию 1000метров.

14

Контрольный урок – длинная дистанция 1500м( на развитие выносливости, без учета времени)

Спортивные игры 13 уроков

№ урока

Тема урока

1 (15)

Правила техники безопасности на уроках спортивных игр

2(16)

Обучение технике передачи баскетбольного мяча снизу двумя руками

3(17)

Закрепление техники передачи баскетбольного мяча снизу, передача мяча от груди двумя руками. Обучение ведению баскетбольного мяча на месте

4(18)

Совершенствование техники передачи снизу, передача мяча от груди двумя руками. Обучение ведению баскетбольного мяча в движении шагом баскетбольного мяча

5(19)

Контрольный урок -  техника передачи баскетбольного мяча снизу, передача мяча от груди двумя руками

6(20)

Зачет – техника ведения мяча в перемещении шагом

7(21)

Совершенствовать технику ведения мяча на месте и в движении

8(22)

Совершенствовать технику ведения мяча бегом в командной эстафете

9(23)

Подвижные и игры с набивными мячами 1-2 кг.

10(24)

Подвижные игры (любимые игры учащихся)

11(25)

Подвижная игра «Перестрелка»

12(26)

Подвижная игра «Перестрелка»  с выбиванием  3 – х  сторон

13(27)

Учебно – тренировочные игры по выбору учащихся.

2 четверть 21 урок

Гимнастика 21 урок

№ урока

Тема урока

1(28)

Правила техники безопасности на уроках гимнастики

2(29)

Закрепление техники выполнения акробатических упражнений: кувырок в сторону, стойка на лопатках согнув ноги, перекаты в группировке вперед и назад

3(30)

Обучение техники двух-трех кувырков вперед-слитно

4(31)

Обучение акробатическому упражнению – мост из положения лежа на спине, совершенствовать кувырки вперед, закрепить стойку на лопатках прогнувшись

5(32)

Учет -  в технике выполнения двух-трех кувырков вперед-слитно, совершенствовать стойку на лопатках прогнувшись, закрепить умение выполнить мост

6(33)

Контрольный урок – стойка на лопатках. Обучение упражнениям в равновесии при прохождении по бревну: ходьба на носках и повороты кругом на обеих и одной ноге, приседания и переход в упор присев, в упор на колено и седы сбоку и верхом.

7(34)

Зачет - мост. Совершенствовать технику акробатических  упражнений пройденные на предыдущих уроках

8(35)

Совершенствовать технику упражнений в равновесии

9(36)

Обучение простейшему соединению акробатических пройденных элементов

10(37)

Учет -  по шестиминутному бегу

11(38)

Совершенствовать технику акробатического соединения

12(39)

Разучить танцевальные  шаги галопа и польки в парах. Совершенствовать технику акробатического соединения

13(40)

Контрольный урок – акробатическое соединение

14(41)

Совершенствовать танцевальные упражнения: шаги галопа и польки

15(42)

Контрольный урок – наклон из положения сидя на полу

16(43)

Закрепление  техники в лазании по канату произвольным способом

17(44)

Совершенствование техники в  лазании по канату произвольным способом

18(45)

Зачет - техники в  лазании по канату произвольным способом

19(46)

Повторить упражнения в лазании и перелезании по наклонной скамейке, по гимнастической стенке и перелезании через бревно.

20(47)

Гимнастическая полоса препятствий с включением следующих элементов: лазания по наклонной стойке, гимнастической стенке, перелезание через бревно, подлезание под препятствие, кувырки.

21(48)

Подвижные игры с элементами акробатики.

3 четверть 30 уроков

Лыжная подготовка 20 уроков

№ урока

Тема урока

1(49)

Напомнить о правилах поведения на уроках лыжной подготовки, о температурном режиме, о дыхании при передвижении по дистанции

2(50)

Зачет – в технике ступающего шага. Прохождение дистанции

1000метров со средней скоростью без учета времени

3(51)

Совершенствовать технику спусков и подъемов на склоне в низкой стойке без палок. Прохождение с раздельным стартом дистанцию 1000м

4(52)

Контрольный урок – техника спуска в низкой стойке. Обучение торможению плугом со склона до 30* без палок и с палками

5(53)

Закрепление техники торможения плугом: 1) в конце склона; 2) в середине склона; 3) после торможения в конце склона – повороты переступанием на малой скорости

6(54)

Обучение подъему на склон лесенкой – без палок и с палками

7(55)

Совершенствовать технику и скорость подъема на склон и спусков без палок и с палками во время игры «Пройди ворота». Прохождение дистанции до 1,5 км со средней скоростью

8(56)

Закрепление скользящего шага с палками. Прохождение дистанции до 2 км

9(57)

Подвижная игра «Вызов номеров» с пробеганием дистанции (туда и обратно) до 50 мет. Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью

10(58)

Прохождение дистанции до 2,5 км со средней скоростью

11(59)

Круговая эстафета с этапом не менее 100метров

12(60)

Развитие скоростной выносливости – Прохождение дистанции до 2,5 км со средней скоростью

13(61)

Учет -  в технике умений торможения плугом

14(62)

Контрольный забег на дистанцию 1000метров с раздельным стартом. Девочки стартуют после мальчиков

15(63)

Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью

16(64)

Зачет – техника подъема на склон лесенкой – без палок и с палками

17(65)

Совершенствовать технику спуска в средней стойке, подъема елочкой и торможения плугом

18(66)

Совершенствовать технику попеременного и одновременного двухшажного хода

19(67)

Прохождение дистанции до 2,5 км по среднепересеченной местности в медленном темпе, совершенствуя на дистанции технику пройденных лыжных ходов и спусков

20(68)

Катание с горок с целью повторения техники спуска в средней стойке, подъема елочкой и торможения плугом.

Спортивные игры 10 уроков

№ урока

Тема урока

21(69)1урок

Совершенствование техники ведения мяча на месте, движение шагом, передача в парах

22(70)2урок

Обучение в парах передаче мяча от груди на месте и после ведения шагом

23(71)3урок

Совершенствовать передачу мяча от груди

24(72)4урок

Обучение броску снизу по баскетбольному кольцу

25(73)5урок

Закрепление технике броска снизу по баскетбольному кольцу с расстояния 3 метров

26(74)6урок

Совершенствовать в игре – эстафете технику ведения мяча в беге и передачи от груди после ведения

27(75)7урок

Зачет - бросок снизу по баскетбольному кольцу

28(76)8урок

Игра – эстафета между двумя – тремя командами с ведением баскетбольного мяча

29(77)9урок

Подвижная игра «Мяч ловцу»

30(78)10урок

Подвижные игры (выбор учащихся)

4 четверть 24 уроков

№ урока

Тема урока

Спортивные игры 14 уроков

1(79)1урок

Рассказать о правилах дыхания при беге и ходьбе, о частоте дыхания в минуту. Игра – эстафета с переноской предмета (любого)

2(80)

Подвижная игра «Охотники и утки»

3(81)

Игра – эстафета с обручами между двумя – тремя командами

4(82)

Подвижная игра «Охотники и утки» с двумя мячами

5(83)

Контрольный урок – броски и ловля мяча

6(84)

Подвижная игра «Перестрелка»

7(85)

Учебно-тренировочная игра в «Пионербол»

8(86)

Двухстороння игра «Пионербол»

9(87)

Подвижная игра «Воробьи – вороны» и «День и ночь»

10(88)

Провести игры, пройденные на предыдущих уроках – оценить уч-ся

11(89)

Контрольный урок – техника ведения баскетбольного мяча

12(90)

Учебно-тренировочная игра «Баскетбол» с заданиями учителя

13(91)

Двухсторонняя игра в баскетбол 3*3; 4*4.

14(92)

Подвижные игры (по выбору учащихся)

Легкая атлетика 10 уроков

 урока

Тема урока

15(93)

1урок

Совершенствовать строевые  упражнения, пройденные в первом полугодии, провести различные построения на время

16(94)

2урок

Обучение техники прыжка в высоту согнув ноги через резинку с разбегом под углом к ней (ученикам выяснить толчковую ногу)

17(95)

3урок

Совершенствование техники метания мяча в цель, прыжка в высоту. Определить толчковую ногу, распределить учеников на места разбега (справа и слева от резинки)

18(96)

4урок

Контрольный урок – техника прыжка в высоту с разбега в 3 – 5 шагов

19(97)

5урок

Контрольный урок – техника метания мяча в цель с места, занести в протокол количество попаданий у мальчиков с расстояния 5 – 6 м, у девочек 3 – 4 м от цели

20(98)

6урок

Учет – в технике челночного бега 3+10 метров

21(99)

7урок

Контрольный урок – 30 метров

22(100)

8урок

Учет в технике метания мяча на дальность

23(101)

9урок

Контрольный урок – техника прыжка в длину с места

24(102)

10урок

Совершенствовать игру «Перестрелка» на волейбольной площадке. Напомнить правила пользования солнечными и воздушными ваннами, а также правила поведения на воде. Дать задание тем, кто не умеет держаться на воде за летний период обязательно научиться плавать под руководством родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...