Конспект урока Баскетбол. Правила игры. Судейство. Техника передвижений
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Целью урока являлсь ознакомление учащихся с историей баскетбола, правилами игры, судейством и обучение технике передвижения в баскетболе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Баскетбол. Правила игры. Судейство. Техника передвижений»

Цели деятельности учителя

Ознакомить учащихся с историей баскетбола, правилами игры, судейством. Обучить технике передвижения в баскетболе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: выполнять судейские жесты, правилам игры в баскетбол, выполнять технику передвижений в баскетболе;

Получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий; в доступной форме объяснять правила и технику выполнения двигательных действий; доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/ приобретенная компетентность):

Познавательные - владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом.

Коммуникативные – владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные - формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Баскетбольные мячи, конусы

                                                             Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

        1

                    2

          3

     4

         5

             6

    7

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему , цель и задачи  урока; создает эмоциональный настрой ;задает вопросы по предыдущей теме урока

Слушают и обсуждают тему урока, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о колледже; ; правильно идентифицируют себя с позицией студента педагогического колледжа

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Строевые приемы

Ходьба с заданием (см.приложение №1)

 Бег с заданием                  (см.приложение №2)        

Упражнение на восстановление дыхания в движении

                                           ОРУ (на месте)                       (см. приложение №3)

Специальные упражнения баскетболиста

(см. приложение №4)

 

Дает команду на начало передвижения по залу

Формулирует задание, дает команды на выполнение упражнений в движении                  

  Формулирует задание: гладкий бег, бег с изменением направления и т.д. Дает команду на начало бега

Формулирует задание: выполнить упражнения на восстановление дыхания в движении

Формулирует задание: выполнять ОРУ на месте.

                             

Формулирует задание: выполнять упражнения по диагонали зала; осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задание  

   

 Выполняют упражнения

Задание выполняют по сигналу

Выполняют задание        

 

Выполняют упражнения

Выполняют задание

Фронтальная    

  Фронтальная

   Фронтальная  

 Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность, слушать и слышать друг друга и учителя

Выполнение действий по инструкции   Осуществление контроля по образцу        

        Выполнение действий по инструкции

Осуществление самоконтроля по образцу  

Выполняют действия по инструкции

III. Изучение нового материала

История. Судейство. Жесты. ТБ.  (см. приложение №5)

Подводящие упражнения для совершенствования техники передвижения в баскетболе. (см. приложение №6)

Упражнения с мячом на месте (см. приложение №7)      

Рассказывает теорию.

Формулирует задание, осуществляет контроль за выполнением технических приемов, обеспечивает мотивацию выполнения

Формулирует задание; контролирует выполнение технических приемов

Внимательно слушают сидя на скамье.

 Выполняют упражнения

Выполняют задание        

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная                        

Познавательные:

Общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, добывают недостающую информацию с помощью вопросов;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Выполнение действий по инструкции.

По инструкци

Осуществление самоконтроля по образцу

Осуществление действий по образцу

IV. Первичное осмысление и закрепление

Эстафета с мячом (см. приложение №8)      

Объясняет правила игры. Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения

Участвует в эстафете

Фронтальная

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

Выполнение действий по инструкции

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения                      

Проводит беседу по вопросам:                             -Сложно ли было обучаться технике передвижений в баскетболе?                                  -Назовите жесты судей которые вы запомнили?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке

                                                                                                                                                                                                                              Приложение 1  

Ходьба с заданием:

1) Ходьба на носках, руки в замок перед грудью:

1-4 - круговое вращение в кистевом суставе вперед;

5-8 - то же самое назад.

Дозировка – ½ круга.

2) Ходьба на пятках руки скрестно, ладони вовнутрь, пальцы сцепить:

1 - провороты рук наружу;

2 – провороты рук вовнутрь.

Дозировка – ½ круга.

3) Ходьба на внешней стороне стопы, прямые руки за спиной в замок. Отведение рук назад-вверх.

Дозировка – ½ круга.

4) Ходьба на внутренней стороне стопы. Руки на пояс.

Дозировка – ½ круга.

                                                                                                                             Приложение 2

-Бег без задания (темп средний, дышать равномерно)- 4 круга;                                                                                                          

 -Бег с заданием: с изменением направления движения, приставными шагами правым и левым боком, спиной вперед (темп средний)- 2 круга.

                                                                                                                                                                                   

    Приложение 3

          ОРУ (на месте):                                                                                                                                                            

1). И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе

 Наклоны головы: 1 – влево; 2 – вправо;  3 – вперед; 4 – назад. Дозировка – 4 раза.

2) И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы упираются друг в друга. Пружинистые движения пальцами:

1-4 пружинистые движения пальцами. Дозировка – 4 раза.

3) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед.

Круговые вращения в локтевом суставе: 1-4 вперед; 5-8 назад. Дозировка – 4 раза.

4). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Наклоны туловища: 1,2 – наклон вперед; 3 – наклон назад; 4 – И.П. Дозировка – 4 раза.

5). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Наклоны в стороны: 1-2 наклон влево, правую руку вверх; 3-4 наклон вправо, левую руку вверх. Дозировка – 4 раза.

6). И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

Повороты туловища: 1 – поворот туловища влево; 2 – поворот туловища вправо; 3-4 то же самое. Дозировка – 4 раза.

7). И.П. – ноги вместе, руки на коленях. Круговые вращения в коленном суставе: 1-4 вправо; 5-8 влево. Дозировка – 4 раза.

8). И.П. – руки на поясе, левую на носок. Круговые вращения в голеностопном суставе: 1-4 вправо; 5-8 влево; Сменить ногу.   Дозировка – 4 раза.                                                                                                                                                                                            

9). И.П. –ноги на ширине плеч, руки перед собой. Покачивающие выпады в стороны: 1 – выпад  влево;

2-3 покачивания; 4 – И.П.; 5 - выпад вправо; 6-7 покачивания; 8 – И.П. Дозировка – 4 раза.

10). И.П. –О.С. Покачивающие выпады вперед: 1 – выпад  левой ногой;

2-3 покачивания; 4 – И.П.; 5 - выпад правой ногой; 6-7 покачивания; 8 – И.П. Дозировка – 4 раза.

.

                                                                                                                                                                                       

   Приложение 4      

        Специальные упражнения баскетболиста.

Упражнения выполняются в колонне, дистанция 1,5 - 2 м, на отрезке 20м. После выполнения задания учащиеся шагом возвращаются на место начала выполнения упражнений.

- Бег приставным шагом по прямой в защитной стойке баскетболиста. Дозировка 1 раз левым боком, 1 раз правым боком.

- Бег спиной вперед приставным шагом в защитной стойке баскетболиста. Дозировка 1 раз.

- Бег приставным шагом змейкой спиной вперед в защитной стойке баскетболиста. Дозировка 1 раз.

- Бег приставным шагом змейкой лицом вперед в защитной стойке баскетболиста. Дозировка 1 раз.

- Бег с ускорением 20 м. Дозировка 2 раза.

                                                                                                                                                                                        Приложение № 5                      

История. Судейство. Жесты. ТБ.

История.

Джеймс Нейсмит 21 декабря 1891 года изобрел игру баскетбол. Он привязал две корзины из под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на 2 команды, предложил им игру, смысл которой сводится к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Правила игры в баскетбол.

В баскетбол играют две команды из пяти игроков на поле (остальные находятся в запасе — не более 7 человек от команды, а меняться можно в любое время). Главная цель игры — забросить баскетбольный мяч в корзину команды-соперника и помешать это сделать другой команде.

Обычно весь матч состоит из четырех частей по 10 минут каждая. Перерыв между каждой частью — 2 минуты, а после второй части — 15 минут, и в этом перерыве команды обязаны меняться корзинами. Важна техника передвижения с мячом по полю: обязательно нужно бежать с мячом, ударяя им в пол, а специально бить по нему ногой или кулаком — это нарушение.

Самые частые нарушения правил у школьников — это:

  • «аут» — когда мяч попадает за ограничительную линию баскетбольной площадки;
  • «пробежка» и «пронос мяча» — один из игроков, который ведет мяч, делает 3 шага подряд, не ударяя при этом мяч рукой об пол, или вовсе бежит с мячом в руках;
  • «нарушение 3-х секунд» — игрок находится более трех секунд под корзиной противника, при этом не владея мячом;

Техника безопасности

 1.Без разрешения учителя не начинать выполнение упражнений и заданий.

2.Перед уроком снять все украшения, которые могут стать причиной травмы.

3.Длинные волосы должны быть собраны в «хвост» или заплетены в косичку

4.Ногти должны быть коротко острижены.

5.Очки должны быть на резинке и иметь роговую оправу.

6.Не бросать мяч под ноги игрокам.

7.Не передавать или подавать мяч ногой.

Во время игры:     

1.      Не толкать в спину и локтями

2.      Не отнимать мяч  вдвоем

3.      Не блокировать

4.      Не ставить бедро

5.      Не ставить подножек

6.      Не выбивать мяч сверху во время ведения его соперником

7.      Не бить по рукам

8.      Не вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукой

9.      Не ставить подножек

10.   Не цеплять соперника за руки.

Жесты судей.

1.Одно очко. Судья опускает кисть с направленным вверх указательным пальцем.

2.Два очка. То же 2 пальца.

3.Успешный трехочковый. Резкое движение обеих рук вверх с направленными вверх тремя пальцами.

4. Очки не засчитываются, игровое действие отменяется. Быстрое разведение кистей.

5. Включение игрового времени. Отмашка рукой сверху вниз.

6. Замена игрока. Скрещенные руки перед грудью.

7. Приглашение игрока на площадку. Взмах открытой ладонью к себе.

8. Тайм-аут. Ладонь и указательный палец образуют букву Т.

9. Пробежка. Вращение кулаками перед грудью.

10. Двойное ведение. Ладонями направленными в пол движение вверх-вниз.

11.Умышленная игра ногой.. указательным пальцем указать на ногу.

12.Спорный бросок. Обе руки подняты вверх.

13. Задержка. Перехват кистью одной руки запястье другой.

14. Толчок игрока. Имитация толчка, поднятыми вверх ладонями обеих вытянутых рук.

15.Нарушение правила 3-х секунд. Рука вытянута вперед с выставленными вперед тремя пальцами и 3 коротких свистка.

                                                                                                                                                                                             Приложение №6

Подводящие упражнения для совершенствования техники передвижения в баскетболе.   

Темп бега не высокий. Дистанция 2-3м.

 1.Бег по кругу в колонне по 1. По сигналу остановка в 2 шага.

Техника остановки в 2 шага.

При остановке шагом игрок опускает таз в момент, когда его опорная нога ставится на пол (счет «один»), и сильно сгибает колено опорной ноги, когда касается пола вышагивающая нога (счет «два»). Шаг вышагивающей ногой делается длиннее, чем обычно, нога ставится на всю ступню, чтобы приобрести максимальную устойчивость.

2. Бег по кругу в колонне по 1. По сигналу остановка прыжком.

Техника остановки прыжком.

Остановка прыжком осуществляется прыжком левой или правой ноги. В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняется назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги.

4. Бег по кругу в колонне по 1 со зрительными сигналами. Преподаватель в центре зала с мячом. Мяч в воздухе - занимающиеся бегут. Мяч в руках- группа останавливается

3. Бег по кругу в колонне по 1, чередуя способ остановки, поворот и бег в другую сторону.

                                                                                                                                                                                            Приложение №7

        

Упражнения с мячом на месте:

1. И.П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны дугами вверх, мяч в правой руке. Перебрасывание мяча через голову в левую руку и наоборот. Дозировка – 10 раз.

2. И.П. – ноги на ширине плеч, мяч в раках. Вращение мяча вокруг пояса. Дозировка – 5 кругов влево, 5 кругов вправо.

3. И.П. – широкая стойка ноги врозь. Наклон вперед мяч в руках. Вращение мяча восьмеркой вокруг ног. Дозировка – 5 кругов влево, 5 кругов вправо.

4. И.П. – ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать. Дозировка – 10 раз.

5. Повороты вперед и назад в стойке баскетболиста. Дозировка – 1 мин.

6. Повороты вперед и назад в стойке баскетболиста. По сигналу смена направления. Дозировка – 1 мин.

        

                                                                                                                                                                                            Приложение №8

Эстафета с мячом

Учащиеся делятся на 2 команды и встают в колонны на линию старта. По сигналу направляющий каждой из колонн стартует и бежит змейкой оббегая конусы (15 метров). Оббежав последний конус, он бегом возвращается к своей команде. Передает мяч следующему и встает в конец колонны. Следующий участник делает то же самое. Выигрывает та команда, в которой ученики быстрее закончат бег. За нарушения эстафета останавливается и начинается сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Баскетбол. Совершенствование техники передачи мяча на месте и в движении.

Задачи:Образовательная:Формирование навыка ведения мяча в баскетболе.Совершенствование техники ловли и передачи мяча на месте и в движении.Развивающая:Развитие гибкости и координации движенийВоспитате...

План-конспект урока по футболу на тему: " Техника передвижения футболиста"

План-конспект урока может быть использован для начинающих учителей и тренеров по футболу. Дана методика обучения передвижения во время игры....

Конспект урока "Баскетбол. Правила игры. Судейство. Совершенствование техники передвижения в баскетболе"

ТЕМА УРОКА: Баскетбол. Правила игры. Судейство. Совершенствование техники передвижения в баскетболе.Задачи: 1. Ознакомление с правилами игры в баскетбол.2. Обучение технике передвижения в баскетболе.3...

Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей....

План-конспект урока для учащихся 2 курса на тему "Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. Передача и ловля мяча.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

План-конспект урока для учащихся 2 курса на тему "Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. Передача и ловля мяча.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....