Умные пальчики
статья по физкультуре на тему

Уди Апрелина Хаксуовна

Влияние мелкой моторики на развитие координации, мышления и формирование речи у детей от 3-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»- так утверждала и доказывала на основе различных экспериментов известный педагог Мария Мантессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев кистей рук. Утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сечёнова доказали влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности. Следовательно,  развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Именно поэтому в дошкольном возрасте  важно создавать условия для накопления двигательного и практического опыта для развития навыков ручной умелости.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок.

Как же можно определить уровень развития тонкой моторики в раннем возрасте? Определить степень развития мелкой моторики у ребёнка можно так: Попросить малыша показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряжённые пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – не говорящие. До тех пор, пока  движения пальцев не будет свободным, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связанно это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически находятся рядом  друг с другом, следовательно, развивая одну функцию, мы стимулируем функцию другой.

Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребёнка импульсы поступают в головной мозг, активизируя деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулируют соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация ещё незрелых клеток головного мозга, « отвечающих» за формирование речи у ребёнка.

Речь в свою очередь оказывает влияние на формирование мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будут соответствовать возрастной норме, процесс развития мышления будет заторможен. Только ребёнок имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

Делая вывод из выше сказанного, мы понимаем, что необходимо формировать у детей раннего возраста не только необходимые физические навыки, такие как: бег, метание, прыжки, лазанье и владение мячом, но и  развивать  мышцы кистей рук и пальцев, как первооснову последующего гармоничного психического и физического развития ребёнка.

В традиционные занятия по физической культуре по освоению первичных физических навыков, мной привносится обязательная гимнастика на мелкую моторику, с мячом и без мяча.

Просто выполнять движения ребёнку будет скучно, поэтому необходимо в развлекательной и весёлой форме привлечь внимание детей к выполнению необходимых движений, сопровождая проговариванием названия движения. Проговаривание названия или весёлого слова одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более чёткой и громкой, эмоциональной. Выполнение,  казалось бы, неуклюжих и смешных движений как: пингвины, страусы, старушки, вызывают у детей смех и радость. Что положительно влияет на эмоциональный фон детей и формирует хорошее восприятие и любовь к выполнению этих и последующих движений. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается при мыслительных операциях, то есть при непосредственном участии мышления.  Правильно подобранное музыкальное сопровождение  (квадратичная музыка) усиливает ритмичность движений и правильность их выполнения.

Чем старше ребёнок, тем больше приобретает значение развитие тонкой моторики пальцев рук для формирования его психических процессов.

Эффективная работа на развитие мелкой моторики будет лишь при условии   систематического её проведения с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Важно помнить, что развитие мелкой моторики, речи и мышления - это самые важные, фундаментальные аспекты при подготовке ребёнка к школе. А систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических и физических процессов.

Авторская методика новая и ещё не имеет окончательного варианта. Будет корректироваться  и усовершенствоваться по мере набирания профессионального опыта мной и получении необходимой информации в таких научных областях как: психология, физиология и кинезиология.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умные пальчики"

Комплексное коррекционно-развивающее занятие...

Проект по развитию мелкой моторики рук "Умные пальчики".

Совместный проект с воспитателем в 1 младшей группе детского сада, по развитию мелкой моторики рук детей 1,5- 2-х лет....

Памятка Умные пальчики

Упражнения с карандашом на развитие мелкой моторики...

Буклет для родителей "Умные пальчики"

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей...

Тема: «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы

Данное занятие проводится в младшей группе по теме :"Умные пальчики". Проводя занятие мы формируем у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, р азвиваем мел...

Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"

Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики" для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 класов....

Уголок «Умные пальчики»

Цель организации уголка: создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных способностей детей во время продуктивной деятельности, через выполнение предметно-...