Статья: Ловкость как проявление двигательных способностей
статья по физкультуре по теме
Ловкость как проявление двигательных способностей
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3]
Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости. В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения. Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .
Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]
Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи, возникает двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат. Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.
Ловкость выполненного движения характеризуется качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]
В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]
Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается ручной-предметной ловкостью.
По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.
Список литературы :
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.
2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
3. Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113
4. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ловкость как проявление двигательных способностей
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3]
Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости. В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения. Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .
Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]
Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи, возникает двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат. Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.
Ловкость выполненного движения характеризуется качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]
В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]
Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается ручной-предметной ловкостью.
По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.
Список литературы :
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
- Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113
- Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.
- Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-138740-1597587237.jpg)
Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей
Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366362-1386850530.jpg)
Статья «Развитие двигательных способностей посредством игры русская лапта в урочной и внеурочной форме ».
В современных условиях перестройка системы образования диктует учителю необходимость поиска путей повышения эффективности, как уроков, так и других форм физического воспитания школьников.Состоян...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146262-1353147497.jpg)
Раннее проявление музыкальных способностей
Информационный материал для родителей и проявлени музыкальных способностей у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026427-1522385892.jpg)
Статья: Ловкость как проявление двигательных способностей
Ловкость как проявление двигательных способностейВ системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1070961-1539778304.jpg)
Координационные способности как один из видов двигательных способностей
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1152348-1562723343.jpg)
Статья на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК"
В основу моей статьи легла работа с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях Центра детского творчества. Более трех лет я веду индивидуальные занятия с ребенком...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-1352446-1633617869.jpg)
Ловкость как проявление двигательных способностей
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата»...