Статья: Ловкость как проявление двигательных способностей
статья по физкультуре на тему

Иванова Виктория Владимировна

Ловкость как проявление двигательных способностей

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3]

Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.       В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения.          Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.          Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .

Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]

          Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом  двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи,  возникает  двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат.    Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны  пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.

Ловкость выполненного движения характеризуется  качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]

В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости  будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]

Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса  действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается  ручной-предметной ловкостью.

По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.

Список литературы :

1.       Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.

2.         Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

3.         Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113

4.       Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.

5.     Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.Ловкость как проявление двигательных способностей

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3]

Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.       В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения.          Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.          Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .

Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]

          Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом  двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи,  возникает  двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат.    Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны  пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.

Ловкость выполненного движения характеризуется  качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]

В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости  будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]

Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса  действий, связанных с простанственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается  ручной-предметной ловкостью.

По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу-до, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.

Список литературы :

1.       Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2016. - 735с.

2.         Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

3.         Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113

4.       Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.

5.     Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2012. — 384 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyalovkost_kak_proyavlenie_dvigatelnyh_sposobnostey.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ловкость как проявление двигательных способностей

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата». [2] Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий спортсмены  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательными действиями Критериями оценки координационных способностей считаются 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [3] 

Рассмотрим эти признаки. Правильность выполнения движений имеет две стороны: качественную адекватность, которая заключается в приведении движений к намеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.         В другой группе случаев целевая точность принимает «процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию выполняемого движения.         Следуют различать точность воспроизведения дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений - точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.         Быстрота как критерии оценки координационных возможностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношениидвижение в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными навыками, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д. Рациональность и находчивость с одной стороны связаны с сформированностью двигательных навыков и стереотипов, с другой спортивным мастерством и опытом спортсмена .

Физические качества подразделяются на силу, быстроту, выносливость и координацию. Последнее качество подразумевает сбалансированное сочетание трех предыдущих. В таком случае это называется ловкостью. «Ручная ловкость – это способность точно и своевременно совершать двигательные действия при взаимодействии с каким-либо объектом. … Телесная ловкость, связанная с управлением в пространстве и времени движениями своего тела. … Меткость – это способность попадать в цель при баллистических движениях рук и ног.» [4]

         Ловкость заключается не в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить требования к двигательной ловкости. Эти требования заключаются всегда в том, что в ситуациях спортивной борьбы стоящая перед спортсменом  двигательная задача или возникновение совсем новой необычной задачи,  возникает  двигательной находчивости. И от того как сбалансированно будут выполнены двигательные элементы зависит результат.         Каждое движение или действие, которое мы признаем выполненным, построено не менее чем на двух уровнях [5]или двух видах ловкости [4] Реальные проявления ловкости начинаются с дифференциального ощущения пространства. Первый уровень или вид ловкости относится к движениям, ведущимся на уровне пространства. Второй вид ловкости проявляется в действиях связанных с оперированием предметами, т.н ручная или предметная ловкость. С одной стороны  пространственная ловкость обеспечивается предметной, с другой ручная ловкость невозможна без четкой ориентации в пространстве.

Ловкость выполненного движения характеризуется  качествами переключаемости, находчивости, маневренности. Это относится к первому и второму уровням ловкости [5]

В зависимости от особенностей вида спорта соотношение ручной-предметной и телесно-пространственной ловкости  будут различаться. В сложно-координированных видах таких как гимнастика и акробатика ведущим будет пространственная ловкость, а сопутствующей (обеспечивающей качество выполнения упражнения) ручная ловкость. В игровых видах, особенно командных, ведущим оказывается предметная ловкость, а сопутствующей пространственная [6]

Таким образом, группа проявления ручной или телесной ловкости оказывается очень сложными по своему составу. С одной стороны эти проявления будут различаться между собой по тому, какой из уровней является фоновым, а какой обеспечивает качество фонового уровня. С другой стороны, в спорте масса  действий, связанных с пространственным перемещением, да еще с учетом пространственного положения партнеров и соперников, успешность выполнения которых обеспечивается  ручной-предметной ловкостью.

По степени сложности взаимодействия двух уровней ловкости можно выделить пять группа. Первая группа, сюда относятся действия «разведочного порядка» - действия рассматривания предметов, их ощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно отнести простейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставить предмет, налить или насыпать что-нибудь в сосуд, и т. д. Вторая группа включает действия ведущие движения - звенья построены в корковым подуровнем дальнодействующих рецепторов точности и меткости. Третья группа объединяет действия, в ведущих звеньях которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главное качество, присущее движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно-игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочной лестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда на велосипеде или гребле, балансирование предметов и др.. Четвертая группа содержит действия, в которых из уровня мышечно-составных связок явственно преобладают над пространственными фонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюдо, французская борьба. В пятой группе объединяются те виды действий, которые требуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставных увязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование, стрельба из лука, игра на биллиарде, метание сложных металлических приспособлений и т.д.

Список литературы :

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. – М.: Эксмо-пресс, 2011. - 735с.
  2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
  3. Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- № 3. - С. 112-113

          4.Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения: учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – 346с.

           5.Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2005. — 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей

Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»...

Статья «Развитие двигательных способностей посредством игры русская лапта в урочной и внеурочной форме ».

В современных условиях перестройка системы образования диктует учителю необходимость поиска путей повышения эффективности, как уроков, так и других форм физического воспитания школьников.Состоян...

Раннее проявление музыкальных способностей

Информационный материал для родителей и проявлени музыкальных способностей у детей....

Статья: Ловкость как проявление двигательных способностей

Ловкость как проявление двигательных способностейВ системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управ...

Координационные способности как один из видов двигательных способностей

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК"

 В основу моей статьи легла работа с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях Центра детского творчества. Более трех лет я веду индивидуальные занятия с ребенком...

Ловкость как проявление двигательных способностей

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата»...