Программа дополнительного образования «Красота и грация» (профилактическая)
рабочая программа по физкультуре на тему

Правильная осанка – это красота, культура тела, а также чрезвычайно важная составляющая здоровья каждого человека. При правильном строении тела создаются благоприятные условия для всестороннего развития организма, деятельности всех внутренних органов, обеспечивающих лучшее и более экономичное протекание двигательных процессов. Основной целью  данной программы является содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, физической и умственной работоспособности, освоение специальных двигательных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_krasota_i_gratsiya_korotkaya_s.a._gimn.2_surgut.docx70 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №2

ПРОГРАММА

дополнительного образования

"Красота и грация"  

(профилактическая)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Составитель:

 учитель физической культуры

Короткая С.А.

Сургут, 2016 год

Программа дополнительного образования "Красота и грация" (профилактическая) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе  программы  для учащихся (СМГ) специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, авторы А.П. Матвеев, Т.В. Петров, Л.В. Каверкина (Москва, «Дрофа», 2010г), допущено Министерством образования РФ.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правильная осанка – это красота, культура тела, а также чрезвычайно важная составляющая здоровья каждого человека. При правильном строении тела создаются благоприятные условия для всестороннего развития организма, деятельности всех внутренних органов, обеспечивающих лучшее и более экономичное протекание двигательных процессов. Младший школьный возраст – самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшие отклонения в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по восстановлению осанки.

Большую часть времени учащийся проводит в школе, сидя за партой, взрослые должны внимательно следить за соответствием роста детей высоте парт, освещённостью класса, организовать правильно режим занятий и отдыха ребенка, с обязательным включением ежедневных оптимальных физических нагрузок.

Воспитывать правильную осанку можно физическими упражнениями и постоянным контролем за соблюдением правильной позы во время еды, сна, на уроках и дома – при выполнении домашнего задания, чтении книг, в трудовой деятельности, на прогулке.

Родителям, учителям в школе необходимо постоянно следить за осанкой детей. Но контроль не может быть бесконечным. С начальных классов надо самого ребенка приучаться к самоконтролю. Учащимся необходимы знания  о признаках правильной и неправильной осанки, о профилактических мерах предупреждения нарушений осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата.

         Программа дополнительного образования "Красота и грация" направлена на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья обучающихся.

Цели и задачи программы

Основной целью является содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, физической и умственной работоспособности, освоение специальных двигательных умений и навыков.

  • Формирование  правильной осанки тела;
  • Создание мышечного корсета;
  • Укрепление связочно-суставного аппарата;
  • Увеличение подвижности позвоночника;
  •  Совершенствование деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма;
  • Формирование правильного свода стопы;
  • Развитие физических качеств (ловкости, гибкости, координации, выносливости, силы);
  • Воспитание положительных черт характера: организованности, дисциплинированности, ответственности;
  • Формирование нравственных качеств: честности, взаимопомощи, коллективного взаимодействия, уверенности в своих силах, настойчивости в преодоление трудностей, выдержки, воспитание самостоятельности, сообразительности, находчивости.

    Программа рассчитана для обучающихся 1–4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к основной и  подготовительной медицинской группе, имеющих слабое физическое развитие и физическую подготовленность с рекомендацией занятий корригирующей гимнастикой.

Программа предполагает двухразовые занятия в неделю, 68 часов в год.

    Тема и содержание занятия может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на  уровень  подготовленности состава обучающихся; на  материально-техническую базу школы;  на климатические условия  и места проведения занятия. Учитель физической культуры может вводить в учебный процесс дополнительные темы,  сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом  необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушать логику  распределения  программного материала и не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.

Программа реализует следующие принципы:

- принцип оздоровительной, профилактической направленности использования средств физической культуры. Эффективная реализация этого принципа обеспечивает хорошее функциональное восстановление организма и подготовленность учащихся к предстоящей нагрузке. Этот принцип предполагает использование средств и методов ФК для оздоровления и профилактики заболеваний, знание особенностей влияния упражнений на организм учащегося.

- принцип сознательности и активности. Сознательность учащихся, их понимание, заинтересованность, творческое приобретение знаний и навыков определяет результат всего процесса обучения. Этот принцип раскрывается в следующих требованиях:

 - формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к цели и задачам занятия, формирование         мотивации;

 - воспитание инициативности, самостоятельности и творческого отношения к занятиям;

 - стимуляция сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил на уроках.

- принцип наглядности. Помогает создать представление о темпе, ритме, и амплитуде движений. Наглядное восприятие способствует более глубокому и прочному усвоению упражнений.

- принцип доступности и индивидуализации. В основе этого принципа лежит учет особенностей учащихся и посильность предлагаемых им задач. Принцип предусматривает использование средств ФК, соответствующих состоянию здоровья, возрастным, функционально-психологическим особенностям учащихся.

Педагогический контроль за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью соответствия их осуществляется наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления и постоянным контактом учителя с учениками, а также путем определения пульса.

- принцип систематичности. Предусматривает непрерывность, регулярность занятий, чередования нагрузок и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся.

- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- принцип красоты и эстетической целесообразности. Заключается в естественном желании быть красивыми, грациозными, иметь привлекательную фигуру. Поэтому одним из критериев построения программы является эстетика движений.

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предполагаемые результаты

Знания о физической культуре

Обучающийся  научится:

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;
  • использовать оздоровительные и корригирующие упражнения для  самостоятельных занятий, рационально планировать свой режим дня;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • определять признаки положительного влияния занятий на укрепление здоровья, устанавливать сеть между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Обучающийся научится:

  • использовать  направления физической культуры для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • различать упражнения по оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности;
  • выявлять ошибки в выполнении упражнений и  своевременно их устранять;
  • следить за показателями физического развития и физической подготовленности;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять комплексы упражнений оздоровительной и корригирующей направленности, направленные на профилактику утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

Общая характеристика программы

    Основными разделами программы являются:

 1. Основы теоретических знаний (включают теоретические сведения об организме человека, закаливании, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм, профилактике и способах коррекции отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата)

 2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика(гимнастические упражнения, корригирующие  упражнения для профилактики и исправления плоскостопия, нарушений осанки. Комплексы упражнений дыхательной гимнастики.) Комплексы упражнений гимнастики "Хатха-йога". Упражнения на фитболах.

 3. Упражнения общей физической подготовки (упражнения для развития физических качеств: силы, гибкости, выносливости, координации и др.). По методу круговой тренировки. С утяжелителям, набивными мячами.

 4. Подвижные игры (игры на внимание, формирования навыка правильной осанки, развитие координационных способностей)

Нагрузка на занятиях  осуществляется с учетом возраста занимающихся, показателей их физического развития и физической  подготовленности.

Занятия  включают в себя три периода:

1. Вводный период (проводится в сентябре-октябре) в виде тестирования уровня физического развития и физической подготовленности.

2. Основной период включает в себя: упражнения для совершенствования форм и функций организма ребенка, комплексы общеразвивающих упражнений; корригирующие упражнения; упражнения для тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.

3. Заключительный период (проводится в апреле-мае) в ходе которого осуществляется повторное тестирование уровня физического развития и физической подготовленности; совершенствование техники выполнения общеразвивающих  и корригирующих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений.

Планируемые результаты освоения программы:

  Личностные результаты: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  Метапредметные результаты: обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность;

  Предметные результаты: выполнение оздоровительных, корригирующих упражнений технически правильно, организация и проведение со сверстниками подвижных, музыкальных и спортивных игр, эстафет; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.

Тесты, используемые для проверки уровня подготовленности

Оценка и контроль функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений:

1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется пробой Мартинэ (20 приседаний)

2. Оценка функционального состояния внешнего дыхания определяется спирометрией.

3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении "стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты" (упражнение "цапля"). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.

4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища определяется, количеством подъемов ног за 10 сек. в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45 и опускаются до касания ковра.

5. Оценка мышц - сгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении "лежа на животе, руки вытянуты вперед". Руки и грудь не касаются ковра (упражнение "лодочка").

6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется, количеством сгибателей рук в упоре лежа за 10 сек.

7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах, в упражнении испытуемый делает глубокий наклон в положении "сидя на полу, ноги на ширине плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Основы теоретических знаний. Здоровье и физическое развитие человека. Оценка показателей физического развития, собственного здоровья. Влияние физических упражнений на организм человека. Приемы массажа и самомассажа. Закаливание и здоровье. Питание и здоровье. Образ жизни как фактор здоровья.

Оздоровительная и корригирующая гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики(упражнения с произвольным изменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических дыхательных упражнений: упражнения для овладения полным дыханием; для овладения смешанным типом дыхания; для развития носового дыхания. 

  • Корригирующие упражнения (специальные гимнастические упражнения, способствующие формированию правильной осанки, устранению нарушений в  опорно-двигательном аппарате. Коррекция достигается подбором исходных положений, в которых выполняются упражнения. При этом происходит правильное распределение мышечного тонуса, это способствует выравниванию имеющейся деформации.
  • Упражнения для формирования естественного мышечного корсета: упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; упражнения для глубоких мышц спины; упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота; для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.

  Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления "мышечного корсета" целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

  • Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя): для растягивания мышц шеи и затылка; мышц спины и передней стенки живота; мышц грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; мышц рук и ног.
  • Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.); упражнения на растяжение позвоночника; для растягивания мышц груди в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
  • Упражнения на развитие "мышечно-суставного чувства" (упражнения у гимнастической стенки, у вертикальной опоры, перед зеркалом).
  •  Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
  • Упражнения в равновесии. Направлены на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются при умеренной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге, поворотах и т. д. Эти упражнения  способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
  • Упражнения на расслабление – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, вызванное однотипными упражнениями, способствуют улучшению крово- и лимфотока в перенапряженных мышцах.

Упражнения общей физической подготовки.

Упражнения на развитие координации: ОРУ без предметов в сочетании с ходьбой и бегом; варианты челночного бега; упражнения на быстроту и точность реакции.

  • Упражнения на развитие силовых способностей: лазания по канату, гимнастической стенке; с набивными мячами; гантелями.
  • Упражнения на развитие выносливости: бег с препятствиями; подвижные игры с бегом; упражнения ,проводимые по методу круговой тренировки.
  • Упражнения на развитие гибкости: с повышенной амплитудой движения, на растягивание мышц; упражнения с партнером.
  • Физические упражнения прикладного характера.

    Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег, прыжки, метания, лазание), используемые в естественных условиях.

    Упражнения в ходьбе усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, наружном и внутреннем краях стопы, с перекатом с пятки на носок, высоким подниманием бедра, полуприседе.

    Бег на месте, с переменным темпом выполнения, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, с препятствиями и т. д.

Варианты лазания (ползание, перелезание, подлезание и пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Подвижные игры.

    Подвижные игры на развитие выносливости, быстроты, координации движений. Игры на развитие внимания, формирования мышечно-суставного чувства, навыка правильной осанки. Эстафеты с предметами и без предметов, с бегом, лазанием, перелезанием. Игры на развитие организованности, дисциплинированности.

Формы и методы построения занятий.     Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

    Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

     В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены, стоя перед зеркалом (развитие "мышечно-суставного чувства"), упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии. Упражнения в наружных выгибаниях с успехом могут быть применены для укрепления мышц спины у школьников среднего и старшего звена. Чтобы противодействовать поясничному изгибу, следует чередовать сокращение и растягивание мышц, а после напряженного выгибания несколько раз выполнить глубокий наклон вперед. Для младших школьников, в первую очередь, нужно рационально подобрать физические упражнения, которые бы "разгрузили" позвоночник, т.е. в большей мере принимать исходные положения, изменяющие направление силы внутрибрюшного давления и силы тяжести самих органов (положения с приподнятым тазом, коленно-локтевое, коленно-ладонное, лежа на спине или животе).

      Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Большое значение имеет и воспитание у детей  мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении, что приобретается посредством многократного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверкой этих положений у стены, гимнастической стенки, у зеркала на каждом занятии. Необходимо уделять внимание развитию у детей самоконтроля и взаимоконтроля, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо закрепляется навык правильной осанки в играх, большое значение имеют упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удерживанием груза на голове.

   Некоторые упражнения даются индивидуально как домашние задания.

   При проведении занятий необходимо учитывать особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с разными нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

 

Структура и содержание учебной программы задаются в конструкции физкультурно-оздоровительной деятельности с выделением разделов: основы знаний о физической культуре; способы деятельности; физическое совершенствование;

Распределение часов на различный виды программного материала

Разделы программы

Количество часов

Процент учебного времени

1. Основы теоретических знаний

4

6%

2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика

28

42%

3. Общая физическая подготовка

18

26%

4. Подвижные игры

18

26%

Кол-во часов:

68

100%

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятия, тема

Кол-во часов

план

факт

I четверть – 18 часов

1

Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на занятиях. Правильная осанка тела, виды нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки.  Общеразвивающие упражнения. Игра.

1

2

Тестирование показателей физического развития. Строевые упражнения. Подвижная игра.

1

3

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, укрепления мышечного корсета. Упражнения на формирование навыка  правильной осанки.

1

4

Развитие координационных способностей. Общеразвивающие упражнения без предметов.

1

5

Тестирование. Измерение силовой выносливости мышц спины и мышц живота. Подвижная игра.

1

6

Развитие координационных способностей: общеразвивающие упражнения с предметами (с гимнастической палкой, мячом). Подвижная игра.

1

7

Формирование стереотипа правильной осанки. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Развитие координационных способностей. Общеразвивающие упражнения в ходьбе. Подвижная игра.

1

8

Формирование стереотипа правильной осанки. Упражнения на гимнастической скамейке и гимнастической стенке. Подвижная игра.

1

9

Развитие координационных способностей: упражнения на гимнастической стенке и с мячом. Подвижная игра.

1

10

Формирование стереотипа правильной осанки. Развитие координационных способностей: упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с ходьбой. Подвижная игра.

1

11

Формирование стереотипа правильной осанки. Упражнения на гимнастической скамейке и коврике. Развитие координационных способностей.

1

12

Укрепление мышечного корсета с использованием общеукрепляющих, корригирующих, индивидуальных упражнений.

1

13

Упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости. Подвижная игра.

1

14

Развитие гибкости. Комплекс упражнений для увеличения подвижности суставов. Упражнения на фитболах.

1

15

Развитие двигательных умений и навыков. Комплексы общеразвивающих упражнений разной координационной сложности. Упражнения на фитболах.

1

16

Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Подвижные игры.

1

17

Формирование мышечного корсета и ликвидации мышечного дисбаланса.

1

18

Подвижные игры на развитие координационных, силовых способностей, выносливости.

1

II четверть – 14 часов

1(19)

Влияние физических упражнений на организм. Тест на задержку дыхания. Подвижная игра.

1

2(20)

Формирование стереотипа правильной осанки. Общеразвивающие упражнения в ходьбе. Комплекс дыхательной гимнастики.

1

3(21)

Комплекс упражнений на гимнастической стенке и скамейке. Развитие гибкости в суставах.

1

4(22)

Формирование стереотипа правильной осанки. Комплекс упражнений на фитболах. Подвижные эстафеты.

1

5(23)

Комплекс упражнений с мячом в движении  в сочетании с ходьбой. Эстафеты с предметами.

1

6(24)

Питание и здоровье.Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Подвижная игра.

1

7(25)

Лазание по гимнастической скамейке и стенке. Развитие силовой выносливости.

1

8(26)

Развитие силовых способностей и силовой выносливости. Общеразвивающие упражнения с утяжелителями (0,5кг), с набивными мячами (1кг) для формирования мышечного корсета и ликвидации мышечного дисбаланса.

1

9(27)

Развитие гибкости. Комплекс упражнений для увеличения подвижности суставов. Дыхательная гимнастика.

1

 10(28)

Развитие двигательных способностей. Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой, фитболом, набивными мячами.

1

11(29)

Развитие двигательных умений и навыков. Комплексы общеразвивающих упражнений разной координационной сложности. Подвижные игры.

1

12(30)

Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Дыхательная гимнастика.

1

13(31)

Упражнения для тренировки зрительного анализатора. Подвижные эстафеты.

1

14(32)

Игры и игровые задания.

1

III четверть – 20 часов

1(33)

Применение массажа и самомассажа для оздоровления .

1

2(34)

Тестирование координационных способностей. Игры и игровые задания.

1

3(35)

Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Стретчинговые упражнения.

1

4(36)

Развитие силовых способностей и силовой выносливости. Общеразвивающие упражнения с разной амплитудой движения, (с набивными мячами (1кг) для формирования мышечного корсета и ликвидации мышечного дисбаланса. Подтягивание по горизонтальной и наклонной скамейке.

1

5(37)

Развитие гибкости. Комплекс упражнений для увеличения подвижности суставов в парах. Подвижная игра.

1

6(38)

Развитие двигательных способностей. Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом. Подтягивание по горизонтальной и наклонной скамейке.

1

7(39)

Комплекс упражнений для создания естественного мышечного корсета. Подвижные игры.

1

8(40)

Упражнения в равновесии. Игры и игровые задания.

1

9(41)

Дыхательная гимнастика. Упражнения в партере на гимнастических ковриках.

1

10(42)

Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.

1

11(43)

Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени. Лазание по канату.

1

12(44)

Растяжение и развитие подвижности позвоночника. Гимнастика "Хатха-йога".

1

13(45)

Растяжение и развитие подвижности позвоночника. Гимнастика "Хатха-йога".

1

14(46)

Растяжение и развитие подвижности позвоночника. Гимнастика "Хатха-йога".

1

15(47)

Развитие выносливости. Упражнения с фитболами.

1

16(48)

Упражнения для укрепления мышц стопы. Подвижные игры.

1

17(49)

Формирование стереотипа правильной осанки. Развитие координационных способностей: упражнения на гимнастической стенке.

1

18(50)

Формирование стереотипа правильной осанки. Развитие координационных способностей: упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с ходьбой, бегом.

1

19(51)

Развитие силы мышц корпуса .Круговая тренировка. Игра.

1

20(52)

Подвижные игры.

1

IV четверть – 16 часов

1(53)

Укрепление мышечного корсета с использованием общеукрепляющих, корригирующих, индивидуальных упражнений. Дыхательная гимнастика.

1

2(54)

Развитие силовых способностей. Общеразвивающие упражнения без предметов с разной амплитудой движения, с утяжелителями 0,5кг.

1

3(55)

Укрепление мышечного корсета. Круговая тренировка.

1

4(56)

Упражнения на статическое напряжение и расслабление мышц. Подвижные эстафеты.

1

5(57)

Упражнения по совершенствованию координационных способностей на основе игровых упражнений с предметами и без предметов. Ассиметричные и асинхронные упражнения.

1

6(58)

Укрепление мышечного корсета с использованием корригирующих, индивидуальных упражнений. Подвижная игра.

1

7(59)

1

8(60)

Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы. Подвижная игра.

1

9(61)

Развитие силовой выносливости. Стретчинговые упражнения.

1

10(62)

Развитие гибкости. Комплекс упражнений для увеличения подвижности суставов.

1

11(63)

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами (гимнастической палкой, мячом). Подвижная игра.

1

12(64)

Упражнения в исходных положениях сидя и лежа. Игры и игровые задания.

1

13(65)

Тестирование. Измерение силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса.

1

14(66)

Тестирование координационных способностей. Подвижная игра.

1

15(67)

Упражнения укрепление мышц свода стопы и мышц голени. Эстафеты с предметами.

1

16(68)

Подвижные игры

1

Список литературы:

1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  2007г..

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 2009г.

3. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.

4. Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой / “Просвещение”. – М., 1979.

5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях. Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2006.

6. Ловейко И. Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей)/ И.Д. Ловейко.- М.: Просвещение, 1970.-95с.

7. Ловейко В. Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.1982 год

8. Ловейко В. Д., Фонарев М. И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей Л. Мед. 1988 год.

9.  Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.

10. Янкелевич Е.И. Осанка - красивая, походка – легкая / Е.И.Янкелевич. -М.: ФиС, 2001. - 95 с.

11. Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе.: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.(Игровые методы обучения.)

11.  Коршунов А.В. Правильная осанка – залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spinet.ru

Приложение 1

Комплекс упражнений физкультминуток

Используется для  снятия локального утомления мышц туловища.

ФМ для снятия утомления с туловища.

 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Приложение 2

Упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной системы.

1. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Поднять правое плечо. Опустить его вниз. То же выполнить левым плечом.

2. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Выполнять круговые движения правым плечом, затем левым. Голову к плечу не наклонять. Все движения делать плавно.

3. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Локти развернуть вперед. Спину округлить. Подбородок опустить на грудь. Ощутить легкое потягивание мышц спины.

4. Исходное положение: стоя на коленях и ладонях. Подбородок прижат к груди. Спину округлить: потянуться спиной вверх и прогнуться.

5. Исходное положение: лежа на спине. Поднять руками колени к груди. Нагнуть голову к коленям. Удерживать такое положение в течение нескольких секунд. Затем расслабиться. Повторить 10 раз.

6. Исходное положение: лежа на животе, руки сзади, пальцы соединены в замок. Поднять голову и оторвать плечи от пола, вытягивая руки к ступням. Удерживать такое положение несколько секунд. Расслабиться.

7. Исходное положение: лежа на животе, руки под бедрами, колени выпрямлены, ступни ног соединены. Оторвать ноги от пола, стараясь приподнять их как можно выше. Удержать такое положение на два счета и опустить ноги.

Приложение 3

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки №1

1. Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

3. Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

4. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

5. Ходьба высоко поднимая ноги.

Приложение 4

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Приложение 5

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Приложение 6

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Приложение 7

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседая подняться на носки, полуприседая перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Приложение 8

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Приложение 9

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Приложение 10

Упражнения для развития координации

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

Приложение 11

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.

(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Приложение 12

Комплекс упражнений для профилактики миопии

И. п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И. п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И. п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Приложение 13

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

"Движение, ритм красота" - программа дополнительного образования детей.

Данная образовательная  программа должна помочь  детям сформировать красивую осанку и походку,  усовершенствовать свои внешние данные, разобраться в направлениях моды, привить...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"

Программа дополнительного образования по фитнес-аэробике "Грация"...

Образовательная программа дополнительного образования "Хореографическая студия "Грация"

Развитие логического и творческого мышления у детей, своего собственного взгляда через поддержку интереса в приобретении навыков  хореографического творчества, формирование физических качеств, фо...