Анализ техники и методика обучения групповым упражнениям
методическая разработка по физкультуре на тему

Харьковских Сергей Васильевич
  1. Краткая характеристика женских акробатических троек.
  2.  Предварительная подготовка для работы в женских тройках.
  3.  Начальная подготовка.
  4.  Техника выполнения и методика обучения основным упражнениям.
  5. Методика совершенствования техники выполнения упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федерация спортивной акробатики ХМАО-Югры

МБУ ЦСП «Спорт-Альтаир»

город Мегион

спортивный комплекс «Олимп»

Методическая разработка

Анализ техники и методика обучения

групповым упражнениям

разработал: Харьковских С.В.

                                                                 

Мегион - 2013

ПЛАН

  1. Краткая характеристика женских акробатических троек.
  2.  Предварительная подготовка для работы в женских тройках.
  3.  Начальная подготовка.
  4.  Техника выполнения и методика обучения основным упражнениям.
  5.  Методика совершенствования техники выполнения упражнений.

Литература :

1. Акробатика – учебник для институтов физической культуры,

3-е изд. М., ФиС, 1981 под ред. В.П.Коркина

2. Коркин В.П. Парные и групповые акробатические упражнения для женщин.-  М., ФиС, 1976

 3. Болобан В.Н. Акробатика К: Высшая шк. Головное изд-во, 1988 – 168 стр., 30 ил.

1. Краткая характеристика женских акробатических троек

          Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью занимающихся. Тренер старается включить в сферу своего наблюдения наиболее существенные стороны процесса тренировки. Определение общей и специальной тренированности спортсменок занимающихся в тройках может быть успешно осуществлено только на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические пробы. В основе программы женских групповых акробатических упражнений лежат парно- групповые упражнения, индивидуально-акробатические упражнения и танцевальные движения. Предлагаемые упражнения и движения состоят из различных поддержек, равновесий, стоек и пирамид, причем все они выполняются в таких положениях, которые исключают чрезмерные напряжения и силовые нагрузки для нижней партнерши.

     Движения, поддержки и пирамиды должны выполняться не силовым  способом, а совместным толчком участниц. Индивидуальные акробатические упражнения ( мосты, шпагаты, равновесия, перевороты и др.) составляющие значительную часть программы, выполняются на ковре одновременно всеми занимающимися синхронно или последовательно, в различных вариантах. Эти упражнения содействуют развитию и совершенствованию физических и волевых качеств ( гибкость, ловкость, смелость и др.) девушек и женщин.

          Занятия по хореографии проводятся с музыкальным сопровождением и включают в себя изучение элементов народных и спортивных танцев. Хореография позволяет связывать акробатические и групповые упражнения в единую композицию. Начальное обучение включает в себя предварительную, общую и специальную физическую подготовку и изучение упражнений 3 и 2 юношеских разрядов. Продолжительность периода зависит от возраста и подготовленности новичков (чем моложе занимающиеся и слабее их подготовка, тем продолжительнее этот период). Развитие физических качеств, рост спортивного мастерства, умение быстро осваивать новые движения, зависят от количества и качества подобранных общеразвивающих упражнений, а также оптимального режима их выполнения.

2. Индивидуальная подготовка акробаток

в женских тройках.

      Для успешной подготовки партнерш к совместной деятельности в акробатической тройке необходима индивидуальная подготовка, включающая в свою программу общеразвивающие и специальные упражнения на этапе предварительной спортивной подготовки. Общеразвивающие упражнения выполняются в первой части урока всей группой, с музыкальным сопровождением. Они должны оказывать воздействие на все группы мышц и содействовать развитию силы, гибкости, ловкости и координационных способностей. В начале разминки выполняются упражнения танцевального характера и общеразвивающие упражнения. Помимо общеразвивающих упражнений необходимо повторять отдельные элементы и соединения из композиций, простейшие акробатические упражнения (равновесия, стойки, перекаты, шпагаты), элементы хореографии, а также упражнения, направленные на выполнение сложных акробатических связок. Специальные упражнения, такие, как шпагаты, мосты, стойки, перекаты и другие имеют особо важное значение для развития физических качеств и должны выполняться не только во время разминки, но и в конце тренировочного занятия по заданию тренера.

       Разнообразные упражнения позволяют поддерживать интерес занимающихся к разминке и обогащают двигательный потенциал акробатов.

Индивидуальная подготовка «нижней», «средней» и «верхней» на этапе предварительной спортивной подготовки носит общий характер для всех и поэтому ее пока четко не разделяют.

      Упражнения у гимнастической стенки – махи ногами выполняются вперед, в сторону и назад с различными положениями рук ( на пояс, вперед, в стороны, вверх). Амплитуда движения поднимания ног должна постепенно увеличиваться, а скорость движений изменяться (медленно, быстро, очень быстро). По мере усвоения махи необходимо выполнять в соединениях с такими упражнениями, как приседания, наклоны вперед, назад и в стороны, равновесия, кувырки и т.д. При выполнении упражнений у опоры легче сохранять равновесие, увеличивать амплитуду маховых движений и прогибания. Изменяя высоту опоры, можно облегчать или усложнять упражнения. При обучении желательно, чтобы упражнения выполняли все ученики одновременно или в две смены.

     Во время показа упражнения или ожидания смены акробатки должны стоять в 6-8 шагах от гимнастической стенки.

Упражнения вдвоем. Для увеличения гибкости требуют предварительной подготовки. Покачивания, нажимания, удержания следует выполнять осторожно, постепенно увеличивая степень давления на плечи.

     Для выполнения подводящих упражнений и для работы в тройке можно успешно использовать гимнастическую скамейку. С помощью ее можно выполнять подводящие упражнения к стойкам, соскоки и другие элементы акробатики.

     Упражнения вдвоем выполняются не только с целью воспитания физических качеств, но и для приобретения навыков в балансировании, удержания, поднимания и опускания партнерши. С их помощью вырабатывается согласованность движений, и осваиваются некоторые способы страховки. В разминку комплекса общеразвивающих упражнений включают и упражнения втроем.

     В тройки объединяются акробатки, примерно равные по росту и весу. Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением одновременно всей группой. В разминку не следует включать сложных упражнений, требующих от занимающихся большого физического напряжения.

     Танцевальные движения – элементы классического и народного танца все шире используются в женских тройках. Введение их в произвольную программу позволяет составлять композиции под музыкальное сопровождение, которое делает их содержательными и зрелищными.

На занятиях выполняются хореографические упражнения у опоры (стенка), а также танцевальные шаги, равновесия, повороты и прыжки на площадке.

3. Начальная подготовка.

     В период начального обучения  индивидуальные акробатические упражнения дают возможность занимающимся овладеть разносторонней акробатической подготовкой, направленной на воспитание силы, гибкости, ловкости, координации и других качеств. Эта задача будет успешно решена лишь в том случае, если на каждом занятии изучать или повторять равновесия, стойки, кувырки, упражнения на гибкость и разнообразные прыжки.

     С целью совершенствования необходимо выполнять различные варианты упражнений, делать их в соединении по нескольку раз подряд, на уменьшенной площади опоры, на возвышении и т.д.

     Равновесия и стойки, упражнения в балансировании занимают значительное место в групповой акробатике. Легкость выполнения элемента, точность положения тела, прочность и продолжительность фиксации, и, наконец,  четкость схода или перехода к другому упражнению. Эти умения следует приобретать в такой последовательности:

  1. Фиксировать элемент самостоятельно или с помощью от 3 до 5 сек.
  2. Фиксировать элемент до 10-15 сек.
  3. Слитно выполнять два разных равновесия.
  4. Выполнять элемент 3-4 раза подряд, фиксируя его 3-5 сек.
  5. Усложнять элемент, выполняя его после прыжков, поворотов, кувырков, на уменьшенной площади опоры, на возвышении и т.д.

РАВНОВЕСИЯ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ:  равновесие, согнув ногу, равновесие, согнув ногу назад, высокое равновесие, равновесие на слегка согнутой ноге, равновесие на носке, равновесие на колене, фронтальное равновесие, фронтальное равновесие с захватом, слитное выполнение двух-трех равновесий.

Выполнение равновесий после прыжка: шагом, прогнувшись с поворотом, со сменой ног.

Стойки: это вертикальное положение на лопатках, голове или руках.

Разновидности стоек: стойка на лопатках; стойка на голове; стойка на руках махом; стойка толчком; стойка на груди; движения в стойке на голове и на руках и сходы.

Соревнования-минутки:  на продолжительность фиксации стоек; точность обозначения или выдержек нужного положения; на количество выполнения стоек без срывов (подряд).

 Кольцо: прогнутое положение тела, при котором нога (ноги) касается головы или приближается к ней. Кольцо одной в упоре лежа, руки выпрямлены, тело максимально прогнуто, согнутая нога касается головы носком или ступней; кольцо двумя в упоре лежа; кольцо на коленях; кольцо одной на колене может быть выполнено наклоном к ноге.

Мосты: максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Не рекомендуется максимально приближать руки к ногам; важно следить за полным выпрямлением ног и рук.

         Разновидности мостов: мост из положения лежа на спине; мост на коленях; мост опусканием; мост поворотом; мост с опорой на одну руку; мост с опорой на одну ногу; мост с одной ноги; мост через стойку; вставание с моста; мост разгибом; мост кольцом одной.

         Разновидности шпагатов: шпагат правой (левой); шпагат правой одноименной; шпагат правой разноименной; шпагат с наклоном; шпагат с наклоном назад; прямой шпагат; шпагат прыжком. Выполнять шпагаты из различных положений и в соединениях с другими элементами:  перемахом вперед и в сторону, из упора лежа; поворотом направо (налево) из стойки ноги врозь; то же после кувырка вперед и назад.

Перекаты, кувырки: с помощью перекатов и кувырков совершенствуют функцию вестибулярного аппарата, развивают ловкость, воспитывают умение ориентироваться в необычных условиях.

Варианты перекатов и кувырков: перекаты в группировке; перекаты прогнувшись; кувырки вперед; кувырки назад; кувырки в стороны; кувырок в стойку с перекатом на грудь; кувырок в упор, стоя согнувшись; в стойку; из седа кувырок в стойку.

Перекидки: выполняются вперед, назад, перекидка со сменой ног в шпагате; перекидка назад с двух ног на одну, на две, с перекатом на грудь; в полушпагат; в равновесие, в стойку и далее курбет.

     В начальную подготовку также необходимо широко включать акробатические прыжки, в число которых необходимо, прежде всего, вводить перевороты и колеса, курбеты и рондаты, фляки, различные акробатические связки.

     В основе подготовки женщин, выступающих в тройках, лежат упражнения вдвоем. Нижняя выполняет парные упражнения (вдвоем) с верхней и средней, средняя с верхней. Упражнения вдвоем изучаются параллельно с групповыми на каждом уроке. Прыжки, стойки, равновесия и элементы хореографии в тройках изучаются в той же последовательности, что и в парах, но добиваться согласованности при этом значительно труднее. Поэтому тройкам следует выполнять программные упражнения, простейшие (строевые, равновесия, мосты, шпагаты) и более сложные (для согласованных действий – акробатические прыжки, кувырки, стойки, элементы хореографии, связующие элементы вольных упражнений и т.д.).

Балансовые упражнения связанные с построением пирамид в тройках, представляют собой произвольное построение. Участники могут занимать свои места удобным для них способом. Поэтому при изучении новых пирамид, их повторении и совершенствовании следует искать наиболее быстрые, оригинальные и красивые способы построения. На соревнованиях пирамиды фиксируются 4 сек. На тренировках – на 1-2 сек. дольше. Это позволяет добиваться стабильности во время выступления. В начале изучается наиболее легкий вариант пирамиды или ее составная часть (нижняя со средней, средняя с верхней, нижняя с верхней). Затем по мере усвоения можно переходить к основному варианту и далее к усложненному.

Примерные несложные пирамиды: стойка на полу с поддержкой; фронтальные равновесия; высокие равновесия с удержанием за руки; упоры стоя на колене полушпагатом; равновесия с поддержкой; стойки с поддержкой; мосты; висы лежа боком; фронтальное равновесие на бедре и на полу; стойки на груди с поддержкой; равновесия на спине и на полу; полумост и равновесие на полу; кольцо в упоре и мост; поддержки и равновесия в полуколонне с опорой о ступни; стойка ногами на бедрах; стойка ногами на «четырех»; сед на ступнях и равновесие; сед на ступнях и стойка; ласточка на ступнях с поддержкой; ласточка на ступнях и мост; стойка плечами и мост; стойка плечами и шпагат; полумост на бедрах и стойка; мост с бедер на плечи; стойка на плечах с поддержкой.

4. Техника выполнения и методика обучения основным

упражнениям

     Основные акробатические упражнения и их варианты (в прыжках, парах и тройках) программы 1 юношеского и 1 разряда взрослых рассчитаны на занимающихся, которые освоили упражнения 3 и 2 юношеских разрядов, а также элементы и соединения в период начального обучения.

     К изучению очередного разряда рекомендуется переходить лишь тогда, когда упражнения предыдущего разряда выполняются на оценку не ниже 9 баллов. «Перескакивание» через разряд, также как и натаскивание (изучение ограниченного количества элементов данного разряда без учета подготовленности), не дают в конечном счете экономии во времени: упражнения можно освоить быстро, но они будут невысокого качества и на их «доводку» придется потратить больше времени и сил, чем на изучение. Из-за нарушения принципа последовательности в обучении, могут быть плохо изучены отдельные элементы и, наконец, малый объем упражнений отрицательно скажется в дальнейшем на изучении элементов произвольной программы.

     Рекомендуется постоянно усложнять упражнения тех структурных групп, в которых ученицы проявляют наибольшие способности. Например, если в прыжках одна из учениц быстро освоит перевороты на одну, то для совершенствования ей следует без задержки переходить к изучению серии переворотов на одну, затем к перевороту на одну руку, к маховому сальто и к соединениям, состоящих из переворотов и махового сальто.

     В подготовке спортсменок-акробаток 1 разряда, работающих в тройках, необходимо выполнять общеразвивающие и специальные упражнения хореографии у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, с набивным мячом. Все это продолжает занимать значительное место в тренировочном процессе. Упражнения усложняются за счет изменения темпа, амплитуды, соединения их с различными элементами акробатики (равновесия, кувырки, стойками, шпагатами и т.д.) Возрастает значение индивидуальных планов-заданий по выполнению специальных упражнений на гибкость, силу, прыгучесть, балансирование и т.д. Эти планы-задания могут выполняться в основной части урока, заключительной и дома. Особое место в согласованных действиях партнерш занимают темповые упражнения. К ним относятся поддержки, равновесия, стойки, сальто и другие элементы, выполняемые с фазой полета.

     По характеру наиболее близки к вольтижным упражнениям соскоки и подкидные прыжки, которые выполняются с приземлением на пол, а не на партнершу.

     В женских групповых упражнениях сходы и соскоки используются при завершении (разрушении) пирамид.

Прыжки броском двумя: Нижняя и средняя стоят вплотную друг к другу в полуприседе, ноги врозь, ладони рук соединены и опущены на бедра, колени вместе (положение для броска показать). Верхняя, держась руками за плечи нижней и средней, встает ногой на руки одной из них, приподнимается вверх, затем наступает свободной ногой на руки другой партнерши, спокойно и медленно приседает и прыгает вверх, поднимая руки вверх; нижняя и средняя увеличивают высоту прыжка, подбрасывая партнершу под ступни.

          Последовательность обучения: прыжки вверх и вверх-назад; прыжки с поворотами; прыжки с различным положением ног (группировка, полушпагат, шпагат сгибаясь): заднее сальто в группировке; заднее сальто прогнувшись.

Страховка и помощь осуществляется подвесным поясом или двумя опытными акробатами.

Прыжки с четырех. Нижняя и средняя стоят лицом друг к другу, соединив руки квадратом; верхняя из стойки ногами на соединенных руках прыгает вверх, нижняя и средняя  приподнимают и опускают ее, из седа соскок прогибаясь, в группировке, с поворотами, соскок из стойки ногами вперед и назад с различным положением тела и ног, а также с поворотами; заднее сальто из седа; заднее сальто из стойки ногами; сальто прогнувшись из седа.

Разновидности темповых упражнений: прыжок в сед на четыре; бросок двумя полет на руки; полет в ласточку на четыре с пола; полет на четыре из ласточки; прыжок на четыре с поворотом; пируэт в ласточке на предплечьях; полусальто из седа на четырех; рондат-прыжок в поддержку под спину; полет в стойку на плечах броском.

5. Методика совершенствования техники выполнения упражнений

     Спортивное совершенствование – самый продолжительный и трудоемкий период спортивной деятельности занимающихся. В него входит освоение программы кандидатов и мастеров спорта. Однако следует учитывать, что тренировочная нагрузка зависит не только от сложности изучаемых упражнений, но и от объема и интенсивности тренировки, а также веса и подготовленности занимающихся в тройках.

     Особенно внимательно и осторожно следует планировать нагрузку девушкам и женщинам, выполняющим роль нижних и средних. Средними и нижними могут быть хорошо подготовленные спортсменки не моложе 13-14 лет. Предварительно им необходимо заниматься с тренажерами, с облегченными предметами-балансирами (гимнастические палки, булавы, конусообразные кульки из ватманской бумаги, набивные мячи), затем с легкими партнершами и только после этого – со своими верхними. Для повышения объема тренировочной нагрузки и приобретения специальной выносливости следует 2-4 раза выполнять упражнения обязательной и произвольной программы, усложненные их варианты и учебные комбинации.

     Некоторые занимающиеся, выполнив упражнение полностью, устают и плохо справляются с последующими заданиями. Таким спортсменкам следует больше повторять отдельные элементы и соединения, а упражнения в целом делать 1-2 раза.

     При продолжительных паузах между подходами снижаются объем и интенсивность тренировки, интерес и активность занимающихся. Они забывают о замечаниях тренера, отвлекаются, остывают, теряют интерес к упражнениям и т.д. Чтобы повысить плотность тренировочного занятия в парах и группах, необходимо ввести взаимообучение: объединять пары и тройки по две и предложить им поочередно выполнять упражнения, помогая друг другу.

Взаимообучение должно строиться на серьезном отношении к тренировкам, знании техники изучаемых упражнений и способов страховки.

Тренер наблюдает за всеми, обучает новым упражнениям, исправляет ошибки, оценивает контрольные упражнения, обучает страховке и самостраховке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавате...

«Анализ техники и методика обучения акробатическим прыжкам»

Характеристика и классификация акробатических прыжков. Особенности техники прыжков: разбег, толчок, полет и приземление. Обучение акробатическим прыжкам....

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди

Кроль – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на гру...

Методика обучения силовых упражнений по пауэрлифтингу учащихся ДЮСШ учебно-тренировочного этапа 1-го, 2-го годов обучения

Методичекая разработка рекомендована для и тренеров-преподавателей ДЮСШ по силовым видам спорта....

АВТОРЕФЕРАТ «Методика обучения силовым упражнениям учащихся ДЮСШ учебно-тренировочных этапов обучения по пауэрлифтингу »

Актуальность            Занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливост...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...

Баскетбол.Анализ техники и методика обучения

Анализ техники и методика обучения...