Рабочая программа по факультативному курсу «Здоровый образ жизни».
рабочая программа по физкультуре на тему

Турова Ирина Алексеевна

Формирование здорового образа жизни  является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую  обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков заботится о здоровье.

В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» и ряде других документов отмечается огромный потенциал школы в развитии у учащихся знаний и формировании умений, направленных на сохранение здоровья.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_f-k_zozh_1.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2»

Обсуждено на заседании

Методического объединения

Протокол № ___от  _____________2016 г                                  УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО____________                                               Директор КГБОУ «Рубцовская

                                                                                         общеобразовательная

                                                                                          школа-интернат № 2»

                                                                                                          _______________О.А.Семион

                                                                                                      «____»____________2016 г.

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Здоровый образ жизни»

5-7 класс

2016-2017 учебный год

Автор-составитель:

И.А. Сорокина

        учитель физической культуры

                                                                          

г. Рубцовск,  2016

Пояснительная записка

        Формирование здорового образа жизни  является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. На состоянии здоровья сказывается тяжелая экологическая ситуация, изменение приоритетов людей в отношении к себе и окружающим, несбалансированное питание, недостаточный уровень знаний в области заботы о здоровье. Особую  обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков заботится о здоровье.

В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования» и ряде других документов отмечается огромный потенциал школы в развитии у учащихся знаний и формировании умений, направленных на сохранение здоровья.

        В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

        Деятельность образовательных учреждений, ориентированная на повышение компетентности школьников в вопросах сохранения здоровья, должна охватывать детей, обучающихся не только в массовых, но и в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий для формирования культуры здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся.

        «Формирование культуры ЗОЖ» - процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценными установками на самосохранения здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

        Чаще всего у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить  соблюдать заповедь К.С.Станиславского «Трудное надо сделать привычным, а привычное легким и приятным».

        Самый важный для выживания фактор после воздуха, воды, соли и пищи – это физические упражнения. Они важны для здоровья человека и кроме этого способны приносить удовольствие.

        Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

         Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

        Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится, менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

        Отрицательные последствия гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечнососудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

        У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тепло в правильном положении, у низ развивается плохая осанка, образуется сутулость.

        При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

        Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения.

        Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

        Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, перевариванию и усвоению пищи, активизируя деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

        Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

        Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

        Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

Пояснительная записка

         

Рабочая программа по факультативному курсу «Здоровый образ жизни» разработана на основе:

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – II «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В.Воронковой.  - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • учебного плана образовательного учреждения.

 Цель: укрепление здоровья учащихся, подготовка к производительной деятельности.

Задачи: 

  •  укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность учащихся;
  • развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • способствовать приобретению знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
  • развивать чувства темпа и ритма, координацию движений;
  • формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движении;
  • способствовать усвоению учащимися речевого материала, используемого на уроках по физической культуре.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • выработка правильной осанки;
  • точность движений в пространстве;
  • точность движений во времени;
  • развитие ритма движений;
  • дифференцировка мышечных усилий;
  • развитие координации движений;
  • развитие скоростно-силовых качеств;
  • развитие гибкости и подвижности суставов;
  • развитие прыгучести;
  • развитие глазомера;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • развитие морально-волевых качеств;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

В программу включены следующие разделы: гимнастика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные.

Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность.

                                            Тематический план

5-7 классы – 1 ч в неделю, 34 ч в год

Вид программного материала

V

класс

VI

класс

VII

класс

Основы знаний

2

2

2

Гимнастика

7

7

7

Лыжная

подготовка

7

7

7

Игры

18

18

18

Итого:

34

34

34

Календарно тематическое планирование занятий

5  класс (34 часа)

№п/п

Основные блоки

Количество часов

Дата проведения

1

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

2

Личная гигиена, закаливание, водные процедуры

1

06.09

Значение физических упражнений в жизни человека.

1

13.09

2

ГИМНАСТИКА

7

Теоретические сведения фланг, интервал, дистанция

1

20.09

Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

1

27.09

Выполнении строевых команд

1

04.10

Опорные прыжки

1

11.10

Висы и упоры

1

18.10

Упражнения в равновесии

1

25.10

Акробатические упражнения

1

08.11

3

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

7

Бесшажный способ

2

15.11  22.11

Одношажный
основной вариант

2

29.11 06.12

Одношажный
скоростной вариант

3

13.12 20.12 27.12

4

ИГРЫ

18

Пионербол

9

17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 14.03

Баскетбол

9

21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 09.05 16.05 23.05

Планируемые результаты освоения факультативного курса

«Здоровый образ жизни» в 5 классе

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Личная гигиена, закаливание, водные процедуры. Значение физических упражнений в жизни человека. Требования к выполнению утренней гимнастики. Причины нарушения осанки.

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения. Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: правила поведения при выполнении строевых команд, гигиена после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд «Налево!», «Направо!»

Уметь: выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствий.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту, занятия на лыжах как средство закаливания организма.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: для чего и когда применяются лыжи; правила передачи эстафеты.

Уметь: координировать движения туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40-60 м, пройти в быстром темпе 100-120 м любым ходом, преодолевать спуск с крутизной склона 4-6* и длиной 50-60 м в низкой стойке, тормозить «плугом», преодолевать на лыжах 2 км (девочки). 3 км (мальчики).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ПИОНЕРБОЛ

Теоретические сведения. Дальнейшее ознакомление с правилами игры, расстановка игроков на площадке, правила перехода играющих.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих.

Уметь: подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса.

БАСКЕТБОЛ

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: общие сведения об игре, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячами.

Уметь: выполнять передвижения в стойке приставными шагами, остановку по свистку, передачу и ловлю мяча, ведение мяча.

Календарно тематическое планирование занятий

6  класс (34 часа)

№п/п

Основные блоки

Количество часов

Дата проведения

1

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

2

Питание и двигательный режим школьника

1

06.09

Роль физкультуры в подготовке к труду

1

13.09

2

ГИМНАСТИКА

7

Строевые упражнения

2

20.09 27.09

Строевой шаг, размыкание и смыкание строя

2

04.10 11.10

Акробатические упражнения

3

18.10 25.10 08.11

3

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

7

Двухшажный способ

2

15.11  22.11

Одношажный способ

2

29.11 06.12

Полуконьковый способ

3

13.12 20.12 27.12

4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

18

Волейбол

9

17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 14.03

Баскетбол

9

21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 09.05 16.05 23.05

Планируемые результаты освоения факультативного курса

«Здоровый образ жизни» в 6 классе

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Питание и двигательный режим школьника Распорядок дня. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду.

ГИМНАСТИКА

Теоретические знания. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: Как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; как избежать травм при выполнении лазания и опорного прыжка.

Уметь: подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь» с усложнениями; сохранять равновесие в упражнениях

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения.

Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: для чего применяются лыжные мази, как накладывать мазь на лыжи.

Уметь: смазывать лыжи, координировать движения туловища, рук, ног в одновременном одношажном ходе на отрезке 40-60 м; пройти в быстром темпе 100-150 м любым ходом; пройти спуск крутизной 4-6* и длиной 40-60 м в низкой стойке; преодолеть на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ВОЛЕЙБОЛ

Теоретические сведения.

Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: расстановку и перемещение игроков на площадке.

Уметь: принимать стойку волейболиста, перемещаться в стойке вправо, влево, вперед, назад, выполнять передачу мяча сверху двумя руками в парах, выполнять нижнюю прямую подачу.

БАСКЕТБОЛ

Теоретические сведения. Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: как влияют занятия баскетболом на организм учащихся.

Уметь: выполнять остановку шагом, передачу мяча от груди и ловлю двумя руками на месте, ведение одной рукой на месте, бросок по корзине двумя руками снизу с места.

Календарно тематическое планирование занятий

7  класс (34 часа)

№п/п

Основные блоки

Количество часов

Дата проведения

1

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

2

Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений

1

02.09

Помощь при травмах

1

09.09

2

ГИМНАСТИКА

7

Строевые упражнения

3

23.09 30.09 07.10

Акробатические упражнения

4

14.10 21.10 28.10 11.11

3

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

7

Двухшажный способ

2

18.11 25.11

Одношажный способ

2

02.12 09.12

Полуконьковый способ

3

16.12 23.12 13.01

4

ИГРЫ

18

Волейбол

9

20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 10.03 17.03

Баскетбол

9

24.03 07.04 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05

Планируемые результаты освоения факультативного курса

«Здоровый образ жизни» в 7 классе

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения. Виды гимнастики в школе.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны по одному в колонну по два, по три; как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне.

Уметь: различать и правильно выполнять команды: «Шире шаг!»,»Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»; выполнять опорный прыжок способом «согнув ноги» через козла; различать фазы опорного прыжка

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения. Занятия лыжами в школе. Значение этих занятий для трудовой деятельности человека. Правила соревнований по лыжным гонкам.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся; правила соревнований.

Уметь: координировать движения рук, ног и туловища в одновременном двухшажном ходе на отрезках 40-60 м; пройти в быстром темпе 160-200 м и одновременными ходами; тормозить лыжами и палками одновременно;  преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ВОЛЕЙБОЛ

Теоретические сведения. Права и обязанности игроков; предупреждение травматизма при игре в волейбол.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: права и обязанности игроков; как избежать травматизма.

Уметь: выполнять прием и передачу мяча снизу в парах.

БАСКЕТБОЛ

Теоретические сведения. Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязанности игроков; предупреждение травматизма.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: права и обязанности игроков, как избежать травматизма.

Уметь: выполнять остановку прыжком и повороты на месте; ведение, передачу мяча от груди и ловлю двумя руками в движении шагом; бросок по корзине двумя руками от груди с места.

Основные технологии:

  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • личностно – ориентированное обучение;
  • дифференцированное обучение

Основные формы:

  • факультативные занятия;
  • внеклассная работа.

Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – объяснение;
  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
  • практические – упражнения.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • практические упражнения;

При изучении тем курса используются:

  • наглядные пособия (опорные схемы)
  • коррекционные задания и упражнения.

               

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса

Основная литература:

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В.Воронковой.  - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.

Дополнительная литература:

  1. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие для cтуд. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя               cпец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Мозговой В.М. – М.: Просвещение, 2009.

Для 5 КЛАССА. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основным упражнением для учащихся V класса является перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре дроблением и сведением и обратное перестроение из колонны по четыре, два разведением и слиянием. Перестроение выполняется следующим образом. Когда класс двигается в обход на одной из середин (верхней или нижней), подается команда «Через центр — МАРШ!». По этой команде класс двигается в колонне по одному через центр в сторону противоположной середины. При подходе направляющего к противоположной середине подается следующая команда: «В колонны по одному в обход направо и налево — МАРШ!» (дробление). Первый идет направо, второй налево в обход и т. д. К моменту встречи двух колонн на противоположной середине подается команда «В колонну по два через центр — МАРШ!» (сведение). Каждая пара, встречаясь на середине, поворачивается в сторону центра и двигается к противоположной середине. Для построения в колонну по четыре (восемь) дробление и сведение по- вторяются с указанием в каждом случае количества колонн в командах. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, чтобы сделать разведение из колонны по четыре необходимо подать следующую команду: «В колонны по два в обход направо и налево — МАРШ!». По этой команде колонна как бы раздваивается посередине — двое идут направо в обход, двое — налево из каждой четверки. На противоположной стороне при встрече колонн подается команда «В колонну по два через центр — МАРШ!» (слияние). По этой команде две колонны по два как бы сливаются в одну колонну по два. Для дальнейшего перестроения команды повторяются с указанием количества колонн. Обучение необходимо вести раздельно, останавливая колонны перед подачей команд и называя выполняемое перестроение, вначале разучив перестроение в колонну по два и обратно. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и назад, стойки на лопатках. Комбинация для совершенствования и контрольного урока 1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой и поворот кругом в упор присев…..2,5 балла. 2. Кувырок назад……………………………………………………………………………3,0 балла. 3. Перекатом назад стойка на лопатках…………………………………………………...3,0 балла. 4. Перекатом вперед упор присев и о. с. …………………………………………….……1,5 балла. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ. В этом классе учащиеся осваивают одно из подводящих упражнений для обучения опорному прыжку согнув ноги, вскок в Упор присев и соскок прогибаясь с козла в ширину на высоте 80-100 см. Техника выполнения-! После небольшого разбега и толчка с мостика, вытягивая руки вперед, поставить их на козла, подавая плечи вперед. Поднимая спину, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и, подтянув их к груди, поставить на козла^ Важно, чтобы ученики не задерживались в положении упора присев. Начинать отталкиваться руками надо в момент сгибания тела, когда ноги ставятся на козла, прямые руки уже должны подниматься вверх и доходить до уровня плеч. Продолжая это движение, ученик выпрямляется и отталкивается нога-миДрис. 108). Последовательность обучения. 1. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и прыжок вверх прогибаясь. 2. Из упора лежа на скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног упор присев и соскок прогибаясь. 3. С небольшого разбега вскок в упор стоя на коленях на козла или коня в ширину, упор присев и соскок прогибаясь. 4. Из упора стоя на мостике перед конем или козлом в ширину два-три прыжка на месте, поднимая высоко спину, вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью. 5. С небольшого разбега вскок в упор присев и соскок прогибаясь с помощью и самостоятельно. Типичные ошибки. 1. Недостаточно активно поднимается спина в первой половине вскока. 2. Задержка в упоре присев. 3. Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согнутые назад в коленях ноги в полете. Страховка и помощь. Стоя сбоку и впереди снаряда, в момент прихода в упор присев помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при приземлении под спину и руку.

 ВИСЫ И УПОРЫ. Начиная с V класса, усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, упражнений, их дозировке. Мальчики для выполнения висов и упоров используют перекладину и брусья, а девочки — брусья р/в. Все учащиеся V класса продолжают совершенствоваться в лазанье по канату в три приема и упражнениях в смешанных и простых висах и упорах. Мальчики на перекладине осваивают вис согнувшись и прогнувшись, перемахи ногами, упор ноги врозь правой (левой), из упора ноги врозь правой (левой) соскок перемахом одной вперед с поворотом налево (направо). На брусьях — разновидности упоров (упор на предплечьях, руках) и Седов (сед ноги врозь, сед на бедре). Девочки на брусьях р/в осваивают вис на в/ж, вис присев и лежа на н/ж, вис лежа ноги врозь правой (левой), упор сзади. И мальчики и девочки продолжают работу по улучшению физической подготовленности, используя для этого подтягивание и поднимание прямых ног в висе (мальчики) и подтягивание из виса лежа (девочки). 1. Перекладина (низкая). 1.1. Вис прогнувшись. Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толчком ногами принять вис согнувшись, разгибаясь в тазобедренных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикальном положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад. Последовательность обучения. 1. Из виса стоя сзади повторить вис согнувшись. 2. Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке толчком ног в вис прогнувшись (IV класс). 3. Из виса стоя сзади толчком двумя в вис согнувшись на перекладине и вис прогнувшись, опуская ноги назад, вис стоя сзади и шагом вперед в о. с. Типичные ошибки: 1) чрезмерно большой прогиб тела; 2) сгибание рук во время выполнения виса прогнувшись; 3) голова наклонена вперед. Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддерживать за ноги, другой держать за запястье. 1.2. Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок с перемахом другой с поворотом на 90°. Техника выполнения. Из упора перемахом одной принять упор ноги врозь (рис. 157, кадры 1-2). Тело выпрямлено, руки прямые, голова прямо, ноги широко разведены врозь: одна нога вперед, другая назад под одинаковым углом к полу. В зависимости от того', какая нога впереди, упор носит соответствующее на- звание. Например, упор ноги врозь правой, если правая нога впереди. Для выполнения соскока перемахом с поворотом на 90°, необходимо предварительно одну руку, одноименную повороту, перехватить в хват снизу. Ногу, вокруг которой выполняется поворот, не опускать и не сгибать (рис. 157, кадры 2-3). Последовательность обучения. 1. На бревне повторить преодоление препятствий указанным способом (IV класс). 2. Из упора на низкой перекладине перемах в упор ноги врозь вне правой (левой) — перехватом одной руки упор ноги врозь правой (левой) — перемахом другой соскок с поворотом на 90°. 3. Из упора перемахом одной упор ноги врозь правой (левой) — перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90°. Типичные ошибки: 1) в первой половине, когда из упора выполняют перемах вперед, сгибают ноги; 2) в упоре ноги врозь ноги мало разведены, туловище согнуто, голова опущена; 3) при выполнении соскока опускается нога, вокруг которой выполняется поворот; перемах делают согнутой ногой, сгибают опорную руку. Страховка и помощь: аналогичны страховке и помощи при преодолении бревна высотой 1 м (IV класс). 1.3. Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса стоя сзади толчком двумя ногами вис согнувшись…………………1,0 балла. 2. Вис прогнувшись………………………………………………………………..2,0 балла. 3. Вис согнувшись и перемахом согнув ноги опускание в вис присев………..0,5 балла. 4. Вис стоя и прыжком в упор ………………………………………………….0,5 балла. 5. Перемах правой в упор ноги врозь…………………………………………….3,0 балла. 6. Соскок перемахом левой с поворотом направо………………………………3,0 балла. Требования к уровню физической подготовленности мальчиков V класса в подтягивании на перекладине в висе: 6 раз и больше — высокий, 4-5 раз — средний, 1 раз — низкий. 2. Брусья. Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения. 1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суставах. 2. Передвижение в упоре. Например, на концах жердей прыжком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигаться вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если ученик не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев. 3. Передвижение в сочетании с поворотами. 2.1. Упор на предплечьях. Техника выполнения. Туловище и ноги составляют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена кнаружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предплечий позволяет избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 158). Предварительно целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить правильному хвату кистями и расположению предплечий. После этого научить упору на предплечьях. 2.2. Упор на руках. Техника выполнения. В упоре тело держат прямо без провисания в плечевых суставах. Кистями рук, незначительно согнутых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 159). При выполнении упора на руках ширину жердей необходимо определять по длине предплечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах нелегко, но в процессе занятий мышцы плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жердей становится привычной и удобной для изучения и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого пояса и предотвращения провисания в плечах целесообразно выполнять в упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличения угла между плечами и жердями. Нормальным расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°. 2.3. Сед ноги врозь. Техника выполнения. Из упора махом вперед развести ноги и положить их на жерди задними поверхностями бедер. Руки прямые, опираются сзади, туловище выпрямлено, голова прямо (рис. 160). Упражнение является исходным или конечным положением для выполнения подъемов и стоек в последующих классах. 2.4. Сед на бедре. Техника выполнения. Из седа ноги врозь перемахом одной принять сед на бедре (рис. 161). Ноги расположены снаружи. Одна нога, согнутая в колене, опирается всей нижней поверхностью бедра на жердь, а другая отведена назад, носки оттянуты. Голень согнутой ноги параллельна отведенной назад прямой ноге, туловище и голову держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими руками или одной рукой, другую в сторону. Комбинация для контрольного урока 1. На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев………………..…3,0 балла. 2. Махом ногами вперед сед ноги врозь……………………………………………………………2,0 балла. 3. Перемахом правой сед на правом бедре, держась правой рукой, левую в сторону………..2,0 балла. 4. Хватом левой впереди правой ноги толчком правой руки соскок с поворотом направо кругом, приземлиться левым боком к брусьям………………………………………………………………...…3,0 балла. 3. Брусья р/в. Вис на в/ж. С упражнениями в висах учащиеся ознакомились еще во II классе, где они освоили вис на гимнастической стенке. Различие состоит в том, что, в висе на в/ж тело не зафиксировано, а свободно. Для совершенствования виса можно предложить следующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж — вис согнув ноги — вис — соскок вниз. Следует отметить, что вис является основным исходным положением для выполнения многих упражнений на брусьях р/в. 3.1. Вис присев на н/ж. Техника выполнения. Это такое положение учащихся на брусьях р/в, при котором ученица висит на в/ж и носками согнутых ног опирается о н/ж (рис. 162). Последовательность обучения: из виса, сгибая ноги, принять вис присев — вис согнув ноги — вис и соскок вниз. Страховка и помощь: стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину, другой под ноги. 3.2. Вис лежа на н/ж. Техника выполнения. В висе лежа тело должно быть прямым и немного прогнутым, голова слегка наклонена назад, руки прямые, опора задней поверхностью бедер на н/ж (рис. 163). Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н/ж можно принять из виса через вис присев. Из виса лежа принять вис лежа согнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз. 3.3. Вис лежа ноги врозь одной (верхом). Техника выполнения. Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учетом последовательности обучения целесообразно использовать имеющийся у учащихся двигательный опыт. Поэтому лучше выполнить вис лежа правой (левой) на н/ж из виса лежа перемахом одной назад или виса присев толчком ног. В висе лежа ноги врозь тело, так же как и в висе лежа, несколько прогнуто, руки прямые, голова наклонена назад, одна нога опирается задней поверхностью бедра на н/ж, другая находит- ся ниже жердей (рис. 164). 3.4. Упор сзади. Техника выполнения. Упор сзади наиболее удобно принять из виса лежа на н/ж. Последовательными перехватами рук за н/ж перейти в упор сзади — своеобразный сед на жерди (рис. 165). Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса на в/ж вис согнув ноги — 1,0 балла. 2. Вис присев на н/ж — 1,0 балла. 3. Толчком ног вис лежа ноги врозь правой — 2,5 балла. 4. Перемах левой в вис лежа на н/ж — 2,0 балла. 5. Перехватом рук упор сзади — 1,5 балла. 6. Махом вперед соскок с поворотом налево — 2,0 балла. Требования к уровню физической подготовленности девочек V класса в подтягивании из виса лежа: 19 раз и больше — высокий; 10-14 раз — средний; 4 раза и меньше — низкий.

УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ. Начиная с V класса, Комплексной программой не предусмотрены специальные упражнения на равновесие. Однако, учитывая то, что девушкам, оканчивающим основную и среднюю школу, дается возможность выбирать комбинацию на брусьях р/в или бревне для выполнения требований госстандарта, предлагаем примерные упражнения для учащихся V-XI классов. С девочками V класса целесообразно совершенствовать ранее освоенные элементы в небольших учебных комбинациях. 1. И. п. — стойка поперек, правая перед левой, руки на пояс. 1-2— переменный шаг с левой, правая вперед; 3-4 — переменный шаг с правой, левая вперед, руки в стороны; 5-6 — переменный шаг с левой, правая вперед, руки вверх; 7-8 — шаг правой, дугами внутрь руки в стороны, левая назад. 2. И. п. — стойка продольно (вдвоем, втроем), взявшись за руки, на одном из концов бревна. 1 — приставными шагами дойти до другого конца бревна; 2 — повернуться налево (направо); 3 — переменными шагами вернуться обратно; 4 — повернуться направо (налево) в стойку продольно ноги врозь; 5 – приставить левую (правую); 6 — полуприсед с наклоном туловища вперед, руки назад-вниз (старт пловца); 7 — соскок прогибаясь, руки вперед — в стороны-вверх; 8 — приземление, опуская руки, принять о. с. Комбинация для совершенствования и контрольного урока. И. п. — стойка правая перед левой, руки вверх. 1. Два приставных шага с левой ноги — 1,0 балла. 2. Два приставных шага с правой ноги — 1,0 балла. 3. Шаг правой и поворот налево кругом, руки в стороны — 2,0 балла. 4. Шаг правой и, приставляя левую, поворот налево кругом на носках, руки вниз — 2,0 балла. 5. Упор присев — 1,5 балла. 6. Соскок прогибаясь вправо — 2,5 балла. VI. Проблемы периодизации тренировки. Программный материал 6 класса

Для 6 КЛАССА. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Строевой шаг. Применяется при прохождении торжественным маршем, при подходе к учителю во время рапорта, при выходе из строя. Выполняется с оттянутым вперед носком. Стопа поднимается на 15-20 см от пола и ставится твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производят следующие движения: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти находились выше пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Нормальная частота шагов 110-120 в минуту. Размыкание и смыкание. Выполняется из колонны по два, три, четыре и т. д. по команде «Направо (налево, от середины) на два (три, четыре и т. д.) шага разом-КНИСЬ!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением учащегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево, направо и налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние ме- жду колоннами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды учитель считает до тех пор, пока все не займут свое место. Для смыкания подается команда «Налево (направо, к середине) сом-КНИСЬ!». Все действия выполняются в обратном порядке. Начинать обучение желательно в колонне по два (вправо, влево, от середины).

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1. Из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» с помощью. Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа (рис. 82). Последовательность обучения. 1. Выполнить «мост» из положения лежа на спине. 2. Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку. 3. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опускании и поднимании туловища. 4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу. Типичные ошибки. 1. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова не полностью отведена назад. 2. В положении «мост» типичные ошибки описаны выше. Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения. 2. Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков. 1. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном назад «мост» с помощью …………………………..3,0 балла. 2. Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) ….1,5 балла. 3. Перекатом вперед упор присев …………………………………………………………….………….1,5 балла. 4. Кувырок назад в упор присев …………………………………………………………………………..2,0 балла. 5. Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь …………………………………………………………2,0 балла. 3. Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек. 1. Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх ……………………2,0 балла. 2. Опуститься в «мост» …………………………………………………..3,5 балла. 3. Лечь и стойка на лопатках …………………………………………….2,0 балла. 4. Перекат вперед в упор присев и прыжок прогибаясь ноги врозь …..2,5 балла. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ. 1. Прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см. Техника выполнения. Прыжок через козла в этом классе выполняется без предварительного маха ногами назад. Поэтому мостик вначале обучения целесообразно ставить на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление. Толчок руками должен заканчиваться к моменту прохождения плеч над руками. Разгибание туловища после толчка руками выполняется за счет поднимания плечевого пояса вверх, прогибания тела и поднимания головы (рис. 109). Последовательность обучения. При выполнении этого прыжка и прыжка согнув ноги (VII класс) основной недостаток у учащихся — слабое отталкивание руками. Поэтому при обучении необходимо давать ряд Упражнений, связанных с укреплением мышц плечевого пояса и рук. 1. В упоре лежа, поочередно переставляя руки, передвижения влево, вправо, вперед, назад. 2. В упоре лежа слегка ссутулиться, затем «провиснуть» в плечах и резким движением плечевых суставов вперед возвратиться в и. п. 3. Из упора лежа толчком ног упор стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед. 4. Из упора лежа одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед. 5. Из упора лежа толчком ног развести их и принять упор стоя согнувшись ноги врозь, выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и приземлиться. 6. Из упора стоя перед снарядом прыжки, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, с разведением ног. Следить за тем, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч. 7. С гимнастической скамейки прыжок ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием туловища. 8. Прыжок ноги врозь через козла в ширину со страховкой. Типичные ошибки. 1. Продолжительная опора руками и толчок под себя. 2. Нет разгибания в тазобедренных суставах в полете после толчка руками. 3. Разгибание туловища в тазобедренных суставах выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся назад, что может привести к заваливанию плеч назад. ВИСЫ И УПОРЫ. 1. Перекладина низкая. Мальчики VI класса совершенствуют выполнение перемахов, осваивают: упор сзади; соскок махом назад из упора; махом одной, толчком другой подъем переворотом. Продолжают повышать уровень физической подготовленности за счет подтягиваний на перекладине и подниманий прямых ног на гимнастической стенке. 1.1. Упор сзади. Техника выполнения. Из упора перемах одной в упор ноги врозь (упор верхом) правой (левой) и перемахом другой принять упор сзади (рис. 166). Руки в упоре сзади прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Предварительно повторить упор лежа сзади на полу. То же, но руки на гимнастической скамейке, упор сзади на коне, бревне. 1.2. Из упора соскок махом назад. Техника выполнения. В упоре медленно согнуться в тазобедренных суставах, не задерживаясь, быстро разогнуться вверх-назад от перекладины. Отталкиваясь руками и разводя их в стороны, прогнуться. Вначале обучения целесообразно соскок выполнять в вис стоя. Страховать, стоя сбоку, за запястье и под бедро. 1.3. Подъем переворотом махом одной, толчком другой. Техника выполнения. Из виса стоя на согнутых руках энергичным махом одной ногой вверх-назад (через перекладину) и толчком другой согнуться в тазобедренных суставах и, подтягиваясь, перенести прямые ноги через перекладину. Затем, опираясь на нее бедрами и руками, разогнуть руки, отвести голову назад, выпрямиться и принять положение упора (рис. 167). Последовательность обучения. 1. Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног повыше (2-3 раза). 2. Из виса стоя спиной к гимнастической стенке толчком одной и махом другой поднять ноги повыше; опуская ноги, вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза. 3. Из виса стоя на согнутых руках махом одной, толчком другой подъем переворотом с помощью и самостоятельно в упор и соскок махом назад. Типичные ошибки: 1) в начале упражнения в и. п. таз уводится предварительно назад, ноги находятся не под перекладиной, что вызывает нарушения в координации движений при махе вперед и затрудняет выполнение подъема; 2) мах ногой выполняется не вверх-назад, а вперед-вверх с разгибанием рук и преждевременным наклоном головы назад; 3) отведение головы назад в первой половине подъема. Считается одной из основных характерных ошибок при выполнении переворота. Страховка и помощь: в начале переворота держать за запястье, маховую ногу, перенося руку на спину (рис. 168, кадры 1-3). В момент выхода в упор поддерживать за ноги и под грудь (рис. 168, кадр 4). 1.4. Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса стоя на согнутых руках махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор — 3,0 балла. 2. Перемах правой в упор ноги врозь (упор верхом)………………….1,5 балла. 3. Перемах левой в упор сзади………………………………………….1,5 балла. 4. Поворот налево кругом в упор……………………………………….2,0 балла. 5. Махом назад соскок…………………………………………………..2,0 балла. Требования к уровню физической подготовленности мальчиков VI класса в подтягивании в висе: 7раз и больше — высокий, 4-6 раз — средний; 1 раз — низкий. 2. Брусья. Учащиеся VI класса продолжают укреплять мышцы плечевого пояса, выполняя передвижения в упоре, сгибания и разгибания рук в упоре на брусьях, начинают осваивать размахивания в упоре на предплечьях, на руках и в упоре, соскок махом назад внутрь брусьев. 2.1. Размахивание в упоре на предплечьях. Техника выполнения. Из упора на предплечьях движениями ног вперед и назад набрать амплитуду махов. Обращать внимание на положение плеч, которые должны находиться над локтями. Размахивание выполнять вокруг точек опоры, а не тазобедренных суставов (рис. 169). Завершая размахивание, соскочить внутрь на махе назад. Последовательность обучения. 1. Повторить упор лежа и упор лежа сзади на предплечьях на полу. 2. То же, но ноги на гимнастической скамейке. 3. Повторить упор на предплечьях на брусьях, обращая внимание на устойчивое и правильное положение (V класс). 4. Из упора на предплечьях размахивание и соскок махом назад внутрь брусьев. Типичные ошибки: 1) неустойчивое положение в упоре из-за неправильного расположения кистей и локтей; 2) плечи и предплечья составляют угол меньше 90°; 3) размахивание осуществляется только за счет сгибания и разгибания в тазобедренных суставах. Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой держать за запястье, другой за плечо. 2.2. Размахивание в упоре на руках. Техника выполнения. Из упора на руках, энергично посылая ноги вперед и назад, постепенно увеличивать амплитуду размахивания. К старшим классам необходимо добиваться такой амплитуды, чтобы тело в крайних точках маха было выше жердей (рис. 170). При размахивании в упоре на руках сохранять устойчивость тела нетрудно, ибо плечевая ось, вокруг которой выполняются маховые движения, хорошо фиксирована на жердях. Основная трудность данного размахивания заключается в том, что мышцы плечевого пояса, и в первую очередь широчайшая и большая грудная, удерживающие плечи от «проваливания», испытывают значительное напряжение. Последовательность обучения. 1. Повторить положение упора на руках. 2. Размахивание в упоре на предплечьях. 3. Размахивание в упоре на руках с постепенным увеличением амплитуды. Типичные ошибки: 1) «проваливание» плеч; 2) угол в локте? вых суставах острый, кисти находятся близко к плечам; 3) отсутствие фиксированного полусогнутого положения рук на опоре, плечи и кисти скользят по жердям; 4) размахивание выполняется не вокруг плечевых суставов всем телом, а только за счет сгибания и разгибания в тазобедренных суставах. Страховка и помощь: в целях уменьшения нагрузки на руки и предотвращения возможности получения ссадин на жерди желательно надевать поролоновые прокладки; помощь оказывать, стоя сбоку, под ноги и туловище под жердями. 2.3. Размахивание в упоре. Техника выполнения. Мах вперед выполняется с незначительным сгибанием тела в тазобедренных суставах за счет напряжения мышц рук и передней поверхности туловища. При махе вперед плечи слегка отводятся назад. В нижнем вертикальном положении туловище и ноги выпрямлены. Мах назад совершается за счет работы мышц задней поверхности тела. После прохождения телом вертикали плечи подаются вперед, спина немного опережает движение ног, а в конце маха ноги обгоняют туловище (рис. 171). В конце размахивания соскок махом назад внутрь брусьев. При размахивании в упоре устойчивость тела обеспечивается в движении. Трудность сохранения такого динамического равновесия вызвана тем, что плечевая ось, вокруг которой происходит движение с большой амплитудой, сама является подвижной системой и колеблется вокруг оси кистей. Поэтому чем больше амплитуда махов, тем сложнее удерживать равновесие. В связи с этим амплитуду махов следует повышать постепенно от класса к классу на основе укрепления мышц плечевого пояса. Последовательность обучения. 1. Упор лежа и лежа сзади, руки на полу, ноги на гимнастической скамейке. 2. Размахивание в упоре на предплечьях и соскок махом назад внутрь брусьев. 3. Повторить упор, обращать внимание на то, чтобы не было «проваливания» в плечевых суставах. 4. Размахивание в упоре с небольшой амплитудой и соскок внутрь брусьев. 5. То же, но с увеличением амплитуды. Амплитуду маха увеличивать постепенно. При обучении следить за тем, чтобы осью вращения были плечевые, а не тазобедренные суставы и размахивание выполнялось всем телом, а не только ногами. Размахивание закончить соскоком махом назад внутрь. Типичные ошибки: 1) провисание в плечевых суставах; 2) сгибание рук; 3) потеря динамического равновесия из-за слишком большой амплитуды махов при недостаточной физической подготовленности; 4) размахивание выполняется за счет махов вокруг тазобедренных суставов. Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой за плечо, другой за предплечье. 2.4. Комбинация для контрольного урока. 1. На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев, перехватом рук поворот кругом…………………………………………………………………2,0 балла. 2. Упор согнув ноги и сед ноги врозь…………………………2,0 балла. 3. Опускание в упор лежа ноги врозь на предплечьях ………2,0 балла. 4. Перемах внутрь и мах назад………………………………...2,0 балла. 5. Мах вперед и соскок махом назад внутрь брусьев……….2,0 балла. 3. Брусья р/в. Девочки VI класса продолжают совершенствовать выполнение смешанных висов, перемахов, осваивают размахивание изгибами в висе на в/ж, упор на н/ж. Из виса стоя прыжком упор на н/ж. Техника выполнения. В целом техника выполнения упора на брусьях р/в аналогична упорам на коне, бревне, освоенных учащимися еще во II классе. Однако выполнение упора на н/ж брусьев р/в отличается условиями опоры (рис. 172). Тело гимнастки выпрямлено и уравновешено относительно опоры, положение в плечах — высокое, активное. Выполняется из виса стоя прыжком лицом внутрь или наружу брусьев. Последовательность обучения. 1. Прыжком в упор на коне, козле. 2. Прыжком в упор на бревне. 3. Прыжком в упор на н/ж брусьев р/в. Из виса на в/ж размахивание изгибами. Техника выполнения. В висе на в/ж приподнять прямые ноги вперед и, не задерживая их в конечном положении, легким броском отвести назад, подавая плечи вперед. Проделать это несколько раз подряд, постепенно увеличивая амплитуду движений (рис. 173). Последовательность обучения. 1. Из виса на в/ж прогнуться и вернуться в и. п. 2. Медленное сгибание и разгибание в тазобедренных суставах с поддержкой. 3. Размахивание изгибами с помощью и самостоятельно. Типичные ошибки: 1) вместо сгибания и разгибания в тазобедренных суставах выполняется размахивание вокруг точек хвата; 2) сильно согнутые в коленях ноги. Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой за бедро спереди, другой под поясницу. Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса стоя лицом к в/ж прыжком в упор на н/ж — 1,0 балла. 2. Перемах правой в упор ноги врозь — 1,5 балла. 3. Перехватом левой за в/ж поворот налево кругом в вис лежа ноги врозь левой (верхом) разным хватом (левая снизу, правая сверху) — 2,0 балла. 4. Перехват левой в хват сверху и перемах правой в вис лежа на н/ж — 1,0 балла. 5. Махом вперед в вис присев на н/ж и опускание в вис — 2,0 балла. 6. Размахивание изгибами и соскок махом назад — 2,5 балла. Требования к уровню физической подготовленности девочек VI класса в подтягивании из виса лежа: 20 раз и больше — высокий; 11-15 раз — средний; 4 раза и меньше — низкий. УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ. Для девочек VI класса можно рекомендовать следующие упражнения. 1. И.п. — стойка продольно. 1 — скрестный шаг правой влево; 2 — поворот налево кругом; 3 — скрестный шаг левой вправо; 4 — поворот направо кругом; 5 — скрестный шаг правой влево назад (левая перед правой); 6 — поворот направо кругом; 7 — скрестный шаг левой вправо назад (правая перед левой); 8 — поворот налево кругом. 2. И.п. — стойка правая перед левой, руки в стороны. 1 — махом левую вперед, руки вниз с хлопком под бедром левой ноги; 2 — шаг левой, руки в стороны; 3-4 — повторить счет 1-2 с другой ноги; 5 — поворот налево на 270° в стойку скрестно продольно; 6 — приставляя левую, стойка продольно и «старт пловца»; 7 — соскок прогибаясь, приземляясь, встать в о.с. Комбинация для совершенствования и контрольного урока. И.п. — стоя продольно у правой трети бревна. 1. Вскок в упор, правую в сторону на носок — 1,0 балла. 2. Поворачиваясь налево, стойка на правом колене, руки в стороны — 1,0 балла. 3. Взявшись руками спереди, поставить левую согнутую ногу впереди правого колена и, вставая, три шага на носках — 1,0 балла. 4. Полуприседая, опуская руки вниз, поворот кругом — 1,5 балла. 5. Шаг левой, мах правой и хлопок под ногой — 1,5 балла. 6. Выпад правой, руки в стороны — 0,5 балла. 7. С поворотом налево, приставляя левую, «старт пловца» — 1,0 балла. 8. Соскок прогибаясь — 2,5 балла. VII. Соревновательная деятельность. Программный материал 7 класса Для 7 КЛАССА. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Повороты на 45°. Выполняются как направо, так и налево по командам «Пол-оборота напра-ВО!» и «Пол-оборота нале- ВО!». По технике выполнения соответствуют поворотам направо и налево на месте. Изменение длины шага. Для этой цели к ранее освоенным командам «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЭКЕ!», с помощью которых можно изменять темп движения и длину шага, добавляются команды «Полный шаг!» и «Полшага!». Эти команды обычно подаются во время передвижения класса в колонне. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1. Кувырок вперед в стойку на лопатках. Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать (рис. 83). Последовательность обучения. 1. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках. 2. Из упора стоя на коленях кувырок вперед в стойку на лопатках. 3. Из упора присев кувырок вперед в стойку на лопатках. Типичные ошибки. 1. Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед. 2. Постановка рук с широко разведенными локтями. 3. Ошибки, типичные для стойки на лопатках. Страховка и помощь. Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках. 2. Стойка на голове согнув ноги. Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги (рис. 84). Последовательность обучения. 1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба. 2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью. 3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно. Типичные ошибки. 1. Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя. 2. Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника). 3. Сгибание ног не к груди, а за спину. Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени. 3. Кувырок назад в полушпагат. Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, — полушпагат (рис. 85). Последовательность обучения. 1. Из упора присев кувырок назад в упор присев. 2. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях. 3. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад. 4. Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 86). 5. Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу и принять полушпагат. 6. Из упора присев кувырок назад в полушпагат. Типичные ошибки. 1. Резкое опускание согнутой и прямой ноги. 2. Сгибание ноги, отведенной назад. Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо. 4. Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков. 1. Из упора присев кувырком вперед стойка на лопатках……2,5 балла. 2. Перекат вперед в сед с наклоном……………………………1,0 балл. 3. Кувырок назад в упор присев………………………………..2,0 балла. 4. Стойка на голове согнув ноги………………………………..3,0 балла. 5. Опускаясь в упор присев, прыжок вверх прогибаясь………1,5 балла. 5. Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек. 1. Из упора присев кувырок вперед………..……….1,0 балл. 2. Кувырок вперед в сед с наклоном…….………….1,5 балла. 3. Лечь и «мост»…………………………..………….3,0 балла. 4. Лечь и стойка на лопатках…………….….……….2,0 балла. 5. Перекатом вперед сед с наклоном…….………….1,0 балл. 6. Кувырок назад в полушпагат……………………..1,5 балла. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ. Девочки в этом классе продолжают совершенствовать опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину высотой 105-110 см. 1. Прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110-115 см (мальчики). Техника выполнения. Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить руки на снаряд и начать сгибание в тазобедренных и коленных суставах, колени подтягиваются к груди. По окончании толчка руками тело энергично разгибается за счет поднимания плеч и рук и отведения ног вниз-назад. Перед приземлением надо снова немного согнуться в тазобедренных суставах, чтобы смягчить приземление (рис. 110). Последовательность обучения. 1. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и снова упор лежа. 2. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и, разгибаясь, прыжок вверх-вперед. 3. Из упора лежа на гимнастической скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног в упор присев и соскок прогибаясь. 4. Повторить прыжок V класса — вскок в упор присев на козла и соскок прогибаясь. 5. Прыжок согнув ноги через козла в ширину — на высоте 110-115 см. Типичные ошибки. 1. Задержка рук на снаряде. 2. Нет разгибания тела после толчка руками. 3. Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад. Страховка и помощь. Стоять спереди-сбоку от места приземления, поддерживая двумя руками за плечо. ВИСЫ И УПОРЫ. 1. Перекладина (средняя). На перекладине мальчики VII класса совершенствуют выполнение ранее освоенных упражнений: упоров, перемахов, подъемов в более сложных условиях, например из упора ноги врозь правой (левой) поворот кругом с перемахом левой (правой) назад в упор или подъем переворотом толчком двумя. Продолжают выполнять упражнения в подтягивании и поднимании прямых ног из виса, передвижение в висе. 1.1. Из упора ноги врозь правой (левой) поворот кругом перемахом левой (правой) назад. Техника выполнения. Для прихода в упор ученики могут ис- пользовать подъем переворотом махом одной, толчком другой. Из упора выполнить перемах одной вперед и принять упор ноги врозь правой (левой). Выполнение переворота осуществляется следующим образом: предварительно перехватив руку, одноименную повороту, в хват снизу, передать на нее тяжесть тела, затем поворотом головы, плеча и туловища поставить на перекладину другую руку хватом сверху. После этого, приподнимая таз, выполнить перемах ногой назад и прийти в упор (рис. 174). Из упора махом назад соскок. Последовательность обучения. 1. Из упора выполнить перемах одной в упор ноги врозь вне и перемах назад в упор, соскок махом назад (2-3 раза). 2. Стоя перед гимнастической скамейкой, перешагнуть через нее одной ногой, приняв стойку ноги врозь правой (левой). Поворачиваясь налево на правой ноге, выполнить перемах левой ногой назад над скамейкой и встать в о. с. Повторить 3-4 раза, обращая внимание на то, чтобы при перемахе нога была прямая. 3. Имитация поворота с гимнастической палкой. 4. Выполнение поворота полностью вначале на низкой перекладине, затем на средней с помощью и самостоятельно. Типичные ошибки: 1) при повороте расслабляется и опускается нога, которая спереди; 2) перемах назад выполняется согнутой ногой. Страховка и помощь: оказывать, стоя сбоку со стороны, в которую выполняется поворот, поддерживая под грудь или под ногу. 1.2. Подъем переворотом толчком двумя. Техника выполнения. Из виса стоя на согнутых руках толчком ног поднять ноги в вис согнувшись (спереди) на согнутых руках, продолжая сгибать руки, поднимать ноги вверх-назад за перекладину до касания перекладины животом. Затем, разгибая руки, выпрямиться, поднять голову и прийти в упор (рис. 175). В момент выхода в упор следить за тем, чтобы ноги не опускались и не пересекали вертикальную плоскость (удерживать в положении, близком к горизонтальному). Последовательность обучения. 1. Повторить подъем переворотом махом одной, толчком другой (VI класс). 2. Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног как можно выше 2-3 раза. 3. Подъем переворотом толчком двумя. Типичные ошибки: 1) в и. п. ноги находятся не под перекладиной; 2) преждевременный наклон головы назад, до того как ученик поднесет ноги к перекладине и начнет разгибаться; 3) полное разгибание рук в момент перехода в вис согнувшись. Страховка и помощь: стоя сбоку спереди перекладины, поддерживать одной рукой под плечо, другой под поясницу, во второй половине подъема — под грудь и ноги. 1.3. Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса стоя подъем переворотом толчком двумя в упор………..3,0 балла. 2. Перемах правой в упор ноги врозь правой…………………………..1,5 балла. 3. Поворот налево кругом с перемахом левой назад в упор………….2,0 балла. 4. Опускание вперед через вис углом……………………………………2,0 балла. 5. Разгибаясь в тазобедренных суставах и отводя руки назад, оттолкнуться ими от перекладины и перейти в о.с. ……………………………………………………………………………….1,5 балла. Требования к уровню физической подготовленности мальчиков VII класса в подтягивании в висе: 8 раз и больше — высокий, 5-6 раз — средний; 1 раз — низкий. 2. Брусья. Учащиеся VII класса продолжают укреплять мышцы плечевого пояса, выполняя передвижения в упоре, повороты, сгибания и разгибания рук. Основные элементы, которыми необходимо овладеть, — это размахивание в упоре с хорошей амплитудой и соскок махом назад. 2.1. Из размахивания в упоре соскок махом назад. Техника выполнения. Проходя махом назад вертикаль, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и послать ноги назад-вверх и в сторону соскока. В конце маха, затормозив движение ног, слегка прогнуться и вывести тело из середины брусьев, быстро переставить руку с дальней жерди на жердь, через которую выполняется соскок, а другую руку (одноименную соскоку) отвести в сторону (рис. 176). Последовательность обучения. 1. Размахивание в упоре с постепенным увеличением амплитуды махов и соскок махом назад внутрь брусьев. 2. Размахивание в упоре с разведением ног на махе назад и их сведением перед махом вперед, соскок махом назад внутрь брусьев. 3. Из упора лежа ноги на гимнастической скамейке поставить правую руку перед левой и, опираясь на правую руку, левую поднять в сторону (при соскоке влево). 4. Из размахивания на концах жердей соскок махом назад. 5. То же, но со смещением тела в сторону соскока и с перехватом рук. 6. То же, но на середине брусьев. Типичные ошибки: 1) низкий мах назад и сгибание ног в коленях; 2) соскок выполняется с одновременным толчком рук; 3) смещение тела выполняется не в сторону, а назад в сторону. Страховка и помощь: стоя сбоку у опорной руки, одной рукой захватить ближнюю руку у плеча, а другой — по ходу движения маха назад — подтолкнуть под бедра (рис. 177). 2.2. Комбинация для контрольного урока. 1. На середине брусьев прыжком упор и махом вперед сед ноги врозь…….1,5 балла. 2. Перемах внутрь и мах назад…………………………………………………...1,5 балла. 3. Мах вперед……………………………………………………………..….…….1,5 балла. 4. Махом назад развести ноги над жердями……………………………….…….2,0 балла. 5. Сводя ноги, мах вперед…………………………………………………………1,5 балла. 6. Соскок махом назад прогнувшись влево……………………………………...2,0 балла. 3. Брусья р/в. Девочки VII класса совершенствуют выполнение ранее освоенных упражнений и овладевают подъемом переворотом на н/ж махом одной, толчком другой. 3.1. Из виса стоя подъем переворотом на н/ж махом одной, толчком другой. Методика обучения, страховка и помощь при выполнении данного упражнения аналогичны подъему переворотом махом одной, толчком другой на перекладине у мальчиков (VI класс). 3.2. Комбинация для контрольного урока. 1. Из виса стоя на согнутых руках лицом к в/ж махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на н/ж………………………………………………………………………………………………………3,0 балла. 2. Перемахом правой в упор ноги врозь правой ………………………………………………..1,0 балла. 3. Перехватом левой за в/ж поворот налево кругом в вис лежа ноги врозь, левой разным хватом (левая снизу, правая сверху)………………………………………………………………………………………….2,0 балла. 4. Перехват левой в хват сверху и перемах правой в вис лежа на н/ж ……………………….1,0 балла. 5. Поворотом направо в сед на правом бедре, правая хватом за в/ж, левая в сторону ………1,0 балла. 6. Хватом левой спереди, отталкиваясь правой рукой, соскок с поворотом направо лицом к брусьям………………………………………………………………………………………………….2,0 балла. Требования к уровню физической подготовленности девочек VII класса в подтягивании из виса лежа: 19 раз и больше — высокий, 12-15 раз — средний, 5 раз и меньше — низкий. УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ. С учащимися VII класса можно выполнять следующие упражнения: 1. Расхождение вдвоем при встрече. 2. И. п. — стойка поперек на носках, правая перед левой, руки в стороны. 1 — четыре быстрых шага на носках, руки на пояс (стойка поперек, правая перед левой); 2 — шагом левой поворот направо на 360° на носках и выпад на левой, руки в стороны; 3 — упор присев на левой; 4 — разгибая левую, встать на ней и мах правой вперед, руки назад; 5 — правую назад на носок, дугами книзу руки вверх; 6 — поворот направо кругом, руки в стороны; 7 — два прыжка на левой с продвижением вперед, руки на пояс; 8 — то же на правой; 9 — приставить левую и, дойдя до конца бревна, принять о. с, руки дугами вперед-вверх-назад и «старт пловца»; 10 — соскок прогибаясь с конца бревна со взмахом рук вверх-в стороны. Комбинация для совершенствования и контрольного урока. И. п. — стойка продольно перед бревном у правого конца. 1. С разбега махом одной и толчком другой упор присев — 2,5 балла. 2. Вставая, поворот налево в стойку поперек, левая перед правой, руки в стороны — 1,5 балла. 3. Шаг правой и, сгибая ногу в положение выпада, пружинистый наклон вперед, дугами книзу руки перед грудью скрестно, выпрямляясь, встать на правой, левую назад, руки в стороны — 1,5 балла. 4. То же с левой ноги — 1,5 балла. 5. Переменными шагами дойти до конца бревна, руки на пояс — 1,0 балла. 6. Соскок, прогибаясь, с конца бревна толчком двумя — 2,0 балла. VIII. Планирование и контроль. Программный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....

Программа курса «Здоровый образ жизни» (5 – 6 классы)

Здоровье – один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние всего общества. Научные знания помогают лучше организовывать свой з...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...