Спортивно-одаренные дети в современной школе
статья по физкультуре на тему

Сарычева Лариса

Спортивно-одаренные дети в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sportivno_odarennye_deti_v_sovremennoy_shkole.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно одаренные дети в современной школе.

«Слишком много на свете людей,

 которым никто не помог»

 Воспитать ребенка здоровым – это означает с самого раннего детства приучить его вести здоровый образ жизни. В современно быстро меняющемся мире только относительно здоровый ребенок способен полностью раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

 Одаренные дети есть в любой средней школе. Задача учителя физической культуры – разглядеть в ребенке физические способности (силу мышц, быстроту, генетическую выносливость), волевые, моральные и духовные качества. Далее важно помочь развить и реализовать эти возможности.

   Поэтому  одним из важнейших направлений в работе учителей физической культуры нашей школы в условиях перехода к стандартам второго поколения является выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей.

  Исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого  и спортивного  развития

Методы выявления спортивно одаренных детей

 В любом направлении развития личности  проявление физических способностей  есть талантливые и одаренные дети.

 Наша задача, задача педагога, учителя предметника, классного руководителя внимательно относиться к таким ребятам. Часто такие дети отличаются от своих сверстников манерой поведения, необычным мышлением, особенными физическими данными.

         Какими методами работы можно увидеть одаренного ребенка?

  1. Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей, учащихся и самих  детей. Она дает важную информацию, наблюдение за детьми  начинается в начальной школе во время игры. Наблюдения проводятся как в естественной ситуации школьного обучения, так и в специально смоделированных ситуациях. Так на уроках физкультуры мы разглядели способности многих детей и направили их для развития в секции.
  2. Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т.д.

Тестирование учащихся это выполнение определенных контрольных заданий. Так вначале, (в сентябре), и в конце (апрель-май)  учебного года мы проводим тестирование физической подготовленности, где определяется развитие таких качеств как: ловкость, быстрота, выносливость, сила и гибкость.  В течение всего учебного года по каждому разделу программы оценивается техника выполнения контрольных упражнений.

Есть дети, которые разносторонне физически развиты. Но чаще идет преобладание определенных качеств, кто – то гибкий, но медленно бегает. Другие хорошо бегают, прыгают, но не достаточно пластичны.

 Иногда дар может проявиться в отдельном виде: в гимнастике (спортивной или художественной); в легкой атлетике; в спортивных играх; в борьбе и т.д. Главное, рассмотреть вовремя эти преобладающие качества и направить такого ребенка в « нужное русло».  

  1. Взаимное решение. Вместе с результатами тестирования должно служить основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы.
  2. Выявление одаренных детей  не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять.

Мы условно различают три уровня развития спортивных способностей:

  1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
  2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
  3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

Мы знаем что, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

Если мы видим у ребенка во время тестирования, наблюдений следующие признаки, то мы вправе считать данного ребенка одаренным к спорту.

Признаки одаренности

-быстрое освоение деятельности и ее выполнения,

-использование новых типов деятельности,

-проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,

-устойчивость интересов,

-упорство в достижении цели,

-широта интересов,

-анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение.

Предлагаю Вам подробнее рассмотреть формы работы, которые мы с моими коллегами используем в нашей школе.

Индивидуальный подход на уроках

Используем  в практике элементы дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм  уроков; Работа с данной категорией детей на уроке бывает, трудна, так как дети быстро выполняют задания, им нудна частая смена действий, им иногда на уроке не хватает напарников или соперников по действию.

Дополнительные занятия, по индивидуальному плану

С  учащимися, проводим дополнительные занятия по интересу, ведем подготовку к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссиям.

консультации, тренинги, тестирование;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

Мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях  и конкурсах, привлекаем к участию в предметных олимпиадах  различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.

Сотрудничество с семьей

Здесь  и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формирование одаренности большое значение имеет и участие родителей. Без поддержки семьи, моральной и финансовой практически не возможна работа с данными детьми. Родители должны сопровождать несовершенно летних детей в спортивные объекты города, часто экипировать детей.

Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

Ученики нашей школы посещают спортивные кружки и секции в здании нашей школы по волейболу, шахматам греко- римской борьбе, каратэ, лыжные гонки, киокусинкай, группы по ОФП, «спортивная  шиповка, «Сильные, ловкие», «Олимпийцы среди нас».

сотрудничество с другими школами;

В работе с одаренными детьми очень важна сильная материальная база. К сожалению, школа не всегда может предоставить нужный инвентарь особенно для данной группы детей. Мы направляем детей к опытным тренерам, где с детьми работают опытные специалисты по отдельной дисциплине.

 Среди ребят нашей школы очень популярны такие виды спорта как футбол, лыжи, биатлон, спортивная гимнастика, баскетбол, настольный теннис, ребята с удовольствием посещает спортивные секции, расположенные в других районах города.

Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам

Подготовка и участие в олимпиаде по физкультуре также является одной из форм работы с одаренными детьми. Задания по олимпиаде включают  в себя теоретические знания и практические умения. С детьми проводится большая подготовительная работа: разучивание комбинаций и отдельных элементов по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике. По основам знаний физической культуры разбирались непонятные вопросы для теоретической части олимпиады.

Создание ситуации успеха и уверенности в своих силах.

Это  поздравления с успехами через доску объявлений и сайт школы; поздравления и награждения, обучающихся на линейках; запись благодарностей в дневник и т.д. На первом этаже школы у нас оформлен огромный стенд по спорту, в локальную сеть школы выбрасывается информация по спорту в школе и результатам на городских и республиканских соревнованиях,  сайт школы постоянно пополняется информацией о спортивной жизни школы.

Использование современных средств информации

Интернет, медиатеку, мы создаем видео библиотеку по олимпийскому движению, здоровому образу жизни.

Создание детских портфолио.

Наряду с классными руководителями совет физкультуры школы ведет портфолио спортсменов, где прослеживается вся спортивная карьера начинающего спортсмена.

 

Очень важно правильное отношение к победам и достижениям одаренных детей. Нельзя их часто выделять, чрезмерно хвалить и сравнивать с более слабыми детьми, иначе может проявиться «звездная болезнь». В результате чего такие ребята зазнаются, у них пропадает трудолюбие и стремление идти дальше в развитии, в достижении высоких спортивных результатов. Нельзя давать поблажек тем, кто занимается в секциях вне школы, а на уроках физкультуры может «сачковать».

  При выборе форм  и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

Так например у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя начальных классов стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

-принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

-принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Предлагаю вам взять своего ребенка и оценить его спортивный талант с помощью следующего теса:

Если вы считаете что на данное изречение нужно ответить ответом да, вы ставите знак «+», если нет то знак «-».

1. ваш ребенок  энергичен и все время находится в движении;

2. ваш ребенок очень смел и не боится синяков, шишек;

3. ваш ребенок почти всегда побеждает в потасовках или выигрывает в спортивных играх;

4. ваш ребенок легко управляется с коньками, лыжами, мячами, клюшками, причем вы даже не знаете,  когда он успел этому научиться;

5. лучше других сверстников физически развит, координирован в движениях, двигается пластично и грациозно;

6. Ваш ребенок книгам и спокойным развлечениям предпочитает игры, соревнования, иногда и бесцельную беготню;

7. вам кажется, что он никогда не устает;

8. неважно, интересуется он одним видом спорта или всеми, но у него есть свой кумир - спортсмен, которому он старается подражать.

Теперь подсчитайте ваши знаки «Да» и «Нет», если знаков «да» преобладает, то можно на первом этапе сказать, что ваш ребенок спортивно талантлив.

      В заключении хотелось бы сказать, нужно помнить, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой, системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе

Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...

Проблема технического образования детей в современной школе

Школа охладела к черчению. Этот предмет вычеркнут из числа обязательных (Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12). Предмет - фундамент для изучения инженерной графики.  Раньше черчение...

Одаренные дети в современной школе

В данной статье приведены формы и методы работы с одаренными детьми, их виды и характеристики одаренности....

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Одаренные дети в современной школе

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады.Так и в моей работе эффективной формой внеклассной работы для меня является олимпиада. Она способствует воспитанию познав...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАЛАНТА СПОРТИВНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Выявить, создать условия дл...

Статья "Система дополнительного образования детей в современной школе"

Дополнительное образование-вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека....