Рабочая программа внеурочной деятельности" Подвижные игры" 5 класс
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Зуева Ирина Александровна

Пояснительная записка, распределение материала, описание игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочаяя программа внеурочной деятельности

« Подвижные игры» 5 класс

Программу разработала: Зуева И.А.

I.     Пояснительная записка.

Направленность программы внеурочной деятельности  «Подвижные игры ».

По направлению программа является физкультурно-оздоровительной; по функциональному

предназначению – оздоровительной и общекультурной; по форме организации – внеурочная деятельность; по времени реализации – годичной подготовки.

Программа разработана с учётом практических рекомендаций по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде (из информации по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на

2006-2015г.г.», ФГОС – II).

Концептуальные положения.

1. Игра – исторически сложившееся явление общественной жизни.

2. «Упражнение в радости» - возможность обретения личностью своего «Я».

3. Игры направлены на всестороннее физическое развитие учащихся и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни качеств, являются одним из наиболее действенных средств физического воспитания подрастающего поколения.

4. Ведущая роль практических занятий.

Актуальность.

Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России

от 16 июля 2002 года о введении трёх обязательных уроков физической культуры в общеобразовательной школе – реальный шаг к решению проблемы повышения двигательной активности школьников, которые играют огромную роль в непрерывном образовании личности.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

(физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное,       общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Данное направление соответствует требованиям и задачам государственного образовательного стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как оно направлено на выполнение учебных нормативов школьной программы.

Педагогическая целесообразность.

Игры как модель современной жизни. Ибо сутью и особенностью игр является мгновенная

смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение игровых действий с мячом и без мяча.

Цель программы:

        формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности  к  выбору  индивидуальных  режимов  двигательной  активности  на  основе

осознания собственных возможностей;

        способствовать решению проблемы повышения двигательной активности школьников  и развитию физических качеств, повышению функциональных возможностей организма;

   подготовка школьных команд к участию в Спартакиаде школьников по видам спорта;

        личностное развитие обучающихся в рамках образовательной программы школы «Языки мира - мир языков».


Задачи программы:

        понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального

здоровья;

        овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий;

        приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

        расширение  опыта  организации  и  мониторинга  физического  развития  и  физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;

        формирование    умений    выполнять    комплексы    общеразвивающих,    оздоровительных упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма;

        приобретение необходимых теоретических и методических знаний в области подвижных и спортивных игр;

   овладение основными приёмами современной техники и тактики игры;

        воспитание   воли,   смелости,   настойчивости,   дисциплинированности,   коллективизма, чувства дружбы и товарищества;

   привитие организаторских, судейских навыков.

Отличительной особенностью программы является то, что игры – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании ЗОЖ, в организации отдыха и досуга, в восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется   ценность   подвижных   и   спортивных   игр   для   личности   и   общества   и   её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). То есть в основе программы лежит идея саморазвивающего обучения, которое включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их особенностями:

- деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение двигательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности;

-  в  самоутверждении  (самовоспитание,  самоопределение амплуа  (защитник  или  нападающий),

свобода выбора игровых действий);

- в самовыражении (творчество, поиск своих способностей и сил);

-   в   защищённости   (саморегуляция,   выполнение   правил   игры,   коллективная   деятельность, самоопределение);

- в самоактуализации (достижение личных спортивных результатов, адаптация в социуме).

Программа адресована обучающимся основной и средней школы.

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» общим объёмом 34 часа изучается в течение учебного года (1 час в неделю).


Режим занятий: одно занятие в неделю, продолжительность - 40 минут практического занятия в спортивном зале или на спортивной площадке.

Формы организации учебного процесса:

Занятие включают в себя теоретическую и практическую части.

Занятие может проходить в виде:

1)  вводных  занятий  –  первые  уроки,  где  часть  времени  посвящается  рассказу  об  игре,  о предстоящих занятиях, о требованиях к учащимся, проводится инструктаж по Т.Б.

2) занятий по изучению нового материала,   на которых основное внимание уделяется обучению новым движениям.

3)  занятий  по  совершенствованию  изученного  материала  –  большая  часть  времени  отводится технике выполнения движений в различных условиях.

4)  игровых,  соревновательных  занятий  –  применение  изученных  технических  и  тактических приемов в игре.

В результате прохождения программного материала обучающиеся смогут:

1) Иметь представление:

   о роли подвижных и спортивных игр во всестороннем физическом развитии личности;

   об играх разных стран.

2) Знать:

   об истории возникновения игр;

   о правилах игры, техники безопасности;

   о развитии физических качеств.

3) Уметь:

   выполнять упражнения на овладение техникой игры;

   сочетать изученные приемы и применять их в игре;

   осуществлять судейство в игре.

4) Владеть:

   основными технико-тактическими приемами и действиями в игре;

   основными теоретическими и методическими знаниями в области спортивных игр.

Ожидаемые результаты программы внеурочной деятельности «Игры народов мира»:

.

Итоговый контроль:

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который

включает 22 вопроса после раздела программы «Баскетбол», выполнение практического задания по разделу «Волейбол», также в конце обучения каждого раздела программы»Пионербол», «Футбол» включены соревновательные, товарищеские, матчевые встречи для овладения изученными приемами непосредственно в игре.


II.     Учебно – тематический  план программы внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

Раздела, тем

Название раздела, тем

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Подвижные игры

9

В процессе

занятий

9

2.

«Народный мяч»

7

В процессе

занятий

7

3.

Спортивные игры

18

В процессе

занятий

18

Всего:

34

34

Учебно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Игры народов мира»

п/п

Наименование раздела

Наименование темы занятия

1

Подвижные игры

(9 ч.)

Инструктаж по ТБ.  «Мяч капитану».

2

«Перемена мест».

3

«Бег по кругу».

4

«Штандер – стоп».

5-6

«Перестрелка»

7-9

Эстафеты.

100000

«Народный мяч» (7 ч.)

Подвижная игра «Народный мяч», правила игры. Эстафеты.

11

Тактика игры в нападении. Учебная игра.

12

Индивидуальные действия в нападении. Учебная игра.

13

Групповые действия в нападении. Учебная игра.

14

Взаимодействия двух, трёх и четырёх игроков. Учебная игра.

15

Командные действия в атаке. Учебная игра.

16

Тактика игры в защите. Учебная игра.

17-20

«Спортивные игры

(18ч.)

Волейбол. Правила игры. Подводящие упражнения для ловли мяча.

21-24

Волейбол. Упражнения для передачи мяча. Учебная игра.

25-27

Баскетбол Правила игры, ведение, передача мяча». Учебная игра.

27-28

Баскетбол. Взаимодействие игроков, штрафной бросок. Учебная ииграигра.

29-30

Футбол. Передача мяча, остановка, передача. Учебная игра.


31

Футбол Учебная игра .

32

Пионербол, правила игры. Игра

33

Пионербол Учебная игра

34

Игра по выбору детей между классами

III.     Содержание программы внеурочной деятельности

Название

раздела

Теория:

Основные теоретические понятия

Практика:

Примерное содержание деятельности

Оборудование,

оснащенность

Место

проведения

1.

Подвижные

игры

- История

возникновения игр.

- Правила игр.

- Организация и проведения подвижных игр.

- Инструктаж по ТБ на занятиях подвижными играми.

-ОФП

- СФП

- Перемещения, остановки, повороты;

- бег с изменением скорости, направления;

- различные упражнения с мячами;

- Сочетание изученных приёмов и применение их в игре.

Различные мячи,

гимнастические палки, скамейки, скакалки, кегли, свисток.

Спортзал

школы, спортивная площадка.

2.

Подвижная

игра

«Народный мяч».

- История

возникновения подвижной игры.

- Её роль в подготовке к занятиям спортом.

- Правила игры, участники, состав команд.

- Инструктаж по

ТБ на занятиях.

- ОФП

- СФП

- Тактика игры в нападении:

а) Индивидуальные действия;

б) Групповые действия;

в) Взаимодействие 2-х,

3-х, 4-х игроков; г) Командные действия.

-Тактика игры в защите:

а) Индивидуальные действия;

б) Групповые действия;

в) Взаимодействие 2-х,

3-х, 4-х игроков; г) Командные действия.

- Товарищеские, учебные игры.

Гимнастические

скамейки, гимнастические скакалки, волейбольные мячи, свисток, набивные мячи.

Спортзал

школы, спортивная площадка.

3.

Баскетбол

- История

возникновения игры.

- Правила игры  Организация и

- ОФП

- СФП

- Обучение техники нападения:

а) выполнять передачи в парах, тройках на

Баскетбольные мячи, набивные    мячи, свисток.

Спортзал

школы, спортивная площадка.


проведение

соревнований.

- Инструктаж по ТБ на занятиях по баскетболу

месте и в движении;

б) выполнять ведение, передачу мяча в) выполнять штрафной бросок. Подводящие и подготовительные упражнения.

- Техника защиты и нападения

а) выполнять передачи в движении, на дальность;

б)  выполнять Игровые упражнения с включением основных приёмов игры  в нападении и защите. Учебная игра.

Волейбол

История

возникновения игры.

- Правила игры  Организация и проведение

соревнований.

- Инструктаж по ТБ на занятиях по волейболу

- ОФП

- СФП

- Обучение техники

выполнять передачи  приема в парах, , выполнять подачу снизу, сверху, сбоку; Подводящие и подготовительные упражнения.

а) выполнять подачи сверху, снизу, по зонам б)Игровые упражнения с включением основных приёмов

Волейбольные мячи на пару.

Спортзал

школы, спортивная площадка.

пионербол

Правила игры  Организация и проведение

соревнований.

- Инструктаж по ТБ на занятиях по пионерболу

Обучение техники

выполнять подачи,тактике игр Подводящие и подготовительные упражнения.игра

Волейбольный мяч

Спортзал

школы,

Футбол

Правила игры  Организация и проведение

соревнований.

- Инструктаж по ТБ на занятиях по Футболу

- ОФП

- СФП

- Тактика игры, остановка мяча, передача мяча, пенальти

Футбольный мяч

спортивная площадка.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяется в соответствии с образовательной программой курса.

В  результате  работы  по  программе  обучающиеся  должны  знать  (в  расчёте  на  один учебный год):

   История возникновения игр;

   Правила игр;

   Технику безопасности на занятиях спортивными играми;

   Упражнения для развития физических качеств.

Должны уметь (в расчёте на один учебный год):

   Сочетать изученные технико – тактические приёмы и применять их в игре;

   Организовывать соревнования и осуществлять их судейство.

IV.     Методическое обеспечение

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физической культуре и ФГОС – II и зависит от региона, его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы. Предлагаемое тематическое планирование рассчитано на условия типовых   образовательных   учреждений   со   стандартной   базой   для   занятий   физическим воспитанием и стандартным набором спортинвентаря.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие спортивного зала, спортивных площадок с разметкой волейбольной и баскетбольной площадок. Для практических  занятий по программе необходимы: баскетбольные, волейбольные мячи, свистки, доска, гимнастические скамейки, подвесные мячи, волейбольная сетка, перекладины, гимнастические скакалки, секундомер, протоколы и др.


V.     Список литературы:

1.  Е.Л. Гордияш, «Физическое воспитание в школе». Волгоград: «Учитель», 2008г.

2.  В.А.  Красильникова,  «Как  составить  учебную  программу»  (методические  рекомендации) ГОУДПО (ПК)С, «Марийский институт образования», 2005г.

3. Е.И. Колусева, «Физическая культура: сборник материалов по реализации Федерального компонента  государственного  стандарта  общего  образования  в  общеобразовательных учреждениях Волгоградской области». Волгоград: «Учитель», 2006г.

4. В.В. Малкин, «Игра «Народный мяч»: «Физкультура в школе». 2008г.,  №8.

5. А.Ю. Костарев Русская лапта. Правила соревнований. М.Советский спорт. 2004г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Москва, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...