Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся
методическая разработка по физкультуре на тему

Мухаметшин Рустам Исламгалиевич

Методическая разработка  "Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_muhametshina.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

                                                                    

   

Проектная работа

Тема: «Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся»

Автор проекта:

Мухаметшин Р.И. учитель физкультуры

                                                                Казань-2016

Содержание

1. Актуальность проекта                                                                   3                                                                                                                                                      2.Цель проекта                                                                                   4                  

3.Задачи проекта                                                                                4                  

4.Ожидаемые результаты проекта                                                    6                

5.Сроки разработки и реализации проекта                                      4                

6. Ресурсы проекта                                                                                                                                                                                                                                                                                                              7.Планирование проекта                                                                    8                  

8.Практическая часть проекта                                                           9                  

9.Заключение                                                                                      24      

10. Список литературы                                                                      24

                                                                                                     

ВВЕДЕНИЕ   

          Актуальность 

Двадцать первый век называют веком информатики. Действительно, развитие научно-технического прогресса сделало большой скачок в сторону компьютеризации всех отраслей жизни. Это приводит к постоянному увеличению работников умственного труда, к повышению умственно-психических нагрузок и времени, проводимого за компьютером учениками  в школах. В связи с этим возникает проблема укрепления здоровья детей. В первую очередь, это касается учеников общеобразовательных школ. Однако остается открытым вопрос, какие средства физического воспитания являются наиболее целесообразными для школьников, к тому же проводящими большое количество времени за компьютером.

  С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

      Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

 В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.

Каждый ученик, который сознает необходимость физических упражнений, выбирает для себя вид спорта, наиболее для него подходящий. И довольно большой процент учеников  выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и психофизиологических способностей учеников является актуальным для совершенствования средств и методов физического воспитания учеников.

При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола   является эффективным средством развития творческого мышления учащихся.

    Для баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требуют высокого развития выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому игрокам необходимо развивать выносливость. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, дольше сохраняет хорошую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, он более результативен.

   Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их целесообразно последовательно в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного периода годичного цикла следует заниматься преимущественно вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных возможностей. Особенно важными средствами совершенствования аэробных возможностей служат кроссы, плавание, гребля, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера, выполняемые с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением объема.

Проблема:  Ухудшение физической двигательной активности учащихся и здоровья детей.              

                    

Цель:

     Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание   общей выносливости,  воспитание скоростной и скоростно-силовой выносливости, воспитание игровой выносливости

Задачи:

  1. Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения  соревнований;

- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;

  1. Оздоровительные:

-   Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

-  Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

3. Воспитательные:

-    Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

- Расширение спортивного кругозора детей.

Обьект исследования.

Программа предназначена для детей 12-16 лет.

 В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего года.  Возможен добор отдельных обучающихся в объединения  2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.

Сроки реализации программы  -  3 года. 

Программа рассчитана на детей и подростков от 12 до 16 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час,

Количество часов в год 35 ч.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 чел.

1 год обучения – 15 человек

2 год обучения – 12 человек

3 год обучения – 10 -12 человек

Формы организации обучения:

-  командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

   Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны :

Знать

  •   Основы знаний о здоровом образе жизни.
  •   Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.
  •   Правила игры в баскетбол.
  •   Тактические приемы в баскетболе.

Уметь

  • Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
  • Проводить судейство матча.
  • Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

Развить качества личности

  •   Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  •   Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
  •   Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
  •   Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Способы  проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения  итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и городского масштабов.

     Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

     Тестирование  проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.  

 

Формы и способы фиксации результатов:

- дневник достижений учащихся;

- портфолио  учащихся.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.  


Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения

1 час в неделю (35 часов в год)

п/п

Название тем

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Теория

практика

всего

теория

Практика

всего

теория

практика

всего

1

Общие основы баскетбола

ПП и ТБ  Правила игры

1

1

1

1

1

1

2

Общефизическая подготовка

1

3

4

3

3

3

3

3

Специальная подготовка

1

7

8

1

7

8

7

7

4

Техническая подготовка

7

7

1

7

8

1

7

8

5

Тактическая подготовка

7

7

7

7

1

7

8

6

Игровая подготовка

5

5

5

5

5

5

7

Контрольные и

календарные игры

3

3

3

3

3

3

Общее количество

часов в год

3

32

35

3

32

35

3

32

35

Методическое обеспечение образовательной программы

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учёта

1

Общие основы баскетбола  ПП и ТБ Правила   игры

и методика судейства

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в баскетболе.

Вводный,

положение о соревнованиях по баскетболу.

2

Общефизическая подготовка

баскетболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

 Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

3

Специальная подготовка

Индивидуальная,

групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

4

Техническая подготовка баскетболиста

Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

 Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

5

Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование


Содержание программы 1-го года обучения:

  1. Общие основы баскетбола – 3 часа

-  История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,

   форма игроков.

-  Сведения о строении и функциях организма человека.

-  Влияние физических упражнений на организм человека.

-  Необходимость разминки в занятиях спортом.

-  Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

   баскетболом.

-  Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

-  Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

-  Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

-  Подведение итогов года.

-  Методика тренировки баскетболистов.

-  Техническая подготовка баскетболистов.

-  Психологическая подготовка баскетболиста.

  1. Общая физическая подготовка – 3 часа

- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое  место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.

  1. Специальная физическая подготовка – 7 часов

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

-  Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.

  1. Техническая подготовка  –  7 часов

- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

   при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,

  при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,

  скорости, высоты отскока.

- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,

  с отскоком от щита, в движении.

- Броски  в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,

  с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Обучение технике двух шагов с места, в движении.

- Броски двумя руками от груди с двух шагов.

  1. Тактическая подготовка – 7 часов

                                Нападение

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера.

                               Защита

- Противодействие получению мяча.

- Противодействие выходу на свободное место.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты.

  1. Игровая подготовка – 5 часов

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

7. Контрольные и календарные игры – 3 часов        

        

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры.

Ожидаемые результаты 1 года обучения

    К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

- теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

- правила техники безопасности и пожарной безопасности;

-  упражнения СФП;

- азы технико-тактической подготовки;

- игровую ориентацию в мини-баскетболе;

- правила пожарной безопасности.

- профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

- гигиенические требования к спортсменам.

уметь:

- выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

-  ловить мяч двумя руками на месте;

-  передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

-  вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

-  выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

-  выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

-  освобождаться для получения мяча;

-  противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

-  останавливаться двумя шагами;

-  ловить мяч двумя руками в движении;

-  передавать мяч двумя руками в движении;

-  передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

-  вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

-  в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

-  в защитных действиях подстраховывать партнера;

-  в защитных действиях  противодействовать выходу соперника на

   свободное место;

-  выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,  

   дальние);

-  выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под   углом к щиту, параллельно щиту;

- выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;

Содержание программы 2-го года обучения:

  1. Общие основы баскетбола – 3 часа

- Физическая культура и спорт в России.

- Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене.

- Правила техники безопасности на тренировках.

- Основные сведения о спортивной квалификации.

  Разряды, звания и порядок их присвоения.

- Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

- Правила пожарной безопасности.

- Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

- Гигиенические требования к спортсменам.

- Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.

- Подведение итогов года.

2.  Общая физическая подготовка – 3 часа  

- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.

- Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.

- Эстафеты без предметов и с мячами.

- Упражнения для развития силы.

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

- Упражнения для развития гибкости.

- Упражнения для развития ловкости.

- Комбинированные упражнения по круговой системе

- Развитие прыгучести.

- Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.

3. Специальная физическая подготовка – 7 часов

 

- Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.

- Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.

- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.

- Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.

- Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.

4. Техническая подготовка – 7 часов

- Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и скорости, с работой рук.

- Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.

- Повороты на месте вперед и назад без мяча и с мячом.

- Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.

- Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении.

- Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока, направления, скорости, с остановками.

- Ведение со сменой рук без зрительного контроля.

- Обводка соперника с изменением направления.

- Сочетания ведения, передач и ловли мяча.

- Броски в кольцо двумя от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.

- Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины.

- Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.

- Обучение технике броска с места со средней дистанции.

        

  1. Тактическая подготовка – 7 часов

               Нападение

- Розыгрыш мяча игроками команды.

- Организация атаки кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Заслон защитнику партнера.

- Наведение на партнера своего защитника.

- Взаимодействие «Треугольник».

- Взаимодействие «Тройка».

- «Малая восьмерка».

- Скрестный выход.

- Система быстрого прорыва.

- Система нападения без центрового игрока.

             

                    Защита

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке.

- Подстраховка партнера.

- Переключение на другого нападающего.

- Проскальзывание.

- Групповой отбор мяча.

- Противодействие «Тройке».

- Противодействие «Малой восьмерке».

- Система личной защиты.

  1. Игровая подготовка – 5 часов

- Овладение запланированными приемами техники на уровне умений и навыков.

- Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

- Овладение основами тактики командных действий.

- Воспитание навыков соревновательной деятельности по мини-баскетболу.

   7.  Контрольные и календарные игры – 3 часов        

- Контрольные игры на проверку усвоения технических приемов в игровой обстановке.

- Подготовительные учебные двухсторонние игры.  

- Товарищеские встречи с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.

Ожидаемые результаты 2 года обучения

    К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

- представление о баскетболе в России, о спортивной квалификации, разрядах, званиях;

-  разнообразную игровую практику;

      - правила игры в баскетбол.

- тактические приемы в баскетболе

уметь: 

- правильно распределять нагрузки в режиме дня;

-  пополнять технико-тактический арсенал игры в баскетбол;

-  ловить мяч двумя руками при движении сбоку;

-  ловить мяч двумя руками в прыжке;

-  ловить мяч одной рукой в движении;

-  передать мяч двумя руками в движении (встречные);

-  передать мяч двумя руками в движении (сопровождающие);

 - передать мяч одной рукой с боку (с отскоком);

-  передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);

-  передавать мяч одной рукой в прыжке;

-  выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);

- выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита; в движении;

- выполнять броски в корзину  за 3-х очковой линией;

- в нападении получат навыки ставить заслон;

- в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;

- защищаться системой личной защиты;

- обводить соперника с изменением высоты отскока;

- ловить мяч одной рукой  в прыжке;

- передавать мяч одной рукой (поступательные);

- обводить соперника с изменением направления.

Содержание программы 3-го года обучения:

  1.   Теоретическая подготовка – 3 часа

- Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.

- Планирование и контроль спортивной подготовки.

- Основы техники игры и техническая подготовка.

- Основы тактики игры и тактическая подготовка.

- Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.

- Правила по мини-баскетболу.

- Установка на игру и разбор результатов.

- Психологическая подготовка юных спортсменов.

- Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).

- Подведение итогов года.

2.  Общая физическая подготовка - 3 часа

-  Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.

- Беговые упражнения.

- Повторный бег по дистанции от 30 до 60м. Челночный бег. Старты из различных исходных положений.

- Упражнения для развития различных двигательных качеств.

- Комбинированные упражнения.

-Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и переменный бег на 500, 800, 1000м

- Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».

- Мини-футбол, ручной мяч, пионербол, волейбол.

3. Специальная физическая подготовка - 7 часов

- Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами.

- Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса.

- Упражнения для координации движений.

- Упражнения для развития специальной выносливости.

4.  Техническая подготовка – 7 часов

- Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные движения, остановки, повороты.

- Ловля и передачи изученными способами в движении с пассивным и активным сопротивлением, одной и двумя руками.

- Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.

- Скрытые передачи.

- Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.

- Перевод под ногой,  за спиной.

- Броски в кольцо одной рукой сверху, снизу.

- Добивание в кольцо двумя руками в прыжке.

- Обучение броску крюком.

- Разноудаленные броски с места и в движении.

- Обучение технике трехочкового броска.

- Дальнейшее обучение штрафному броску.

- Бросок в прыжке одной рукой.

  1. Тактическая подготовка – 7 часов

              Нападение

- Командная атака кольца противника.

- Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.

- Наведение.

- Треугольник, Тройка.

- Малая восьмерка.

- Скрестный выход.

- Сдвоенный заслон.

- Система быстрого прорыва.

- Система эшелонированного прорыва.

- Система нападения через центрового.

                          Защита

- Противодействие атаки кольца.

- Подстраховка.

- Переключение.

- Проскальзывание.

- Групповой отбор мяча.

- Система личной защиты.

- Система зонной защиты.

- Система смешанной защиты.

- Система личного прессинга.

- Система зонного прессинга.        

  1. Игровая подготовка – 5 часов

- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным.

- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты.

- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного баскетболиста.

- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода).

- Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.

- Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.

- Освоение терминологии, принятой в баскетболе

- Овладение командным языком, умение отдать рапорт

- Проведение упражнений по построению и перестроению группы

- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.

- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести

  разминку с группой.

   7.  Контрольные и календарные игры – 3 часа        

- Участие в первенстве школы по баскетболу.

- Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу.

- Участие в товарищеских играх своего микрорайона.

- Участие сборной команды школы в первенстве района по баскетболу.

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.

- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу.

Ожидаемые результаты 3 года обучения

К концу третьего года обучения учащиеся

знать:

   - значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.

- планирование и контроль спортивной подготовки.

- основы техники игры и техническая подготовка.

- основы тактики игры и тактическая подготовка.

- спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.

- правила по мини-баскетболу.

- установку на игру и разбор результатов.

- психологическую подготовку юных спортсменов.

- этику спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).

уметь:

-  планировать и контролировать спортивную подготовку.

- Улучшат технико-тактическую подготовку.

- Улучшат психологическую подготовку.

- выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

-  в нападающих действиях выполнить “ наведение”.

- в командных нападающих действиях   выполнить “ скрестный выход”.

- в защитных командных действиях  использовать “групповой отбор”.

- в защитных действиях  выполнить “ проскальзывание”.

- в защитных командных действиях научатся  противодействовать “скрестному выходу”.

-  заполнять протокол игры.

-  оказать первую помощь при легких травмах.

-  ловить мяч одной рукой при встречном движении.

-  передавать мяч одной рукой (сопровождающие).

-  передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 метров)

-  выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.

-  обводить соперника с изменением скорости.

-  перехватывать мячи при передаче его соперником.

-  действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).

-  действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2).

- в нападающих командных действиях умело использовать систему “быстрого прорыва”.

- в нападающих командных действиях умело использовать “малую восьмерку”.

- умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).

- умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).

- перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.

Обеспечение программы методической продукцией

1. Дидактические материалы:

- Картотека упражнений по баскетболу.

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе.

- Правила игры в баскетбол.

- Правила судейства в баскетболе.

- Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.

- Положение о соревнованиях по баскетболу.

2. Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.

- Инструкции по охране труда.

 

        Материально-техническое обеспечение.

        

  1.   Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
  2.   Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).

Заключение.

1. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно-анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола в качестве средства физического воспитания учеников является весьма эффективным для развития выносливости, быстроты и силы.

2. Занятие баскетболом оказывает большое влияние на развитие мозга. Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной системы .

3. При игре в баскетбол действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывания стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в школе является эффективным средством развития творческого мышления учеников.

Список изученной литературы:

  1.Физическое воспитание учащихся 8-9 классов  под редакцией В.И.Ляха 2005г                                  

2.Методика физического воспитания учащихся 9-11 классов А.В.Березин  «Просвещение» 2006 г

3. Уроки физической культуры в школе новые педагогические технологии. Ю.А.Янсон «Еникс» 2005г

4.Баскетбол (методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров ДЮСШ) «Школа» 2008г

5. Журналы «Физическая культура в школе»                                  

6. basketball-training.org.ua



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.

В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....

Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности

Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи:  Проанализировать психолого-педагогическую литерату...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития выносливости позволяют интенсифицировать ...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...