Программа дополнительного образования секции БАСКЕТБОЛ
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8 класс)
Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ.Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек, возраст детей – 11-15 лет.
В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
секции БАСКЕТБОЛ
учитель Котоусов Г.Л.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2004 год.
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек, возраст детей – 11-15 лет.
В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут юноши, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием юношей выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения ученикам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы юноша формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у юношей старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основныхзадач:
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- обучение основам техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
В реализации данной программы участвуют юноши в возрасте от 11 до 15 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.
Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о значении игры в Баскетбол для здоровья человека.(физического , социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физического, интеллектуального, эмоционального, социального).
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических данных.
- Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
- Выполнение технических действий из баскетбола и их применение в игровой, соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты
- Формирование умения планировать. Контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов и сотрудничества.
Личностные результаты.
- Формирование чувства гордости за свою страну, ценностей многонационального российского общества
- Формирование общих представлений об игре в баскетбол, о её значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
- Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения игре в баскетбол.
- Развитие интереса к самостоятельным занятиям баскетболом, подвижным играм, формам активного отдыха.
Учащиеся будут уметь демонстрировать
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов (тем)
| Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 3 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:
|
51 16 35 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности:
| 14 2 2 10 |
4 | Всего часов
| 68 |
Содержание программы
Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 3 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно-сосудистой системы. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.
Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.
Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 51 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 20 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,
прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 35 часов
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.
Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.
Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.
Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.
Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности - 14 часов
1.Контрольные игры и соревнования. - 2 часа
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
2. Контрольные испытания.- 2 часа
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 10 часов
Посещение ФОК .
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.
Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Содержание учебного материала |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. |
2 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. |
3 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
4 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
5 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. |
6 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
7 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. |
8 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
9 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. |
10 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
11 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. |
12 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
13 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. |
14 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
15 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. |
16 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. |
17 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. |
18 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. |
19 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. |
20 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. |
21 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. |
22 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. |
23 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
24 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
25 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
26 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
27 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
28 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. |
29 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
30 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
31 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
32 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
33 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении. |
34 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
35 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
36 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
37 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
38 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
39 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
40 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
41 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 |
42 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
43 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
44 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
45 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
46 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
47 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
48 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
49 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
50 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
51 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
52 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
53 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. |
54 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
55 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. |
56 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
57 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
58 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
59 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
60 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. |
61 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. |
62 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
63 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
64 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
65 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
66 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
67 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
68 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методы обучения
- Практические:
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- задание;
- указание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
- Методы наглядного восприятия:
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
Список используемой литературы.
1.Методическая литература:
- Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год;
- А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.;
- Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
- С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.
2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по баскетболу
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы старшей школе....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Баскетбол"
Образовательная программа "Баскетбол"...

Рабочая программа по дополнительному образованию, секция "Баскетбол"
Данная программа является программой дополнительной и предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применит...

Программа дополнительного образования секции по мини-футболу «Юные футболисты»
Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. В группы учащиеся распределяются по возрастным категориям ...

Курс дополнительного образования секции «Баскетбол», для обучающихся 7-11 классов
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивной игры баскетбол, формирование навыков здорового образа жи...

Программа дополнительного образования секции "Баскетбол"..
Программа дополнительного образования секции "Баскетбол". Срок реализации 3 года. Предназначена для внеурочной формы, где используется программа В.И. Ляха....
