ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
статья по физкультуре (5 класс) на тему

В настоящее время гиподинамия является одним  из предполагающих факторов возникновения ряд заболеваний у детей школьников. К сожалению, несмотря на усилия врачей по пропаганде физической активности среди школьников, в некоторые регионах России гиподинамия до сих пор является бичом в современном обществе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gipodinamiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 Проблема здоровья подростков – актуальная тема нашего века  она остается первостепенной на сегодняшний день. В настоящее время, на здоровье детей школьного возраста неблагоприятно влияет гиподинамия, предполагающая недостаточную двигательную активность и резкое ограничение мышечной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо двигательный режим детей,  где решающую роль играет физическая активность.

Согласно изученным исследованиям,  физическая подготовленность и состояния здоровья детей школьников находятся на низком уровне, и значительно уступает аналогичным показателям школьников прошлых лет.  Известно, что за последний промежуток времени процент заболеваемости среди школьников в возрасте от 14-17 лет значительно вырос и  составляет 35%. При длительном сидении происходят нарушения в опорно-двигательном аппарате, образуется сутулость, развивается плохая осанка. Функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем ослабляются, наступает быстрая утомляемость, снижается успеваемость в учёбе.

Двигательная активность должна  рассматриваться как вынужденная мера при недостаточной физической нагрузке. К сожалению, несмотря на усилия педиатров по пропаганде здорового образа жизни, все больше наблюдаются нарушения и отклонения состояния здоровья  у детей школьников.

Гиподинамия, причины возникновения и её негативное

воздействие на общее состояние здоровья

В настоящее время низкая физическая активность, вносящая вклад в развитие нескольких главных неинфекционных заболеваний одна из лидирующих предотвратимых причин смертности населения в мировых масштабах она рассматривается  как одна из главных корригирующих факторов риска различных заболеваний. На протяжении всей истории человечества и примерно до середины прошлого века недостаток физической активности никогда не был крупномасштабной проблемой здоровья населения Земли. Однако  в последние 50-60 лет в результате технического прогресса из всех сфер производства и быта был почти полностью устранен ручной труд. В сочетании с повсеместной механизацией транспорта и отказа значительной части населения от активных видов отдыха это привело к быстрому росту числа людей, живущих в условиях постоянного недостатка физической активности.  

Ограничение двигательной активности (гиподинамия) противоречит биологическим законам развития человека. Нельзя забывать, что организм человека — это двигатель. Более 80 % массы тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение.

Длительное ограничение возбуждения анализаторов, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата существенно изменяют внутреннюю среду организма, что влечет за собой целый ряд стойких функциональных расстройств. Прежде всего, снижается физическая работоспособность, уменьшаются физиологические резервы систем, поскольку они функционируют исключительно в узком диапазоне покоя. Значительно возрастают энерготраты на единицу работы.

 Достоверно известно, что ограничение двигательной активности сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц, ухудшает координацию движений. Гистологические исследования мышц обнаруживают при гиподинамии уменьшение объема красных и белых мышечных волокон, часть мышечных волокон подвергается атрофии и перерождению, теряет поперечную исчерченность и в конечном итоге погибает.

Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Гиподинамия изменяет и костную ткань. Уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ, прежде всего кальция, наблюдается нарушение образования структур с фосфором и калием.

Снижается также эластичность сухожилий и связок, объем движений в суставах.

Слабое развитие мускулатуры приводит к нарушению осанки и последующей деформации опорно-двигательного аппарата. Особенно это сказывается на растущем организме детей.

Гиподинамия приводит к нарушению обмена веществ, избыточной массе тела, извращению метаболизма в тканях.

Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе — учащаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество крови, эритроцитов и содержание в них гемоглобина. Снижается систолический и минутный объем крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется скорость общего кровотока. Систолическое давление крови понижается, диастолическое — повышается. Сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, не выдерживало даже небольших физических нагрузок — не имея возможности реагировать на них за счет силы миокарда, то есть увеличения систолического выброса, оно обычно реагирует на нагрузки непомерно высокой частотой сокращений.

Кроме этого, из-за ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно-сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).

Гиподинамия приводит и к недостаточной функции дыхательной системы — снижается жизненная емкость легких, резервы вдоха и выдоха. Дыхательная поверхность легких используется лишь на одну треть.

Следствием недостаточной функции и резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при гипокинезии является уменьшение поступления кислорода в ткани. Отсюда снижение интенсивности обмена веществ, нарушения функции центральной нервной системы — раздражительность, плохая память, нарушение сна, эмоциональная лабильность, невротизация.

Функциональные нарушения, развивающиеся при недостатке физических нагрузок, принято называть гипокинетозами. Они включают сердечные и сосудистые заболевания, недостаточность кровообращения, сосудистую недостаточность, нарушения периферического кровообращения, легочные заболевания, изменения обменных процессов, диабет, атеросклероз, заболевания суставов. Таким образом, практически нет ни одной системы в организме, которая не реагировала бы на гиподинамию отрицательными последствиями.

В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособность без использования различных физических упражнений. Было убедительно показано, что мышечная деятельность благотворно влияет на формирование центральной нервной системы, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат.

Современные аспекты профилактики нарушения общего состояния здоровья у детей школьников вследствие гиподинамии

Все виды мышечной активности – спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле – повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность ребенка, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

Физическая нагрузка является также лучшим средством для снятия нервного напряжения. При этом двигательный режим для здорового человека, занимающегося умственным трудом, должен составлять 8–10 часов различных физических занятий в неделю.

В основе двигательной деятельности ребенка лежит сократительная функция мышц.

Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как сила, быстрота, выносливость, а также это улучшает координацию движений.

Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех её уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга.

В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития школьника. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность ребенка не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния школьника.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня («кондиции»), получили название «кондиционных тренировок» «оздоровительных».

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему. Существуют три метода таких тренировок:

Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба, бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спорт – игры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3–5 раз с периодами отдыха.

Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества. Наряду с активной деятельностью организму необходимы отдых, восстановление израсходованной энергии и обмена веществ в тканях.

Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом и т.д.

Систематические физические упражнения приводят к перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и та же работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного.

Представленные простейшие приемы определения физической подготовленности помогут грамотно приступить к занятиям физическими упражнениями. При этом необходимо строго придерживаться основных принципов тренировки: постепенности, систематичности, разносторонности и индивидуального подхода к занятиям.

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела, генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу.

С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска – содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.

.Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья.

Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья. Статья учителя физической культуры МКОУ СОШ №4 Е. В. Максимовой  Мудрые утверждают:«Физические упра...

Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овлад...

Повышение двигательной активности, как благоприятный фактор, влияющий на улучшение здоровья учащихся (развитие гибкости)

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и спортивной  деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овлад...

Физкультминутка как фактор повышения двигательной активности школьника.

 Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин...

Комплекс физических упражнений направленный на предупреждение гиподинамии у детей-школьников

Под влиянием гиподинамии в организме происходят существенные изменения со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т.д. Все это ведет к детренированности и изменени...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОТКЛОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрены особенности предметно-развивающей среды, достижения эффективности в коррекционной работе. Какую роль предметно-развивающая среда играет в развитии ребенка, что необходимо у...

Ожирение у школьников, вызванное неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией.

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической актив...