Проект "Гимназия - центр здоровья"
проект по теме

Жукова Светлана Геннадьевна

Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Проект реализовался с сентября 2011года по сентябрь 2015 года. Представлен был на Районном образовательном форум - 2012

В номинации: Проект развития образовательного учреждения в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования, молодёжной политики и спорта

Администрации Шелеховского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Гимназия»

Районный образовательный форум - 2012

Номинация 6.

Проект развития образовательного учреждения в соответствии

                   с основными направлениями национальной образовательной

                   инициативы «Наша новая школа»

Направление: сохранение и укрепление здоровья школьников

«Гимназия – центр здоровья»

Авторы проекта:

                                     Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры

                                     Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог

 Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры

                                     Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры

                                   Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог

   Ридель Оксана  педагог-логопед

г. Шелехов, 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

3

I. Обоснование актуальности проекта и его новизна

3

II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта

4

III. Содержание проекта

5

IV. Продолжительность реализации проекта

7

V. Ожидаемые результаты и ресурсы.

8

VI. Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения его опыта

9

VII. Программа реализации проекта

11

Список  литературы

15


АННОТАЦИЯ

Обоснование актуальности проекта: данный  проект позволяет целенаправленно организовать образовательный процесс МБОУШР «Гимназия» в  русле требований времени (реализации задач образовательной инициативы « Наша новая школа», обеспечить синхронное совершенствование личности всех участников образовательного сообщества, сформировать отношение к здоровью как основной ценности бытия.

Настоящий проект – это моделирование  деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья  всего образовательного сообщества гимназии. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создания условий для реализации творческого потенциала  здоровых детей и взрослых.

Механизм реализации проекта представляет собой использование существующих и  новых территорий ОУ:

  • сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга;
  • партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной  и лыжной базой «Металлург», с ОУ района;
  •  оборудование  кабинета ЛФК на базе ОУ;
  • создание центра релаксации на базе ОУ;
  • обновление комплектования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных  занятий и мероприятий;
  • Оборудование зон активного отдыха.
  • реконструкция спортивной площадки.

  • Опыт работы педагогического коллектива гимназии  по работе с детьми определяет выявление и  решение проблем выявления, развития  и формирование здоровой, успешной социализированной личности здорового ребенка, предполагая внедрение и использование  здоровьесберегающих технологий с учётом социально-психологических особенностей, ресурсов и здоровьесберегающих условий.

I. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА И ЕГО НОВИЗНА

Научный, культурный, экономический  потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического мышления, ведущих  здоровый образ жизни.

Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки атмосферы творчества и здоровья, совершенствования организационно-управленческих основ. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию здоровьесберегающего развития, оказывают педагогическую поддержку в формировании здорового образа жизни. Работа в проекте  должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности  всех субъектов образовательного процесса.

 В ходе анализа деятельности МБОУШР «Гимназия» по организации здоровьесохранной образовательной среды были выявлены проблемы:

  • увеличивается количество детей  имеющих отклонения в физическом развитии
  • увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями
  • низкий индекс здоровья педагогических работников
  • недостаточная материально - техническая база;
  • недостаточная степень внедрения  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
  • недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению
  • недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Цель:  создание оптимальных условий для  воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.

Задачи:

  1. Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта:
  • сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МБОУШР «Гимназия»;
  • партнёрство с Шелеховским оздоровительнымцентром, спортивной  и лыжной базой «Металлург», с учреждения ми  дополнительного образования;
  • Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка;
  • Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка.
  1. Совершенствование материальной базы МБОУ «Гимназия»
  • оборудование  кабинета ЛФК;
  • оснащение  Центра релаксации;
  • создание зон двигательной активности;
  • обновление  оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий;
  • реконструкция спортивной площадки.
  1.   Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих  технологий в работе с  детьми.
  2. Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций Направленных на пропаганду ЗОЖ.  Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии.
  3. Расширение партнёрства с родителями по вопросам  сохранения здоровья ребёнка.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Формирование нормативно – правовой базы работы с детьми по ЗОЖ.

Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в образовательном учреждении начинается с нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность.

Нормативно-правовую основу в работе с детьми составляют документы:

  • Конвенция ООН “О правах ребенка”
  • Закон РФ “Об образовании”
  • Президентская инициатива “Наша новая школа”
  • Проект «Гимназия – центр здоровья»
  • Устав МОУ «Гимназия»

Создание условий для успешного функционирования здоровьесберегающих технологий в работе с детским оздоровлением.

Основное предназначение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении заключается в создании  эффективности и повышении качества образования, создании условий работы с детьми по формированию социально и физически  здоровой личности, в которых дети развиваются с наибольшим успехом.

 Разработан пакет здоровьесберегающих технологий, позволяющий  создавать  условия  для выявления, развития и поддержки здоровых детей, для максимального удовлетворения их образовательных, спортивных, оздоровительных интересов, потребностей и реализации творческого  и здорового потенциала личности.

 Развитие диалогических отношений «здоровые: педагог – родитель - дети» строится на основе сложившейся системы воспитательной работы в гимназии через реализацию модулей: «Здоровая личность», «Профессионал», «Гражданин», «Семьянин» - и организационной культуры педагогического коллектива, а также формирование корпоративной культуры для всех участников образовательного процесса, состоящую из следующих компонентов:

  • санитарный режим помещений
  • соблюдение правил техники безопасности
  • внешний вид и педагогическая этика сотрудников
  • эстетический вид и дизайн учебных помещений
  • стиль поведения
  • нормы и моральные принципы
  • символика
  • гимн учреждения
  • слоган учреждения
  • традиции. 

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Механизм работы с детьми можно рассматривать, с позиции наиболее здоровьесберегающих технологий и представлен, как форма проекта по реализации развития условий для здорового образа жизни детей гимназии и района.

Используемые методы деятельности (в оздоровлении, обучении воспитании).

  • Мониторинг физического развития
  • Динамические паузы- уроки
  • Валеологические паузы
  • Физические минутки
  • Фитотерапия
  • Спортивные соревнования

  • Тренинги
  • Обновление сайта
  • Акции, конкурсы
  • Научно-исследовательский
  • Проблемный и др.

Эффективность работы образовательного учреждения определяется единством целей всех сотрудников по вертикали и горизонтали. Поэтому в сфере мотивации и повышения компетенций преподавателей используется целевое управление. Оно выражается в координации действий всех  работников, с четким знанием  стратегических и тактических целей  учреждения, учитывают интересы, потребности детей и их родителей.

Одной из важных задач при внедрении  новой территории здоровья, является работа с педагогами, повышение педагогической компетенции.

В целях повышения профессиональной компетенции педагогов, их информированности о работе с детьми по ЗОЖ необходимо применять активные формы обучения: курсы, семинары-практикумы, памятки, деловые игры по проблемам оздоровления детей, мозговые штурмы, тренинги, планёрки, собеседования, информационные стенды, изучение опыта работы коллег в этом направлении.  Использовать материалы методического кабинета, библиотек образовательных учреждений, сайта. В качестве примера организации работы с детьми по оздоровлению авторы проекта предлагают материалы из опыта работы здоровьесберегающих технологий.

  • Организация и проведение конкурса «Профессиональные здоровьесберегающие технологии педагога», профессиональный рейтинг педагога и иные формы стимулирования педагогических кадров, работающих с детьми, позволят повысить мотивацию педагога к более высокому внедрению здоровьесберегающих технологий, повышать профессиональную компетентность по ЗОЖ.
  • Составление графика сотрудничества с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ) при проведении первичной и вторичной диагностики участников проекта; партнёрства с Шелеховским оздоровительным комплексом, спортивной  и лыжной базой «Металлург», с ОУ района; кабинета ЛФК; комнаты релаксации для ЗОЖ (с оснащением), спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий.

Одним из условий успешной работы с детьми является сбор информации о деятельности и результативности работы детей, переработка полученных сведений и создание банка данных.

Контроль достоверности результатов и обеспечение достоверности результатов осуществляется через:

  • организацию и проведение диагностики и мониторинга развития детей;
  • подведение итогов участия детей в спортивных соревнованиях,  в олимпиадах и спортивно-оздоровительных  конкурсах,  в творческих и социальных проектах разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных  по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).

III. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Начало работы проекта – сентябрь 2011 года. В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании нами условно выделено несколько последовательных этапов.

Этап 1: с сентября 2011 года по  сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический).

Подготовка педагогов к  внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.

  • Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов;
  • Составление пакета диагностических методик;
  • Экспертиза обучающих программ;
  • Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»;
  • Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу.
  • Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися.
  • Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка;
  • Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка;
  • Составление банка спортивных соревнований,   олимпиад и спортивно-оздоровительных  конкурсов,   творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных  по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).
  • Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами.
  • Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.

Этап 2: с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный).

  • выявление  диагностики здоровья детей;
  • внедрение  здоровьесберегающих технологий;
  • психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей;
  • проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков;
  • проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности  по модулям, проведение профессиональных проб;
  • реализация программы  «Школа успешного родителя»;

Этап 3: заключительный (обобщающий) с сентября 2014года  по сентябрь 2015год  

  • создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся;
  • издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»;
  • анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта;
  • мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта);
  • поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон;
  • продвижение результатов проекта.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕСУРСЫ

  • Рост индекса здоровья обучающихся;
  • Рост индекса здоровья педагогов;
  • Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии;
  • Рост качества образования.
  • Формирование достаточной нормативно-правовой основы  здоровьесберегающего сопровождения детей.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка.
  • Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка.
  • Прогнозирование развития  здорового ребёнка.
  • Формирование здоровьесохранного навыка  ребёнка.
  • Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка.
  • Оптимизация питания.

Для получения ожидаемых результатов и успешного внедрения  здоровьесберегающих технологий  в работу с детьми необходимо обеспечить квалифицированными  кадрами с высоким уровнем эрудиции и мотивации.

Необходимые ресурсы организации работ с детьми:

  • подготовленные и квалифицированные кадры;
  • утвержденные образовательные программы;
  • применение  продуктивных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
  • материально-техническое оснащение: спортивное оборудование, копировально-множительная техника и др.;
  • сетевое партнёрство, сотрудничество и взаимодействие с другими организациями.

VI. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА, ВОЗМОЖНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕГО ОПЫТА

Реализация проекта «Гимназия – центр здоровья» предполагает создание благоприятных условий посредством внедрения здоровьесберегающих технологий для выявления, развития, поддержки здоровья обучающихся гимназии, а также обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  

Обоснование  значимости проекта для развития системы образования Иркутской области. Проект может быть реализован в различных образовательных учреждениях общего и дополнительного образования  Иркутской области для решения проблем по созданию благоприятных условий для выявления, развития, поддержки оздоровления детей в интересах личности, общества, государства с целью успешной социализации в современном обществе.

Значимость проекта для развития системы образования РФ, заключается в следующем, проект «Гимназия – центр здоровья» предполагает внедрение здоровьесберегающих технологий с использованием различных методов, мониторингов, диагностик и  созданием условий для формирования социально и физически  здоровой личности. Что будет содействовать выполнению целевых, федеральных, региональных и муниципальных программ образования через индивидуализацию образовательного пространства  в рамках инициативы «Наша новая школа», ФГОС.  

Развитие детей с высоким интеллектуальным потенциалом и физическими способностями должно осуществляться таким образом, чтобы выпускники четко и ясно представляли себе свое  здоровое будущее. Умели  оценивать  свои возможности  и для осуществления жизненных целей.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику.

Материалы проекта «Гимназия – центр здоровья» могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях общего и дополнительного образования, рекомендованы к использованию на территории Иркутской обрасти, размещены на сайте гимназии, оформлены методические разработки по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.

Решение на участие в реализации проекта «Гимназия – центр здоровья» было принято  научно методическим советом (протокол №8 от 10.08.11 года) муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Шелехова. А также данный проект утвержден и рекомендован к реализации решением педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназии» города Шелехова (протокол  №1 от 10.08.2011 года).

VII. ПЛАН И ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Дата

Мероприятие, механизмы реализации

Ответственный

Начало работы проекта

сентябрь 2011год

В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании создается творческая группа.

Руководитель:

Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии»

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

Этап 1 подготовительный (диагностико - прогностический, методологический)

сентябрь 2011 год – сентябрь 2012 год

Разработать проект «Гимназия – центр здоровья»

Полякова Наталья Владимировна, директор МОУ «Гимназия».

Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия».

Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия».

Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры;

Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры.

Обсудить проект с творческой группой, НМС, ПДС гимназии.

Полякова Наталья Владимировна,

директор МБОУШР «Гимназии»

Утвердить на заседании совета гимназии

Полякова Наталья Владимировна,

директор МБОУШР «Гимназии»

Утвердить проект с назначением ответственных

Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии»

Подготовка педагогов к созданию условий и внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»

Составление пакета диагностических методик

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»;

Жукова Светлана Геннадьевна учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия»;

Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры;

Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры;

Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог;

Экспертиза обучающих программ

Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия».

Определение уровня готовности педагогического коллектива к созданию условий и внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.

Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия».

Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья», Выгорание педагога, Школа успешного родителя

Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия».

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»

Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры;

Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры

Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу.

Педагоги – разработчики проекта, творческая  группа.

Изучение возможностей материально-технической базы гимназии с целью создания условий и внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися.

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

Разработка единых требований гимназии  и семьи в педагогическом сопровождении ребенка

Педагоги гимназии

Разработка мониторинга, диагностик, тренингов по формированию здоровьесохранных навыков ребенка

Педагоги – разработчики проекта, творческая  группа.

Составление банка спортивных соревнований,   олимпиад и спортивно-оздоровительных  конкурсов,   творческих и социальных проектов разных уровней; создание банка данных  по результативности.

Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия».

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»

Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры;

Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры

Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами.

Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР МОУ «Гимназии».

Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»

Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры;

Этап 2 основной (деятельностный).

 сентябрь 2012 год – сентябрь 2014 год

выявление диагностики здоровья детей и физических способностей обучающихся

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

Создание условий и внедрение здоровьесберегающих технологий

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МОУ «Гимназия»

Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог;

Создание условий и проведение тренингов, мониторинга, диагностик формирования здоровьесберегательных навыков

Творческая группа

проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности  по модулям, проведение профессиональных проб

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

реализация программы «Школа успешного родителя»

Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»

Этап 3: заключительный (обобщающий)

сентябрь 2014 год – сентябрь 2015 год

создание банка педагогического опыта в работе с обучающимися

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»

Педагоги – разработчики проекта,  творческая  группа

анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

Создание условий и проведение тренингов, мониторинга, диагностик формирования здоровьесберегательных навыков

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон (риски)

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

продвижение и мониторинг результатов проекта

Педагоги – разработчики проекта, творческая группа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояния здоровья школьников. – М., 2000.  
  3. Антропов Ю.Е. Здоровый школьник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М.: «АРКТИ», 2003.
  4. Бабенко Е.А. Как помочь стать здоровым: Метод. пособие – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-206с
  5. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыты применения. – М., 2002.
  6. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: «Медицина», 1998.
  7. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: М.: ВАКО, 2004.-152с.  
  8. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144с                                                            
  9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: «Медицина», 1999.
  10. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образавание. М.: 2003.
  11. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  12. Карманчинков. А.И.Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литкратура,2008.
  13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2004.-296с.
  14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для школьников - М.: «ВАКО», 2005.
  15. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. Киев, 1999.
  16. Кузекевич В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.-191с
  17. Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровья учащихся.// Физическая культура и здоровье. – 2000.
  18. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М., 2002.
  19. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М: АРКТИ, 2005.
  20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.
  21. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. Киев, 2000.



Предварительный просмотр:

Управление образования, молодёжной политики и спорта

Администрации Шелеховского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Гимназия»

Районный образовательный форум - 2012

Номинация 6.

                   Проект развития образовательного учреждения в соответствии

                   с основными направлениями национальной образовательной

                   инициативы «Наша новая школа»

Направление: сохранение и укрепление здоровья школьников

Доклад

«Гимназия – центр здоровья»

Автор:

                                     Жукова Светлана Геннадьевна,

 учитель физкультуры

г. Шелехов, 2012

Проект «Гимназия – центр здоровья» (слайд 1)

Научный, культурный, экономический  потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического мышления, ведущих  здоровый образ жизни. Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки атмосферы творчества и здоровья, совершенствования организационно-управленческих основ.

Данный  проект позволяет целенаправленно организовать образовательный процесс  МБОУ «Гимназия» в  русле требований времени (реализации задач образовательной инициативы « Наша новая школа»), обеспечить синхронное совершенствование личности всех участников образовательного сообщества, сформировать отношение к здоровью как основной ценности жизни.

Настоящий проект актуализирован на моделирование  деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья  всего образовательного сообщества гимназии. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создания условий для реализации творческого потенциала  здоровых детей и взрослых.   (слайд 2)

(слайд 3) Из этого следует, что цель данного проекта: создание оптимальных условий для  воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.

Задачи проекта: (слайд 4)

  1. Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта:
  • сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МОУ «Гимназия»;
  • партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной  и лыжной базой «Металлург», с учреждениями  дополнительного образования;
  • Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка;
  • Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка.
  1. Совершенствование материальной базы МОУ «Гимназия»
  • оборудование  кабинета ЛФК;
  • оснащение  Центра релаксации;
  • создание зон двигательной активности;
  • обновление  оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий;
  • реконструкция спортивной площадки.
  1.   Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих  технологий в работе с  детьми.
  2. Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций, направленных на пропаганду ЗОЖ.  Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии.
  3. Расширение партнёрства с родителями по вопросам  сохранения здоровья ребёнка.

(слайд 5)  В ходе анализа деятельности МБОУ «Гимназия» по организации здоровьесохранной образовательной среды были выявлены проблемы:

  • увеличивается количество детей  имеющих отклонения в физическом развитии
  • увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями
  • низкий индекс здоровья педагогических работников
  • недостаточная материально - техническая база;
  • недостаточная степень внедрения  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
  • недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению
  • недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.

Этапы реализации проекта:

Начало работы проекта – сентябрь 2011 года. В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании нами условно выделено несколько последовательных этапов.

(слайд 6) Этап 1: с сентября 2011 года по  сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический).

Подготовка педагогов к  внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.

  • Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов;
  • Составление пакета диагностических методик;
  • Экспертиза обучающих программ;
  • Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»;
  • Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу.
  • Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися.
  • Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка;
  • Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка;
  • Составление банка спортивных соревнований,   олимпиад и спортивно-оздоровительных  конкурсов,   творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных  по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).
  • Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами.
  • Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.

(слайд 7) Этап 2: с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный).

  • выявление  диагностики здоровья детей;
  • внедрение  здоровьесберегающих технологий;
  • психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей;
  • проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков;
  • проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация

деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности  по модулям, проведение профессиональных проб;

  • реализация программы  «Школа успешного родителя»;

(слайд 8) Этап 3: заключительный (обобщающий) с сентября 2014года  по сентябрь 2015год  

  • создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся;
  • издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»;
  • анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта;
  • мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта);
  • поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон;
  • продвижение результатов проекта.

(слайд 9) Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

  • Рост индекса здоровья обучающихся;
  • Рост индекса здоровья педагогов;
  • Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии;
  • Рост качества образования.
  • Формирование достаточной нормативно-правовой основы  здоровьесберегающего сопровождения детей.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка.
  • Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка.
  • Прогнозирование развития  здорового ребёнка.
  • Формирование здоровьесохранного навыка  ребёнка.
  • Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка.
  • Оптимизация питания. 

(слайд 10)

(слайд 11)  Только с периода 01 сентября 2011 года по 20 марта 2012 года результаты по ФКиС, ЗОЖ достаточно высоки. Проведено 15 мероприятий гимназического уровня, 4-городского. 11-районного, 1 – областного, 2 –Российского, 1- Международного. (День здоровья, лёгкая атлетика, Президентские состязания, баскетбол, пионербол, подвижные игры, веселые старта, волейбол ). Из них  1мест – 19, 2мест – 20, 3мест -10. По внутригимназическим спортивно-массовым мероприятиям охват детей составляет 78%

(слайд 12)  Работа в проекте  должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности  всех субъектов образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Гимназия – центр здоровья»

Слайд 2

Настоящий проект актуализирован на моделирование деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья всего образовательного сообщества гимназии. Он поможет решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создать условий для реализации творческого потенциала здоровых детей и взрослых.

Слайд 3

Цель создание оптимальных условий для воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.

Слайд 4

Задачи проекта 1. Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта: сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МОУ «Гимназия»; партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной и лыжной базой «Металлург», с учреждениями дополнительного образования; Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка; Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка. 2. Совершенствование материальной базы МБОУ «Гимназия» оборудование кабинета ЛФК; оснащение Центра релаксации; создание зон двигательной активности; обновление оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий; реконструкция спортивной площадки. 3. Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. 4. Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций, направленных на пропаганду ЗОЖ. Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии. 5. Расширение партнёрства с родителями по вопросам сохранения здоровья ребёнка.

Слайд 5

Проблемы увеличивается количество детей имеющих отклонения в физическом развитии увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями низкий индекс здоровья педагогических работников недостаточная материально - техническая база; недостаточная степень внедрения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.

Слайд 6

Этапы проекта I - с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический). Подготовка педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов; Составление пакета диагностических методик; Экспертиза обучающих программ; Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»; Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу. Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися. Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка; Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка; Составление банка спортивных соревнований, олимпиад и спортивно-оздоровительных конкурсов, творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства). Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами. Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.

Слайд 7

Этапы проекта II - с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный). выявление диагностики здоровья детей; внедрение здоровьесберегающих технологий; психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей; проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков; проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности по модулям, проведение профессиональных проб; реализация программы «Школа успешного родителя»;

Слайд 8

Этапы проекта III - заключительный (обобщающий) с сентября 2014года по сентябрь 2015год создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся; издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»; анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта; мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта); поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон; продвижение результатов проекта.

Слайд 9

Ожидаемые результаты от внедрения проекта: Рост индекса здоровья обучающихся; Рост индекса здоровья педагогов; Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии; Рост качества образования. Формирование достаточной нормативно-правовой основы здоровьесберегающего сопровождения детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка. Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка. Прогнозирование развития здорового ребёнка. Формирование здоровьесохранного навыка ребёнка. Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка. Оптимизация питания.

Слайд 11

Только с периода 01 сентября 2011 года по 20 марта 2012 года результаты по ФКиС, ЗОЖ достаточно высоки. Проведено 15 мероприятий гимназического уровня. Приняли участия: 4-городского, 11-районного, 1 – областного, 2 –Российского, 1- Международного уровня. (День здоровья, лёгкая атлетика, футбол, Президентские состязания, баскетбол, пионербол, подвижные игры, веселые старта, волейбол ). Из них 1 мест – 19, 2 мест – 20, 3 мест -10. По внутригимназическим спортивно-массовым мероприятиям охват детей составляет 78%

Слайд 12

Работа в проекте должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности всех субъектов образовательного процесса .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы центра здоровья в образовательном учреждении

В статье описан опыт работы школы по организации центра здоровья. В школе накоплен определенный опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей.Центр здоровья созд...

Центр здоровья и спорта «ЮНИОР»

Одной из составляющих проблемного поля здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогики является проблема организации физической активности учащихся, профилактика заболеваемости. Ведь уроки  ...

о Центре здорового питания

Положение о центре здорового питания школы...

Анализ школьного Центра здоровья

Анализ школьного Центра здоровья...

Положение о Центре здоровья

Положение о Центре здоровья...