Главные вкладки

    Статья по физкультуре на тему:
    СТАТЬЯ: размышления о здоровье в современном мире и школе будущего

    Шамаева Галина Ивановна

    Размышления о здоровье в современном мире

    Как известно, «времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С. Кушнер). Со временем меняются приоритеты людей, стремительно меняется мода, но есть и ценности, которые относятся к разряду вечных. Одной из таких ценностей является для каждого из нас здоровье – ресурс, без которого крайне тяжело реализовать себя в жизни, воплотить свои желания. Казалось бы, бессмысленно в очередной раз напоминать о такого рода прописных истинах, ведь это для всех и так очевидно. Но, к великому сожалению, напоминать приходится по многим причинам.

    Сегодня в обществе царит культ успеха. Сотни книг учат тому, как быть успешным. Средства массовой информации пестрят образцами успешных мужчин и женщин, которые богаты, реализованы в профессии и, конечно, здоровы. Я не случайно помещаю эти пункты в такой последовательности: успех сегодня принято измерять прежде всего материальными благами, а источник обогащения сегодня не так важен. Здоровье же вообще воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

    Далеко не все медийные лица являются профессионалами своего дела: кому-то просто повезло, кто-то удачно вышел замуж или женился. Выходит, что богатство и успех в профессии – явления если не случайные, то, во всяком случае, зависящие не только от самого человека. Совсем не так обстоит дело со здоровьем – оно по большей части в наших руках, и именно здоровье требует, подобно растению, постоянного внимания и заботы каждого из нас. Добыть здоровье может только сам человек, за него это не сделают ни родители, ни друзья, и никто иной. И первое, что мне требуется как учителю физкультуры – объяснить детям, что именно от них в первую очередь зависит состояние их здоровья, внешний вид, а следовательно  – настроение, успех или неуспех в жизни. Да и вся судьба.

    Мысль о том, что каждый сам творец своего здоровья, должна постоянно подтверждаться в повседневной практике уроков физкультуры и вследствие этого войти в плоть и кровь каждого ученика. Каким образом? Через осознание закономерностей собственной жизни, внимание к жизни тела, собственному физическому и психическому состоянию, через адекватную его оценку и управление им.  Если угодно, можно усмотреть в этом практическую реализацию ряда дидактических принципов – в частности, принцип связи теории с практикой. В данном вопросе физкультура дает нам почти безграничные возможности, поскольку одно дело – выразить мысль о связи психической жизни и двигательной активности человека, и совсем другое – почувствовать это на себе. В таком случае принято говорить как минимум о чувстве «мышечной радости», которое остается лишь расхожим выражением, если человек не научается испытывать радость от движения в его разнообразных проявлениях.

    Собственно говоря, обычная разминка мышц и суставов тела является недооцененным ресурсом, способным оказать колоссальное влияние на самочувствие человека. Поясним это примером. Специалисты по ораторскому мастерству единодушно отмечают, насколько важным является  для человека, выступающего на публике, положение его тела в пространстве, его ощущение себя в физическом теле. В буквальном смысле от того, как человек стоит, насколько расслаблены или, наоборот, напряжены те или иные мышцы, зависит его психологическое состояние, тембр, громкость и высота голоса, темп речи, и, наконец, даже интеллектуальные характеристики – способность принимать правильные решения, реагировать на настроение аудитории, вносить в свое выступление элементы импровизации и корректировать свое выступление. Известный специалист по риторике Р. Гандапас в знаменитой книге с заманчивым названием «Камасутра для оратора» отмечает, что справиться с волнением, которое естественно для каждого выступающего, прекрасно поможет обычная разминка или парочка подходов отжиманий, приседаний и т.п., сделанная за несколько минут до выступления. Это поможет расслабить мышцы плечевого пояса, а значит, хотя бы немного ослабить внутреннее напряжение. Через мышечное освобождение получаем соответствующий положительный настрой, необходимый для успеха. Где, как не на уроках физкультуры, есть прекраснейшая возможность освоить элементарные навыки физической разминки, осознать ее важное значение и сделать частью своей жизни?

    Теперь поговорим собственно о здоровье. Мало кто знает, что в суставах, не получающих двигательной активности, начинаются разрушительные процессы. Поэтому неврологи рекомендуют взрослому человеку во избежание проблем со здоровьем ежечасно совершать разминку всех суставов – начиная от самых маленьких и переходя к более крупным. Между тем, откуда возьмется во взрослом человеке привычка к движению, если она не сформирована в детстве? И в итоге мы получаем граждан, которые, даже имея уже серьезные проблемы со здоровьем, предпочтут простейшим, но необходимым (например, при болезнях, связанных с дегенеративными изменениями суставов) физическим упражнениям таблетки и уколы, или травы и т.п. средства лечения, где больной выступает лишь пассивным объектом воздействия со стороны врачей или знахарей, но никак не хочет осознать, что именно он является ответственным за свое здоровье.

    Губительная позиция «лечите меня, а я пока телевизор посмотрю» является глубоко невежественной и вредной. К сожалению, она поддерживается всей нашей повседневной культурой. Уровень безграмотности населения в вопросах физической культуры сегодня ужасает. По свидетельству медицинских работников, в наше время уже в школьном возрасте может появиться болезнь, ранее бывшая лишь уделом лиц среднего и старшего возраста (например, всем известный остеохондроз). А как быть, если родители позволяют ребенку в «скрюченном» виде часами играть на планшете, смартфоне или компьютере в видеоигры? Сам он еще не настолько владеет навыками саморегуляции, чтобы осознать, что это для него вредно, и остановиться вовремя, минимизировав возможный вред своему здоровью, а родители уже не способны предложить ребенку альтернативу в виде занятий, способствующих здоровью, потому что сами – вследствие ли загруженности на работе или несформированности привычки к физическим упражнениям и соблюдению гигиены тела (чаще – всех причин вместе) – ведут отнюдь не здоровый образ жизни.

    Но если даже школьник не играет на планшете, а усиленно занимается подготовкой к урокам, стремится хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в престижный университет и в дальнейшем сделать карьеру, далеко не всегда он уделяет внимание своему физическому развитию. Ведь в нашей культуре почему-то противопоставляется тело и ум: считается, что первое – это нечто само собой разумеющееся, нечто вроде дикого растения, которое растет само по себе и не требует ухода и внимания. И в итоге мы получаем пусть более или менее интеллектуально развитых, но нередко к выпускному классу обладающих букетом хронических заболеваний школьников, которых и в армию брать не хотят, потому что позвоночник искривлен, глаза не видят, желудок не варит и т.д.

    Современный школьник что-то знает об отечественной истории, немного говорит по-английски, умеет писать, считать и читать и т.д., но чаще всего невежественно и пренебрежительно относится к своему здоровью, потому что: а) ничего о нем не знает; б) не умеет о нем заботиться; в) даже не ставит такой цели. Между тем, с точки зрения культуры успеха, к которой мы сегодня приобщены, такой человек не очень-то и ценен, будь он каким угодно интеллектуально развитым. Ведь мода на красивое тело требует от сегодняшнего успешного человека быть если не подобным полубогу, то хотя бы пропорционально сложенным и подтянутым. А как этого добиться, если на уроки физкультуры мы ходим будто из-под палки, стремимся поменьше двигаться, а побольше развлекаться?

    Сознание того, что всякий человек одновременно должен развиваться во всех направлениях – и умственно, и физически, и нравственно (как утверждал, например, П.Ф. Лесгафт), пусть глубоко, но все же сидит в каждом. И мысли о том, что «в человеке все должно быть прекрасно» (по А.П. Чехову), иногда приходят в голову. И молодой человек может откладывать полноценные занятия физической культурой до студенческих времен («вот жизнь настанет!»), а затем до получения диплома («времени нет, надо готовиться к сессии»), до того, как он начнет зарабатывать деньги («пойду в фитнес-клуб и стану красивым»), наконец, до пенсии («вот будет у меня свободное время, тогда и займусь велосипедными прогулками»). Но здоровым не станешь одномоментно, по мановению волшебной палочки, а засохшее растение не вернешь к жизни, вылив на него сразу бочку воды. Как бы банально это не звучало, каждый – кузнец своего счастья, и в итоге получает лишь то, что сам выковал. А железо здоровья очень горячо, и очень быстро остывает. 

     

    Школа будущего. Основополагающее место в ней учителя физической культуры

    Какой быть школе будущего? Ответить на этот вопрос не проще, чем описать, каким будет человечество через двадцать, пятьдесят, сто и более лет. Потому что школа так или иначе решает задачи, которые ставит перед ней современное общество (а в более широком смысле и современное человечество). С изменением задач, которые будет ставить жизнь перед человеком, будет меняться и школа.

    Мыслители прошлого представляли себе будущее по-разному. Но в разные эпохи создавались картины жизни, имеющие много общего. Так, многие хорошо известные в мировой культуре утопические модели содержат идею о том, что человек будет меньше работать и больше посвящать времени самому себе. К примеру, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», интерес к которому не исчерпался с крушением крупнейшего на планете социалистического государства ни в среде читателей, ни в среде ученых, в одном из фрагментов обозначена мысль о том, что в будущем в силу более справедливого распределения материальных ресурсов (вспомним, насколько принципиальным для социалистов был вопрос о том, кто владеет средствами производства и участвует в распределении прибыли) люди получат возможность работать не более чем 4 часа в сутки. Естественно, у них освободится время для того, чтобы заняться собой. В другой известной утопии – «Городе Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы – был принят обязательный четырехчасовой рабочий день, сверх этого работать в идеальном обществе запрещалось. Автор средневекового текста полагал, что граждане в освободившееся время радостно займутся развитием своих душ и тел. Идея ограниченного во времени трудового дня, больше которого никто из граждан не работает, есть и в знаменитой «Утопии» (1516) Томаса Мора.

    К чему все эти факты? Какое они имеют отношение к школе будущего? Тем более, если учесть, что, позволим себе этот каламбур, любая утопия утопична (то есть нереализуема на практике). На мой взгляд, есть основания полагать, что человек становится все более предоставлен сам себе: на него уже не давят сословные ограничения, мир стал в основном прозрачен и открыт для перемещений, для выбора места жительства и работы (при соблюдении определенных условий вроде знания языка, наличия образования и т.д.) – сегодня это настоящая «глобальная деревня» (по предсказанию канадского социолога М. Маклюэна, сделанному во второй трети XX века). Все популярнее становятся профессии и виды деятельности, где человек сам может планировать свой образ жизни, распределять время дня так, как ему удобно: это вполне реализуемо, если ты фрилансер (дизайнер, программист, копирайтер, редактор и много кто еще) или бизнесмен, журналист, музыкант. Такая свобода в управлении временем несет очень большое количество положительных моментов: человек может заниматься саморазвитием, посвящать время семье, активно отдыхать в разных уголках мира. Человечество так или иначе, но идет вперед: машины выполняют все больше работы, и человеку все меньше времени приходится уделять труду физическому: он постепенно вытесняется из нашей жизни. Конечно, еще далеко до того, чтобы человек окончательно избавился от необходимости физически трудиться (да это полностью и не нужно), но достаточно вспомнить, как смеялись над героем третьей части фантастического фильма «Назад в будущее», когда он объяснял в конце XIX века местным ковбоям, что в будущем человек будет ходить и бегать только для развлечения. Если он был не прав, то почему тогда столь популярны сегодня фитнес-клубы, утренние пробежки, лыжные прогулки, коньки и т.п.?

    Сегодня очень многим жителям страны (да и цивилизованной части планеты в целом) не хватает полноценной физической нагрузки, правильно организованных занятий физической культурой, развивающей тело и держащих дух в необходимом для полной стрессов городской жизни тонусе. Поэтому роль умений и навыков, связанных с физической культурой, будет только возрастать. Потребуется целая система, которая с ранних лет будет прививать ребенку основные принципы физической культуры, формировать идеал физически и нравственно развитого человека. В будущем быть физически неразвитым, безграмотным в отношении собственного тела и здоровья, как это можно наблюдать у многих граждан нашей страны, станет дурным тоном. Какова же в связи с этим роль учителя физической культуры в школе будущего?

    На мой взгляд, в школе будущего повысится роль самого предмета «физическая культура» в становлении и развитии личности. Уроки физической культуры будут являться частью системы по формированию мировоззрения и мироощущения будущих граждан страны. Сущность этого мировоззрения можно выразить так: без регулярных, в удовольствие и в пользу, физических нагрузок человеку жить нельзя; мое тело – мой инструмент в этой жизни, и я даю ему физическую нагрузку в той мере, чтобы это было полезно для него и для меня. А обогащение школьника арсеналом возможных путей реализации физической активности – тоже немаловажная задача учителя. В идеале, чем больше таких возможностей для человека, тем комфортнее и интереснее ему жить. Чтобы сделать, к примеру, баскетбол или волейбол таким занятием для человека, к которому он будет прибегать в свободное время по собственному желанию, если представится такая возможность (а лучше – сам будет создавать себе такие возможности в компании с членами своей семьи, одноклассниками, друзьями и т.д.), необходимо дать ему вначале первичные навыки игры, довести до состояния первоначальных успехов, а дальше свое дело сделают азарт, вопросы престижа, здоровья, заинтересованности и т.д.

    Спортивные игры (хотя ими далеко не исчерпываются те возможные виды физической активности, любовь к которым может привить учитель физической культуры, – есть еще и плавание, и бег, и работа с отягощениями, и спортивная ходьба, походы и т.п.) имеют огромное социализирующее значение, они объединяют людей и предоставляют им огромные возможности для самореализации.  Наконец, на мой взгляд, должен быть реализован дидактический принцип связи с жизнью – по окончании школы человек должен в своей обычной жизни, не будучи спортсменом-профессионалом, а, являясь, к примеру, бухгалтером, художником, банкиром, слесарем или учителем географии, постоянно обращаться к занятиям физкультурой: подтягиваясь ли на турнике по очереди с собственными детьми, играя в «лесенку», отжимаясь в своей комнате или совершая пробежку в парке, плавая в бассейне или катаясь на горных лыжах, собираясь с одноклассниками пару раз в неделю для дружеских состязаний по футболу или волейболу – как уж кому нравится. В школе люди будут сформированы таким образом, что в каждом дворе по вечерам будет принято не пить пиво на скамейке, а играть в волейбол (к примеру, устраивая соревнования формата «подъезд против подъезда» и т.п.). Это будет система, поддерживаемая нормами и идеалами самого общества и его членов, а в школе – всем педагогическим коллективом. Поэтому к физической культуре перестанут относиться как к чему-то дополнительному, вроде приложения к математике, истории и физике. Школы будущего будут оснащены большим количеством разнообразных спортивных залов, пользоваться которыми смогут и сами учителя (от каждого – по способностям), и никто не воспрепятствует тому, чтобы провести очередной классный час, к примеру, в спортивном зале. Элементы физической активности должны быть так встроены в систему обучения и воспитания в школе, чтобы скреплять ее разнообразные компоненты, но прежде всего – нести мировоззренческий смысл и формировать личность таким образом, чтобы она всю жизнь была причастна к физической культуре.  Новый человек в новой школе будет более ответственным за свое здоровье и за свой физический облик. А учитель физической культуры в школе будущего будет обязан адекватно отвечать на эти запросы личности и общества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon Школа будущего138.63 КБ
    PDF icon Здоровье как ценность136.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии

    Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....

    статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

    Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

    Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

    Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

    Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

    Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

    Статья "Размышления о современном уроке"

    "Размышления о современном уроке"...

    Классный час для 5 класса на тему: "Здоровье в современном мире".

    В данном материале рассматривается проблема интернет-зависимости детей. Классный час представлен для того, чтобы сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни и привить культуру ...