Становление личности в период подросткового возраста
статья по физкультуре на тему

Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostkovyy_vozrast.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. В период этого перехода возникает много потребностей, которые удовлетворить невозможно в связи с недостаточной социальной зрелостью подростка. Следствием этого может быть раздражительность, капризность, негативизм, упрямство и так далее. Эти симптомы появляются не у всех ребят. Многие подростки относительно легко и психологически безболезненно преодолевают трудности переходного периода. Это зависит от конкретных социальных условий и индивидуально-психических особенностей растущего человека. Уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее социальное положение.

Ведущей для данного возраста становится общественно-полезная деятельность во всех её формах (учебной, трудовой, спортивной и других). В этой деятельности формируется центральное психическое новообразование подросткового возраста - «чувство взрослости», с которым тесно связаны все изменения в физическом и психологическом развитии школьников (Стамбулова Н.Б., 1999).

В период интенсивного роста снижается выносливость к физическим нагрузкам, наблюдается повышенная утомляемость, которая может быть причиной частых смен настроения, раздражительности, упрямства подростков. Важнейшую роль играет движение, умение управлять своим телом. Здесь существует своеобразный «моторный кризис», который выражается в ухудшении координации движений, их чрезмерной резкости, угловатости, неловкости. Частым явлением становится деавтоматизация навыков, в связи с перерывами в занятиях. Большинство подростков оказываются недовольными


своей внешностью, что нередко порождает сомнения в собственной полноценности, колебания самооценки, неуверенность в себе, застенчивость, ухудшение контакта со сверстниками и так далее. Вместе с тем, в период полового созревания в связи с ростом мышечной массы значительно увеличивается прирост силы и скоростно-силовых качеств. Продолжается совершенствование быстроты, а также общей и силовой выносливости, но в развитии ловкости наблюдается снижение темпов прироста (Рыбалко Е.Ф., 1990)

Большинство изменений происходит в интеллектуальной сфере подростка - позитивные, но в начале периода наблюдается некоторый спад в развитии интеллектуальных функций, который потом сменяется подъёмом. Главным новообразованием в этой сфере является переход к абстрактному мышлению, которое в этом возрасте становится доминирующим. Здесь, в основном качестве, используются низшие виды мышления «наглядной опоры». Мышление приобретает центральное положение в структуре интеллекта и оказывает существенное влияние на развитие всех остальных психических процессов. Развитие восприятия и памяти у подростков связано с повышением их осмысленности и произвольности, с умением отделять существенное от несущественного как при восприятии материала, так и при его запоминании. Внимание школьников данного возраста характеризуется возрастанием произвольности, но оно отличается повышенной утомляемостью, неустойчивостью. Наиболее ярко выражено при монотонной работе. Утомляемость нередко является причиной колебаний внимания, неустойчивости психических состояний и частых смен настроения. В подростковый период всё важную роль приобретает волевая регуляция. Однако, появление воли у подростков очень часто противоречивы в связи с недостаточной социальной зрелостью и несформированностью мировоззрения подростка (Гандельсман А.Б., 1986).

Эти изменения в физическом развитии, формировании нтеллектуальной и эмоционально-волевой сферы подростков тесно связаны с центральным новообразованием этого возраста - «чувством взрослости». Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

  • быть взрослым (то есть приобрести знания, умения, навыки, привычки,
    качества, присущие взрослому человеку);
  • считаться взрослым (выражается в «борьбе» подростка за возведения его в

статус взрослого человека).

Несмотря на это подросток всё ещё нуждается в помощи взрослого человека. Однако он воспринимает далеко не всякую помощь и не от всякого взрослого. Для того, чтобы взрослого слушали и понимали ему (взрослому) нужно заслужить доверие подростка, нужно быть искреннем в общении с ним. Также важна форма, в которой излагается информация. Нужно разговаривать с подростком на равных, и не в коем случае не демонстрировать свою позицию «сверху». Важно и то, что стремление занимать достойное место (пользоваться уважением и признанием в группе сверстников) является одним из самых сильных мотивов поведения подростков. Это необходимый для него атрибут ощущения себя взрослым. Близкого друга подросток обычно выбирает из сверстников своего пола. С ним свободно обсуждаются любые темы, от него нет секретов. Подростков очень интересует вопрос, могут ли они вызывать симпатию у представителей противоположного пола. В связи с этим отношения мальчиков и девочек нередко приобретают характер влюблённости. Для подростков мощным духовным стимулом работы над собой является все проявления любви и дружбы, так как эти чувства являются для них очень значимыми (Стамбулова Н.Б., 1999).

Подростки ценят в учителе такие качества как: эрудированность, чувство юмора, требовательность, тактичность, справедливость.

Также в жизни подростка важную роль играет занятие спортом. Это помогает им решать многие проблемы переходного возраста. Развитие подростков-спортсменов идёт более гармонично, большинство трудностей они преодолевают легче и успешнее, чем не спортсмены (Кон И.С., 1989).

Врачебный контроль в процессе адаптивного физического воспитания

            В соответствии  с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом», учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения.

            Врачебный контроль включает в себя:

1. Исследование состояние здоровья, физического развития и функциональных возможностей с последующим распределением на медицинские группы;

2. Определение влияния физических нагрузок на организм в процессе учебных и внеучебных занятий;

3. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий по физическому воспитанию;

4. Профилактику травм и заболеваний, связанных с нерациональной методикой проведения занятий по физическому воспитанию;

5. Пропаганду оздоровительного влияния физической культуры и т.д.

            Медицинское обследование учащихся в процессе осуществления врачебного контроля над физическим воспитанием проводится по комплексной методике, принятой в отечественной спортивной медицине.

            На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся, распределяются на три отделения: основное, подготовительное и специальное.

В основное отделение (группа) включаются учащиеся, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и двигательной подготовленностью. В подготовительное отделение (группа) включаются учащиеся с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, не имеющие значительных отклонений в состоянии здоровья. В специальное медицинское отделение включаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

            При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострений заболевания. Для отнесения учащихся, перенесших заболевания, в соответствующую группу целесообразно использовать рекомендации показаний и противопоказаний для определения медицинской группы (характер, форма, стадия заболевания)(Аксенова О.Э.).

           Освобождение учащихся от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяют строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых инфекционных заболеваний используют ориентировочную схему.

            При проставлении ребенку подготовительной или специальной группы здоровья врачу необходимо прописать ему лечебную физическую культуру или оздоровительную физическую культуру.

              Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма к вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболевания и т.д. Занятия не ставят перед собой задачу достижения высоких спортивных результатов и доступны практически всем детям. Нагрузка при занятиях регулируется врачом и преподавателем физической культуры. Задача лечебной физической культуры заключается в использовании видов физических упражнений для лечения различных заболеваний и травм.

 Занятия проводятся в маленьких группах или индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания и состояния занимающегося (Дембо А.Г. 1988).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»

От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Подростковый возраст- период становления личности.

Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много ...

Как помочь ребенку в период подросткового возраста

Подростковый возраст-это сложный период в развитии ребенка. Родителям необходимо быть внимательными ко всем изменениям, которые они видят в своем ребенке....

Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин...

Рекомендации психолога родителям по преодолению трудностей в период подросткового возраста

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю....