ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
Детям младшего школьного возраста более доступен образный наглядный показ. Важную роль играет эмоциональный фон, на котором проходит обучение физическим упражнениям. Учитывая это, в 5 классах мы используем морскую азбуку. Она вызвала большой интерес у детей, они точнее и быстрее овладели правильными положениями рук. Межпредметное взаимодействие с русским языком реализовали в играх с задачей грамотно составить слово или словосочетание из отдельных букв. Так после очередного диктанта в четвертых классах мы спросили у учителя, в каких словах дети сделали ошибки. Получив эти слова, «проработали» их на уроке физической культуры с помощью морской азбуки. Во втором диктанте, в котором по нашей просьбе были эти слова, и в других словосочетаниях, ученики не сделали ошибок.
Обучать азбуке следует не по алфавиту, а по степени сложности положений рук в такой последовательности: Т, У,А,В,Г,Н,О,Е,С,И,П,Р,Л,М,Ж,З,Б,Д,Ц,Ч,Ф,К,Ш,Щ,Ю,Я,Ь.
Буквы морской азбуки можно разбить по парам. Например: В-Г; Е-С; Н-О. Эти буквы пишутся одной рукой, причем первые из пары – правой, вторые – левой рукой
В писание букв Б-Д; Ж-З; Л-М; П-Г; Ц-Ч; Ш-Щ; Ю-Я участвуют две руки. В буквах стоящих первыми в паре, правая рука занимает верхнее положение по отношению к левой (исключение составляет пара К-Х).
Разучивать морскую азбуку лучше у стены или гимнастической стенки, чтобы ученики касались опоры головой, спиной и тазом. Тогда эти упражнения будут служить и средством закрепления правильной осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 267.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Автор: Дерябина Марина Александровна
Должность_ Учитель
преподаваемый предмет физическая культура
г. Кинель
2015 г.
Введение
«Детство – это каждодневное открытие мира,
и нужно сделать так, чтобы это открытие стало,
прежде всего, познанием природы, человека и Отечества…
В окружающем мире знакомить детей
с каждым предметом надо в его связях с другими,
открыть его так,чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги».
В.А.Сухомлинский
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
Детям младшего школьного возраста более доступен образный наглядный показ. Важную роль играет эмоциональный фон, на котором проходит обучение физическим упражнениям. Учитывая это, в 5 классах мы используем морскую азбуку. Она вызвала большой интерес у детей, они точнее и быстрее овладели правильными положениями рук. Межпредметное взаимодействие с русским языком реализовали в играх с задачей грамотно составить слово или словосочетание из отдельных букв. Так после очередного диктанта в четвертых классах мы спросили у учителя, в каких словах дети сделали ошибки. Получив эти слова, «проработали» их на уроке физической культуры с помощью морской азбуки. Во втором диктанте, в котором по нашей просьбе были эти слова, и в других словосочетаниях, ученики не сделали ошибок.
Обучать азбуке следует не по алфавиту, а по степени сложности положений рук в такой последовательности: Т, У,А,В,Г,Н,О,Е,С,И,П,Р,Л,М,Ж,З,Б,Д,Ц,Ч,Ф,К,Ш,Щ,Ю,Я,Ь.
Буквы морской азбуки можно разбить по парам. Например: В-Г; Е-С; Н-О. Эти буквы пишутся одной рукой, причем первые из пары – правой, вторые – левой рукой
В писание букв Б-Д; Ж-З; Л-М; П-Г; Ц-Ч; Ш-Щ; Ю-Я участвуют две руки. В буквах стоящих первыми в паре, правая рука занимает верхнее положение по отношению к левой (исключение составляет пара К-Х).
Разучивать морскую азбуку лучше у стены или гимнастической стенки, чтобы ученики касались опоры головой, спиной и тазом. Тогда эти упражнения будут служить и средством закрепления правильной осанки.
Конспект урока по физической культуре в 5 классе
Предмет: физическая культура Класс: 5 класс
Раздел: гимнастика.
Базовый учебник: В.И. Лях «Физическая Культура»
Тема урока: изучение морской азбуки с применением гимнастических упражнений с флажками.
Цель урока: сформировать у обучающихся знания и навыки техники выполнения гимнастических упражнений с флажками, создать у детей прочное представление о правильном положении тела, формирование у детей социальных навыков средством физического воспитания, развивать у детей двигательное творчество.
Задачи урока:
Образовательные задачи (предметные результаты):
закрепить умение правильно держать осанку, приобрести знания морской
азбуке
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
формирование элементов техники выполнения гимнастических упражнений с флажками, внимания в правильности написания слов при помощи морской азбуки, формирование координации движений (познавательное УУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
формирование правильной осанки, содействие общему укреплению организма
ребенка;
чувство коллективизма, дисциплины . (личностное УУД)
Тип урока: открытие нового знания. Место проведения: спортивный зал.
Необходимое оборудование: флажки, карточки с буквами.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная | ||
Подготовительный(12минут) 1.Сообщение УЗ на урок Знакомство с темой и планом урока. Познакомить с историей развития морской азбуки. 2.Разминка: Ходьба, бег, спец. упражнения (передвижения на носочках, приставным шагом, захлестом голени, высоко поднимая бедро, скрестным шагом). 3. Перестроение в две шеренги 4. ОРУ на месте | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока Знакомство с историей и правилами морской азбуки в процессе урока. | Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с флажками. Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по гимнастике. | Прогнозирование - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп | Общеучебные - использовать общие приемы решения задач Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Обсудить ход предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем |
Основной(25 минут) 1. Изучение морской азбуки по степени сложности положений рук в следующей последовательности: т,у,а,в,г,н,о,е,с,и,п,р,л,м,ж,з,б,д,ц,ч,ф,к,ш,щ,ю,я,ь. 2.Выполнение показа букв по парам:Т-У, В-Г, Е-С, Н-О, И-П, Б-Д, З-Ж, Л-М, П-Г,Ц-Ч, Ш-Щ, Ю-Я, К-Х. 3. . Подвижная игра «буквы" Перестроение в две колонны. Каждый участник игры выбирает себе букву. Два капитана команд отходят на 10м от команд и с помощью флажков показывают буквы. Кто узнал свою букву, должен оббежать капитана и вернуться обратно. Побеждает команда, которая быстрее выполняла задания. 4. Подвижная игра : "УГАДАЙ СЛОВО" Перестроение в круг (игрок в середине круга с помощью азбуки «пишет» слово, кто угадал, меняется в ним местами и «пишет» свое слово и т.д.) | Перестроить обучающихся на пары. Объяснить технику изучаемых игровых приемов и действий, добиться их самостоятельному освоению, выявить и устранить типичные ошибки. Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Напомнить технику показа букв Объяснить правила игры | Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру в морскую азбуку в организации активного отдыха. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с флажками для комплексного развития физических способностей | Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую задачу | Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов упражнений с флажками Общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решении задач. Информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников в игре с морской азбукой | Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами морской азбуки |
Заключительный (3минут) 1. Перестроение в одну шеренгу 2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание | Восстановить дыхание после игры. Проверить степень усвоения обучающимися УЗ Ставим УЗ на дом | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке УЗ | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ | Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей |
Технологическая карта урока СТРУКТУРА И ХОД УРОКА |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Подготовительная часть (15 минут) 1. Построение, приветствие, сообщение темы и задачи. 2. Ходьба с заданиями:
Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти упражнения? (профилактика плоскостопия) 3. Бег с заданиями:
4. ОРУ без предметов: - И.п. – ноги на ширине, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. (7-8 раз). - И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 – и.п. То же влево (8раз). - И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук, носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. (6-8раз). - И.п. – о.с., руки внизу. 1 – правую ногу в сторону, руки в стороны; 2 – правую руку вниз, левую руку вверх; 3 – руки в стороны; 4 – приставить правую ногу, вернуться в и.п. То же влево (8раз). - И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – правую ногу вперёд на носок; 2 – в сторону (вправо); 3 – назад; 4 – и.п. То же влево, левой ногой (6-8раз). - И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. (5-6раз). 5. Перестроение для основной части | Организация учащихся на урок. Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений. Закрепление знаний по двигательным действиям Научить самостоятельно выполнять упражнения | Построение в одну шеренгу. Соблюдать интервал. Активное участие в диалоге с учителем. Соблюдать интервал. Придумывают упражнения для разминки на все группы мышц Повторяют за педагогом и запоминают | Постановка учебной цели занятия Умение правильно выполнять двигательное действие Умение распознавать и называть двигательное действие Понимание необходимости выполнения упражнений для предупреждения плоскостопия Умение организовать собственную деятельность Умение распознавать и называть двигательное действие Умение взаимодействовать со сверстниками. Запомнить упражнения. Умение видеть и чувствовать красоту движения |
2 | Основная часть (25 минут) 1.Выполнение упражнений с флажками, изучение морской азбуки по степени сложности положений рук. 2.Выполнение показа букв по парам:Т-У, В-Г, Е-С, Н-О, И-П, Б-Д, З-Ж, Л-М, П-Г,Ц-Ч, Ш-Щ, Ю-Я, К-Х.
3 . Подвижная игра «Буквы" Перестроение в две колонны. Каждый участник игры выбирает себе букву. Два капитана команд отходят на 10м от команд и с помощью флажков показывают буквы. Кто узнал свою букву, должен оббежать капитана и вернуться обратно. Побеждает команда, которая быстрее выполняла задания. 4. Подвижная игра : "УГАДАЙ СЛОВО" Перестроение в круг (игрок в середине круга с помощью азбуки «пишет» слово, кто угадал, меняется в ним местами и «пишет» свое слово и т.д.) | Закреплять знаний по двигательным действиям Соотносить задания учителя с двигательными действиями учеников. Развитие умения давать оценку двигательным действиям. |
Внимательно выполнять движение и запоминать букву, самостоятельно повторить движение Водящий оценивает выполнение заданного положения, дети активно играют, соблюдая правила. | Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению. Умение работать в команде Умение технически правильно выполнять двигательное действие. Умение активно включаться в коллективную деятельность |
3 | Заключительная часть (3 минут) 1. Перестроение в одну шеренгу 2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание: закрепить знания о морской азбуке. Составить и показать предложения, при помощи морской азбуки, связанные со спортом. | Восстановить дыхание после игры. Проверить степень усвоения обучающимися УЗ Ставим УЗ на дом | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания. | Умение выполнять упражнения по команде. Умение применять полученные знания в организации активного отдыха |
Литература
- Киселёв П.А., Киселёва С.Б., Киселёва Е.П. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время.- М.: Планета, 2013
.
- Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры.1-11классы.- Волгоград: «Учитель», 2014.
- Электронный ресурс:
Википедия. Семафорная азбука — Википедия
ru.wikipedia.org›Семафорная азбука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физической культуры и русского языка
Интегрированный урок физической культуры и русского языка...
Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "
Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...
Интегрированный урок физической культуры и английского языка
Интегрированный урок английского языка и физкультуры . Тема урока: Олимпийские игры . Данный урок поможет ребятам с легкостью запомнить названия видов спорта. У...
интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"
В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....
Интегрированный урок физической культуры и английского языка.
План интегрированного урока физкультуры и английского языка....
Интегрированный урок Физической культуры и русского языка в 4 классе
Изучение морской азбуки с применением гимнастических упражнений с флажками. Сформировать у обучающихся знания и навыки техники выполнения гимнастических упражнений с флаж...
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...
- Мне нравится (1)