Интегрированный урок Физической культуры и русского языка в 4 классе
план-конспект урока по физкультуре по теме

Иванова Ирина Анатольевна

  Изучение морской  азбуки с применением гимнастических упражнений с флажками.  Сформировать у обучающихся знания  и навыки техники выполнения гимнастических упражнений с флажками,  создать у детей прочное представление о правильном положении тела, формирование у детей социальных навыков средством физического воспитания, развивать у детей двигательное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА КИНЕЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Международный конкурс методических разработок 
«Педагогический опыт»

Номинация:

ЛУЧШИЙ УРОК

Тема работы:

Интегрированный урок

Физической культуры и русского языка в 4 классе

Автор: Иванова Ирина Анатольевна
Должность: Учитель   
Преподаваемый предмет:
Физическая культура
Телефон:
89276514105
е-mail: 
Irina7Irina6.Ivanova@yandex.ru

г. Кинель 
2016 г.

Введение

                             «Детство – это каждодневное открытие мира,

                                   и нужно сделать так, чтобы это открытие стало,

                                                прежде всего, познанием природы, человека и Отечества…

            В окружающем мире знакомить детей

                             с каждым предметом надо в его связях с другими,

            открыть его так,чтобы кусочек жизни

                       заиграл перед детьми всеми красками радуги».

                                                                                                                 В.А.Сухомлинский

Межпредметные связи как основа интегрированного обучения.

Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.

Детям младшего школьного возраста более доступен образный наглядный показ. Важную роль играет эмоциональный фон, на котором проходит обучение физическим упражнениям. Учитывая это, в 3-4классах мы используем морскую азбуку. Она вызвала большой интерес у детей, они точнее и быстрее овладели правильными положениями рук. Межпредметное взаимодействие с русским языком реализовали  в играх с задачей грамотно составить слово или словосочетание из отдельных букв. Так после очередного диктанта в четвертых классах мы спросили у учителя, в каких словах дети сделали ошибки. Получив эти слова, «проработали» их на уроке  физической культуры с помощью морской азбуки. Во втором диктанте, в котором по нашей просьбе были эти слова, и в других словосочетаниях, ученики не сделали ошибок.

Обучать азбуке следует не по алфавиту, а по степени сложности положений рук в такой последовательности: Т, У,А,В,Г,Н,О,Е,С,И,П,Р,Л,М,Ж,З,Б,Д,Ц,Ч,Ф,К,Ш,Щ,Ю,Я,Ь.

Буквы морской азбуки можно разбить по парам. Например: В-Г; Е-С; Н-О. Эти буквы пишутся одной рукой, причем первые из пары – правой, вторые – левой рукой

В писание букв Б-Д; Ж-З; Л-М; П-Г; Ц-Ч; Ш-Щ; Ю-Я участвуют две руки. В буквах стоящих первыми в паре, правая рука занимает верхнее положение по отношению к левой  (исключение составляет пара К-Х).

Разучивать морскую азбуку лучше у стены или гимнастической стенки, чтобы ученики касались опоры головой, спиной и тазом. Тогда эти упражнения будут служить и средством закрепления правильной осанки. 

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция, как средство обучения, направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри - и межпредметных связей в обучении, что конечно же является проявлением тенденций, предпосылок к будущей интеграции, более глубоко осуществляемой в старшем звене. В практике начального обучения необходимо использовать, развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. 

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она носит свои особенности и носит коллективный характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

          Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

 

Конспект  урока по физической культуре в 4 классе

Предметфизическая культура         

Класс:  4 класс

Раздел: гимнастика.

Базовый учебник: В.И. Лях «Физическая Культура»

Тема урока: изучение морской  азбуки с применением гимнастических упражнений с флажками. 

Цель урока:   сформировать у обучающихся знания  и навыки техники выполнения гимнастических упражнений с флажками,  создать у детей прочное представление о правильном положении тела, формирование у детей социальных навыков средством физического воспитания, развивать у детей двигательное творчество.

Задачи урока:

Образовательные задачи (предметные результаты):

закрепить умение правильно держать  осанку, приобрести знания  морской азбуке

Развивающие задачи (метапредметные  результаты):

формирование элементов техники выполнения гимнастических упражнений с флажками, внимания  в правильности написания слов при помощи морской азбуки, формирование координации движений (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

формирование правильной осанки, содействие общему укреплению организма ребенка;

чувство коллективизма, дисциплины . (личностное УУД)

Тип урока: открытие нового знания.      

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность урока: 40 минут  

Необходимое оборудование: флажки, карточки с буквами.

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

Подготовительный(12минут)

1.Сообщение УЗ на урок

Знакомство с темой и планом урока. Познакомить с историей развития морской азбуки.

2.Разминка: Ходьба, бег, спец. упражнения (передвижения на носочках, приставным шагом, захлестом голени, высоко поднимая бедро, скрестным шагом).

3. Перестроение в две шеренги

4. ОРУ на месте

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Знакомство с историей и правилами морской азбуки в процессе урока.

Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с флажками.

Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по гимнастике.

Прогнозирование - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Общеучебные - использовать общие приемы решения задач

Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Обсудить ход предстоящей разминки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем

Основной(25 минут)

1. Изучение морской  азбуки по степени сложности положений рук в следующей последовательности: т,у,а,в,г,н,о,е,с,и,п,р,л,м,ж,з,б,д,ц,ч,ф,к,ш,щ,ю,я,ь.

2.Выполнение показа букв по парам:Т-У, В-Г, Е-С, Н-О, И-П, Б-Д, З-Ж, Л-М, П-Г,Ц-Ч, Ш-Щ, Ю-Я, К-Х.

3. . Подвижная игра «буквы"

Перестроение в две колонны. Каждый участник игры выбирает себе букву. Два капитана команд отходят на 10м от команд и с помощью флажков показывают буквы. Кто узнал свою букву, должен оббежать капитана и вернуться обратно. Побеждает команда, которая быстрее выполняла задания.

4. Подвижная игра : "УГАДАЙ СЛОВО"

Перестроение в круг (игрок  в середине круга с помощью азбуки «пишет» слово, кто угадал, меняется в ним местами и «пишет» свое слово и т.д.)

Перестроить  обучающихся на пары.

Объяснить технику изучаемых игровых приемов и действий, добиться их самостоятельному  освоению, выявить и устранить типичные ошибки.

Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Напомнить технику показа букв

Объяснить правила игры

Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.

Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру в морскую азбуку  в организации активного отдыха.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с флажками для комплексного развития физических способностей

Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок.

Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую задачу

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов упражнений с флажками

Общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решении задач.

Информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников в игре  с морской азбукой

Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий

Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами морской азбуки

Заключительный (3минут)

 1. Перестроение в одну шеренгу

2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание

Восстановить дыхание после игры.

Проверить степень усвоения обучающимися УЗ

Ставим УЗ на дом

Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознавать  надобность домашнего задания

Определить смысл поставленной на уроке УЗ

Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей

Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Подготовительная  часть (15 минут)

1. Построение, приветствие, сообщение темы и задачи.

2. Ходьба с заданиями:

  • ходьба на внешней стороне стопы;
  • ходьба, перекатываясь с пятки на носок;
  • ходьба на носках
  • ходьба на равновесие, руки в стороны;

Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти упражнения? (профилактика плоскостопия)

3. Бег с заданиями:

  • правым боком приставным шагом;
  • левым боком приставным шагом;
  • с высоким подниманием бедра;
  • захлёст голени;
  • ускорение по диагонали и т.д.

4. ОРУ без предметов:

 - И.п. – ноги на ширине, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. (7-8 раз).

 - И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 – и.п. То же влево (8раз).

 - И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук, носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. (6-8раз).

 - И.п. – о.с., руки внизу. 1 – правую ногу в сторону, руки в стороны; 2 – правую руку вниз, левую руку вверх; 3 – руки в стороны; 4 – приставить правую ногу, вернуться в и.п. То же влево (8раз).

 - И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – правую ногу вперёд на носок; 2 – в сторону (вправо); 3 – назад; 4 – и.п. То же влево, левой ногой (6-8раз).

 - И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. (5-6раз).

5. Перестроение для основной части

Организация учащихся на урок.

Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений.

Закрепление знаний по двигательным действиям

Научить самостоятельно выполнять упражнения

Построение в одну шеренгу.

Соблюдать интервал.

Активное участие в диалоге с учителем.

Соблюдать интервал.

Придумывают упражнения для разминки на все группы мышц

Повторяют за педагогом и запоминают

Постановка учебной цели занятия

Умение правильно выполнять двигательное действие

Умение распознавать и называть двигательное действие

Понимание необходимости выполнения упражнений для  предупреждения плоскостопия

Умение организовать собственную деятельность

Умение распознавать и называть двигательное действие

Умение взаимодействовать со сверстниками.

Запомнить упражнения.

Умение видеть и чувствовать красоту движения

2

Основная часть (25 минут)

1.Выполнение упражнений с флажками,

изучение морской  азбуки по степени сложности положений рук.   

http://okartinkah.ru/img/kartinki-dlya-azbuki-2387/kartinki-dlya-azbuki-32.jpg

2.Выполнение показа букв по парам:Т-У, В-Г, Е-С, Н-О, И-П, Б-Д, З-Ж, Л-М, П-Г,Ц-Ч, Ш-Щ, Ю-Я, К-Х.

  http://voblery.com.ua/images/comment/18052_l.jpg

3 . Подвижная игра «Буквы"

Перестроение в две колонны. Каждый участник игры выбирает себе букву. Два капитана команд отходят на 10м от команд и с помощью флажков показывают буквы. Кто узнал свою букву, должен оббежать капитана и вернуться обратно. Побеждает команда, которая быстрее выполняла задания.

4. Подвижная игра : "УГАДАЙ СЛОВО"

Перестроение в круг (игрок  в середине круга с помощью азбуки «пишет» слово, кто угадал, меняется в ним местами и «пишет» свое слово и т.д.)

http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/10bc7f864e07ecffba818542ba0d361b.JPG

Закреплять знаний по двигательным действиям  

Соотносить задания учителя с двигательными действиями учеников.

Развитие умения давать оценку двигательным действиям. 

 

Внимательно выполнять движение и запоминать букву,  самостоятельно повторить движение

Водящий оценивает выполнение заданного положения, дети активно играют, соблюдая правила.

Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению.

Умение работать в команде

Умение технически правильно выполнять двигательное действие.

Умение активно включаться в коллективную деятельность

3

 Заключительная часть (3 минут)

 1. Перестроение в одну шеренгу

2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание: закрепить знания о морской азбуке. Составить и показать предложения, при помощи морской азбуки, связанные со спортом.

Восстановить дыхание после игры.

Проверить степень усвоения обучающимися УЗ

Ставим УЗ на дом

Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознавать  надобность домашнего задания.

Умение выполнять упражнения по команде.

Умение  применять полученные знания в организации активного отдыха

Связь с современностью:

          Интеграция учебных предметов в начальной школе дает положительные результаты :

  • создается у школьника целостное представление об окружающем мире;
  • проявляется общее сближение предметных знаний.
  • появляется у обучающихся желание активной и самостоятельной работы на уроках,
  • развивается познавательный интерес младших школьников.
  • обогащается кругозор, развивается наблюдательность, мышление детей.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Литература

  1.  Киселёв П.А.,   Киселёва С.Б.,   Киселёва Е.П.  Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время.- М.: Планета, 2013

.

  1. Патрикеев  А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры.1-11классы.- Волгоград: «Учитель», 2014.

  1. Электронный ресурс:

             Википедия.  Семафорная азбука  Википедия

             ru.wikipedia.orgСемафорная азбука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физической культуры и русского языка

Интегрированный урок физической культуры и русского языка...

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Интегрированный урок физической культуры и английского языка

Интегрированный урок английского языка и физкультуры . Тема урока: Олимпийские игры . Данный урок поможет ребятам с легкостью запомнить названия видов спорта. У...

интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"

В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....

Интегрированный урок физической культуры и английского языка.

План интегрированного урока физкультуры и английского языка....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решени...

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса

Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...