Главные вкладки

    Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса
    план-конспект урока по физкультуре (6 класс) на тему

    Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6_leksika.docx35.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта интегрированного урока

    «Повторение и обобщение по теме «Лексика» (Спортивная жизнь слова)».

    Автор материала: Николаева Елена Алексеевна, Проскурнина Мария Александровна

    Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №268

    Класс: 6 класс.

    Учебный предмет: русский язык, физическая культура.

    Название учебного пособия (УМК): Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразов. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2015.

                                                                      Физическая культура. 6 класс/ А.П.Матвеев; Москва: «Просвещение», 2015.

    Название материала: «Повторение и обобщение по теме «Лексика» (Спортивная жизнь слова)».

    Цель урока: 1) повторить полученные знания по лексике;

                            2) сформировать положительное отношение к спорту, физической культуре.

    Задачи урока:

    • определять лексическое значение слова, используя различные  типы словарей;
    • применять практические навыки в употреблении слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами;
    • определять уместность употребления данных слов в речи, текстов;
    • употреблять  лексические средства в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения;
    • соблюдать лексические нормы современного русского литературного языка;
    • оценивать  свою и чужую речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

    Тип урока: общеметодологической направленности.

    Планируемые результаты:

    1. Личностные:
    • формирование учебно-познавательного интереса к изучению языка, русскому слову и спорту;
    • формирование самооценки на основе критерия успешности:
    • прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.
    1. Метапредметные:
    • познавательные:  

    - ориентироваться в системе знаний;                            

    - проводить сравнение и классификацию явлений;

    - извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей);

    - перерабатывать полученную информацию, делать выводы, обобщать;

    • регулятивные:      

    - осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению  препятствий и самокоррекци;

    - определять  и формулировать тему и цель урока;

    - формировать умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу;

    - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

    • коммуникативные:  

    - формировать навыки учебного сотрудничества;

    - оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

    Формы работы: фронтальная, самостоятельная (тестовая работа), работа в парах и группах.

    Ресурсы (средства обучения): учебники, рабочие тетради, словари разного типа, компьютер, проектор, раздаточный материал по русскому языку, презентация, музыкальное оформление, спортивный инвентарь, плакаты с изображением различных видов спорта, олимпийский мишка (игрушка), олимпийские кольца, свисток, песочные часы.

                                                                                            Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Задачи этапа урока. УУД

    1.Органи

    зазацион

    ное начало

    урока.

    Эмоцио

    нальный

    настрой.

    Спортив

    ная разминка.

    Учитель физкультуры:

    - Равняйсь! Смирно! Все ли хорошо себя чувствуют и готовы заниматься?

    Включается проектор с музыкальной разминкой, которую проводит учитель физкультуры.

    1.Выполняют музыкальную спортивную разминку, движения, предлагаемые учителем.

    Способствует созданию психоэмоциональной стабильности, внешней мотивации.

    Личностные УУД:

    - внутренняя позиция учащихся на уровне положительного отношения к процессу обучения.

    Метапредметные:

    - умение выполнять физические упражнения для развития мышц;

    - продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем;

    - безопасное поведение во время выполнения заданий.

    2.Мобили

    зующий этап.

    После разминки учителя по очереди читают загадки. После каждой отгадки на слайде появляются фотографии с определенным видом спорта.

    -В этом спорте игроки

    Все ловки и высоки.

    Любят в мяч они играть

    И в кольцо его кидать.

    Мячик звонко бьет об пол,

    значит это    баскетбол.

    - В трусах и теплых варежках

    Дерутся два товарища    бокс 

    - Посмотрите! Он пловец!

    Молодец и удалец!

    А в бассейне он король

    И владеет стилем кроль  плаванье

    Проектор выключается.

    1.Огадывают загадки, называя вид спорта.

    2.Рассаживаются по спортивным секциям.

    3.Капитан выбирает спортивный инвентарь для соей секции с определенным видом спорта.

    Обеспечивает высокий уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность и  развитие их интеллектуальных качеств.

    Личностные УУД:

    - мотивационная основа учебной деятельности.

    УУД (познавательные, регулятивные):

    - сохранение учебной задачи;

    - осуществление пошагового контроля;

    - осуществление актуализации полученных ранее знаний, основанных, в том числе, на жизненном опыте.

    3.Опреде

    ление темы и целей урока.

    Учитель физкультуры:

    - Сегодня к нам в гости на урок пришел Мишка – талисман летней олимпиады 1980 года. И наш гость интересуется, а что за событие произошло этим летом в Бразилии?

    - Кто может участвовать в олимпийских играх?

    - А в каких видах спорта российские олимпийцы стали победителями и призерами?

    - О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

    - Молодцы! Вы все правильно сказали.

    Учитель русского языка:

    - А как вы думаете, может ли все вами сказанное связано с уроками русского языка?

    - Кто помогает спортсмену достичь нужных результатов?

    - Без чего невозможно общение между тренером и спортсменом?

    - А в каком разделе  русского языка изучается слово, его значение?

    - О чем мы будем сегодня говорить, чем  заниматься? Каковы цели нашего урока?

    - Молодцы! А теперь попробуйте составить предложение из понятий «спорт» и «слово».  

    - Очень хорошо. Верно, тема наша урока звучит очень красиво «Спортивная жизнь слова».

    Включается проектор. Слайд с числом, классной работой, темой урока.

    Учитель физкультуры:

    - Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

    - Все самое важное, что необходимо для достижения результатов, мы будем обозначать в главном символе летних и зимних Олимпийских игр. Кто знает, что это такое?

    На этот же слайд добавляется анимация с вращающимися олимпийскими кольцами.

    Предполагаемые ответы:

    1.Летняя Олимпиада.

    2.Спортсмены.

    3.Художественная гимнастика, синхронное плаванье, борьба, бокс, волейбол.

    4.Об олимпиаде, о спорте, о физкультуре.

    Предполагаемые ответы:

    1.Все ранее сказанное очень тесно связано с уроками русского языка.

    2.В первую очередь тренер, врачи, родные и близкие люди, которые морально поддерживают своего чемпиона.

    3.Общение невозможно без доброго и хорошего слова.

    4.Слово и его лексическое значение изучается в разделе «Лексикология».

    5.Мы сегодня будем повторять тему «Лексика», говорить о словах, их значениях, вспоминать, какие существуют группы слов, работать со словарями.

    6. Спортивная жизнь слова.

    Предполагаемые ответы:

    1.Вспомнить виды спорта.

    2.Главный символ олимпийских игр – это кольца.

    Активизация терминологической речи.

    УУД (познавательные):

    - выделение опоры, значимой для построения цепочки мыслительной операции;

    - формирование умения решать учебную задачу;

    - постановка и формулировка темы, его целей.

    4.Актуализация

    Учитель русского языка:

    - Наш гость говорит, что вы молодцы и предлагает вам открыть тетради, записать число, классную работу и тему урока.

    Проектор выключается.

    Учитель физкультуры:

    - Ребята, посмотрите, а у нашего Мишки какой-то пакет (или коробка). Давайте попробуем угадать, что там находится.

    Открывается коробка, из которой достаются карточки с заданиями и  раскладываются по секциям.

    Учитель русского языка:

    - Работаем в парах. Возьмите текст и просмотрите его.

        (1) Хоккейный вратарь, будто средневековый рыцарь, весь закован в тяжелые доспехи. (2) В руке, как меч, широкая клюшка. (3) Вратарь всегда в гуще сражений. (4) Он должен защищать врата своей команды.

       (5) Чтобы твердо стоять в воротах под градом шайб, мало быть просто смелым. (6) Ледовый голкипер – это храбрейший из храбрых. (7) Пусть он чемпион мира и Олимпийских игр, но с площадки он уходит последним.

       (8) Преданность спорту, величайшее чувство ответственности, самоотверженный труд – это слагаемые успеха в спорте.

       (9) В жизни человека спорт играет важную роль.      (По В. Снегиреву)

    Слова для справок: футбольный, доспехи, хоккейный, зеленый, клюшка,  вратарь, врата, сражение, прочитать, чемпион, голкипер, мячик.

    Учитель русского языка поэтапно дает задания и время на его выполнение по песочным часам. После выполнения каждого задания учащиеся делают вывод, и основное, заранее записанное в олимпийских кольцах, вывешивается на доске.

    Задания:

    1.Озаглавьте текст. Почему именно такой заголовок?

    2.Восстановите в тексте пропущенные слова, пользуясь словами для справок (слова выделены и подчеркнуты).

    3.Прочитайте восстановленный текст.

    4.Как вы определили, что именно это слово подходит в данное предложение. Делаем вывод. 

    5.1) Среди данных  слов найдите такие, которые связаны со временем употребления. Как называются такие слова? Пользуясь словарем, найдите и запишите их лексическое значение. Делаем вывод.

    2)Найдите слова, которые мы можем выделить по происхождению. Как называются такие слова? Пользуясь словарем, найдите и запишите их лексическое значение и из какого языка они к нам пришли. Вывод, что слова делятся на группы по происхождению (второе кольцо – по происхождению);

    3)Профессиональные слова - по сфере употребления (третье кольцо – по сфере употребления).

    4)А теперь посмотрите, пред вами лежат еще названия групп слов (неологизмы, исконно русские, диалектные), ваша задача распределить их по олимпийским кольцам. Начинаете ответ со слов «Мы считаем, думаем, уверены, что…»

    Учитель физкультуры:

    - Какие вы молодцы! А теперь найдите и прочитайте предложение, нужен ли спорт человеку.

     - Но у нас не хватает еще одного кольца. Вот вам подсказка: о чем был текст (о хоккее); про что в начале урока были загадки (баскетбол, бокс, плаванье). Обобщите все эти понятия одним словосочетанием .

    - Что-то мы с вами засиделись и надо немножко размяться. Я предлагаю вам показать подготовленное вашими секциями домашнее задание. Каждая команда по свистку показывает то, чем занимаются в данной спортивной секции, как проходят тренировки или соревнования с использованием спортивного инвентаря.

    Учитель физкультуры контролирует время при помощи песочных часов и оповещает учащихся при помощи свистка.

    Учитель русского языка:

    - Вы просто молодцы! Браво! Было очень интересно и увлекательно смотреть. А теперь  поработайте в своих секциях, и хотелось бы услышать ваш устный рассказ с использованием спортивной лексики о том, что вы увидели во время выступлений других команд.

    На подготовку для выступления дается время, контролируемое при помощи песочных часов.

    Учащиеся открывают тетради, записывают число, классную  работу, тему урока.

    Получают раздаточный материал и знакомятся с ним.

    Работа в парах.

    Предполагаемые ответы:

    1. Хоккейный вратарь, голкипер. Обосновывают свои ответы.

    2.Восстанавливают текст, пользуясь словами для справок.

    3.Каждая секция выразительно читает по три предложения из текста.

    4.По лексическому значению, так как слова должны быть связаны между собой по смыслу.

    5.1)Устаревшие слова связаны со временем употребления (первое кольцо – время употребления).

    2)Заимствованные слова относятся  к группе по происхождению (второе кольцо – по происхождению).

    3)Профессиональные слова - по сфере употребления (третье кольцо – по сфере употребления).

    4)Распределяют оставшиеся группы слов по олимпийским кольцам и обосновывают свои ответы:

    неологизмы – первое кольцо;

    исконно русские – второе кольцо;

    диалектные – третье кольцо.

    Предполагаемые ответы:

    1.Читают последнее предложение и делают вывод, что спорт важен в жизни любого человека – четвертое кольцо.

    2.Пятое кольцо – это виды спорта.

    3.Показывают подготовленные домашние задания:

    Тренировку баскетболистов, боксерский поединок, синхронное плаванье.

    Групповая работа.

    Составляют текст  и выступают с устными рассказами.

    Организация подготовки и мотивация учащихся к выполнению учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    УУД (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные):

    - формирование умения рациональной работы с текстом;

    - развитие умения выбирать и классифицировать информацию;

    - развитие аналитико-синтетической операции мышления;

    - развитие умения корректировать  информацию в соответствии с истиной;

    - сохранение учебной задачи;

    - учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

    - формирование умения предвидеть трудности, осознавание их причин и способов избегания.

    УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

    - осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте;

    - умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу;

    - активное включение в выполнение двигательного действия, взаимодействовать со сверстниками;

    - выполнение команд капитана, умение регулировать свои действия согласно инструкции капитана команды;

    - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

    5.Рефлек

    сия.

    Учитель физкультуры:

    - Мы с вами собрали пять олимпийских колец. Давайте, опираясь на записи в кольцах, подведем итог урока. Что же мы сегодня вспомнили? Каждая секция отвечает, не повторяясь. Отвечать может капитан или член команды.

    Учитель русского языка:

    - А теперь посмотрите на слайд и ответьте на вопросы. Если «+», то поднимаем солнышко, а если «-», то показываете облачко. (Проектор выключается).

    - На уроке я работал активно-пассивно.

    - Сегодня я собой доволен-недоволен.

    Учитель физкультуры:

    - Урок показался мне длинным-коротким.

    - На уроке я устал-не устал.

    Опираясь на записи, сделанные в кольцах, учащиеся обобщают проработанный на уроке материал, делают выводы, закрепляют полученные знания.

    Отвечают на предложенные вопросы, поднимая солнышко или облачко.

    Определение психоэмоционального состояния учащихся к концу урока.

    УУД (коммуникативные, личностные):

    - правильно использовать речевые средства для решения заданной задачи;

    - выявление учебно-познавательного интереса.

    Личностные УУД:

    Самооценка учениками собственной деятельности.

    6.Выстав

    ление

    отметок.

    Учитель русского языка:

    - Сейчас я предлагаю взять список секции, обсудить и оценить работу каждого члена команды.

    Учащиеся обсуждают работу каждого члена своей секции и выставляют отметки.

    Оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности своих одноклассников.

    7.Задание на дом.

    Включается проектор.

    Учитель русского языка:

    - Наш Мишка подготовил вам домашнее задание, просит открыть дневники и записать: сочинение-миниатюра «Мой любимый вид спорта » или стр.79-80 упр.140.

    Учитель физкультуры:

    - Подготовить сообщение о победителях и призерах РФ на летних Олимпийских играх в Бразилии или рассказ «Каким видом спорта я занимаюсь и почему».

    Учитель русского языка:

    - Наш гость - олимпийский Мишка и мы с Еленой Алексеевной  благодарим всех за работу. Урок окончен. До свидания.

    1.Запись домашнего задания в дневники.

    2.Организованное окончание урока.

    Формирование «последействия» урока, и его осознание.

    Личностные УУД:

    слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок физической культуры и русского языка

    Интегрированный урок физической культуры и русского языка...

    Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

    Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

    Интегрированный урок Физической культуры и русского языка в 4 классе

    Изучение морской  азбуки с применением гимнастических упражнений с флажками.  Сформировать у обучающихся знания  и навыки техники выполнения гимнастических упражнений с флаж...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

    Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решени...

    Технологическая карта к уроку физической культуры в 5 классе. Баскетбол.

    Технологическая карта к уроку физической культуры в 5 классе. Баскетбол. Тип урока: образовательно-обучающий. Цель урока: сформировать навыки в технике ловли и передачи мяча, ведения мяча. Составлена...

    Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

    Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

    Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

    Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...