«Влияние лент – амортизаторов на психофизическое развитие детей среднего школьного возраста»
статья по физкультуре на тему

Данная статья посвещена влиянию лент-аммартизаторов на психофизическое состояние детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kozlova_yu.v.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние лент – амортизаторов на психофизическое развитие детей среднего школьного возраста»

Козлова Юлия Владимировна

учитель физической культуры ГБОУ школы №455 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу влияния лент-амортизаторов на психофизическое развитие детей среднего школьного возраста.

 Ключевые слова: школьники, ритм, ленты-амортизаторы, психофизическое развитие, физическая культура, дети среднего школьного возраста, внеклассная работа, третий урок физической культуры.

Учитель физической культуры имеет дело с детьми самого разного возраста. Особенно много времени и сил отнимают подростки. В этом нет ничего удивительного или необычного, потому что подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Это переход от детства к юности. Подростковый возраст - время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлексии подростка на себя и других.

Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя своё прошлое, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Подростковый период - это серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека. Именно поэтому учителю необходимо знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления.

Психофизическое развитие подростка .

Психофизическое развитие это понятие, содержащее в себе две важные, равноценные составляющие – психическое развитие и физическое развитие. Это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

На основе педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований период развития детей от 11-12 до 15-16  принято считать подростковым или среднем школьным возрастом.

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка, период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.  Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие самосознания, открытие собственного «я». Возрастающий интерес к себе активизируется процессами полового созревания и связанных с ним психофизиологических изменений. Общение на данном этапе перестает быть формальным обменом информацией. В процессе своего общения со сверстниками ребенок раскрывает свой внутренний мир, он получает возможность реализовать часть своих замыслов, догадок, предположений. В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Школьник 12 -13 лет чувствителен к  оценке окружающих, отсюда известная ранимость, колебания в настроении.

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим.  Физическое развитие характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, интенсивным ростом и увеличением размеров тела. В этом возрасте быстрыми темпами развивается мышечная система,  улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Сердце растет интенсивно. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков и потому особую актуальность приобретает проблема индивидуального подхода в условиях коллективных форм воспитания.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройства сна.

Все эти особенности должен учитывать учитель физической культуры при построении педагогического процесса. Далее рассмотрим влияние лент – амортизаторов на психофизическое развитие детей среднего школьного возраста.

Ленты – амортизаторы как средство воздействия на психофизическое развитие школьников среднего

Ленточные амортизаторы являются новым, привлекательным предметом работы для школьника. Это очень важно, т.к мы помним, что данная возрастная категория находится в поиске собственного «я», своих интересов.

Наибольшей популярностью пользуются следующие виды амортизаторов:

1) резиновый эспандер в виде эластичного бинта.

В зависимости от эластических свойств различают пять основных типов эспандеров: очень легкий, легкий, средний, туго, очень тугой;

2) амортизатор из резинового жгута с ручками;

3) ленточный укороченный амортизатор, который применяется для выполнения упражнений на стуле, в положении лежа, сидя.

4) резиновые амортизаторы с фиксаторами стоп;

5) терра-бант, представляющий собой резиновый амортизатор, который фиксируется одновременно на руках и ногах.

Лента – амортизатор является по-настоящему уникальным оборудованием. Работа с эспандером позволяют решать следующие задачи:

  • развивает силовые качества;
  • уменьшают риск возникновения заболеваний;
  • помогают поддерживать хорошую физическую форму;
  • развивают координационные способности, гибкость;
  • повышают выносливость организма;
  • способствуют укреплению костных тканей;
  • позволяет скорректировать осанку, увеличить подвижность суставов;
  • способствуют достижению желаемых результатов в избранных видах спорта;
  • снижают избыточный вес;
  • улучшают телосложение;
  • помогают в повседневной жизни;
  • повышают умственную работоспособность;
  • улучшают настроение, снижают нервозность, раздражительность, способствуют преодолению стресса;
  • повышают самооценку

Учитывая возрастные особенности развития силы и силовой выносливости, рекомендуется начинать занятия с эспандером с 12–13 лет. По данным американских невропатологов и психиатров, нервные срывы, депрессии, неспособность адаптироваться к высокому ритму жизни в современных условиях встречается у людей со слабо развитой мускулатурой почти в 5 раз чаще, чем у физически хорошо развитых.

По сравнению с классическими гимнастическими упражнениями применение эспандеров дает возможность легко регулировать нагрузку: снижать или повышать ее. Постепенное уменьшение длины резинового эспандера, повышение его упругости позволяет развивать не только силовую выносливость, но и собственно силовые качества, воздействовать на увеличение мышечного поперечника, а в конечном итоге и на телосложение человека. Все это помогает решить проблему индивидуального подхода, в рамках коллективной работы.

Гимнастические упражнения, элементы хореографии классической аэробики с резиновыми эспандерами могут применяться для развития кардиореспираторной системы.

Тренировочные программы с эспандером можно применять практически на любом уроке физкультуры в школе, отводя на них 10–12 мин. в конце урока. Достаточно 2 раза в неделю выполнять специальные силовые упражнения с эспандером, чтобы добиться ощутимых сдвигов. Важно правильно подобрать сопротивление за счет длины эспандера и силы его сопротивления.

При работе со школьниками среднего возраста необходимо учитывать следующее:

  • каждое упражнение повторять 6–8 раз;
  • упражнения выполнять в спокойном темпе, без рывков;
  • между упражнениями следует делать паузу длительностью 1–2 мин.;
  • возможно выполнение упражнений с эспандером 2–3 раза в неделю.

Из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Подростковый возраст -  это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен? Физическое развитие характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Средние школьники отличаются особой требовательностью к своему физическому «Я»;

2. Ленты – амортизаторы являются эффективным средством воздействия на психофизическое развитие школьника 12-13 лет, т.к:

- способствует росту интереса к внеклассной работе, к занятиям физической культурой;

- уменьшают риск возникновения заболеваний, помогают поддерживать хорошую физическую форму;

- развивают силовые качества, координационные способности, гибкость; повышают выносливость организма, способствуют укреплению костных тканей, позволяет скорректировать осанку, увеличить подвижность суставов;

-способствуют достижению желаемых результатов в избранных видах спорта, снижают избыточный вес, улучшают телосложение, помогают в повседневной жизни, повышают умственную работоспособность;

- улучшают настроение, снижают нервозность, раздражительность, способствуют преодолению стресса, повышают самооценку;

- решает задачу индивидуального подхода, в рамках групповой работы;

- способствует повышению самооценки и самоуважения у среднего школьника.

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 223 с.
  2. Барковская Е. А. Современный подросток – кто он?. «Школьный психолог» №10, 2008.
  3. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. – «Феникс», 2008 – 384с.
  4. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. - М.: ФиС, 2002. - 142 с.
  5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
  6. Лисицкая Т.С.  Тренировка с эспандером. - http://1september.ru/
  7. Лисицкая, Т.С. Фитнес. Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева - М.: ФАР, 2002. - 221 с.
  8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. - М., 1999.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
  11. Рогов Е. И. Настольная книга  практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
  12. Спортивная физиология./ Под ред.Я.М. Коца. - М.: ФиС, 2003. - 168 с.
  13. Физиология человека. / Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 2005. - 404 с.
  14. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста / Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998.
  15. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура : учеб. для вузов – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

Влияние классического танца на развитие детей младшего школьного возраста

Классическая хореография является основой всех сценических танцев, она способна выражать самые различные мысли и чувства человека, способен передавать всю сложность взаимоотношений человека с окружающ...

"Влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста"

Методическая разработка по спортивному туризму для педагогов, работающих в сфере физической культуры и спорта....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе

Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...