Неформальное образование в области физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Марусяк Лариса Анатольевна

         В статье предстален новый ресурс для профессионального развития учителей физической культуры, виртуальная стажировка, как неформальное образование в области физической культуры. Исследование выявило основные запросы и потребности учителей физической культуры в повышение уровня самообразования и профессионального развития, в условиях информационной открытости образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 371.134

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Марусяк Лариса Анатольевна,

учитель физической культуры

МБОУ Лицей №11, Россия, г.о. Химки МО

Е-mail: lurchik@inbox.ru

Аннотация

В статье представлен  новый ресурс для профессионального развития учителей физической культуры, виртуальная стажировка, как неформальное образование в области физической культуры.

Исследование выявило основные запросы и потребности учителей физической культуры в повышение уровня самообразования и профессионального развития, в условиях информационной открытости образовательных организаций.

Annotation.The article presents a new resource for professional development of teachers of physical culture, virtual internship, as an informal education in the field of physical culture.

The study revealed the basic needs and requirements of teachers of physical culture in raising the level of self-education and professional development, in conditions of information openness of educational organizations.

Ключевые слова: самообразование, неформальное образование, виртуальнаястажировка;self-education, non-formal education, virtual internship.

Россия активно входит в мировое сообщество, в международное образовательное пространство, в новую эпоху существования человечества. Эти изменения и их кумулятивное воздействие трансформировали стремления и социальный заказ на обучение взрослых, обучение в течение всей жизни. События на рынках труда и глобализация мировой экономики явились хорошим стимулом для увеличения спроса на обучение взрослых, в нашем исследовании взрослые - это педагогические работники[2].

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день отсутствуют масштабные научные исследования, направленные на разработку научных основ обучения взрослых в условиях неформального образования.
Повышение квалификации представляет на современном этапе одну из ступеней организации непрерывного образования человека, в том числе образования взрослых.ЮНЕСКО образование взрослых рассматривает как одну из важнейших задач: «Каждому государству – члену ООН - следует

признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного и экономического развития».

Система повышения квалификации лежит в основе, как одна из ступеней непрерывного образования, а неформальное образование, как одна из форм повышения квалификации, отражает общий замысел современной концепции непрерывного образования, способствующей воплощению в жизнь центральной идеи концепции о пожизненном обогащении творческого потенциала личности [1].

Модернизация системы дополнительного профессионального образования (ДПО), направленная на достижение обозначенного результата, должна отличаться следующими сущностными характеристиками: вариативность и гибкость; поэтапное  овладение вариативными модулями образовательных программ по формированию  базовых компетентностей педагогов; развитие форм дистанционного обучения с  применением информационно-коммуникационных технологий, использование которых, позволяет обеспечить координацию действий всех организаторов и участников персонифицированного повышения квалификации, установления между ними прямой и обратной связи [1].

Непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития, цель которого – всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения [3].

Виртуальная стажировка - это новый экспериментальный вариант повышения квалификации педагогов, апробация "новшества" в нашей сфере деятельности.

Актуальность определяется одним из приоритетных направлений государственно-образовательной стратегии "Наша новая школа" - сохранение и укрепление здоровья школьников, а также государственной политикой в области физической культуры и спорта.

 Данная стажировка способствует формированию компетентности к систематизации, обобщению и распространению методического опыта к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательные учреждения.

    Стажировка включала изучение нескольких блоков:

  1. теоретический (консультации);
  2. практический (опыт лучших педагогов - практиков, опыт образовательных учреждений Московской области);
  3. научно-практический (материалы вебинаров, научно-практических конференций).

​      Каждый блок по своему интересен:

В консультациях четко и понятно раскрывались изучаемые темы, помогая глубже понять уже ранее знакомые термины и понятия.

В практическом блоке особенно заинтересовали стажерские площадки педагогов - практиков.

Научно-практический блок позволил познакомиться с опытом работы коллег Московской области.

​При самостоятельном изучении различных блоков стажировки, и находя ответы на поставленные вопросы, замечаешь, что повышается уровень самообразования, совершенствуется своя педагогическая деятельность и уровень владения профессиональными компетенциями. Знакомство с опытом работы учителей Московской области, через практический и научно-практический блоки, даёт возможность использовать этот опыт в своей профессиональной деятельности. Никогда не поздно учиться, не только на курсах повышения квалификации, но и у своих коллег. Без профессионального развития учитель не сможет продвигаться к вершинам внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта в жизнь!

 Форма прохождения стажировки интересна тем, что ты виртуально общаешься с руководителем, стажёрами курса на "Общем форуме":

-задаёшь вопросы, если они возникают при  изучении темы;

- принимаешь участие в обсуждении вопросов, задающиеся на форуме;

-высказываешь своё мнение.  

И всё это на расстоянии, в удобное для тебя время.

Программа стажировки позволила:

- повысить уровень знаний Положения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";

- овладеть технологией внедрения нормативно-тестирующей части ВСФК ГТО в образовательный процесс;

- освоить методики мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников;

- совершенствовать имеющиеся организаторские, исследовательские профессиональные компетенции.

​Обучение на курсе способствует развитию педагогической рефлексии, анализу и самоанализу своей педагогической деятельности. Конечно, не обошлось, чтобы не столкнуться с некоторыми трудностями: это стажерские площадки образовательных учреждений, которые не имеют на своём сайте интересующую нас информацию, либо всё общими словами.

Надеюсь, что виртуальная стажировка "Технология внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в практику образовательных учреждений" получит хорошие отзывы и дальнейшее развитие. За виртуальными курсами будущее!

Список использованных источников

1.   Горбунова Л.Н. Виртуальная стажировка педагогических работников как феномен развивающегося образовательного пространства дополнительного профессионального образования [Текст] / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов //  // Информационные технологии в образовании: сб. трудов ч.1. XXV Международная конф. выставка: –Москва:, 2015. – С.39-44.

2. Ройтблат О.В.Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра[Текст] /О.В.Ройтблат. Монография./Вестник ТОГИРРО, № 2 (29), 2014. –Тюмень: ТОГИРРО, 2014. - 236 с.

3. Фирсин С.А. Непрерывное образование для учителей физической культуры [Текст]/ С.А. Фирсин// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 172-178.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Неформальное образование в области физической культуры.

   Представлен новый ресурс для профессионального развития учителей физической культуры, виртуальная стажировка, как неформальное образование в области физической культуры....

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры? Когда в ...

Инклюзивное образование в области физическая культура

Инклюзивное образование в области физическая культура...