Народные подвижные игры.
статья по физкультуре на тему

Поляков Дмитрий Васильевич

Современные дети стали меньше времени проводить во дворах. Из-за этого известные и популярные ранее народные игры начинают забываться. С помощью данной статьи мы постарались восполнить этот пробел, обучая школьников самым разнообразным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_podvizhnye_igry.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры.

Современные дети стали меньше времени проводить во дворах. Из-за этого известные и популярные ранее народные игры начинают забываться. С помощью данной статьи мы постарались восполнить этот пробел, обучая школьников самым разнообразным играм.

ИГРЫ С БЕГОМ

Ошибся!

Игра для учащихся 5–11-х классов. На расстоянии 10–25 м чертят две линии, обозначая города. В 2–3 шагах от каждого города проводят игровые линии, рядом с которыми отмечают место плена. Дети делятся на две группы и занимают города. В каждой группе (партии) выбирают ведущего, он делит играющих на несколько подгрупп по 3–4 человека в каждой. Они встают друг за другом лицом к линии города. По жребию игроки одной из групп начинают игру. По сигналу ведущего первые номера бегут к городу своих противников, добегают до игровой линии, касаются ее одной ногой и быстро возвращаются в свой город. Первые номера другой группы догоняют их. Если им удается осалить убегающих, то они уводят их в плен, а сами встают в конец своих колонн. Затем к городу противника бегут вторые номера, и т.д. Если их не осалили, и те и другие встают в конец своих колонн. Если догоняющий выбегает за черту города раньше, чем противник наступит ногой на игровую линию, ему кричат: «Ошибся!» Он должен вернуться в город, встать на свое место и только потом начать догонять противника. Выигрывает та группа, в которой по истечении игрового времени осталось больше игроков.

Правила 

1. Преследовать противника можно только после того, как он наступит ногой на игровую линию.

2. Игроки могут освободить своего товарища из плена, если, пробегая мимо, ударят его по ладони протянутой руки.

Корзинки

В эту игру могут играть дети в любом возрасте. Играющие делятся на пары, берутся за руки, образуя кружки-корзинки, и расходятся по всей площадке. Выбирают двух водящих, которые располагаются на разных сторонах площадки. Один из них – пятнашка – ловит другого, который бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени кого-нибудь из играющих. Тот, чье имя назвали, убегает, и тогда уже его догоняет пятнашка, а на его место встает тот, кто убегал. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки, образуя корзинку, и выбирают новую пару водящих.

Правила 

1. Водящие должны стараться убегать далеко от остальных играющих.

2. Если пятнашка долгое время не может догнать убегающего, выбирают другого пятнашку.

Щука и караси

На противоположных сторонах площадки отмечают место, где караси прячутся от щуки. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу ведущего они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки, а щука старается их осалить. Пойманные караси из игры не выходят – они стоят в стороне и ждут, когда их станет четверо или пятеро, чтобы построить сеть. Затем они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки. Щука находится за сетью и ловит свободных карасей, проплывающих мимо. Каждый пойманный карась присоединяется к сети, и она становится все шире. Тогда из нее делают корзинку – образуют круг. Участники игры при перебежке обязательно должны забежать внутрь круга. Щука стоит рядом с корзинкой и ловит карасей. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.

Правила Щука не должна заплывать в сеть и в корзинку за карасями.

Методические указания 

Чем больше участников, тем интереснее проходит игра. Норы для карасей можно выделить простой чертой, но лучше натянуть шнур, под который они будут подплывать. Места, где прячется щука, – их может быть 3–4 – располагают по краям площадки. Сразу все правила участникам объяснять не следует. Сначала дети должны понять, что пойманные караси отплывают в сторону. Затем по ходу игры нужно рассказать, как строить сеть и как надо вести себя. Объяснение продолжается и при построении корзинки. Игроки, изображающие сеть и корзинку, с места не сходят, но меняют положение рук, могут присесть, наклониться друг к другу и изменить величину прохода. Игру можно закончить и раньше, если договориться, сколько непойманных карасей должно остаться.

Перебежки

В эту игру с удовольствием играют дети любого возраста. Играющие расходятся в два дома, отмеченных линиями по краям площадки, расстояние между которыми – 10–15 м. Посредине площадки стоит водящий. Играющие стараются перебежать из одного дома в другой, а он старается их осалить. Осаленные участники выходят из игры. Побеждает та группа, в которой большему числу игроков удалось перебежать на противоположную сторону.

Горячее место

 Эта игра будет также интересна всем детям. На площадке проводят линию, за которой находится горячее место, которое водящий охраняет от играющих. Он встает в конце линии, справа или слева, в 3–4 шагах от нее. Играющие расходятся по всей площадке. Им нужно перебежать с игрового поля в горячее место и вернуться обратно. Водящий их не пускает и старается осалить. Тот, кого он осалил, становится его помощником. Как только будет осалена половина участников, игра заканчивается. Выбирают нового водящего из числа тех, кто не был осален. Победителями становятся те, кто сумел несколько раз пробежать в горячее место.

Правила 

1. Водящий и его помощники не должны салить игроков, стоящих на месте, а только тех, кто пытается вбежать в горячее место.

2. Водящие не должны стоять перед линией горячего места и между играющими.

3. Участник, который решился перебежать в горячее место, не должен останавливаться.

Методические указания Там, где находится горячее место, лежат ленточки. Играющие, которым удалось перебежать туда, берут одну из них. В конце игры по количеству ленточек определяют победителя. Если водящий осалит игрока с ленточками, тот кладет одну ленточку на место и продолжает игру.

Уголки

Игра для учащихся 1–6-х классов. В ней участвуют 5 человек, один из которых – водящий. Четверо других располагаются по углам нарисованного четырехугольника. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кум, дай ключи!» Тот отвечает: «Иди, вон там постучи!» И пока тот идет к другому углу, участники должны поменяться местами. Если водящий успеет занять освобождающийся угол, то на его место встает игрок, который остался без места.

Вариант 1. Если играющих больше пяти человек, то они встают в круг. Каждый отмечает свое место камушком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кум, дай ключи!» Стоящий отвечает: «Иди, вон там постучи!» И пока водящий идет к другому игроку, участники должны успеть поменяться местами.

Вариант 2. Кружки – это домики или норы, а живут в них мышки. Водящий тоже мышка. Он встает в середину круга, подходит к норке и говорит:

Мышка-мышка, продай норку –

За шильце, за мыльце, за белое полотенце,

За зеркальце!

Та отказывается. Тогда водящий идет к другой мышке. В это время мышка, отказывающаяся продавать норку, окликает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местами. Если водящий скажет: «Кошка идет», – все должны поменяться местами, а водящий в это время стремится занять чью-нибудь норку.

Правила

1. Норку занимает тот, кто первым встал в кружок.

2. Если при словах: «Кошка идет», – кто-либо из участников не успел поменяться местами с другим, он становится водящим.

Методические указания 

Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале норки следует располагать близко одну от другой – тогда водящему легче будет занять одну из них. Игру можно усложнить, если расположить их на разном расстоянии.

Добежать и убежать

 Игра для учащихся 1–6-х классов. На площадке проводят несколько линий на расстоянии 10 м одна от другой, за ними находятся дома. Дети – по 3 человека в каждой группе – встают за линиями своих домов друг напротив друга. Ведущий определяет, игроки из какого дома начнут игру. По сигналу водящего первые номера бегут к одному из своих соперников, добегают до линии, ударяют его по ладони протянутой руки и быстро возвращаются в свой дом, а другие соперники стараются его догнать. Затем то же задание выполняют вторые номера, потом третьи. После этого команды меняются ролями. Если убегающего осалили, то догоняющие уводят его в свой дом, и он встает за ними последним. Игроки, которых не осалили, встают последними в своей группе. Побеждает команда, в которой окажется меньше осаленных участников.

Методические указания

Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков можно не ограничивать. Но если участников слишком много, то можно разделить их на группы.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Школа мяча

 Раньше была очень популярна такая игра с мячом: дети выполняли довольно сложные фигуры, каждую повторяли, как правило, три раза. В разных уголках России такие фигуры называли по-разному:

1) «свечи» – подбросить мяч невысоко вверх и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий – еще выше;

2) «поднебески» – подбросить мяч вверх, дать ему упасть и после отскока от земли поймать;

3) «хватки» – поднять руки с мячом вверх, выпустить его и поймать на лету, пока он не ударился о землю;

4) «вертушки-перевертушки» – положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, в это время развернуть кисть тыльной стороной вверх, отбить мяч вверх, а затем поймать;

5) «первыши-водокачи» – ударить мячом в стену и поймать его, не дав коснуться земли;

6) «зайца гонять» – бросить мяч так, чтобы он сначала ударился о пол, потом о стенку, и затем поймать его;

7) «пришлепы» – ударить мячом в стену, затем, когда он отскочит, отбить его ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать;

8) «галки, вороны, зеваки» – встать спиной к стене, наклонить голову назад. Ударить мячом в стену и поймать его двумя руками;

9) «одноручье» – подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить левой и поймать левой; подбросить мяч вверх правой рукой, а поймать левой; подбросить левой, а поймать правой;

10) «ручки» – опереться левой рукой о стену, правой бросить мяч под левой рукой так, чтобы он ударился о стену, и поймать двумя руками. То же, но опереться о стену правой рукой;

11) «через ножки» – опереться левой ногой о стену, из-под ноги бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, быстро убрать ногу и поймать мяч двумя руками. То же с опорой о стену правой ногой;

12) «из-за спины» – подбросить мяч рукой, заведенной за спину, а поймать перед собой одной или двумя руками;

13) «в ладоши» – ударить мячом в стену, сделать хлопок и поймать мяч;

14) «по коленям» – ударить мячом в стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч;

15) «нитки мотать» – ударить мячом в стену, быстро сделать движение руками, имитирующее наматывание ниток, и поймать мяч;

16) «с одеванием» – ударить мячом в стену, а пока он летит, сделать движение, имитирующее надевание шапки, и поймать мяч. После второго броска имитировать обувание;

17) «гвозди ковать» – отбивать мяч о землю одной рукой – правой или левой – либо двумя руками поочередно. Можно усложнить упражнение: отбивая мяч, на каждый удар произносить какое-нибудь слово, скороговорку, прибаутку или короткую фразу.

Шлепанки

Дети встают в круг лицом к центру и выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает ему мяч. Тот, чье имя он назвал, ловит мяч, выходит в круг и, стоя на одном месте, отбивает мяч – шлепает ладонью. Число ударов определяется заранее, но не должно быть меньше пяти. Играющие в это время ходят, прыгают на двух ногах или бегут по кругу. После положенного числа ударов дети останавливаются, игрок перебрасывает мяч водящему, который называет другого игрока, перебрасывает ему мяч, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тому, кто уронил мяч, играющие предлагают выполнить какое-нибудь веселое задание: например, пронести мяч по кругу в ложке или, удерживая его кончиками пальцев, лечь на мяч спиной и, отталкиваясь ногами, покрутиться и т.п. Затем выбирают другого водящего.

Старые лапти

На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети встают к черте и по очереди катят мячи в сторону поля. Чей мяч укатится дальше, тот становится водящим. Мячи играющих остаются на игровом поле, только водящий берет свой и отходит от города на расстояние 4–5 м. «Берите мячи!» – командует он и ждет, когда играющие будут выбегать за ними. Всех, кто пересекает черту города, он старается осалить мячом. Тот, кого осалили, становится водящим. В случае промаха водящий бежит за мячом, а играющие стараются подобрать свои и вернуться в город. Если все игроки успели взять мячи, то они еще раз катят их в поле, но водящий остается прежним. Тем, кто не успел взять свой мяч, предстоит еще одна попытка, и т.д.

Правила

1. Играющие должны брать с игрового поля только свои мячи.

2. Водящему разрешается в пределах площадки переходить с одного места на другое, но нельзя стоять в середине площадки и рядом с мячами.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Сигушки

Играющие делятся на две равные команды, одна из них – водящая. Это определяется жребием. Участники водящей команды образуют пары и садятся на пол лицом друг к другу, выпрямив ноги так, чтобы ступни одного игрока упирались в ступни другого. Пары располагаются  на расстоянии 1–3 м одна от другой. На некотором расстоянии от первой пары проводят черту, где выстраиваются участники другой команды в колонну по одному и по очереди начинают бег, перепрыгивая через ноги игроков водящей команды, а те, в свою очередь, стараются их осалить. Осаленный встает за спиной того, кто до него дотронулся. Игра продолжается до тех пор, пока кому-нибудь не удастся перепрыгнуть через все препятствия 3–4 раза. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, в которой было меньше осаленных.

Правила

1. Сидящие не должны менять положение ног.

 2. Руки игроков водящей команды должны быть опущены. Салить бегущего можно только в тот момент, когда он перепрыгивает через ноги.

 3. Если двое водящих одновременно осалили соперника, то право выбора, за кем встать, остается за осаленным.

Без соли–соль

Играющие делятся на группы по три человека в каждой и расходятся по площадке. Двое садятся на пол, как в предыдущей игре, но руки заводят за спину, а третий старается перепрыгнуть через их ноги, а те – его осалить. В каждой группе дети самостоятельно оценивают свои успехи и меняются в случае осаливания. Игра усложняется тем, что прежде чем разбежаться и прыгнуть, участник должен говорить слова-сигналы. По команде: «Без соли!» – сидящие закрывают глаза, чтобы не видеть прыгающего, который за 2–3 шага до прыжка произносит второе слово-сигнал: «С солью!» По этой команде сидящие на полу открывают глаза и стараются осалить прыгающего.

Правила

1. Начинать игру можно только по команде: «Без соли!»

2. Прыгающий может самостоятельно принять решение, с кем он должен поменяться местами, если водящие осалили его одновременно.

3. Водящие должны точно по сигналам закрывать и открывать глаза, придавая рукам нужное положение.

Методические указания.

 Группы располагаются на площадке так, чтобы не мешать друг другу при разбеге. Перед игрой все вместе договариваются, сколько нужно сделать прыжков. Их количество должно быть четным: 2, 4, 6 или 8.

Хромая лиса

Все играющие располагаются в кругу. Его диаметр зависит от уровня физической подготовленности и количества игроков. Один из которых – водящий (хромая лиса): он прыгает на одной ноге, стараясь запятнать играющих. Запятнанный меняется ролями с хромой лисой, а прежний пятнашка присоединяется к остальным.

Правила

1. Хромая лиса должна всё время прыгать на одной ноге, пока не запятнает кого-нибудь. За несоблюдение этого правила она штрафуется: выходит из круга на одну смену водящего.

 2. Новый водящий не должен пятнать того, кто был только что осален.

Салка на одной ноге

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки заводят за спину. По команде ведущего все закрывают глаза, а он в это время кладет одному из них в руки платочек – это будет салка. По команде: «Раз, два, три – смотри!» – дети открывают глаза. Стоя на одном месте, они внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто салка. Затем игрок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Все участники стараются от него убежать, прыгая на одной ноге, а он – осалить их, тоже прыгая на одной ноге. Тот, кого он осалил, берет у него платочек и идет водить. При этом он поднимает платок вверх и говорит: «Я салка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. ...

Конспект занятия "Удмуртские народные подвижные игры"

Тема занятия: «Удмуртские народные подвижные игры»Цель занятия: Познакомиться с национальными подвижными играми удмуртов.Задачи занятия:-Изучение  национальных  игр удмуртов, которые развива...

Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"

В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает послед...

Методическая разработка по теме: "Русские народные подвижные игры"

Методическа разработка "Русские народные подвижные игры"  Приложения  Средний дошкольный возраст...

Публикация на тему "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики"

В публикации "Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики" описываются народные подвижные игры для детей разного возраста. Рассказывается о влиянии народных подвижных игр на д...

Картотека "Народные подвижные игры народов Поволжья "

В картотеке представлены подвижные игры народов Поволжья....