Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"
проект на тему

Дербердеева Гульнара Хакимовна

В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Реализация данного проекта требует от педагогв и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Мордовия. Цель: воспитывать интерес детей к национальной культуре народов поволжья; вызвать положительные эмоции и чувства в процессе познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_derberdeeva_g.h.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект « Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих республику Мордовия, через народные подвижные игры» Р азработала: воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида » Дербердеева Г.Х., г/о Саранск

Слайд 3

Проект состоит из 3 мини-проектов: 1. «На осенний лужок выходи играть, дружок!» 2. «Зима пришла – нам забавы принесла!» 3. «Весна лето встречает – детвору забавляет!» Содержание: — ознакомление с краеведческим материалом; — ознакомление с устным народным творчеством; — ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов; — народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы), народные игрушки; — дидактические игры; — сюжетно-ролевые игры; — театрализованные игры.

Слайд 4

Цель проекта . Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания. Задачи. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: -Создать систему работы по приобщению детей к русским, мордовским, татарским народным играм и традициям. -Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. -Формировать представления о национальной принадлежности; - Расширять представления об истории семьи, её традициях и обычаях. РАЗВИВАЮЩИЕ: - Развивать творческие способности у детей; - Консультировать родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей; - Развивать речевые и исполнительные способности; - Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, творчеству, играм и праздникам народов Поволжья; - продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям; - привлекать родителей к организации мероприятий, обрядовых праздников и развлечений; - воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам.

Слайд 5

Актуальность. Игра – важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры , особенно народные , являются традиционным средством педагогики. В последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых, ушли из жизни многие обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы и приёмы, которые актуальны и эффективны в воспитании дошкольников в настоящее время.

Слайд 6

Для реализации проекта использовались разнообразные средства: 1) народные подвижные игры; 2) устное народное творчество; 3) художественная литература; 4) музыкальное народное творчество; 5) декоративно-прикладное искусство, живопись; 6) народные праздники, обряды, традиции; 7) народная игрушка и национальная кукла; 8) этнический мини-музей.

Слайд 7

Достигнутые результаты. Дети: - используют в речи народные потешки , пословицы, поговорки, загадки, считалки; - знают сказки народов Поволжья; - знают быт народа и некоторые традиции народов; населяющих Мордовию; - участвуют в народных праздниках; - знают историю народного костюма; - имеют представления о народных промыслах Мордовии (гончарное, ювелирное, деревянное, вышивка); - умеют раскрашивать красками игрушки, тарелки, кокошник, сарафан, полотенце, яйца; - умеют классифицировать бытовые предметы, выделять характерные признаки предметов, обобщать; - знают достопримечательности города Саранска; И главное, умеют играть в народные мордовские, русские, татарские, башкирские, чувашские подвижные и хороводные игры.

Слайд 8

Русская народная игра «Горелки». Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, Колокольчики звенят! Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого - нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а, оставшийся без пары, становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим .

Слайд 9

Мордовская народная игра «Круговой». Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Слайд 10

Татарская народная подвижная игра «Продаем горшки» ( Чулмак уены ) Играющих - две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок продай горшок! — Покупай— Сколько дать тебе рублей?— Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Слайд 11

Башкирская народная игра «Юрта». В игре участвуют не менее двух подгрупп детей, каждая из них образует круг по углам площадки. В центре каждого круга платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами под музыку и говорят слова: «Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок». Под мелодию без слов дети танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим платкам, берут его за углы и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Слайд 12

Чувашская народная игра «Луна и солнце». Развивает силу и чувство товарищества. Две команды «Луна» и «Солнце». Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. ...

Конспект занятия "Удмуртские народные подвижные игры"

Тема занятия: «Удмуртские народные подвижные игры»Цель занятия: Познакомиться с национальными подвижными играми удмуртов.Задачи занятия:-Изучение  национальных  игр удмуртов, которые развива...

Народные подвижные игры.

Современные дети стали меньше времени проводить во дворах. Из-за этого известные и популярные ранее народные игры начинают забываться. С помощью данной статьи мы постарались восполнить этот пробел, об...

Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.

Урок 18.  Тема. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань. Цель.Формирование ценностных ориентаций в ходе повторения культурно-исторического и духовног...

Картотека "Народные подвижные игры народов Поволжья "

В картотеке представлены подвижные игры народов Поволжья....

План – конспект урока по физической культуре в 2-м классе по разделу "Русские народные подвижные игры".

Проведение уроков на основе народных игр является актуальным направлением в работе учителя физической культуры....