"Классные забытые игры" исследовательская работа
материал по физкультуре на тему

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Иннокентьевская основная общеобразовательная школа» Красноярский край, Партизанский район.

с.Иннокентьевка.

« Классные

забытые игры…»

Исследовательскую работу  подготовил

Ученик  5  класса

Штанбрайс Андрей

Руководитель:

Глазунова Валентина Александровна- учитель физической культуры.


Оглавление:

  1. Введение                                                                                3
  2. Цели и задачи исследовательской работе                                          4
  3. Виды детских игр                                                                5
  4. Анкетирование детей, родителей, бабушек и дедушек                6
  5. Как отвлечь детей от компьютера?                                                12
  6. Заключение                                                                        13

     7.  Список используемой литературы                                                14


1.Введение.

Предыстория игры уходит в глубину веков, когда происходили испытания различных способностей, знаний, умений диктовались самой природой. Но в нашем восприятии игра неразрывно связана  с детством. Мир детства невозможно представить без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка.

В игре ребенок не просто стремится удовлетворить свою потребность в развлечении, получить удовольствие. Она побуждает играющего использовать определенные усилия для преодоления трудностей.

С помощью игры дети укрепляют не только ловкость и выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Поэтому мы все так любим игры!

Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят приемлемый выход из конфликтной ситуации, то есть игры способствуют развитию самостоятельности с самого раннего возраста. Они являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Ещё в Лаврентьевской летописи, в которой говорится о лесных славянских племенах(радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни  языческих праздников народ сходился на игрища.

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр.  Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени  потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. В некоторых литературных источниках говорится, что игры эти разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стекол или гвоздей.

В жизни древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома вытесняются виртуальными развлечениями. Дети становятся все более одинокими, остаются один на один с компьютером, погружаясь в виртуальный мир. Детям начального и среднего звена  больше нравится играть дома в компьютер, чем на улице. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?

2. Цели и задачи исследовательской работы.

 Я задумался - насколько изменились игры и предпочтения, во что играют современные дети  по сравнению с  играми  наших родителей, бабушек и дедушек?

Целью моей исследовательской работы стало изучение и, по возможности, возрождение забытых подвижных игр.

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:

- изучить игры родителей, бабушек и дедушек и игры, в которые играют дети сейчас;

- исследовать наиболее популярные игры разных поколений, проследить насколько изменились игры; для этого создать анкету и опросить школьников начального и среднего звена, их родителей, бабушек и дедушек;

- возродить игры наших родителей, бабушек и дедушек, которые сейчас почти забыли; создать сборник игр для ребят начальных классов;

- поиграть в некоторые «забытые» игры с детьми начальных  классов;

- показать  детям, что игры наших родителей, бабушек и дедушек веселые и увлекательные.

3. Виды детских игр.

Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепление здоровья и т.п. Явное желание играть появляется у малыша тогда, когда мама вместе с ним рисует, сочиняет разные сказки, не стесняясь побыть и страшным волком, и боязливым зайчонком и другим героем. Если она не забывает при этом что-то подсказать малышу, делая это, очень ненавязчиво, придумать интересную идею, воплотить ее в жизнь, довести задуманное до конца. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выделяют различные виды игры, в том числе: подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения). Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; спортивные игры (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.); строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; настольные игры (монополия, шашки, шахматы, домино и т.д.) ; дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу; игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность; и, наконец, компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.

4.Анкетирование детей, родителей, бабушек и дедушек.

Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время и у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Чтобы изучить, как изменились игры, я провел анкетирование трех поколений: учеников младшего и старшего звена, их родителей и бабушек и дедушек.


Анкетирование школьников.

Число опрошенных

26

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Кол-во

%

компьютерные

13

50

подвижные (салки, прятки, жмурки и т.д.)

16

61,5

настольные (шашки, шахматы, карты)

13

50

спортивные (футбол, пионербол, волейбол и т.д.)

16

61,5

Отметь игры, которые тебе знакомы?

Кол-во

%

Кол-во

%

Ручеек

23

88,4

горелки

14

53,8

Салки

21

80,7

дочки-матери

24

92,3

Прятки

26

100

ножички

10

38,4

догонялки

26

100

домино

20

76,9

Садовник

13

50

шахматы

26

100

Телефон

11

42,3

шашки

26

100

Городки

5

19,2

тетрис

17

65,3

Лапта

22

84,6

Компьютерные игры

26

100

Классики

26

100

Футзал, футбол

26

100

Жмурки

26

100

Баскетбол, волейбол

26

100

Чижик

6

23

хоккей

26

100

Колечко

7

27

фанты

7

26,9

Как часто ты играешь в подвижные игры на улице?

Кол-во

%

очень редко

4

15,3

раз в неделю

2

7,6

2-3 раза в неделю

5

19,2

чаще, чем 3 раза в неделю

11

42,3

Как часто ты играешь в компьютерные игры?

Кол-во

%

очень редко

4

15,3

раз в неделю

3

11,5

2-3 раза в неделю

5

19,2

чаще, чем 3 раза в неделю

14

53,8

Как часто ты играешь в настольные игры?

Кол-во

%

очень редко

8

30,7

раз в неделю

0

0

2-3 раза в неделю

14

53,8

чаще, чем 3 раза в неделю

4

15,3


Анкетирование родителей.

Число опрошенных

5

В какие игры вы любили  играть в детстве больше всего?

Кол-во

%

компьютерные

0

0

подвижные (салки, прятки, жмурки и т.д.)

7

100

настольные (шашки, шахматы, карты)

0

0

спортивные (футбол, пионербол, волейбол и т.д.)

0

0

Отметь игры, которые вам знакомы с детства?

Кол-во

%

Кол-во

%

ручеек

3

60

горелки

0

0

Салки

2

40

дочки-матери

1

20

прятки

5

100

ножички

1

20

догонялки

4

80

домино

0

0

садовник

0

0

шахматы

5

100

телефон

2

40

шашки

5

100

городки

2

40

тетрис

3

60

лапта

3

60

Компьютерные игры

2

40

классики

5

100

Баскетбол ,волейбол

5

100

жмурки

5

100

Футзал, футбол

1

20

чижик

0

0

хоккей

0

0

колечко

2

40

фанты

0

0

Как часто вы играли в подвижные игры на улице в детстве?

Кол-во

%

очень редко

0

0

раз в неделю

0

0

2-3 раза в неделю

0

0

чаще, чем 3 раза в неделю

5

100

Как часто вы играете в компьютерные игры ?

Кол-во

%

не играю

3

60

очень редко

0

0

раз в неделю

0

0

2-3 раза в неделю

1

20

чаще, чем 3 раза в неделю

1

20

Как часто вы играли в настольные игры в детстве?

Кол-во

%

очень редко

1

20

раз в неделю

1

20

2-3 раза в неделю

3

60

чаще, чем 3 раза в неделю

0

0



Анкетирование бабушек и дедушек.

Число опрошенных

7

В какие игры вы любили  играть в детстве больше всего?

Кол-во

%

компьютерные

0

0

подвижные (салки, прятки, жмурки и т.д.)

7

100

настольные (шашки, шахматы, карты)

0

0

спортивные (футбол, пионербол, волейбол и т.д.)

0

0

Отметь игры, которые вам знакомы с детства?

Кол-во

%

Кол-во

%

ручеек

0

0

горелки

1

14,2

Салки

5

85,7

дочки-матери

4

57,1

прятки

7

100

ножички

4

57,1

догонялки

7

100

домино

1

14,2

садовник

1

14,2

шахматы

0

0

телефон

2

28,5

шашки

1

14,2

городки

4

57,1

тетрис

0

0

классики

3

42,8

волейбол, баскетбол

2

28,5

жмурки

7

100

Футзал,футбол

2

28,5

чижик

7

100

хоккей

0

0

колечко

1

14,2

фанты

1

14,2

Как часто вы играли в подвижные игры на улице в детстве?

Кол-во

%

очень редко

0

0

раз в неделю

1

14,2

2-3 раза в неделю

0

0

чаще, чем 3 раза в неделю

6

85,7

Как часто вы играете  в компьютерные игры ?

Кол-во

%

не играю

6

85,7

очень редко

0

0

раз в неделю

0

0

2-3 раза в неделю

0

0

чаще, чем 3 раза в неделю

1

14,2

Как часто вы играли в настольные игры в детстве?

Кол-во

%

очень редко

5

71,4

раз в неделю

2

28,5

2-3 раза в неделю

0

0

чаще, чем 3 раза в неделю

0

0


 Самые популярные игры разных поколений.

Самые популярные игры ребят

Название игры

Кол-во

%

Прятки

26

100

догонялки

26

100

Ручеек

23

88,4

Классики

26

100

Лапта

22

84,6

Жмурки

26

100

шахматы

26

100

шашки

26

100

Компьютерные игры

26

100

Салки

21

80,7

Футзал, футбол

26

100

Баскетбол, волейбол

26

100

Самые популярные игры родителей

Название игр

Кол-во

%

прятки

5

100

догонялки

4

80

классики

5

100

жмурки

5

100

ручеёк

3

60

шахматы

5

100

шашки

5

100

лапта

3

60

Баскетбол ,волейбол

5

100

Самые популярные игры бабушек и дедушек

Название игры

Кол-во

%

Салки

5

85,7

прятки

7

100

догонялки

7

100

жмурки

7

100

чижик

7

100

городки

4

57,1

дочки-матери

4

57,1

ножички

4

57,1

 Безусловно, во времена наших родителей компьютеры были большой редкостью, а уж во времена наших бабушек и дедушек их вообще не было, поэтому более старшее поколение проводили все свое время на улице, играя в подвижные и спортивные игры. Очень жаль, что мои одноклассники любят больше играть в компьютер, чем с друзьями. Но то, что чуть меньше половины ребят все таки любят подвижные игры – это замечательно.

Проанализировав результаты, я выяснил, что больше, чем у  половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред. А подвижные и спортивные игры приносят только пользу.

В чем же польза подвижных игр?

 Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.                    

 Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.

Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.

Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.

Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию.

Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.

  1. Как отвлечь детей от компьютера?

После того, как я выяснил, что больше половины детей  проводят свое свободное время за компьютером, я задумался о том,  как отвлечь их от компьютера и заинтересовать подвижными и спортивными играми? Ведь намного веселее играть в подвижные игры на улице или в настольные игры дома с друзьями, чем одной за компьютером…

Мне кажется, родители должны влиять на детей. Мамы, папы, бабушки и дедушки должны учить нас играм своего детства, больше играть с нами, гулять и, конечно, ограничивать время, проводимое за компьютером. Например, мои родители ограничивают время компьютерных игр. Я играю всего полчаса в день и то не каждый день. А вот гуляю я каждый день, на улице мы играем в различные подвижные и спортивные игры: «Салки» «Вышибало» «Футбол» и т.п.

Чтобы заинтересовать детей начальных классов подвижными играми наших родителей, бабушек и дедушек, я с помощью преподавателя по физической культуре создал  книжку-малышку «Такие классные забытые игры» . Эта книга – сборник веселых и подвижных игр, таких как «Казаки-разбойники», «Горелки», «Садовник»,  и т.д. В ней я собрал игры, которые по результатам исследования ребята знают мало или не знают вовсе. В эти игры можно играть на перемене, в группах продленного дня, на уроках физкультуры, да и просто на прогулке после уроков. Мы не просто прочитали ее все вместе, но и поиграли в эти игры! Всем очень понравилось, мы играли дружно и  весело. Теперь, я надеюсь, дети будут чаще играть в подвижные игры .

  1. Заключение.

В ходе исследования я обнаружил, что наши родители, бабушки и дедушки играли в основном в подвижные игры на улице, а современное поколение предпочитают проводить свое свободное время за компьютером. Большинство ребят любят подвижные игры, но мало с ними знакомы. Большая часть игр наших бабушек и дедушек (например, колечко, чижик, ножички) забыты и почти все дети их не знают.

Но мне кажется замечательно то, что все больше детей стали играть в настольные игры. Все ребята, опрошенные мной, любят играть в шашки, шахматы. Это хорошая альтернатива компьютерным играм.

Но все-таки современным детям надо больше гулять, больше играть в подвижные и спортивные игры, развиваться физически и духовно, изучать игры наших родителей, бабушек и дедушек, играть в них.

Ведь лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили, в них нужно играть!


7 Список используемой литературы:

  1. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
  2. Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г.
  3. Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.
  4. П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.
  5. В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.
  6. http://wiki.uspi.ru/index.php/Виды_детских_игр_и_их_влияние_на_развитие_ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации классным руководителям для работы с группой

Методические указания предназначенны для классных руководителей. Данная работа ценна своей теоретической частью и практическим материалом. Большую помощь может оказать пошаговый алгоритм написани...

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Конкурс "Самый классный классный" АНАЛИЗ воспитательной работы с классом

Материал содержит анализ воспитательной работы с классом за 4 года...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

Классное руководство. Преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.

Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы ка...