Самодеятельный туризм как средство самореализации подростка.
статья по физкультуре на тему

Средством самореализации подростков является самодеятельный туризм,как вид воспитательно-развивающей деятельности обладает определенной спецификой, позволяющей эффективно влиять на школьников в подростковом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_kak_sredstvo_samorealizatsii_podrostka.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Самодеятельный туризм как средство самореализации подростка.

Человек может голодать от отсутствия самореализации                                                                    так же сильно, как и от отсутствия пищи.                                                                             Ричард Райт

       Изменения, происходящие в нашей стране во всех сферах,  вызывают потребность в  людях грамотных, инициативных, осознающих свою ответственность.  В  национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Задачей педагога является создание условий для развития и становления личности, формирование познавательных действий, освоение способов и средств деятельности, совместное сотрудничество.   А.Н.Леонтьев считает, что «подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности».                                                                 Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно     -  заданных    ситуаций;    творческий характер активности [1].   В образовательных учреждениях  уделяют большое внимание формированию самореализации подростков, но решается этот вопрос в недостаточной степени. Действенным средством самореализации является самодеятельный туризм, с его развивающим видом деятельности, содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, применение знаний, умений на практике). Туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно [2]; как вид воспитательно-развивающей деятельности обладает определенной спецификой, позволяющей эффективно влиять на школьников в подростковом возрасте.  Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, ориентируется  на его нормы и ценности, появляется «чувство взрослости». [7]. Участник похода ощущает себя частью коллектива,   а это ответственность за себя и за товарищей, это подчинение общим требованиям, необходимость идти на компромисс. Подросток учится реально оценивать ситуацию, анализировать и обобщать полученные знания.   Интересными     является слова  Э. Эриксона  о неготовности подростка к совершению окончательного выбора и самоопределения,  требование создания условий, в которых подросток мог бы опробовать себя в разных ролях, прежде чем совершить окончательные социальный и профессиональный выбор  условий, в которых он мог бы совершать как бы возврат назад, возможность пробы и исправления ошибок.  В туристском коллективе каждый участник может опробовать различные социальные роли,  так   как  с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности.   Туристские походы являются отличным средством укрепления физического и психического здоровья. Закаливание организма, совершенствование физических качеств: силы, выносливости, ловкости,  снятие стрессов и напряжения от учебной деятельности.    Анализ опыта работы    туристического кружка, наблюдения и беседы с детьми  показал, как меняется отношение подростков к занятиям туризмом на протяжении ряда лет. При поступлении в кружок преобладал интерес к новому виду деятельности, проведение досуга, укрепление здоровья. При выпуске из образовательного учреждения отмечалось умение самостоятельно ставить и достигать поставленные цели, повышение уровня ответственности за свои действия, инициатива и хорошее физическое развитие.                                                                  

        Таким образом, самодеятельный туризм является действенным средством самореализации   подростков, которое заключается в специфике условий походной жизни, новизне и разнообразии восприятия окружающего

мира, применения полученных знаний в практической деятельности, учете возрастных и индивидуальных особенностей.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск : Университетское, 1990. - 559, 1. с. - (Библиотечка серии "Университет - школе").

2. Бардин К.В. Азбука туризма: Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 206с.

3. Беккер И.Л. Туризм в школе: поход выходного дня : метод, пособие / И. Л. Беккер, А.В. Соболев; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза : ПГПУ, 2002. - 61,1. с.: ил. - Библиогр.: с. 52.

4. Гордон Олпорт. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2006. - С. 61.

5. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. - 96с.

6.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

7.Интернет ресурсы : www.psi.webzone.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: технология содействия самореализации подростков»

Программа направлена на создание условий для самореализации личности обучающегося, обеспечивающих эффективность мер профилактики и формирования механизмов защиты подростков от влияния психоактивных ве...

Профессиональный выбор в структуре самореализации подростка

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то о...

Факторы внешней среды, влияющие на самореализацию подростков

Подростку необходимо помочь в самопознании, самоопределении и самовыражении, способствовать их процессу, развитию в современных условиях. В кругу сверстников, единомышленников, друзей по интересам под...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Проблема формирования социального интеллекта как фактора самореализации подростков...

Библиотека самодеятельного туризма

       Учебно-методическое пособие. г.Славянск-на-Кубани. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная шк...

Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"

Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...