Сюжетно-ролевое занятие. Тема : «Введение в образовательную программу «Спортивное ориентирование»
план-конспект занятия по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Григорьева Рита Николаевна
Цель занятия: развивать интерес к занятиям спортивным ориентированием; познакомить обучающихся с понятиями спортивное ориентирование, спортивная карта, условные знаки, компас, легенда. На занятии используются различные формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevoy_urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевой    урок по физической культуре

«Введение в образовательную программу «Спортивное ориентирование»

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить обучающихся с понятиями спортивное ориентирование, спортивная карта, условные знаки, компас, масштаб, легенда.

2.Развивать интерес к занятиям спортивным ориентированием; физические качества: ловкость, быстроту, координацию движений.

3.Воспитывать нравственные качества: чувство ответственности, товарищества и коллективизма, находчивость и сообразительность.

Формы, методы и приёмы работы.

1Коллективная форма работы

2.Коллективная система обучения

3.Поэтапное формирование знаний и умений

4.Игровой метод

5.Соревновательный метод

6.Словесный метод.

Знания, умения и навыки,  формирующиеся на занятии.

Обучающиеся должны знать:

 что такое спортивное ориентирование;

 порядок проведения соревнований по спортивному ориентированию;

спортивная карта;

масштаб карты;

топографические знаки;

что такое легенда;

Обучающиеся должны уметь:

читать карту с помощью условных знаков;

находить условные знаки на карте;

работать с компостером;

ориентировать карту по компасу;

определять стороны света с помощью компаса.

Конкурсы:

  1. Построение по алфавиту
  2. Построение по блондинам и брюнетам - разделение на команды
  3. Сборка карты – сопоставление фрагментов в единое целое
  4. Определение сторон света.
  5. Топографический конкурс.
  6. Конкурс капитанов по ориентированию.
  7. Конкурс по поиску сокровищ старого пирата Флинта (работа по легенде).

Ход урока

(Учитель в образе капитана Сильвера)

Вводная часть

Доброе утро! Дорогие ученики!

         Тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Спортивное ориентирование». Я предлагаю всем вам пуститься в погоню за сокровищами пиратов, потому как в последнем своем морском походе мне, капитану Сильверу, чудом досталась карта старого Флинта (очень похожая на спортивную карту лесного массива «Русятка» города Вязьмы), я раздобыла компасы и ещё кое-что, что может нам пригодится. В пути вы узнаете о спортивном ориентировании,  и эти знания помогут нам в дальнейшем путешествии.

Основная часть

         I. Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса находят контрольные пункты (КП), расположенные на местности (показ КП), а результаты определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков.

Дистанция (маршрут движения) в ориентировании имеет точку старта, линию финиша и контрольные пункты, через которые проходят все участники. КП обычно располагаются у какого-нибудь ориентира. Каждый контрольный пункт оснащён средством отметки. Это может быть компостер или цветные карандаши (показ средств отметки). Спортсмен-ориентировщик сам выбирает путь от одного КП до другого. Способность выбирать лучший маршрут и умение точно и быстро его преодолеть – смысл этого вида спорта.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в основном в лесу, но некоторые из видов могут проводиться в парках и даже в городской зоне.

Итак, представьте: море шумит, солнце печет, где-то на дне пещеры спрятаны сокровища. Чтобы к ним добраться, нужно преодолеть ветер, дождь, тайгу, бурелом (в общем, как и туристам), Ниагарские водопады, Марианскую впадину, лавины и оползни…

Тысяча чертей, чуть не забыла! Мне необходимо набрать команду, сумеете ли вы быстро выполнить первое задание, и построится по именам в алфавитном порядке –

Синий краб и три поросенка! СТАРТ! 

1. Построение по алфавиту.

 (Обучающиеся строятся по именам в алфавитном порядке)

А теперь проверим, как вы справились с этим заданием!

Что - ж, беру вас своими юнгами!

Но для остроты ощущений и духа соперничества мы разделимся на 2 команды – пиратов и моряков! Блондины пусть будут морскими волками, а брюнеты - пиратами.

Итак, седлаем свои шлюпки – у нас их две.(Шлюпками являются гимнастические маты).

 Трап на берег, груз за борт, отдать швартовый! Поднять паруса! Сушить якорь! Полный вперед!

2. Построение по блондинам и брюнетам - разделение на команды.

(Обучающиеся делятся на две команды по цвету волос и располагаются на гимнастических матах.)

Начинать каждый конкурс мы будем командой: Поднять паруса! Полный вперед!

II. Карта – это сделанный на бумаге чертеж местности, то есть её изображение в условных топографических знаках в сильно уменьшенном виде. Топографическая карта (если вы умеете ею пользоваться) заранее подскажет вам, где вечером  разбить бивак и сварить еду, она подскажет путешественнику, как короче пройти к намеченной цели, какие могут встретиться препятствия на пути и как лучше их обойти. Читать карту, будто древние надписи и рисунки на камне – это значит зрительно воспринимать и разгадывать значение графической информации. Верхняя часть рамки карты называется северной, нижняя – южной, левая – западной, а правая – восточной.

3.Сборка карты – сопоставление фрагментов в единое целое.

         Карта – то есть! Но она пока одна и у меня! Вам нужно будет добыть карту каждой команде. У нас есть две точных копии заветной карты, разрезанные на 8 частей. Вам необходимо собрать всю карту. Для этого проведем эстафету. Выбегая за ней по одному, необходимо сделать отметку компостером на одном фрагменте карты и принести своей команде, затем тоже проделать следующему юнге, пока карта не будет собрана. Закончив, команда встает с поднятыми руками и кричит: Готовы

III.Условные знаки

Карта – модель местности, где все ориентиры зарисованы в виде условных знаков.

Топографы придумали эти знаки так, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы. Так, лес изображается зеленым цветом,  строение – прямоугольником (как оно выглядит сверху), реки и озера – голубым цветом. Есть условные знаки масштабные, есть внемасштабные – родничок, очень важен для туриста, но очень мал по масштабу.

(Выдаем командам целые карты)

4.Топографический конкурс

Называем условный знак, обучающиеся ищут его на карте и пишут порядковый  номер.

Работают командой! Совещаются!

IV. Компас.

Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности. С его помощью можно определить стороны света, ориентировать карту по компасу.

5.Конкурс капитанов по ориентированию.

Команда выбирает капитана и лоцмана, капитан с завязанными глазами «ищет» компас,  лоцман подсказывает направление движения капитану.

        V. Определение положения карты по компасу.

Необходимо горизонтально положить компас на карту, вращать карту по кругу, пока стрелка севера на компасе не совпадет  по направлению со стрелкой севера на карте.

6.Конкурс по определению сторон света.

 Называем направление, капитан становится лицом к заданной стороне света, руки отводит назад (изображая  наконечник стрелы), команда строится в колонну за капитаном. Должна получиться стрела, указывающая на определённую сторону света.

VI. Масштаб.

Величина уменьшения местности на карте называется масштабом.

Масштаб выражается в виде дроби, где в числителе всегда единица, а в знаменателе число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение местности на этой карте.

VII. Легенда – описание точки, на которой установлен знак контрольного пункта.

7.Конкурс по поиску сокровищ старого пирата Флинта (работа по легенде).

 Вы многое узнали и близки к разгадке тайны сокровищ старого Флинта. Он оставил свои пиратские легенды. На карте отмечена стоянка погибших кораблей. Используя полученные знания о масштабе (Получили? -…), условных знаках умение определять (Получили? -…), стороны света с помощью компаса (Получили? -…). Знание – это сила, теперь вы сможете найти место положения сокровищ на карте.

 Поднять паруса! Полный вперед!

 

(Командам выдаются легенды, по которым они должны определить место проведения следующего занятия по спортивному ориентированию.)

Заключительная часть

 Теперь вы готовы к занятиям по программе «Спортивное ориентирование», и если у вас появился интерес к спортивному ориентированию, я приглашаю вас на следующее занятие, которое будет проводиться  на том месте, которое вы разгадали по карте Старого пирата Флинта. До встречи на лесной тропе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Спортивная секция «Настольный теннис» Возраст детей 11-13, 14-16 лет Срок реализации – 2 года

Данная программа разрабатывалась для спортивной секции по настольному теннису  ,для занятий после уроков в Спортивном клубе нашей школы.......

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей 5-7 лет с нарушением речи

Программа рассчитана для тренеров-преподавателей занимающихся на базе детского сада....

Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)

Волейбол  –  спортивная  командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Образовательная программа "Спортивное ориентирование"

программа по спортивному ориентированию...