Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Бадминтон»
рабочая программа по физкультуре на тему

Юзеев Игорь Михайлович

Цель программы «Бадминтон»: развитие и формирование у обучающихся универсальных двигательных способностей, овладение техническими приемами и тактическими действиями в спортивной игре бадминтон, выполнение юношеских спортивных разрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл badminton.docx87.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 «Бадминтон»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования

«Детский оздоровительно- образовательный центр»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

педагог дополнительного образования

Юзеев Игорь Михайлович

для обучающихся 6-17 лет

срок реализации - 4 года

                                     

г. Болгар

2017г.

Содержание:

Пояснительная записка ………………………………………………………….

3

Общий тематический план ………………………………………………………

6

Содержание учебного материала на все года обучения ………………………

6

Календарно-тематическое планирование первого года обучения ……………

14

Календарно-тематическое планирование второго года обучения ……………

15

Календарно-тематическое планирование третьего года обучения …………..

17

Календарно-тематическое планирование четвертого года обучения ………..

19

Восстановительные мероприятия ……………………………………………….

21

Инструкторская и судейская практика …………………………………………

22

Психологическая подготовка

22

Воспитательная работа

22

Нормативы физической подготовленности юных бадминтонистов …………

23

Нормативы физической подготовленности юных бадминтонисток …………

23

Перечень инвентаря и оборудования, необходимого для реализации программы по бадминтону …..………………………………………………….

24

Кадровое обеспечение …………………………………………………………

24

Литература ………………………………………………………………………

24

П о я с н и т е л ь н а я  з а п и с к а

Характеристика программы.

   Программа по бадминтону составлена на основе государственной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под общей редакцией М. М. Зверева, М., «Просвещение, 1986г.; учебника под редакцией Лифшица В. Е. – президента Федерации бадминтона России и Примерной программы, спортивной переподготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по настольному теннису, М., 2004г., и «советский спорт», авторы: Г. В. Барчукова, В. А. Воробьева, О В. Матыцин. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).

Актуальность программы. Программа позволяет увеличить двигательную активность учащегося и почувствовать себя личностью в коллективе.

Новизна занятий по бадминтону состоит в том, что раньше дети просто занимались в секции по бадминтону, а сейчас уже участвуют в районных, республиканских соревнованиях.

Практическая значимость состоит в том, чтобы увеличить режим двигательной активности школьников, содействовать развитию физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости.

Программа составлена для тренеров и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки бадминтонистов от новичков до спортсменов –разрядников.

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.

     Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в бадминтон, но и с учетом изменившихся с 2002 года правил игры до 11 очков.

Цель и задачи программы.

Цель программы «Бадминтон»: развитие и формирование у обучающихся универсальных двигательных способностей, овладение техническими приемами и тактическими действиями в спортивной игре бадминтон, выполнение юношеских спортивных разрядов.

 Задачи:

Обучающие (Обеспечение каждому ребёнку требуемого уровня образования):

  1. ознакомление детей с историей развития бадминтона  в России и в мире;
  2. 2)формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияний физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развития двигательных способностей;
  3. овладение школой движений в бадминтоне;
  4. развитие координационных и кондиционных способностей;
  5. развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости;
  6. обучение официальным правилам организации и проведения соревнований по бадминтону, технике судейства игр в одиночных и парных матчах;
  7. обучение психической саморегуляции.

Воспитательные (Воспитание в соответствии с высокими морально-нравственными ценностями):

  1. формирование  общественной активности личности обучаемого;
  2. воспитание культуры общения и поведения в коллективе, в команде;
  3. воспитание любви к родине, и наследию предыдущих поколений и современников;

Развивающие (Обеспечение гармоничного, эстетического и физического развития):

  1. развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
  2. выработка навыков здорового образа жизни.
  3. развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей детей.
  4. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  5. формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки.
  6. выработка умений использовать физические упражнения для укрепления здоровья и противостояния стрессам.

Отличительные особенности программы

Программа дополнительного образования “Бадминтон” базируется на современных идеях педагогии: концепции сотрудничества и концепции личностно - ориентированного обучения и персонализации подготовки.

Вид программы: «Модифицированная» (адаптированная) программа.

Направленность программы: физкультурно – спортивная

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения и состоит из 3 этапов:

  • подготовительный (1-ый и 2-ой год обучения);
  • основной (3-ий год обучения);
  • заключительный (4-ый год обучения).

На подготовительном этапе идёт подготовка и обучению техники и основным тактикам игры в бадминтон. На 2-ом этапе идёт базовое обучение техники и тактики игры в бадминтон, сузится практика и участие в открытых  турнирах по бадминтону в Округе и городе.

На 3-ем этаже идёт дальнейшее совершенствование техники и тактики игры в бадминтон, идёт становление обучающегося как бадминтонистов-спортсменов.

Формы и режим занятий

Год обучения

Возраст детей

Кол-во детей в группе

Кол-во учебных часов в неделю

Кол-во учебных часов в год

Требования по спортивной подготовке

1-ый

6-8

15

4

144

Нормативные требование программы

2-ой

9-12

12

6

216

3-юн. Нормативные требования программы

3-ий

13-15

12

9

324

2-юн. Нормативные требования программы

4-ый

16-17

10

9

324

1-юн. Нормативные требования программы

Периодичность занятий:

1-ый год обучения: учебно-тренировочные занятия  2 раза в неделю по 2 часа, 2 год обучения: учебно-тренировочные занятия  3 раза в неделю по 2 часа, 3-4 год обучения: учебно-тренировочные занятия 3 раза в неделю по 2 часа 1 раз по 3 часа.

Используемые формы обучения:

  1. Теоретические подготовка обучающегося: учебные занятия, лекции, семинары, экскурсии, учебные конференции, консультации.
  2. Практическая подготовка обучающегося: практические учебно-тренировочные занятия, учебная и спортивная практика (игровая тренировка, контрольные игры, участие в открытых турнирах и соревнованиях по бадминтону, в одиночных, парных, командных).

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Знания, умения и навыки, которые должны приобрести воспитанники в процессе занятий по программе:

  1. Гармоническое развитие личности, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
  2. Расширение двигательного опыта по средствам овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  3. Развитие координационных и кондиционных способностей;
  4. Знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значение занятий бадминтоном для будущей трудовой деятельности;
  5. Углублённое представление  о виде спорта – бадминтон;
  6. Закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта бадминтоном в свободное время.
  7. Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
  8. Повышение спортивного мастерства в игре бадминтон.
  9. Соблюдение нравственно-этических норм (культура речи и поведения)
  10. Умение работать в команде (сотрудничество, взаимопомощь, взаимоуважение).
  11. Адекватность восприятия оценки своей деятельности (умение достойно выигрывать и проигрывать, работать над ошибками).
  12. Выполнение контрольных нормативов.

Общий тематический план

п/п

Разделы программы

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Общая физическая подготовка

65

93

112

112

2

Специальная физическая подготовка

85

103

134

134

3

Техническая подготовка

24

38

80

80

4

Тактическая подготовка

0

26

66

66

5

Теоретическая подготовка

4

6

14

14

6

Контрольные нормативы

4

6

14

14

7

Участие в соревнованиях по календарному плану

2

4

8

8

8

Инструкторская и судейская практика

2

1

9

Восстановительные мероприятия

1

Общее количество часов

144

216

324

Содержание учебного материала на все года обучения

(для всех учебных групп)

Физическая культура и спорт

Понятие о физической культуре. Физическая культура – часть общей культуры. Её значение для укрепления здоровья и физического развития, подготовки к труду и защите Родины.

Физическая культура в системе образования. Обязательные занятия по физической культуре в школе. Гимнастика в режиме дня. Внешкольная и внеклассная работа, детские спортивные школы.

Единая спортивная классификация и ее значение для развития спорта в России.

Успехи спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Задачи физкультурных организаций в развитии массовости и повышении мастерства Российских спортсменов.

Краткий обзор развития бадминтона.  

Характеристика игры в бадминтон. Место и значение бадминтона в российской системе физического воспитания.

Основные этапы развития бадминтона.

Краткие сведения о развитии международного бадминтона.

Участие российских спортсменов в Чемпионатах России, Европы, Мира.

Итоги развития детского и юношеского бадминтона по результатам Всероссийских, областных соревнований и матчевых встреч.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы их строение и взаимодействие. Кровообращение, состав крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения. Обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа). Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма человека. Влияние физических упражнений на центральную нервную систему. Совершенствование функций мышечной системы, дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений. Влияние занятий спортом на обмен веществ.

Систематические занятия физическими упражнениями и спортом – важнейшее условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Спортивная тренировка – процесс совершенствования функций организма.

Краткая анатомо-физиологическая характеристика игры в бадминтон.

Дозировка нагрузок процесса тренировочных занятий в зависимости от возраста. Пола и уровня физической подготовленности спортсменов.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Предупреждение спортивных травм.

Оказание первой помощи.

Гигиена.  Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Водные процедуры утром и вечером (обтирание, обливание, душ). Гигиена одежды и обуви.

Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Гигиена жилища и мест занятий: воздух, температура, влажность, освещение помещений, вентиляция.

Понятие о заразных заболеваниях (передача и распространение).

Временные ограничения и противопоказания к занятиям бадминтоном.

Вред курения и употребления спиртных напитков.

Врачебный контроль, самоконтроль.

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля спортсмена. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, аппетит, работоспособность, сон, потоотделение.

Понятие о тренировке и «спортивной форме».

Утомление и переутомление, Меры предупреждения переутомления. Режим труда (учебы) и отдыха при спортивной тренировке.

Предупреждение спортивных травм.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика.

Первая помощь (до врача). Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды. Вывихи. Повреждения костей: ушибы, переломы (закрытые и открытые).

Действие низкой температуры: озноб, обморожение, общее замерзание. Действие высокой температуры: ожог, солнечный удар, тепловой удар.

Первая помощь при обмороке, ранениях, переломах, вывихах, растяжениях и ушибах, при ударе в глаз и при попадании инородных тел в глаза и уши. Оказание первой помощи тонущему.

Способы остановки кровотечений, перевязки, наложения первичной шины; искусственное дыхание. Переноска и перевязка пострадавшего.

Основы спортивного массажа.  Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, поколачивание, потряхивание). Вибрационный массаж. Самомассаж, Противопоказания к массажу. Массаж перед тренировкой, соревнованием и после них.

Основы техники и тактики игры.

Понятие о технике и тактике, их взаимосвязь и взаимозависимость. Общая характеристика игры сильнейших бадминтонистов страны.

Активная, наступательная, разнообразная, точная игра – основа мастерства в бадминтоне.

Техника. Рациональная техника – необходимое условие  для достижения высоких спортивных результатов. Анализ техники зарубежного и отечественного бадминтона. Полет волана – международного перьевого, нейлонового, тренировочного, пластикового типа. Правильная натяжка струн ракеты. Способ держания (хватка ракеты). Основная стойка бадминтониста на площадке. Наблюдение бадминтониста за полетом волана и за противником по игре.

Анализ техники игры:

Удары – короткие, косые, высоко-далекие, плоские, плоско-далекие, укороченные, смеши, удар толчком;

Приемы – свеча высокая и низкая, атака «стрелой», подставка, подрезка;

Подачи – короткие, высоко-далекие, плоские.

Особенности техники парной (женской, мужской и смешанной) игры.

Недостатки  технической подготовки российских бадминтонистов и пути их устранения.

Тактика одиночной игры. Тактический план одиночной игры, его составление и осуществление, борьба за инициативу действий в игре. Гибкий, творческий характер тактики. Центральная позиция бадминтониста. Игра по боковым линиям, с выходом к сетке, по задней линии и особенно по задним углам площадки с целью не дать противнику занять центральную позицию. Вызов противника к сетке с целью обмана его невысокой свечой на заднюю линию.  Вызов противника на заднюю линию с целью лишить его возможности атаковать его с близкого расстояния около сетки.  Использование тактических ошибок противника с целью вынудить его набросить волан на удар смешем.

Основные тактические комбинации в одиночной игре девочек, девушек, мальчиков и юношей.

Тактика парной игры. Основные тактические задачи партнеров (девочек, девушек, мальчиков и юношей) в парных играх. Особенности использования ударов и приемов в смешанных играх.

Основные принципы расстановки партнеров в парных играх: параллельные, передне-задние, циклические. Требования, предъявляемые к партнерам при различной их расстановке в игре. Тактика партнеров при своей подаче и при подаче противников. Центральная позиция и согласованность (психологическая совместимость) партнеров в парной игре.

Запись хода техники и тактики игры. Учет ошибок и сильных сторон игроков. Составление карточек на вероятных противников с указанием их сильных и слабых сторон, волевой и психологической подготовки.

Атакующая техника и тактика в сочетании с точной игрой у сетки, умелая защита как средство воспитания смелых, активных и волевых спортсменов.

Совершенствование техники при выполнении различных упражнений, контрольные нормативы. Многократность в выполнении упражнений с целью создания в кратчайший срок устойчивых навыков в технике. Совершенствование в одиночной и парной играх соревновательного характера. Обработка тактических комбинаций в одиночной и парной играх.

Основы методики обучения и тренировки

Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Применение основных педагогических принципов. Задачи, характер и содержание обучения и тренировки. Методы обучения и их взаимосвязь. Последовательность и методы изучения основных технических приемов. Ошибки при изучении технических приемов и пути их устранения.

Значение и место всесторонней физической подготовки в процессе тренировки. Круглогодичность и систематичность процесса  тренировки.

Урок как основная форма организации и проведения учебно-тренировочных занятий. Построение урока и его содержание, физическая нагрузка.

Тренировка как процесс всесторонней подготовки спортсмена – приобретения специальных навыков, совершенствования физических и психологических качеств.

Повышение общей тренированности и работоспособности организма игрока в бадминтон.

Средства тренировки: общеразвивающие и специальные упражнения, необходимые игроку в бадминтон, упражнения из других видов спорта.  Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке.

Формы и методы тренировки. Принципы систематичности, повторности, постепенности и индивидуального подхода к занимающимся в процессе тренировки. Воспитывающее значение обучения и тренировки. Особенности построения учебно-тренировочных занятий перед соревнованиями.

Основные требования, предъявляемые к организации учебно-тренировочных занятий. Роль круглогодичной тренировки в повышении спортивного мастерства и сохранения спортивной формы спортсменов.

Методы сохранения спортивной формы в период между соревнованиями. Соревнования и их значение для повышения спортивного мастерства.

Индивидуальный план и график тренировочных занятий спортсмена. Режим тренировки:  число занятий в неделю, объем и интенсивность тренировочной нагрузки и их регулирование.

Ежедневная гимнастика бадминтониста. Содержание и принципы ее построения в зависимости от периода тренировки и уровня физической подготовленности спортсмена.

Разминка. Значение и содержание разминки перед игрой.

Планирование тренировочных занятий. Дозировка в занятиях. Сочетание занятий по бадминтону с другими видами упражнений. Методика обучения новичков. Методика проведения тренировочных занятий с новичками и спортсменами младших разрядов. Обучение рациональной технике, основанной на биомеханической экономичности движений.        

Правила игры. Организация и проведение  соревнований.

Разбор и изучение правил игры в бадминтон. Виды соревнований: командные, личные, лично-командные, по системе «веревочка» и «пирамидка». Различные способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Порядок проведения встреч в командных соревнованиях. Программа соревнований. Подготовка мест соревнований, их оформление. Порядок открытия и закрытия соревнований. Информация о ходе соревнований. Состав судейской коллегии. Права и обязанности каждого из членов судейской коллегии. Поведение судьи на соревновании. Воспитательная роль судьи. Порядок заполнения протокола.

Установка перед и во время соревнований.  Разбор проведенных игр.

Значение предстоящих соревнований. Разработка индивидуальных заданий для каждого бадминтониста. Составление плана игры с учетом подготовленности игрока.

Предварительные сведения о противнике: разряд, возраст, особенности техники и тактики игры, волевые качества, физическая подготовленность, возможная нагрузка по дням соревнований.

Задачи, стоящие перед игроком во время соревнований: умение правильно оценить силу противника и быстро перестраивать тактический план игры в зависимости от создавшейся обстановки и указаний тренера, даваемых в перерыве между играми.

Разбор проведенных игр с указанием допущенных ошибок игроком и его противником. Изучение протоколов игр. Причины технический и тактических ошибок игрока.

Места занятий, оборудование инвентарь.

Устройство зала или открытой площадки для игры в бадминтон, гигиенические требования к их содержанию. Оборудование зала или площадки. Уход за площадкой. Естественное и искусственное освещение.

Сетки, воланы, тренировочная стенка или настенные мишени, подвесной волан, приспособление для метания воланов.

Спортивная одежда и обувь бадминтониста.

Практические занятия. Общая и специальная физическая подготовка

(для всех групп занимающихся)

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения. Общие понятия о строе и командах.  Повороты на месте и в движении. Рапорт. Приветствие. Расчет на месте и в движении. Способы перестроения на месте и в движении. Размыкание и смыкание строя. Перемена направления движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибания, отведение и приведение, повороты,  маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.

Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки: наклоны вперед, назад, в стороны с различными положениями и движениями руками, дополнительные пружинящие наклоны; круговые движения туловищем; прогибание лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком; в упор лежа на спине, поочередное и одновременное поднимание рук и ног, поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от пола, круговые движения ногами («педалирование»).

Упражнения для ног: в положении стоя различные  движения прямой и согнутой ногой, приседания на одной и обеих ногах, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на  одной и обеих ногах на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и обеих ногах на 30-60 м.

Упражнения для рук, ног и туловища: в положении сидя и лежа различные движения руками и ногами, наклоны и повороты туловища, круговые движения ногами, разноименные движения на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для развития гибкости и на расслабление, комбинация вольных упражнений, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивания одной и обеими руками от стены, пола, земли с постепенным увеличением амплитуды сгибания и разгибания рук, те же упражнения с партнером, упражнения для рук, ног и туловища с партнером и с сопротивлением партнера.

Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, на носках и пятках, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами: ходьба и бег с различными движениями руками, бег в различном темпе, бег с изменением направления и скорости, высоко поднимая бедра, пружинистый бег на носках, постепенно ускоряющийся бег с прыжками, бросание и ловля мячей на ходу и на бегу.

Упражнения с предметами.

С короткой скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с двойным вращением скакалки, бег со скакалкой по прямой и кругу, эстафеты со скакалками.

С длинной скакалкой: набегание под вращающуюся скакалку, прыжки на  одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с различными движениями руками, вдвоем и втроем.

С гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях, маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание, переносы ног через палку, подбрасывание и ловля палки, упражнения вдвоем с одной палкой с сопротивлением, сочетание движения руками с движением туловища.

Упражнения с теннисными мячами: броски и ловля мяча из положения сидя, стоя, лежа одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание его на ходу; метания мяча в цель, в мишень и на дальность, броски в цель соревновательного характера.

Упражнения с набивными мячами (вес мяча от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движения руками с движением туловищем, маховые движения, броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем из положения стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, Лежа на груди в различных направлениях и различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ног), броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке), эстафеты и игры с мячами, соревнования на дальность броска одной и двумя руками вперед и назад.

Упражнения с булавами (сначала с одной, затем с двумя): вынос булав малыми кругами из основного положения (булавы на предплечьях), большие и малые дуги в лицевой и боковой плоскостях, руки вверх или внизу – большие круги внутрь и наружу, руки вверх или внизу – большие круги вперед и назад, руки в стороны – малые круги кверху и книзу за рукой и перед рукой, руки вперед – средние круги кверху и книзу, последовательно круги за головой и малые круги перед лицом, мельница над головой и в горизонтальной плоскости.

Упражнения с баскетбольным мячом: броски мяча из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча (дриблинг) с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной и двумя руками с места и в движении, игровые упражнения, эстафета с мячами.

Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения для девушек: опорные прыжки; упражнения в равновесии на бревне, на гимнастической скамейке. Упражнения на разновысоких брусьях. Элементарные акробатические упражнения, лазание на канате и шесте.

Упражнения для юношей: опорные прыжки; упражнения на перекладине, на параллельных брусьях, на кольцах, упражнения в равновесии. Элементарные акробатические упражнения, лазание на канате и шесте.

Упражнения на гимнастической стенке для девушек и юношей: в висе поднимание прямых и согнутых ног, разведение и сведение ног, круговые движения ногами, боковые раскачивания в висе спиной и лицом к стенке, лазание по стенке вверх, в стороны, стоя у4 стенки наклоны и прогибания вперед, назад, в стороны; лежа, зацепившись ногами, наклоны вперед, повороты туловища; то же, сидя лицом к стенке, сидя на гимнастической скамейке и, зацепившись за стенку ногами, пригибания назад, касаясь затылком пола; то же, вращения туловищем с различными исходными положениями и движениями руками, стойка на голове и руках с касанием ногами стенки, упражнения в висе на стенке с утяжелениями для ног (набивные мячи).

Спортивные и подвижные игры. Эстафеты. Игры в баскетбол, ручной мяч, футбол или хоккей (по выбору), различные подвижные игры (летом и зимой), эстафеты.

Туризм. Походы, в том числе многодневные (велосипедные и пешеходные), на лыжах, велосипедах и лодках. Экскурсии и прогулки за город.

Специальная физическая  подготовка

Бег:  на короткие дистанции (30, 60, 100м); повторный бег 2 х 30,

5 х 30; 2 х 60м;  бег 10-15 м туда – грудью вперед, обратно – спиной вперед; бег боком приставными шагами, бег спиной вперед – приставными шагами; бег в гору и под гору, по неглубоким местам в воде (по колено), по неглубокому снегу (с высоким подниманием голени); бег с мгновенной остановкой по зрительному сигналу, бег по ломаной линии.

Легкоатлетические прыжки: в высоту и длину, с места и с разбега, прыжки на невысокие ступени с мягким соскоком, прыжки вверх с отягощением (мешочек с песком, с диском и грифом от штанги), прыжки вверх с доставанием предмета, прыжки в глубину.

Ходьба в глубоком приседе;  ходьба и бег с партнером на плечах.

Упражнения для кисти с эспандером, сжимание теннисного мяча в ладони. Вращательные движения кистью, медленные, максимально быстрые, с булавами, с ракетой для бадминтона и теннисной ракетой, с гимнастической палкой; восьмерка в горизонтальной и вертикальной плоскости с ракетой для бадминтона и теннисной ракетой.

Специальный комплекс упражнений для выработки скоростной выносливости: бег на месте с высоким подниманием голени и со сменой ног на боковых линиях одиночной и парной площадки; прыжки вверх с соединением ног в воздухе (первоначальное положение – одна нога на задней линии, другая – на линии задней зоны парной игры); бег поперек одиночной площадки, лицом к сетке, бег по площадке по треугольнику (первая точка треугольника – скрещение центральной линии с задней, вторая – боковая линия у сетки, третья – у сетки у второй боковой линии) со сменой воланов; скоростное отжимание от пола из упора лежа, вращение палки с подвешенным  к ней на тесьме грузом  1 – 2 кг.

Имитация различных движений при ударах, применяемых в бадминтоне, Упражнения с подвесным воланом при ударах слева-сверху, на уровне головы и снизу, смеша, смеша-слева.

Имитационные упражнения на площадке без волана для тренировки внимательности при наблюдении за действиями противника (предугадывания намерений противника по замаху ракеты при ударе по воображаемому волану).

Жонглирование (на различную высоту) воланом открытой и закрытой стороной ракеты.

Удары на точность в плоскую стенку-мишень, размеченную в соответствии с траекторией полета волана при различных подачах и ударах.

Упражнения для выработки правильного подхода к подлетающему волану справа, слева и сверху и в правильном отбегании назад за пролетающим вверх воланом.

Упражнения в выполнении сильного удара справа-снизу при запоздалом выходе на высокую свечу в правый угол площадки и в правильном прогибании назад при запоздалом отражении высокой свечи.

Упражнения в точном выполнении отбивания сильного удара к сетке укороченным ударом и назад высокой свечой, в выполнении прыжка с ударом вниз и удара сверху с поворотом корпуса. Различные эстафеты с воланом.

Контрольные нормативы.

На каждом учебно-тренировочном занятии осуществляется текущий контроль.

Два раза в год проводится проверка физической и технической подготовленности обучающихся по следующим параметрам:

Примечание: для шестилетних зачеты по ОФП принимаются в игровой форме, и ставится «сдал», « не сдал».

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

Учебный материал

Количество часов

Дата

План

Факт

Основы знаний

Краткая история и сущность игры в бадминтон

4

5.09-7.09

Правила безопасности на уроках бадминтона

4

12.09-14.09

Инвентарь и оборудование

4

19.09-21.09

Личная гигиена и режим дня

4

26.09-28.09

Правила выполнения домашних заданий

4

3.10-5.10

ОРУ

Для увеличения подвижности плечевого пояса

6

10.10-17.10

Для увеличения подвижности суставов ног

6

19.10-26.10

Для развития гибкости туловища

6

31.10-7.11

Техника игры

Хват ракетки, упражнения с ракеткой: «восьмерки», махи

6

9.11-16.11

Основная стойка при подаче, приеме подачи, ударах. Подача

6

21.11-28.11

Жонглирование на разную высоту с перемещением

6

30.11-7.12

Имитация техники ударов справа, слева

6

12.12-19.12

Передвижение по площадке без ракетки, с ракеткой

6

21.12-28.12

Перекидывание волана в парах

6

2.01-9.01

Игры

Эстафета с воланом: ученик бросает волан сверху вдаль, догоняет и опять бросает, и так до разворотной стойки; бежит назад с воланом в руке и передает эстафету следующему участнику

4

2.01-4.01

Парная эстафета: дети бегут парами, приставным шагом, перебрасывая волан друг другу, добегают до разворотной стойки и бегут назад обычным способом, взявшись за руки

4

11.01-16.01

«Вертушка»

4

18.01-23.01

Тестирование физической подготовленности

Челночный бег 3×10 м

4

25.01-30.01

Прыжки через скакалку

4

1.02-6.02

Отжимание в упоре лежа

4

8.02-13.02

Контрольные упражнения

Ловкость (жонглирование)

4

15.02-20.02

Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет

4

22.02-27.02

Оперативное мышление

4

1.03-6.03

Подвижность плечевого пояса

4

8.03-13.03

Скорость одиночного движения

4

15.03-20.03

Итого:

144

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

Учебный материал

Количество часов

Дата

План

Факт

Основы знаний

Потребности организма для правильного функционирования

2

1.09

Правила поведения соревнований по бадминтону

2

4.09

Техника игры

Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением

4

8.09-11.09

Передвижение по площадке с ракеткой с имитацией техники ударов

4

13.09-15.09

Высоко-далекие удары

6

1.09-22.09

Подача

6

25.09-29.09

Прием подачи сверху

6

2.10-6.10

Перекидывание волана в парах одним, двумя воланами

6

9.10-13.10

Перекидывание волана в парах, в четверках одним, двумя воланами

6

16.10-20.10

Высокодалекие удары

6

23.10-27.10

Совершенствование техники передвижения, используя основной способ «шаг-прыжок».

6

30.10-3.11

Закрепление навыка основных ударов из 33, с акцентом на точность удара, используя мишени различных размеров. 

6

6.11-10.11

Освоение ударов из 33 с вращением волана.

6

13.11-17.11

Освоение обманных ударов в ПЗ с различными вращения ми, используя короткий замах. 

6

20.11-24.11

Удары из СЗ сверху в прыжке, используя технику блокирующего прыжка с коротким замахом в ударном движении рукой.

6

27.11-1.12

Освоение защитных действий в СЗ с приемом волана в 3З и ПЗ по прямой и диагонали. 

6

4.12-8.12

Освоение техники выполнения удара из ПЗ и СЗ в парной комбинации (удары отличаются очень коротким замахом со стремлением сыграть, как можно раньше и ближе к сетке). 

6

11.12-15.12

Увеличение «плотности» плоских ударов из ПЗ и 33.

6

18.12-22.12

Тактика игры

Выработка индивидуального стиля игры с учетом индивидуальных особенностей в одиночной категории. 

6

25.12-29.12

Обучение юных спортсменов просмотру игр противника с умением распознавать сильные и слабые стороны его игры. 

6

1.01-5.01

Обучение построению плана игры с его возможными вариантами против игроков различного стиля игры. 

6

8.01-12.01

Обучение основам парных игр. Взаимодействие игроков при параллельном и переднезаднем построении. 

6

15.01-19.01

Обучение игре в смешанной категории. Ознакомление с «открытым» и «закрытым» стилем парной игры в смешанной категории.

6

22.01-26.01

Обучение анализу парных игр различного стиля. 

6

29.01-2.02

ОРУ

С выпадом для повышения скорости выполнения ударов

6

5.02-9.02

С гимнастической скакалкой (прыжки)

6

12.02-16.02

Для развития основных мышечных групп туловища и плечевого пояса для повышения скорости выполнения ударов

6

19.02-23.02

Игры

«Вертушка»

4

26.02-28.02

Одиночные встречи со счетом до 5 очков

4

2.03-5.03

Контрольные упражнения

4

7.03-9.03

Ловкость (жонглирование)

4

12.03-14.03

Подвижность плечевого пояса

4

16.03-19.03

Скорость одиночного движения

4

21.03-23.03

Перемещение по площадке

4

26.03-28.03

Контрольные упражнения

4

30.03-2.04

Подача

4

4.04-6.04

Прием подачи

4

9.04-11.04

Скорость одиночных ударов

4

13.04-16.04

Оперативное мышление

4

18.04-20.04

Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет

4

23.04-25.04

Итого:

216

Календарно-тематическое планирование 3года обучения

п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Вводное занятие. История развития игры.

2

Инструктаж по технике безопасности.

2

Входящий контроль. Сдача нормативов ОФП и СФП.

2

Разметка поля и ее значение.

2

Ракетка и волан  как правильно подобрать снаряжение.

2

Экипировка спортсмена.

2

Обучение технике хвата ракетки.

4

Индивидуальные упражнения с воланом.

6

Индивидуальные упражнения с воланом. Отработка навыков.

6

Индивидуальные упражнения с 2 воланами.

6

Индивидуальные упражнения 1 и 2 воланами.

6

Отработка навыков упражнений с воланом.

4

Положение игрока и передвижение по полю. Игры с элементами бадминтона.

6

Парные упражнения с воланом.

6

Парные упражнения с воланом. Отработка навыков.

6

Упражнения с ракеткой. Комплекс ОРУ.

6

Имитационные упражнения с ракеткой.

6

Имитационные упражнения с ракеткой. Отработка навыков.

6

Повторение изученных упражнений с воланом.

6

Повторение изученных упражнений с ракеткой.

6

Подвижные игры с  элементами бадминтона.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Знакомство.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Отработка навыков.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Совершенствование умений.

6

Изучение комплекса ОРУ.

6

Тренировочные упражнения в паре

6

Тренировочные упражнения в паре. Закрепление умений.

6

Тренировочные упражнения в паре. Совершенствование навыков.

6

Положение игрока и передвижение по полю

6

Удар справа. Имитационные упражнения.

6

Удар справа. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар справа. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

6

ОРУ с ракеткой.

6

Повторение изученных упражнений с воланом.

6

Повторение изученных упражнений с ракеткой.

6

Повторение изученных упражнений в паре.

6

Удар справа. Повторение  упражнения в парах.

6

Обучение приёму волана после удара сверху.

6

Скорость выполнения ударов.

6

Игры-эстафеты.

4

Удар снизу. Имитационные упражнения.

6

Удар снизу. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар снизу. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

6

Слабый удар. Имитационные упражнения.

6

Сильный  удар. Имитационные упражнения.

6

Удар сверху. Имитационные упражнения.

6

Удар сверху. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар сверху. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

4

Игры в парах.

6

Правила игры. Учебная игра.

6

Изучение комплекса ОРУ. Игры в парах.

6

Техника выполнения  индивидуальных упражнений с 1 и 2 воланами. Игры в парах.

4

Техника выполнения парных упражнений с воланом. Игры в парах.

4

Техника выполнения  индивидуальных упражнений с ракеткой. Игры в парах.

4

Техника выполнения упражнений в паре.

4

Техника выполнения удара справа. Игры в парах.

4

Техника выполнения удара сверху. Игры в парах.

4

Техника выполнения удара снизу. Игры в парах.

4

Техника выполнения сильных и слабых  ударов. Игры в парах.

4

Техника выполнения упражнений левой рукой. Игры в парах.

4

Правила игры. Учебная игра.

4

Подвижные игры с  элементами бадминтона.

4

Игры - эстафеты на свежем воздухе.

4

Сдача контрольных нормативов.

2

Итого:

324

Календарно-тематическое планирование 4 года обучения

п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Вводное занятие. История развития игры.

2

Инструктаж по технике безопасности.

2

Входящий контроль. Сдача нормативов ОФП и СФП.

2

Разметка поля и ее значение.

2

Ракетка и волан  как правильно подобрать снаряжение.

2

Экипировка спортсмена.

2

Обучение технике хвата ракетки.

4

Индивидуальные упражнения с воланом.

6

Индивидуальные упражнения с воланом. Отработка навыков.

6

Индивидуальные упражнения с 2 воланами.

6

Индивидуальные упражнения 1 и 2 воланами.

6

Отработка навыков упражнений с воланом.

4

Положение игрока и передвижение по полю. Игры с элементами бадминтона.

6

Парные упражнения с воланом.

6

Парные упражнения с воланом. Отработка навыков.

6

Упражнения с ракеткой. Комплекс ОРУ.

6

Имитационные упражнения с ракеткой.

6

Имитационные упражнения с ракеткой. Отработка навыков.

6

Повторение изученных упражнений с воланом.

6

Повторение изученных упражнений с ракеткой.

6

Подвижные игры с  элементами бадминтона.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Знакомство.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Отработка навыков.

6

Подача. Упражнения с воланом и ракеткой. Индивидуальные упражнения. Совершенствование умений.

6

Изучение комплекса ОРУ.

6

Тренировочные упражнения в паре

6

Тренировочные упражнения в паре. Закрепление умений.

6

Тренировочные упражнения в паре. Совершенствование навыков.

6

Положение игрока и передвижение по полю

6

Удар справа. Имитационные упражнения.

6

Удар справа. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар справа. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

6

ОРУ с ракеткой.

6

Повторение изученных упражнений с воланом.

6

Повторение изученных упражнений с ракеткой.

6

Повторение изученных упражнений в паре.

6

Удар справа. Повторение  упражнения в парах.

6

Обучение приёму волана после удара сверху.

6

Скорость выполнения ударов.

6

Игры-эстафеты.

4

Удар снизу. Имитационные упражнения.

6

Удар снизу. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар снизу. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

6

Слабый удар. Имитационные упражнения.

6

Сильный  удар. Имитационные упражнения.

6

Удар сверху. Имитационные упражнения.

6

Удар сверху. Выполнение упражнения в парах.

6

Удар сверху. Выполнение упражнения в парах. Отработка навыков.

4

Игры в парах.

6

Правила игры. Учебная игра.

6

Изучение комплекса ОРУ. Игры в парах.

6

Техника выполнения  индивидуальных упражнений с 1 и 2 воланами. Игры в парах.

4

Техника выполнения парных упражнений с воланом. Игры в парах.

4

Техника выполнения  индивидуальных упражнений с ракеткой. Игры в парах.

4

Техника выполнения упражнений в паре.

4

Техника выполнения удара справа. Игры в парах.

4

Техника выполнения удара сверху. Игры в парах.

4

Техника выполнения удара снизу. Игры в парах.

4

Техника выполнения сильных и слабых  ударов. Игры в парах.

4

Техника выполнения упражнений левой рукой. Игры в парах.

4

Правила игры. Учебная игра.

4

Подвижные игры с  элементами бадминтона.

4

Игры - эстафеты на свежем воздухе.

4

Сдача контрольных нормативов.

2

Итого:

324

Восстановительные мероприятия

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса.

Во избежание травм рекомендуется:

  1. выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
  2. надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
  3. не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
  4. не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
  5. прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
  6. применять упражнения на расслабление и массаж.
  7. освоить упражнения на растягивание – «стретчинг».
  8. применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.

Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Инструкторская и судейская практика

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Воспитательная работа

Личностное развитие учащихся – одна из основных задач учреждений дополнительного образования.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в СОЛ.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.

Нормативы физической подготовленности юных бадминтонистов

№ п/п

Тесты

Возрастные группы

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-и старше

1

Дальность отката волана (м)

6

7

8

10

12

2

Бег по «восьмерке» (с)

43-32,6

32,7-27

26,7-21

20,8-16,2

16-11,2

3

Отжимание от пола, раз в минуту

15-20

20-30

30-40

40-50

50-60

4

Подъем в сед из положения лежа, раз в минуту

15-20

21-27

28-34

35-47

48-60

5

Прыжки со скакалкой одинарные, за 45 с.

65-75

76-94

95-114

115-127

128-140

6

Прыжки со скакалкой двойные, за 45 с.

25-35

36-54

55-74

75-87

88-100

7

Прыжок в длину с места, см

103-113

114-152

154-190

191-215

216-240

8

Бег, 60м

14.0-13.1

13,0-11,5

11,45-10,55

10,5-9,9

9,85-9,25

Нормативы физической подготовленности юных бадминтонисток

№ п/п

Тесты

Возрастные группы

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-18 лет

1

Дальность отката волана (м)

5

6

7

8

11

2

Бег по «восьмерке» (с)

47-37

36,7-31

30,7-25

24,7-17,8

17,6-12,8

3

Отжимание от пола, раз в минуту

10-20

21-30

31,5-40

40,5-52,5

53-65

4

Подъем в сед из положения лежа, раз в минуту

15-20

21-27

28-34

35-47

48-60

5

Прыжки со скакалкой одинарные, за 45 с.

65-75

76-94

95-114

115-127

128-140

6

Прыжки со скакалкой двойные,

за 45 с.

25-35

36-54

55-74

75-87

88-100

7

Прыжок в длину с места, см

106-116

117-136

137-155

156-180

181-205

8

Бег, 60м

14,0-13,1

13,0-11,5

11,45-10,55

10,5-9,9

9,85-9,25

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для проведения занятий по бадминтону

N п/п

Наименование

1

Стойки для бадминтона

2

Сетка для бадминтона

3

Ракетка для бадминтона

4

Волан для бадминтона

5

Гантели переменной массы от 1,5 до 10 кг

6

Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5 кг

7

Перекладина гимнастическая

8

Стенка гимнастическая

9

Скамейка гимнастическая

Кадровое обеспечение

Педагог, знающий методику преподавания, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.  

Литература

  1. Глебович Б. В. Программа для внешкольных учреждений. Москва. «Просвещение». 1986г.
  2. Лифшиц В. Л. Бадминтон: ступени мастерства. Йошкар-Ола. 1994
  3. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. Москва. «ФиС». 1983
  4. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. Москва. «ФиС». 1980
  5. Федерация бадминтона. Правила соревнований. Москва. «ФиС». 1986
  6. Единая Всероссийская спортивная классификация. Москва. «Советский спорт». 2002
  7. ЕВСК. Г. Москва. «Советский спорт».2008
  8. В. Л. Лифшиц, А. Галицкий. Бадминтон. ФиС.
  9. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по настольному теннису. М., «Советский спорт», 2004. Допущена Государственным комитетом по ФКиС. Авторы: Г. В. Барчукова, В. А. Воробьева, О. В. Матыцин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"

Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...