Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена Утверждаю
на заседании Директор ГБОУ
педагогического совета школы-интерната№9
Протокол № от Калининского района
« ___ »_____________2015г. _________/ Е.В.Матюхина/
_____ __________ 2015 год
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner «Быстрое колесо»
Возраст учащихся 7-19 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Составители программы:
педагоги дополнительного образования
Гончарова Е.А., Шуляковская И.В.
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Внеурочная деятельность объединяет все виды двигательной активности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В нашей школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): детский церебральный паралич, полиомиелит, аномалии развития, приобретённые заболевания и травматические поражения ОДА.
RaceRunner- (дословный перевод – гонки бегун) вид лёгкой атлетики, это бег на 3-колесном велосипеде.
Упражнения на данных велосипедах улучшают опорность, способствуют коррекции походки и постановки стоп, а так же дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. Дети, которые не передвигаются самостоятельно, либо с приспособлениями, имеют возможность передвигаться на велосипедах без помощи, что влияет на их эмоциональное благополучие.
Программа по RaceRunner имеет спортивно-оздоровительную и паралимпийскую направленность.
Основными направлениями учебно-спортивной работы являются:
-укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координационных способностей;
- воспитание активности и самостоятельности двигательной деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность: у учащихся с нарушением ОДА ведущим в клинической картине является двигательный дефект, поэтому у них снижена двигательная активность. Снижение двигательной активности ведёт к ухудшению психо-физических функций организма, что в конечном итоге влияет на социализацию учащихся. Так как многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с использованием ортопедических средств, то RaceRunner является для них доступным видом спорта. Спортивная секция по RaceRunner даёт возможность учащимся реализовать двигательные потребности с учетом их индивидуальных возможностей.
Целесообразность: создание условий для занятий спортом в школе даёт возможность учащимся с НОДА увеличить двигательную активность, выбрав доступный вид спорта.
Отличительная особенность программы.
В программе используются методы и приёмы для учащихся любого возраста, с разными двигательными и интеллектуальными возможностями. На тренировках используется не только инвентарь для RaceRunner , но и оборудование из других видов спорта.
В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки и корригирующие.
Целями реализации программы внеурочной деятельности являются:
- создать условия для повышения уровня общей физической подготовленности;
- научить техническим и тактическим действиям RaceRunner.
Задачи:
Обучающие:
- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;
- формировать знания, умения и навыки в беге на велосипеде виде;
- обучить рациональным двигательным действиям в беге на велосипеде;
- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в беге на велосипеде.
Развивающие:
- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;
- развивать двигательные качества занимающихся;
- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;
- развивать двигательные умения и навыки в беге на велосипеде ;
- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;
- развивать умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей деятельности и других участников тренировочного и соревновательного процесса.
Воспитывающие:
- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;
- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;
- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- воспитывать уважительное отношение к соперникам;
- использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.
Коррекционные задачи:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук;
- формирование опорных реакций рук и ног;
- нормализация психо-эмоциональной сферы.
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner « Быстрое колесо» предназначена для обучающихся 7-19 лет с тяжёлыми нарушениями ОДА и рассчитана на 3 года: 1-ый год обучения 108 часов - 2 раза в неделю по 1,5 часа; 2-ой год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа; 3-ий год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа. Набор в группы осуществляется по желанию учащихся с учетом спортивной классификации.
Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-12 лет) - 4 человека, 2-ой год обучения (8-13 лет) – 4 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека. В связи с двигательными и психофизическими особенностями учащихся нашей школы на тренировках и соревнованиях необходимо присутствие второго тренера, так как спортсменам классов RR1 и RR2 необходима страховка.
Формы организации деятельности:
-индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы организации занятий:
- беседа;
- инструктаж;
- учебно-тренировочные игры;
- соревнования;
- мастер-класс;
- консультация;
- практическое занятие;
- групповая.
Форма подведения итогов: опрос, тестирование, соревнования. Тестирование проводится 3 раза в год в спортивном зале и 2 раза в год на пришкольном стадионе. Соревнования проводятся 2 раза в год.
Учебно- тематический план.
1-ый год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 40 | 10 | 30 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 15 | 5 | 10 |
6 | Техника RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 22 | 86 |
Содержание
1-ый год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: изучение технических свойств велосипеда, правила RaceRunner;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: выполнение подготовительных и специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: знакомство с тактическими действиями при беге на разные дистанции;
практика: выполнение тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: изучение способов бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: выполнение беговых упражнений на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, способы и правила бега на велосипеде;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, владеть способами бега на велосипеде.
Учебно- тематический план.
2-ой год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
2-ой год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение технических свойств велосипеда;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: углубленное изучение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: развитие навыка в выполнении специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: отработка тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: отработка техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, технические и тактические приемы в беге на велосипеде, правила RaceRunner;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, управлять велосипедом, владеть основными техническими и тактическими приёмами, применять полученные знания в беге на велосипеде и организации самостоятельных занятий.
Учебно- тематический план.
3-ий год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
3-ий год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение правил RaceRunner;
практика: совершенствование бега на велосипеде по правилам.
3. Общая физическая подготовка:
практика: совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: совершенствование бега на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: совершенствование тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: совершенствование техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, правила RaceRunner;
уметь: владеть техникой и тактикой бега на велосипеде, в совершенстве применять полученные знания на практике и организации самостоятельных занятий.
Тесты: сентябрь и май: бег на велосипеде на время – дистанция 40м.
Ноябрь, февраль, апрель: отталкивание двумя ногами, правой (левой) ногой. Каждый спортсмен при поступлении в секцию проходит данные тесты. Последующие тестирования показывают динамику относительно первичного результата.
№ | Контрольное упражнение | Оценка | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Отталкивание двумя ногами (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
2 | Отталкивание правой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
3 | Отталкивание левой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
4 | Бег на велосипеде 40м | Результат улучшен на 7-10 сек | результат улучшен на 3-5 сек | результат улучшен на 0-2 сек |
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование:
- компьютер – 1шт.;
- экран – 1 шт.;
- магнитофон – 1 шт.
2. Наборы для игры бочча – 4 шт.
3. Мягкие модули – 1 комплект.
4. Гимнастические стенки – 8 шт.
5. RaceRunner – 7 шт.
6. Гантели – 8 шт.
7. Коляски (инвалидные) – 2 шт.
8. Фишки – 10 шт.
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Формы организации занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа; Инструктаж. | Приёмы: информационно-обучающие. Методы: Рассказ, показ. | Методическая литература: инструкция по технике безопасности. Специальная литература: видеоматериалы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос |
2 | Правила игры бочча | Беседа; учебно-тренировочная игра. | Приёмы: игра, информационно-обучающие. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: видео материалы. Специальная литература: правила RaceRunner. | Техническое оборудование: ИКТ Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос. |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | Групповая | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: учебники по физической культуре, методическое пособие. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: гимнастические стенки, гантели, RaceRunner, фишки, мягкие модули. | Наблюдение, рекомендации. |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | Групповая, индивидуальная. | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Тестирование. |
5 | Тактика RaceRunner. | Фронтальная, индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование RaceRunner. | Соревнования. |
6 | Техника RaceRunner. | Индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование:. RaceRunner. | Тестирование, соревнования. |
7 | Итоговое занятие | Соревнования, индивидуальная. | Приёмы: информационные. Методы: практические. | Методическая литература: методические рекомендации. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Соревнования. |
Список литературы для педагога:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. М.Просвещение. 2011
3. www. paralymp.ru/
4. https://ru.wikipedia.org
5. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
Список литературы для обучающихся:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. www. paralymp.ru/
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/20/picture-60943.jpg)
От оздоровительного бега - к бегу спортивному
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов ...
Конспект урока Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.
Задачи:1. Совершенствование техники спринтерского бега.2. Обучение и закрепление техники бега на финише.3. Развитие скоростных способностей занимающихся....
Легкая атлетика. Совершение техники спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.
Мои публикации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-852606-1479745877.jpg)
Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"
Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/19/picture-1394983-1647700829.jpg)
Спортивно-развлекательная программа "Безопасный велосипед"
Каждый из вас должен помнить, что велосипед - не игрушка, транспортное средство. И, садясь за его руль, ты становишься водителем. А это очень серьезно. Ведь любой водитель отв...