Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл RaceRunner43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 9

Калининского района Санкт-Петербурга

Программа рассмотрена                                                                                Утверждаю

 на заседании                                                                                                  Директор ГБОУ

педагогического совета                                                                                  школы-интерната№9

Протокол №            от                                                                                     Калининского района

« ___ »_____________2015г.                                                                     _________/ Е.В.Матюхина/

                                                                                                             _____   __________ 2015 год

Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner «Быстрое колесо»

Возраст учащихся 7-19 лет.

 Программа рассчитана на 3 года обучения.

Составители программы:

педагоги дополнительного образования

Гончарова Е.А., Шуляковская И.В.

Санкт-Петербург

2016 год

                                       Пояснительная записка

 Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Внеурочная деятельность объединяет все виды двигательной активности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В нашей школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): детский церебральный паралич, полиомиелит, аномалии развития, приобретённые заболевания и травматические поражения  ОДА. 

RaceRunner- (дословный перевод – гонки бегун) вид лёгкой атлетики,  это бег на 3-колесном велосипеде.

   Упражнения на данных велосипедах улучшают опорность, способствуют коррекции походки и постановки стоп, а так же дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. Дети, которые не передвигаются самостоятельно, либо  с приспособлениями, имеют возможность передвигаться на велосипедах без помощи, что влияет на их эмоциональное благополучие.

Программа по  RaceRunner имеет спортивно-оздоровительную и паралимпийскую направленность. 

Основными направлениями учебно-спортивной работы являются:

-укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координационных способностей;

- воспитание активности и самостоятельности двигательной деятельности;

- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;

- участие в соревнованиях.

Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.

Актуальность: у учащихся с нарушением ОДА ведущим в клинической картине является двигательный дефект, поэтому у них снижена двигательная активность. Снижение двигательной активности ведёт к ухудшению психо-физических функций организма, что в конечном итоге влияет на социализацию учащихся. Так как многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с использованием ортопедических средств, то RaceRunner является для них доступным видом спорта.  Спортивная секция по RaceRunner даёт возможность учащимся реализовать двигательные потребности  с учетом их индивидуальных возможностей.

 Целесообразность: создание условий для занятий спортом в школе даёт возможность учащимся с НОДА увеличить двигательную активность, выбрав доступный вид спорта. 

Отличительная особенность программы. 

В программе используются методы и приёмы  для учащихся любого возраста, с разными двигательными и интеллектуальными  возможностями. На тренировках используется  не только инвентарь для RaceRunner , но и оборудование из других видов спорта.

В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки и корригирующие.

Целями реализации программы внеурочной деятельности являются:

- создать условия для повышения уровня общей физической подготовленности;

- научить техническим  и тактическим действиям RaceRunner.

Задачи:

Обучающие:

- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;

-  развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;

- формировать знания, умения и навыки в беге на велосипеде виде;

- обучить рациональным двигательным действиям в беге на велосипеде;

- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в беге на велосипеде.

Развивающие:

- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;

- развивать двигательные качества занимающихся;

- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;

- развивать  двигательные умения и навыки в беге на велосипеде ;

- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;

- развивать умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей деятельности и других участников тренировочного и соревновательного процесса.

Воспитывающие:

- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;

- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;

- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;

- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

- воспитывать уважительное отношение к соперникам;

- использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.

Коррекционные задачи:

- преодоление слабости отдельных мышечных групп;

- улучшение подвижности в суставах;

- нормализация тонуса мышц;

- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;

- улучшение деятельности всех систем организма;

- развитие манипулятивной функции рук;

- формирование опорных реакций рук и ног;

- нормализация психо-эмоциональной сферы.

Дополнительная общеобразовательная программа по  RaceRunner « Быстрое колесо» предназначена для обучающихся 7-19 лет с тяжёлыми нарушениями ОДА и рассчитана на 3 года: 1-ый год обучения 108 часов -  2 раза  в неделю по 1,5 часа; 2-ой год обучения 108 часов  2 раза  в неделю по 1,5 часа; 3-ий год обучения 108 часов  2 раза  в неделю по 1,5 часа. Набор в группы осуществляется по желанию учащихся с учетом спортивной классификации.

 Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-12 лет) - 4 человека, 2-ой год обучения (8-13 лет) – 4 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека. В связи с двигательными и психофизическими особенностями учащихся нашей школы на тренировках и соревнованиях необходимо присутствие второго тренера, так как спортсменам классов RR1 и RR2  необходима страховка.


Формы организации деятельности:

-индивидуальная;

- индивидуально-групповая.

Формы организации занятий:

- беседа;

- инструктаж;

- учебно-тренировочные игры;

- соревнования;

- мастер-класс;

- консультация;

- практическое занятие;

- групповая.

Форма подведения итогов: опрос, тестирование, соревнования. Тестирование проводится 3 раза в год в спортивном зале и 2 раза в год на пришкольном стадионе. Соревнования проводятся 2 раза в год.

Учебно- тематический план.

1-ый год обучения (108 часов)

тема

Всего часов

Кол-во часов

1 год обучения

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие.

1

1

2

 Правила RaceRunner.

40

10

30

3

Общая физическая подготовка (ОФП).

10

10

4

Специальная физическая подготовка (СФП).

20

20

5

Тактика  RaceRunner.

15

5

10

6

Техника  RaceRunner.

20

5

15

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого

108

22

86


Содержание

1-ый год обучения

1. Вводное занятие:

теория: техника безопасности на занятиях  RaceRunner, обучение способам самоконтроля.

2. Правила RaceRunner:

теория: изучение технических свойств велосипеда, правила RaceRunner;

практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.

3. Общая физическая подготовка:

практика: выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.

4. Специальная физическая подготовка:

практика: выполнение подготовительных и специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.

 5. Тактика  RaceRunner:

теория: знакомство с тактическими действиями при беге на разные дистанции;

практика: выполнение тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.

6. Техника  RaceRunner:

теория: изучение способов бега на велосипеде, управление велосипедом;

практика: выполнение беговых упражнений на велосипеде разными способами.

7. Итоговое занятие:

теория: подведение итогов, самоанализ;

практика: соревнования.

Ожидаемый результат.

В конце первого года обучения учащиеся должны:

знать: общеразвивающие и специальные упражнения, способы и правила бега на велосипеде;

уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, владеть способами бега на велосипеде.

Учебно- тематический план.

2-ой год обучения (108 часов)

тема

Всего часов

Кол-во часов

1 год обучения

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие.

1

1

2

 Правила RaceRunner.

30

5

25

3

Общая физическая подготовка (ОФП).

10

10

4

Специальная физическая подготовка (СФП).

20

20

5

Тактика  RaceRunner.

20

5

15

6

Техника  RaceRunner.

25

5

20

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого

108

17

91

Содержание

2-ой год обучения

1. Вводное занятие:

теория: техника безопасности на занятиях  RaceRunner, обучение способам самоконтроля.

2. Правила RaceRunner:

теория: углубленное изучение технических свойств велосипеда;

практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.

3. Общая физическая подготовка:

практика: углубленное изучение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.

4. Специальная физическая подготовка:

практика: развитие навыка в выполнении  специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.

 5. Тактика  RaceRunner:

теория: тактические действия при беге на разные дистанции;

практика: отработка тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.

6. Техника  RaceRunner:

теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;

практика: отработка техники бега на велосипеде разными способами.

7. Итоговое занятие:

теория: подведение итогов, самоанализ;

практика: соревнования.

Ожидаемый результат.

В конце второго года обучения учащиеся должны:

знать: общеразвивающие и специальные упражнения, технические и тактические приемы в беге на велосипеде, правила RaceRunner;

уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, управлять велосипедом, владеть основными техническими и тактическими приёмами, применять полученные знания в беге на велосипеде и организации самостоятельных занятий.

Учебно- тематический план.

3-ий год обучения (108 часов)

тема

Всего часов

Кол-во часов

1 год обучения

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие.

1

1

2

 Правила RaceRunner.

20

5

15

3

Общая физическая подготовка (ОФП).

10

10

4

Специальная физическая подготовка (СФП).

20

20

5

Тактика  RaceRunner.

30

5

25

6

Техника  RaceRunner.

25

5

20

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого

108

17

91

Содержание

3-ий год обучения

1. Вводное занятие:

теория: техника безопасности на занятиях  RaceRunner.

2. Правила RaceRunner:

теория: углубленное изучение правил RaceRunner;

практика: совершенствование бега на велосипеде по правилам.

3. Общая физическая подготовка:

практика: совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.

4. Специальная физическая подготовка:

практика: совершенствование бега на велосипеде.

5. Тактика  RaceRunner:

теория: тактические действия при беге на разные дистанции;

практика: совершенствование тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.

6. Техника  RaceRunner:

теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;

практика: совершенствование техники бега на велосипеде разными способами.

7. Итоговое занятие:

теория: подведение итогов, самоанализ;

практика: соревнования.

Ожидаемый результат.

В конце третьего года обучения учащиеся должны:

знать: общеразвивающие и специальные упражнения, правила RaceRunner;

уметь: владеть техникой и тактикой бега на велосипеде, в совершенстве применять полученные знания на практике и организации самостоятельных занятий.

Тесты: сентябрь и май: бег на велосипеде на время – дистанция 40м.

Ноябрь, февраль, апрель: отталкивание двумя ногами, правой (левой) ногой. Каждый спортсмен при поступлении в секцию проходит данные тесты. Последующие тестирования показывают динамику относительно первичного результата.

Контрольное упражнение

Оценка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Отталкивание двумя ногами (длина проката)

результат улучшен на 50%

результат улучшен на 30%

результат улучшен на 10%

2

Отталкивание правой ногой (длина проката)

результат улучшен на 50%

результат улучшен на 30%

результат улучшен на 10%

3

Отталкивание левой ногой (длина проката)

результат улучшен на 50%

результат улучшен на 30%

результат улучшен на 10%

4

Бег на велосипеде 40м

Результат

улучшен

на 7-10 сек

результат улучшен

на 3-5 сек

результат улучшен

на 0-2 сек

Материально-техническое обеспечение:

1. Мультимедийное оборудование:

- компьютер – 1шт.;

-  экран – 1 шт.;

-   магнитофон – 1 шт.

2. Наборы для игры бочча – 4 шт.

3. Мягкие модули – 1 комплект.

4. Гимнастические стенки – 8 шт.

5. RaceRunner – 7 шт.

6. Гантели – 8 шт.

7. Коляски (инвалидные) – 2 шт.

8. Фишки – 10 шт.

Методическое обеспечение

п/п

Тема

Формы организации занятий

Приемы и методы

Дидактические материалы

Используемое оборудование

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

Беседа;

Инструктаж.

Приёмы:

информационно-обучающие.

Методы:

 Рассказ,

показ.

Методическая литература: инструкция по технике безопасности.

Специальная литература: видеоматериалы.

Техническое оборудование: ИКТ.

Спортивное оборудование: RaceRunner.

Опрос

2

Правила игры бочча

Беседа;

учебно-тренировочная игра.

Приёмы: игра, информационно-обучающие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Методическая литература: видео материалы.

Специальная литература: правила RaceRunner.

Техническое оборудование: ИКТ

Спортивное оборудование: RaceRunner.

Опрос.

3

Общефизическая подготовка (ОФП)

Групповая

Приёмы: индивидуальный подход.

Методы: упражнения, игровой.

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: учебники по физической культуре, методическое пособие.

Техническое оборудование: магнитофон.

Спортивное оборудование: гимнастические стенки, гантели, RaceRunner, фишки, мягкие модули.

Наблюдение, рекомендации.

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

Групповая, индивидуальная.

Приёмы: индивидуальный подход.

Методы: упражнения, игровой.

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: интернет-ресурсы.

Техническое оборудование: ИКТ.

Спортивное оборудование: RaceRunner.

Тестирование.

5

Тактика RaceRunner.

Фронтальная, индивидуальная, учебно-тренировочная.

Приёмы: вербальные.

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный.

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: интернет-ресурсы.

Техническое оборудование: ИКТ.

Спортивное оборудование RaceRunner.

Соревнования.

6

Техника RaceRunner.

Индивидуальная, учебно-тренировочная.

Приёмы: вербальные.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: интернет-ресурсы.

Техническое оборудование: ИКТ.

Спортивное оборудование:. RaceRunner.

Тестирование, соревнования.

7

Итоговое занятие

Соревнования, индивидуальная.

Приёмы: информационные.

Методы: практические.

Методическая литература: методические рекомендации.

Техническое оборудование: магнитофон.

Спортивное оборудование: RaceRunner.

Соревнования.

Список литературы для педагога:

1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. М.Просвещение. 2011

3. www. paralymp.ru/

4. https://ru.wikipedia.org

5.  http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828

Список литературы для обучающихся:

1.  Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г

2.  www. paralymp.ru/

2. https://ru.wikipedia.org

3.  http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От оздоровительного бега - к бегу спортивному

Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов ...

Конспект урока Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.

Задачи:1. Совершенствование техники спринтерского бега.2. Обучение и закрепление техники бега на финише.3. Развитие скоростных способностей занимающихся....

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)

Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)...

Спортивно-развлекательная программа "Безопасный велосипед"

Каждый из вас должен помнить, что велосипед - не игрушка, транспортное средство. И, садясь за его руль, ты становишься водителем. А это очень серьезно. Ведь любой водитель отв...