Организация самостоятельной работы по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО.
статья по физкультуре по теме

Подбор физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО.

                                               Преподаватель физической культуры

                                                     ОГБПОУ «Смоленский политехнический

   техникум»

                                          г.  Смоленск, Смоленская обл. РФ

                                   Киреев Александр Семенович

Подбор физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функции желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые для широкого пользования. Данные комплексы могут быть рекомендованы студентам СПО к самостоятельным занятиям физической культурой. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего: контролируемые беговые нагрузки ( система Купера); режим 1000 движений (система Амосова); 10000 шагов каждый день (система Михао Икаи); бег ради жизни ( система Лидьярда); калланетика; программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение и связок (система Пикней Калане).

        Физическая культура в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является обязательным разделом в обще-гуманитарном и социально- экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

        Важным условием реализации новых образовательных стандартов СПО является организация самостоятельной работы студентов, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физическая культура».

        Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов СПО формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности.

        Для достижения поставленной цели самостоятельные занятия физической культурой предусматривают решение следующих задач:

- способствовать освоению знаний о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни;

- формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном образе жизни;

- формировать умение использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

- развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

- всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;

- совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.

        При организации самостоятельных занятий необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
  2. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
  3. Принцип гуманизации. Независимо от предусмотренных задач, в

 основе любого самостоятельного занятия физическими упражнениями физическое, психическое и социальное благополучие каждого из обучающихся. Вся работа по организации самостоятельных занятий строится на основе комфортности – студенту нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения должны доставлять только приятные ощущения (чувства «мышечной радости»), он должен осознавать что делает что – то очень важное для своего здоровья, ощущать результат. Не допустим авторитарный стиль отношений  со студентами. Педагог не должен быть безразличным к тому, что некоторые обучающиеся не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой «волшебный ключик – то средство, которое заставит неумейку научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.

  1. Принцип индивидуализации. Доказано, что у каждого человек
  2.  имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса один из важнейших дидактических принципов современности. Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью учета особенностей каждого обучающегося, в том числе возрастно- половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на систему и функцию организма и превышение посильной меры физической, психической и эмоциональной нагрузок на занятиях физической культурой может не благоприятно влиять на состояние здоровья обучающегося.
  3. Принцип рациональности физических нагрузок. Следует строить занятия по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Для ориентировки можно использовать классификацию Г.С.Туманяна, основанную на реакции сердечно-сосудистой системы, на нагрузку если сразу после выполнения физических упражнений не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120-160 средней, более 160 – большой, максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу , определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.
  4. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества- выносливость, силу, гибкость, ловкость и др.Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
  5. Принцип уверенности в необходимости занятий. Эффект от занятия несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Визуализируйте в сознании здоровые органы их функционирования.
  6. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.

Выделяют следующие формы самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, тренировочные занятия, походы выходного дня, прогулки перед сном, участие в спортивно-массовых мероприятиях, оздоровительная ходьба и бег и т.д. В настоящее время появились новые направления. К ним можно перечислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: фанк-аэробику, степ, джаз, аква, велоаэробику, аэробику с нагрузкой, шейпинг, стретчинг и др.

        Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики.

        При организации СРС необходимо включать задания теоретического и практического содержания:

- составление и выполнение комплексов упражнений гимнастики, упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;

- выполнение комплексов специальных беговых и прыжковых упражнений, прыжки на скакалке, занятия на тренажерах;

- самостоятельные тренировочные занятия легкой атлетикой, лыжной подготовкой., спортивными играми, гимнастикой, плаванием;

- выполнение дыхательной гимнастики;

- освоение приемов массажа и самомассажа;

-ведение личного дневника самоконтроля;

- работа со специальной литературой для подготовки сообщений и докладов.

        Для повышения эффективности самостоятельных занятий педагогами разрабатываются методические рекомендации для студентов, которые включают в себя теоретическое обоснование значимости физической культуры и комплексы упражнений для проведения занятий, видео аудио материалы с записями практических занятий.

        Таким образом, приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни, чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

Список литературы:

  1. Матвеев Л.Р. Теория и методика физической культуры: Учеб.для институтов физкультуры.- М.: ФиС, 2011 год.
  2. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре .- М.: Просвещение, 2013
  3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш. учеб.- М.: Издательский центр «академия», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс

Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс...

рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс

рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс...

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....

Справка о представлении опыта работы по теме: "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Справка о представлении опыта работы по теме "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"...