Конспект занятия "Туристский бивуак. Организация бивачных работ"
план-конспект по физкультуре на тему

Пикин Алексей Сергеевич

Основная цель занятия: Изучить требования к месту размещения бивуака и действия туристской группы по организации  бивака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ustanovka_bivaka.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  спортивная школа № 1 муниципального образования город Краснодар

Конспект занятия по теме:

«Туристский бивуак.

Организация бивачных работ».

Отделение  «Спортивный туризм»

Тренер-преподаватель: А. С. Пикин

                                                                         

             

                                 

                                                г. Краснодар, 2017 г.      

                                                    План – конспект

                                                    занятия по теме:

«Туристский бивуак. Организация бивачных работ».

Цель занятия:  - 1.Изучить требования к месту размещения бивуака и действие по организации  бивака.

2. Развивать туристские умения и навыки.

3. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.                        

Задачи  занятия:

                             - сформировать представление о критериях выбора места бивака и его  организации;    

                             - продолжить формирования навыков самостоятельной работы по изучению  нового материала;

                             - способствовать развитию логического, аналитического  мышления, умения  принимать правильные решения;  

                     - формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за  принятое решение.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, дидактические карточки, палатки, спальники, котелок.  

Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

            2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

                        3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -

                Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.                                                                                                    

                        4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

                        детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.                                                                                                                                           

                        5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

                        6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

                        7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

                                                                                                                                                                                             

                                                   

Этапы

Содержание

ОМУ

1. Вводный

2.Основной

2.1. Разминка

2.2. Знакомство с понятием «бивак»

2.3. Работа над ошибками в тексте.

2.4. Правила установки бивака.

2.5. Эстафета «Установка бивака».

3.Итоговый

     -Здравствуйте. Сегодня у нас с вами очень интересная и нужная всем туристам тема: «Туристский бивак. Организация бивачных работ»

    Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ. Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

Разминка:

    1. Игра «Хвост дракона»: группа делится на 2 команды, участники выстраиваются в колонну по одному, берут друг друга за пояс, последнему привязывают веревку за пояс. Один участник становится  напротив команды. По сигналу группа начинает передвигаться, сохраняя целостность колонны. Задача  ведущего: «схватить»  последнего участника за «хвост».    

   - Что такое бивуак?

   -Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.

    -Как вы думаете, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака?

    -За 2 – 3 часа.

    -Еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается  за 2 – 3 часа до наступления темноты.

    - Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака?

    -А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста, которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе.

Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Задача первой группы: отмечать верные высказывания, другой – неверные.

      Текст:

      Недалеко от  реки виднеется поселок. Внизу по течению реки за поселком можно и остановиться. Утром пойдем в местный магазин. Возле поселка,  на опушке леса стоит высокая раскидистая сосна, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с восточной стороны от сосны, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле сосны  понижение  -  то, что надо: место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

   - Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок.

   - Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или неверности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках.

    - Подытожим все сказанное  и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака.

          Основные требования к месту бивака.

1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

   -Как вы думаете. Какова последовательность действий при установке бивака?

Нам необходимо:

  1. Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева), сложив их на расст. 5-6 м. от костра.
  2. Обеспечить наличие воды.  
  3. Установить палатки компактно входом к костру на расст. 5-6 м .
  4. Развести костер.
  5. Оборудовать место возле костра для приема пищи.
  6. Приготовить пищу.

   - Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

   - Желательно все бивачные работы проводить параллельно.

   - Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т.е. участники проходят полный курс обучения. При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1,5 до 2 часов.

В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

       Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят.

   -  Что готовят дежурные?

   - Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

      - Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны», а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

       Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.

    - С чего по-вашему  нужно начинать снятие лагеря?

    - В начале сбор личных рюкзаков.

       палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно. Складывают в рюкзак.

     - Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

        Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения.

    -Итак, вы узнали правила установки  бивака, теперь нам предстоит освоить их на практике.

     В эстафете участвуют 2 команды. По сигналу руководителя 2 участника команд бегут к заданному квадрату и устанавливают  палатку. Затем возвращаются назад. Следующие 2 участника  берут спальники, бегут к палаткам, раскрывают спальники, раскладывают их в палатке, затем возвращаются назад. Следующий участник берет котелок, бежит с ним к месту бивака, устанавливает его в  месте предполагаемого кострища, возвращается назад.  Затем все участники надевают  свои рюкзаки  и бегут к палаткам, снимают рюкзаки, залезают в палатку и укрываются спальником. Побеждает та команда, участники которой первыми справятся с заданием.

 - Итак, я предлагаю вам вопросы для закрепления пройденного материала. Если вы считаете высказывание верным, поднимаете правую руку, если неверным – левую.  

 «Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8.Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 10-15 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14.Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

-Занятие окончено, до свидания.  

Педагог активизирует внимание детей, знакомит с темой и целью занятия.

Игру можно повторить несколько раз, меняя ведущего.

Ответы детей.

Педагог делит группу на 2 команды. Одна команда отмечает верные высказывания, другая неверные.

Текст выведен через проектор на экран  и  роздан в письменном виде (4 шт.)- на группы   (2-3 мин. на изучения содержания текста)

На доске заранее начерчена таблица, с колонками  «верно», «неверно».

Педагог корректирует правильность выполнения заданий эстафеты.  

Педагог комментирует ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ

В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...

Тест - презентация по предмету Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 6 класса на тему:"Подготовка к походу. Правила проведения бивачных работ".

Данный тест выполнен в виде презентации из десяти слайдов -вопросов и слайда с ответами для проверки и самоконтроля учащихся. Туристическая тематика, изучаемая в курсе ОБЖ 6 класса сама по себе достат...

Понятие туристского бивака и техники бивачных работ

Понятие туристского бивака и техники бивачных работ...

Определение места для бивака и организация бивачных работ

Урок ОБЖ в 6 классе на тему: «Определение места для бивака и организация бивачных работ»...

Техника бивачных работ

Материал пригодится учителям физической культуры при организации походов с учащимися...