Рабочая программа по физической культуре 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по физкультуре для учащихся 7 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizra_7_programma.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                                          «_____»__________________________2014г.

Рабочая программа по

физической культуре  

на 2014-2015 учебный год

для 7 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                                     «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2014г.                     зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________                        «____»_____________________________2014г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 7)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – физическое воспитание

       Данная рабочая программа по физическому воспитанию разработана на  основе  программы Мозгового В.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета физическое воспитание отводится 2 часа + 1 час (школьный компонент) в неделю (102 часа в год).  

В авторской программе количество часов на предмет – 3 часа в неделю (105 часов в год).

По  учебному плану школы  в 7 классе   отведено  3 часа в неделю (102 часа в год).

     В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уровень развития ребёнка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим (в том числе и личностным), социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы. У всех детей седьмого «б» класса наблюдается наличие нарушений психического и физического развития. Содержание рабочей программы по физическому воспитанию строится в соответствии с объективными данными здоровья учащихся класса и опираясь на данные медицинского обследования с учётом групп здоровья детей. В анамнезе всех учащихся отмечаются сложные сочетные нарушения развития: нарушение координации движения, патологическое нарушение зрения, гидроцефалия, нарушения ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, и пр. Поэтому данная рабочая программа была построена  с учётом программы ЛФК для специальных медицинских групп учащихся, с учётом адаптивных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью.  Прохождение программы связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая физические возможности и психические особенности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение пройденного сочетается с постоянной пропедевтикой нового материала. Разнонаправленные физические упражнения, представленные в данной программе, способствуют физическому, умственному и морально-волевому развитию личности обучающихся.

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.,

Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: спортивные игры и упражнения творческого характера.

Средства, используемые для реализации программы:

  1. физические упражнения;
  2. коррекционные подвижные игры, эстафеты;
  3. ритмопластика;
  4. дыхательная и пальчиковая гимнастика;
  5. упражнения для зрительного тренинга;
  6. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажёры; спортивный инвентарь (мячи разного диаметра и назначения, скакалки, гимнастические палки, маты, обручи, флажки и пр.) и т.п.;
  7. наглядные средства обучения.

Программа адресована учащимся 7б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Эта  рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по физическому воспитанию, который доступен  учащимся. Данный учебный предмет для семиклассников необходим, так как предполагает такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. Уроки физической культуры способствуют укреплению здоровья учеников, помогают развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, исправляют нарушения осанки, крупной и мелкой моторики, координацию движений, снимают усталость, накопленную на уроках, развивают двигательную активность, помогают получить элементарные сведения по гигиене, состоянию  здоровья, формируют умения владеть своими эмоциями, воспитывают дисциплинированность, силу воли, настойчивость, развивают чувство товарищества и взаимопомощи. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Исходя из разнородности состава учащихся класса по психическим, двигательным и физическим данным  рабочая программа носит прикладной характер и построена с учетом принципа коррекционной направленности обучения и  адаптирована к возможностям детей. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений с широким использованием дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.

Цели, решаемые при реализации программы:

  • обеспечение развития  школьников с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры;
  • восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей умственно отсталых школьников;
  • активизация процесса социальной адаптации учащихся с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры;

 Общие задачи, решаемые при реализации программы:

  • освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков;
  • формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
  • обучение технике правильного выполнения физических упражнений;
  • формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве;
  • оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции и внимания);
  • формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;
  • развитие пространственно-временной дифференцировки;
  • обогащение словарного запаса;
  • стимулирование способностей ребёнка к самооценке (плохо, хорошо);
  • укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся;
  • активизация защитных сил организма;
  • повышение физиологической активности органов и систем организма;
  • укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
  • коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений, гиподинамии и пр.);
  • коррекция и развитие общей и мелкой моторики;
  • обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников;
  • создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма учащихся средствами АФВ;
  • воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;
  • воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  • формирование у занимающихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни;
  • создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для оздоровления организма учащихся.

Задачи обучения:

  1. совершенствование знаний о положения тела при правильной осанке;
  2. совершенствование техники ходьбы в сочетании с дыханием;
  3. продолжение обучения правильному дыханию при выполнении физических упражнений и без них;
  4. совершенствование прыжков на месте на двух ногах;
  5. совершенствование бросков и ловли мяча;
  6. совершенствование координационных способностей;
  7. совершенствование ходьбы по гимнастической скамейке прямо, боком с различными положениями рук;
  8. совершенствование поворотов на месте, по ориентирам и по словесной инструкции учителя;
  9. продолжение обучения расслаблению мышц после напряжения.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение,  математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), биология, география, окружающий мир, СБО,  профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: тестирование, контроль за состоянием здоровья.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок физкультуры активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (4 человека, с группами здоровья  D III, D IV, D V, освобождение от занятий) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности на уроках адаптивной физической культуры;
  • название спортивного инвентаря, специальных терминов, ТСО, используемых в процессе адаптивной физической культуры;
  • понятие «строй» и приёмы перестроения;
  • понятие «соревнование», например «весёлые старты»;
  • правила передвижения в стойке баскетболиста с мячом и без мяча;
  • способы предупреждения травматизма на уроке адаптивной физической культуры;

Обучающиеся должны уметь:

  • надевать спортивную одежду самостоятельно;
  • строиться в шеренгу по одному, перестраиваться в колонну по одному, выполнять команды по словесной инструкции учителя;
  • ходить и бегать в колонне по одному в медленном и быстром темпе, ходить змейкой;
  • выполнять задания по показу за учителем;
  • надеть и закрепить лыжи;
  • надеть палки по показу учителя;
  • передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом;
  • играть и соблюдать правила подвижных игр;
  • выполнять набивание волейбольного мяча двумя руками снизу у стены;
  • выполнять ведение баскетбольного мяча правой, левой рукой и поочерёдно на месте и в движении;
  • ориентироваться в пространстве с помощью сохранных анализаторов.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Основы знаний

6

6

2

Лёгкая атлетика

30

30

3

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

24

24

4

Лыжная подготовка

18

18

5

Коррекционные подвижные игры

27

24

итого

105 часов

102 часа

     

 Содержание рабочей программы по физическому воспитанию уменьшено в 5 разделе (коррекционные подвижные игры), по сравнению с авторской программой, на 3 часа, исходя из общего количества рабочих недель – 34, а не 35 – как в авторской программе. Третий раздел (общеразвивающие и корригирующие упражнения) разделён в КТП на две равноценные части по 12 часов. Это сделано, исходя из сезонной темы «Лыжная подготовка», которая должна проходить зимой, а не в марте-апреле, как это заявлено в авторской программе. В остальном содержание авторской программы было сохранено полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 5, 7 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по физической культуре 5, 7 класс для детей с ОВЗ (Умственная отсталость)...

Рабочая программа по Физической культуре (обучение на дому больных детей, детей-инвалидов)

Индивидуальное обучения на дому больных детей, детей-инвалидов по общеобразовательным программам основного общего образования, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Предмет, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс,5 – 9 классы

     Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного ста...