Оптимизация физической деятельности по средствам развития концентрации внимания.
методическая разработка по физкультуре на тему

Маркова Александра Юрьевна

Взаимосвязь физического и психологического в человеке. Установление корреляционной связи между уровнем концентрации внимания и физической активности у детей 8-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕКСКИХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ

Во-первых, существует взаимосвязь между интеллектуальным и физическим развитием человека. Существование этой взаимосвязи подчеркивается многими исследователями, начиная с И.М.Сеченова, подтверждается существованием корреляций между уровнем физического и умственного развития человека (например, параллельная умственная и физическая акселерация детей в 20 веке, диагностика тонкой моторики руки при определении интеллектуальной готовности к школе и т.п.). Широко известны различия в физических способностях (гибкость, быстрота, точность, равновесие) умственно отсталых детей и их нормальных сверстников (Дмитриев А.А., 2004).

Во-вторых, установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью), а также общей вербальной продуктивностью у людей (Березина Т.Н., 2012).

При более развитой координации движений - выше показатели гибкости и продуктивности мышления (Березина Т.Н., 2009). Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей. А если так, то почему не использовать связь между когнитивными и физическими способностями в оптимизации школьного дня и не только? Когнитивные способности, то есть психические процессы в человеческом организме, которые направлены на прием и обработку информации, а также на решение задач и генерирование новых идей, включают в себя и такой показатель, как внимание. Мы выявляли взаимосвязь между физическими способностями и уровнем объема внимания детей 8-9 лет -  была установлена корреляционная связь.

Итак, более подробно. Утверждается обязательная связь психических процессов и моторных действий.

Орган чувств должен быть приноровлен посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (Джеймс У., 1991).

Е.П. Ильин, например, понимает под действием последовательность нерефлекторных движений, управляемую определенной внутренней структурой. Подавляющее большинство таких структур складывается прижизненно в результате упражнения, хранится в долговременной памяти в виде умений или навыков.

Любое умение определяет не какую-то особую последовательность движений, а целый класс последовательностей. В этом смысле умение или навык выступает как некоторое обобщение или схема, обслуживающая несколько способов выполнения одной двигательной задачи (Дормашев Ю.Б., 1995).  То есть, например, ученик будет использовать различные умения из разных положений и в самых разных ситуациях вне зависимости от сбивающих факторов.

Навыки или умения организованы в иерархии (Дормашев Ю.Б., 1995).  Получается, что различные действия ребенка, как навыки более низкого уровня приводят к целостной программе в течение всего дня.

Проблема управления моторными действиями, также решаемая механизмами селекции, заключается в спецификации параметров действий, соответствующих данному умению.  Система должна решить не только что делать, но и как делать. Намеренное действие может быть выполнено различными способами, отобрать же надо только один. Эта задача решается путем избирательной спецификации значений параметров данного навыка. Различные выполнения одного действия могут быть использованы и для другого. В случае одновременного решения двух задач это может быть причиной специфической интерференции. Последняя может быть уменьшена путем сокращения перехлеста навыков одновременных действий благодаря приобретению более дифференцированных умений по ходу автоматизации решения двойной задачи. Недостаточная спецификация возникает тогда, когда умение отработано не в полной мере, то есть, не стало автоматизированным (Дормашев Ю.Б., 1995). То есть, внимание решает проблемы, связанные с выбором и спецификацией действий.

Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. Иногда даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным, а то и трагическим последствиям. Однако чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряженности внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий. Существует индивидуальный предел надежности действий в напряженной обстановке (Шадриков В.Д., 1990). То есть, через автоматизацию навыка можно уменьшить вероятность появления напряженности.

Помимо процессов внимания следует рассмотреть и значение ощущений при двигательной активности. Ощущения играют важную роль в управлении человеком собственными состояниями до, в процессе и после окончания деятельности. Именно в физической деятельности ощущения и чувства получают специализированное развитие. (Друшевская В.Л., 2010).           Все эти «чувства» - сложные комплексные ощущения. Эти регуляторы участвуют в изменении различных компонентов двигательной деятельности по амплитуде, направлению, интенсивности, ритму, темпу, ускорению, замедлению, а также в определении момента начала и прекращения деятельности. Это и есть формирование двигательного ощущения.

Двигательные ощущения доставляют в мозг информацию о ходе выполнения действий, о возникающих рассогласованиях или о несоответствии движений условиям деятельности. Так в процесс переработки включаются представления и механизмы мышления. Определенное значение имеет и память. На основе проводимой психической деятельности в действия, если нужно, вносятся коррективы (Сопов В.Ф., 2005).

Без специальной тренировки двигательные ощущения имеют значительные отклонения от необходимой точности. Для развития точных двигательных ощущений (мышечного чувства) требуется многократное повторение движений. В процессе тренировки развивается координированность действий (Друшевская В.Л., 2010).

По словам Пахомова (Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2013 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Спб.:[б.и.], 2014), на примере гимнастики раскрываются приемы, способствующие активизации двигательного анализатора. Изучение двигательных ощущений очень сложный процесс, поэтому в работе только подчеркивается зависимость анализа движений от общих ощущений и их осмыслением. Формирование правильных и четких представлений о выполняемых движениях имеет особенно большое значение, которые требуют разнообразных мышечных усилий за микроинтервалы времени при одновременно быстрых и точных восприятиях информации о собственных движениях.

Стабильность ощущений, их соответствие реальной ситуации одна из основ стабильности исполнения упражнений, а также основа идеомоторной готовности к нему. Изменение ощущений и восприятий в результате различных состояний возбуждения – часто главная причина «непонятных» неудач относительно физической активности.

В настоящее время еще не выработаны точные методы определения мышечно суставных ощущений, не установлены величины, характеризующие абсолютные пороги ощущений в различных двигательных системах. Причиной этого является, не только чрезвычайная трудность дозирования тонических изменений, но и не определенное еще науке обособление между изучением механизма самих движений и ощущений (Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2013 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Спб.:[б.и.], 2014.). Между тем немало фактов указывает на то, что имеется зависимость анализа движений от общих мышечно-суставных ощущений положений частей тела.

Существует большая связь между мышечно суставным ощущением и зрением. В начале обучения новым движениям у человека ведущее значение принадлежит зрительному контролю, но с образованием двигательных навыков контроль над движением переносится на мышечно-суставные ощущения, от точности которых зависит и точность привычных движений (Юров И.А., 2005).

Однако опираясь на одни проприоцептивные ощущения, нельзя составить правильных представлений о выполняемых движениях. Целый ряд существенных деталей упражнения или вовсе не ощущается, или ощущается в неправильной последовательности, в неправильном временном отношении. Объясняется это тем, что не ощущается реактивных сил, находящихся во взаимосвязи с внутренними и внешними силами (Друшевская В.Л., 2010). Только на основе систематического сопоставления субъективных и объективных показателей выполняемых движений при выработанной у ребенка установке на активный их анализ возможно правильное их осмысление и развитие способностей тонкого контроля и управления движениями.

На различных этапах развития ребенка и по мере накопления специального двигательного опыта все большее значение приобретает внутренняя основная информация, обеспечивающая саморегуляцию и самоуправление движениями (Смоленцева В.Н., 2003). Именно поэтому следует сделать акцент на том, как точно дети могут концентрироваться на двигательных ощущениях. Например, сосредотачиваться на ощущениях физического тела, или на расслаблении тех частей, которые не вовлечены непосредственно в деятельность. Фактически это служит двум целям - как уловка, позволяющая "заземиться" в состоянии "здесь-и-сейчас", и как способ снять внутренние неосознанные напряжения, имеющие прямые проекции на теле (Березина Т.Н., 2010). Концентрация внимания на теле используется во многих буддийских техниках в самых разных вариантах.

Концентрация на разных движениях и местах тела, особенно актуальна, когда спортсмен не способен сосредоточиться на множестве телесных ощущений и движений, происходящих одновременно (Бугаец Я.Е., 2008).

Следовательно, для успешного формирования у детей так необходимых им двигательных ощущений важно направлять мысли воспитанников на анализ возникающих ощущений, как при правильном, так и при ошибочном выполнении движений. Роль концентрации внимания на определенной работе заключается в том, что она необходима для регуляции человеком его конкретных движений, действий, деятельности в целом. Все это лежит в основе выработки и сохранения двигательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»

«Развитие концентрации внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации»(коррекционно-развивающее занятие педагога-психологапо коррекции познавательной сферы учащегося начальны...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

«Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»...