«Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».
статья по физкультуре на тему

Виктор Тимофеевич Скрипников

Сочинение-эссе, в котором раскрываю мотивы выбора учительской  профессии, собственные педагогические принципы и подходы в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_skripnikov.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Образование – то, что остается после того,

                                                                      когда забывается все, чему учили.
                                                                                                                                     А. Эйнштейн

Каждому из нас рано или поздно приходит понимание того, что нужно делать выбор будущей профессии. Кто-то ещё с детства сразу делает этот выбор, кто- то в подростковом возрасте. Многие, уже окончив ВУЗ,  понимают, что сделали неправильный выбор. Я свой выбор в пользу профессии учителя сделал по примеру отца. С детства я любил спорт. Папа стал для меня и тренером, и учителем, и объектом для подражания. После школы я поступил в Северо-Кавказский Федеральный Университет на факультет физической культуры. Уже учась там,  я стал понимать, что профессия, выбранная мной, является не самой лёгкой. Мы с вами живем сейчас в XXI веке. Это век новых технологий, новых достижений, новых возможностей. А профессия педагога обязывает всегда быть креативным, мобильным, меняться вместе с изменениями образовательного процесса, шагать в ногу со временем, быть творческим. Что такое творчество?  Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог - это тот, кто открывает, умудряет и ободряет. Творческий подход в работе педагога заключается в преобразовании существующего опыта, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, который приводит к новаторству в деятельности. Творчество в профессии учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития. Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение? Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Именно благодаря воображению автор, художник или изобретатель может создать то, что никогда прежде не существовало. Способность мыслить ассоциативно не менее важна. Умение находить аналогии, возникающие по смежности, сходству и контрасту; неожиданно связывать не относящиеся друг к другу явления - это неотъемлемое свойство творческой личности. Симонов П.В. приводит интересные примеры, иллюстрирующие важность ассоциаций в творческом процессе: «Сколько людей раскладывали пасьянс как Менделеев, видели обезьян, сцепившихся хвостами, как Кекуле, или падающее яблоко как Ньютон, но никому эти впечатления не подсказали ни периодической таблицы, ни формулы бензола, ни закона всемирного тяготения». Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые - исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством. Понятийный словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства». Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности. О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями». А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития. Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало. Конечно же, всем понятно, что преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д.  А с этой позиции представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Данная типология помогает разграничить разные типы личности в зависимости от способа и направленности деятельности. Итак, первый тип, выделяемый Андреевым, это - теоретик-логик - тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Подобные преподаватели могут быть охарактеризованы как строгие и требовательные, четко нацеленные на результат, которого они, как правило, достигают. Второй тип - теоретик-интуитивист. Он характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Люди, попадающие под эту категорию, становятся замечательными преподавателями, заражающими своим энтузиазмом учеников. Еще одним из существующих типов творческой личности является практик (экспериментатор), который всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам. Четвертый тип - организатор. Этот тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. Данный тип творческой личности занимает, бесспорно, одно из главенствующих мест с точки зрения предрасположенности к преподавательской деятельности - он обладает самым мощным оружием - умением строить общение и грамотно организовывать учеников. И последний тип, выделяемый Андреевым - инициатор, характеризующийся инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает, или переключаются на решение других творческих задач. Данный тип личности не меньше способен преподавать, чем организатор, но ему может помешать непостоянство в выборе творческих задач. Я уже понимаю, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога. Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой, витиеватый путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог - это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение - это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение - это тоже творчество. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания.  Умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия - является тем результатом, к которому должен стремиться педагог в своем творческом личностном развитии. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст, наконец. Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

 Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.  Педагогическое творчество - это одна из разновидностей творческой деятельности, подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах. Педагогическое творчество - это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически - практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности. Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников. Результат труда педагогов, которые творчески преподают свой предмет - любовь учеников к предмету. Они проявляют интерес. Творческий подход создает мотивацию. Так, ученики достигают блестящих результатов. Творческий подход в работе педагога заключается в использовании творческих средств в решении педагогических задач. Это может быть применение известных средств новыми способами или создание совершенно новых способов поведения в различных ситуациях. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на привычные ситуации и найти новое, блестящее решение. Однако, творческий подход – это не только решение педагогических задач. Творческая деятельность – это познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты личности педагога. Это позволяет педагогу не только развивать своих учеников, но и развиваться самому. Благодаря творческому подходу педагог совершенствует свою личность. Народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский утверждал, что «творчество педагога — важнейший признак педагогической культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»

Мое эссе по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»...

творческая работа на тему"Новые возможности для творчества в образовательном процессе"

творческая работа на тему"Новые возможности для творчества в образовательном процессе"...

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательном процессе».

Каждый из нас в детстве представлял себя в какой-то роли. Кто-то пел песни в расческу, кто-то мастерил интересные поделки, а кто-то лечил «больных». Я всегда мечтала быть учителем.  Д...

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Творческая работа по теме:«Новые возможности для творчествав образовательной деятельности»(Эссе)....

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»

hellip;То, что проявляется как творчество – это всегда процесс…в котором осуществляется взаимосвязь личности и мираРолл Мэй...