МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Шпет Виктория Викторовна

Ключевые слова (на русском языке): Физическая культура, познавательная активность, уроки, школа, учитель, ученик, программа, методика, развитие среднего образования, учебный процесс, содержание материала, знание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon article_2017-01-31_14-54-35.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Шпет Виктория Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Ключевые слова (на русском языке): Физическая культура, познавательная активность, уроки, школа, учитель, ученик, программа, методика, развитие среднего образования, учебный процесс, содержание материала, знание.

 
Аннотация (на русском языке): Познавательная активность учащихся мощный двигатель образовательного процесса, от нее зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий процесс усвоения школьной программы, что позволяет приобрести практические навыки в формировании положительное отношение к урокам физической культуры в частности , и всего образовательного процесса в целом.

Keywords (in English): Physical education, cognitive activity, lessons, school, teacher, student, program, technique, development of secondary education, educational process, content of material, knowledge.


Annotation (in English): Cognitive activity of students the powerful engine of the educational process, it affects not only the productivity of knowledge, ways of cognitive activity, but also the overall process of mastering of the school program, which allows you to acquire practical skills in the formation of positive attitude to physical education lessons in particular , and the whole educational process in General.

 

           В  настоящее время развитие системы среднего образования потребовало коренной переосмысленности теоретического, методического , практического процесса в обеспечении  познавательной активности в обучение учащихся на уроке физической культуры. Проявление познавательного интереса к урокам физической культуры в школе велико. Познавательность рождает чувство ожидания. А от  степени чувства познавательной активности зависит  характер внимания учащихся на уроке  , критичность умственного понимания, творческий подъем учащихся.  В свою очередь перед каждым учителем возникает вопрос как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного  компонента познавательной активности , как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности и способности усвоения программы.

         В практике осуществляется стимуляция познавательного интереса через организацию учебной деятельности . В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания.

        Среди условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются следующие:

- пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

- разнообразие видов деятельности на уроке;

- осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных учителем действий на уроке;

- связь нового материала с ранее изученным;

- доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;

- своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся; яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального тонуса.

           При подготовке к уроку соблюдаются данные условия. Анализируется содержание изучаемого материала, намечаются дидактические задачи урока, и определяется соотношение учебного материала с задачами воспитания, с уровнем развития учащихся определенного года обучения, с учетом психики отдельных учеников, с их собственным психологическим состоянием и жизненным опытом. При разработке урока появляется возможность поставить ученика в позицию активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Для этого необходимо обладать умением перевоплощаться, позволяющее увидеть урок глазами учеников, понять их особенности, с учетом которых, как известно, более успешно организуется познавательная деятельность. Возникает представление о том, как учащиеся будут овладевать двигательными навыками и умениями: что позволит им выйти на самостоятельный уровень деятельности, а где потребуется помощь; что из пройденного материала следует повторить, на что из повторенного опереться при изучении нового, как закрепить новое, что будет для учащихся интересным и легким, а что трудным. Очень важно довести до сознания учащихся цель урока, помочь им достичь ее.

         Для этого ученику необходимо осознать и принять цель, затем перевести ее с внешнего уровня осознания на внутренний. Осознание школьниками поставленных задач, стоящих перед ними определяет успехи в учении и отношении к предмету. Принятие цели учащимися - первый этап на пути, ведущий ее к достижению. Чтобы рассчитать реальность приближения к цели, учащимся нужно взвесить свои возможности, сопоставляя их с требованиями данного этапа урока. Используются различные приемы целеполагания. В одном случае учителем сообщается и разъясняется цель урока. В другом, чтобы активизировать учащихся и мобилизовать их внимание, а так же чтобы научить их ставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, задается ряд вопросов - ориентиров, чтобы подвести школьников к определению содержания урока и принятию цели. Например, при обучении низкому старту (после предварительного ознакомления с подготовленностью учащихся и освоению этого умения) предлагается нескольким ученикам сделать ускорение с низкого старта. В парах - один ученик более сильный, лучше выполняющий это действие (это может быть ученик, занимающийся в секции лёгкой атлетики). Далее в форме диалога анализируется выполнение задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему.

         Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, учащиеся становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.

         На каждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале. Важно научить учащихся выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути их устранения, затем - менее существенные ошибки и детали техники: почему не получается, в чём ошибка.

          Проявлению активности в данном случае способствует сформированность определённых знаний. По ходу обучения происходит освоение таких понятий как «темп движений» и его значение при развитии двигательных качеств; «нагрузка» и её роль в развитии силы, быстроты; рациональные исходные положения при выполнении упражнений; амплитуда движений и её зависимость от характера выполняемого упражнения; методы тренировки; знание терминологии.Самым важным является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.

         Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой. Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формам самостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.

Показывая важность физической подготовки, выносливости, приводятся примеры героизма и мужества спортсменов в разные периоды истории Отечества.

         Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов, таких как физика, биология, природоведение, математика.

         Так, обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

         Таким образом,  познавательная активность учащихся мощный двигатель образовательного процесса, от нее зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий процесс усвоения школьной программы, что позволяет приобрести практические навыки в формировании положительное отношение к урокам физической культуры в частности , и всего учебного процесса в целом.

Список литературы

1.Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления; Урал- Екатеринбург: 2015.- : учебное пособие. – 12. – 68 с.

2. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников. Социология образование.НиС-Новосибирск, 2014. учебное пособие. – 77. – 45 с.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии; ФИС -Москва «Народное образование», 2015.- : учебное пособие. – 32. – 65 с.

4. Шаронова С. А. Компетентный подход и стандарты в образовании ;Социол. исслед., Урал- Екатеринбург, 2015.- : учебное пособие. – 44. – 12 с.

Шпет Виктория Викторовна - учитель физической культуры МОУ СОШ № 25 Россия , Сочи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения

В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...

Методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики

методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

Методические приёмы повышения познавательной активности учащихся на уроках истории в 5 классе.

В презентации в краткой форме представлены методические приемы повышения познавательной активности учащихся 5-х классов на уроках истории. Учащиеся только  начинают изучение нового предмета и, ес...

«Методическая мастерская» «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Конкурс "Учитель года 2022", конкурсное испытание "Методическая мастерская"...