Волейбол
материал по физкультуре на тему

Муравлёв Иван Валерьевич

Дополнительное образование программа "Волейбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.obraz_._voleybol_2017-2018.docx67.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.).

   Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

   Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

   Цель:

 Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.

Задачи:

образовательные

   -  обучение техническим приёмам и правилам игры;

   - обучение тактическим действиям;

   - обучение приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

   - овладение навыками регулирования психического состояния.    

   воспитательные

   - выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

   - воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

   - воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

   развивающие

   - повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

   - совершенствование навыков и умений игры;

   - развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

   Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.  

Программа рассчитана на возраст 10 - 15 лет.

Программу предполагается реализовать в течение 2017 - 2021 г.                    

Срок реализации программы 3 года. Кол-во часов отведенных на реализацию программы от 2-х до 4-х часов в неделю, в зависимости от возможности образовательного учреждения. Первый год обучения два раза в неделю по 45 минут, второй год обучения проводится два раза в неделю по 90 минут в один день и 45 минут другой, третий год обучения два раза в неделю по 45 минут.

   Программа делится на три этапа. Первый год обучения – начальная подготовка; второй год обучения – углубленное обучение технике игры; третий год обучения – совершенствование технической и углубленное обучение тактической подготовке, психологическая подготовка. Всего  274 часа.

   Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Два раза в неделю по два учебных часа.

   По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

   - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;

   - победы на соревнованиях районного и областного уровня;

   - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;

   - присвоение спортивных разрядов учащимся;

   - устойчивое овладение умениями и навыками игры;

   - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

   - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

   - умение контролировать психическое состояние.

   Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

   1 год обучения

    - мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;

    - тестирование на знание теоретического материала;

- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

    - сдача контрольных нормативов по ОФП.

1 год обучения

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

Введение

1

1

1.

1. 1.

1. 2.

1. 3.

Общефизическая подготовка

Общеразвивающие упражнения

Упражнения на снарядах и тренажёрах

Спортивные и подвижные игры

13

7

5

1

2

1

1

0

11

6

4

1

2.

2. 1.

2. 2.

2. 3

2. 4.

2. 5.

Специальная физическая подготовка

Упражнения направленные на развитие силы

Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц

Упражнения направленные на развитие прыгучести

Упражнения направленные на развитие специальной ловкости

Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

10

      2

      2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

10

        2

        2

2

2

2

3.

3. 1.

3. 2.

3. 3.

3. 4.

3. 5.

Техническая подготовка

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Стойки

Нападающие удары

Блоки

25

     10  

       7

       1

       3

       4

4

1

1

0

1

1

21

9

6

1

2

3

4.

4. 1.

4. 2.

4. 3.

Тактическая подготовка

Тактика групповых и командных действий в нападении и защите

Тактика нападающих ударов

Тактика приёма нападающих ударов

18

8

5

5

3

1

1

1

15

7

4

4

5.

5.1.

5.2.

Психологическая подготовка.

 Способы регуляции психического состояния. 

Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка.

2

1

1

2

1

1

0

0

0

6.

Практика судейства

2

1

1

Итого:

70

12

58

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-его года обучения  (2017-2018 учебный год)

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание занятия

Дата

План

Факт

1

Введение инструктаж по технике безопасности.

1

Вводный инструктаж по ТБ.

1-я неделя

2

ОФП на развитие силы

1

Отжимание

1-я неделя

3

ОФП на развитие скоростно-силовых качеств

1

ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег со старта

2-я неделя

4

ОФП на развитие ловкости

1

Комплекс с набивными мячами (до 1 кг).  Специальные беговые упражнения.  Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед.

2-я неделя

5

ОФП на развитие выносливости

1

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, передвижения в висе на руках,  лазанием и перелезанием. Бег 1000 метров

3-я неделя

6

ОФП на развитие гибкости

1

ОРУ комплекс с гимнастическими палками.  Комплекс упражнения тонического стретчинга. Комбинации из ранее освоенных акробатических элементов.  Прыжки «змейкой» через скамейку.  Броски набивного мяча.

3-я неделя

7

Методы и средства ОФП

1

4-я неделя

8

Зачет по ОФП

1

4-я неделя

9

Упражнения на гимнастической стенке

1

   5-я неделя

10

Упражнения с набивными мячами

1

Комплекс общеразвивающих упражнений с набивным мячом

5-я неделя

11

Упражнения на пресс

1

6-я неделя

12

Сгибание разгибание рук на перекладине

1

Подтягивание на перекладине, выход силой.

6-я неделя

13

30 м , челночный бег 3*10 м .Учет

1

Сдача нормативов

7-я неделя

14

Контрольные испытания

1

Бег со старта с гандикапом 1 -2 х 30  метров. Низкий старт – челночный бег 3*10 метров – на результат.

7-я неделя

15

Упражнения со скакалками. Баскетбол

1

Прыжки через скакалку за 1 минуту.

Учебная игра в баскетбол.

8-я неделя

16

Подвижные, учебные и контрольные игры.

1

Учебная игра.

 8-я неделя

17

Перемещения  и стойки.

1

сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

9-я неделя

18

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

1

ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку. Верхняя прямая и нижняя подача мяча.

9-я неделя

19

Нижняя прямая подача.

1

Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.

10-я неделя

20

Нижняя боковая подача.

1

Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.

10-я неделя

21

Верхняя прямая подача

1

Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.

11-я неделя

22

Подача с вращением мяча.

1

Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча.

11-я неделя

23

Подача с вращением мяча.

1

Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.

12-я неделя

24

Подача в прыжке.

1

Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке.

12-я неделя

25

Подача в прыжке.

1

Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.

13-я неделя

26

Передача мяча сверху двумя руками

1

Передача мяча сверху двумя руками

13-я неделя

27

Верхняя передача

 мяча

1

Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.

14-я неделя

28

Передача в прыжке

1

Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.

14-я неделя

29

Приём мяча:  

 снизу двумя руками.

1

Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести.

15-я неделя

30

Приём мяча:  

нижняя передача на точность.

1

Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести.

 15-я неделя

31

Приём мяча:  

приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2.

1

Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести.

 16-я неделя

32

Приём мяча:  

приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

1

Прием и передача мяча (верхняя и нижняя) на месте индивидуально и в парах, после перемещения, в прыжке. Развитие прыгучести.

16-я неделя

33

Приемы мяча.

1

Упр. для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра.

17-я неделя

      34

Прием мяча с падением.

1

Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь.

17-я неделя

35

Прием мяча с падением.

1

Учебная игра. Акробатические упражнения.

 18-я неделя

36

Нападающий удар.

1

Упражнения  для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике.

18-я неделя

37

Нападающие удары.

1

Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара.

19-я неделя

38

Нападающий удар.

1

Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. Учебная игра.

19-я неделя

39

Блокирование одиночное

1

Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения).

20-я неделя

40

Блокирование групповое

1

Имитационные упражнения с баскетбольными мячами (в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра.

20-я неделя

41

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

1

Одиночный блок и вдвоем, страховка. Защитные действия: после перемещения вдоль сетки; в зонах 4, 3, 2, в определенном направлении. Атакующие удары против блокирующего.  Учебная игра.

21-я неделя

21-я неделя

42

Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра.

1

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Учебная игра.

43

Индивидуальные тактические действия при приеме подач.

1

Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра.

22-я неделя

44

Индивидуальные и групповые действия нападения.

1

Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями.

22-я неделя

45

Индивидуальная тактика подач.

1

Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра.

23-я неделя

46

Индивидуальная тактика передач мяча.

1

Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом.

 23-я неделя

47

Индивидуальная тактика приёма мяча.

1

Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.

24-я неделя

48

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

1

Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

24-я неделя

49

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

1

Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра.

25-я неделя

50

Тактика нападающего удара.

1

Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра.

25-я неделя

     51

Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.

1

Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

26-я неделя

52

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

1

Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Упр. для развития силы

26-я неделя

53

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

1

 Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра.

 27-я неделя

54

Взаимодействия нападающего и пасующего

1

Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра.

27-я неделя

55

Групповые действие.

1

Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего  и обманного ударов.

28-я неделя

56

Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.

1

Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра.

28-я неделя

57

Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.

1

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра.

29-я неделя

58

Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.

1

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра

29-я неделя

59

Групповые действия в нападении через игрока передней линии.

1

Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

30-я неделя

60

Командные действия в защите

1

Учебная игра с заданием.

30-я неделя

61

Командные действия в защите

1

Учебная игра с заданием.

31-я неделя

62

Командные действия. 

1

Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

31-я неделя

63

Выбор способов отбивания мяча через сетку. Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра.

1

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Учебная игра.

32-я неделя

64

Учебная игра.

Волейбол

1

Индивидуальные, групповые и командные

тактические действия. Учебная игра.

32-я неделя

     65

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

1

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

33-я неделя

66

Практика  судейства

1

Правила игры и соревнований

33-я неделя

   67-68

Соревнования школьного уровня

     2

ИГРЫ

34-я неделя

34-я неделя

   69-70

Психологическая подготовка

     2

Способы регуляции психического состояния. 

Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка

35-я неделя

35-я неделя

 

ИТОГО:

    70

Содержание дополнительной образовательной программы.

1 год обучения.

   Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. 

   Общая физическая подготовка. 

   Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

   Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.

   Специальная физическая подготовка.

   Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.

   Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.

   Техническая подготовка.

   Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

   Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).

   Тактическая подготовка. 

   Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

   Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

Ожидаемые результаты

  В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся

 знать:

 -  историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;

-  значение здорового образа жизни;

- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;

- правила игры;

- терминологию игры и жесты судьи;

- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;

- методику регулирования психического состояния.

  Уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной

деятельности и организации собственного досуга;

- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;

- соблюдать правила игры;

- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;

- достигать оптимального боевого состояния;

- организовывать и судить соревнования;

- осуществлять соревновательную деятельность.

Способы определения результативности

  1. Опрос учащихся по пройденному материалу.
  2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
  3. Мониторинг результатов по каждому году обучения.
  4. Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовок.
  5. Тестирование по теоретическому материалу.
  6. Контроль соблюдения техники безопасности.
  7. Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.
  8. Контрольные игры с заданиями.
  9. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
  10.  Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
  11.  Результаты соревнований.
  12.  Встреча с учащимися во внеурочное время и наблюдение за их      досугом.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

 Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

 Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос уч-ся, тестирование.

Психологическая подготовка

.Объяснение, практическое занятие

Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Метод дессенсибилизации.

Наблюдение за учащимися.

Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях.

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг.  Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований.

 Индивидуальный.  Контрольная работа.  Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.

 Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

                                             

Материально-техническое оснащение

и дидактико-методическое обеспечение .

   Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть использовано:

   1. Два спортивных зала площадью 200 м2 и 162 м2  

   2. Уличная волейбольная площадка.

   3. Шесть волейбольных сеток (3 с металлическими тросами, 2 из них с антеннами)

   4. Стойки для волейбольных сеток. Настенные крепежи.

   5. Волейбольные мячи 30 штук.

   6. Набивные мячи 12 штук.

   7. Сетка для переноса мячей 2 штуки.

   8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

   9. 24 комплекта волейбольной формы (16 мужских и 8 женских).

   10. Тренажёрный зал.

   11. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.

   12. Хорошо оборудованный школьный стадион.

   Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:

   Учебники по физической культуре. Учебники по волейболу. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Учебные карточки с заданиями. Разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.

                                       Список литературы.

  Для педагога:

   Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.

   Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

   Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.

   Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.

   Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.

   Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.

   Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.

   Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.

   Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт»1969.

   Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

   Для детей:

 

   Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

   Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.

   Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.

    Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

Тестовый контроль

1 год обучения

Общефизическая и специальная физическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

6,1 - 5,5

6,3 – 5,7

2

Челночный бег 3х10 м, с

9,3 – 8,8

9,7 – 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160 – 180

150 - 175

4

6-минутный бег, м

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 – 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки).

4 – 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой  (раз за 1 мин).

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, см

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, см

40-45

35-40

Технико-тактическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз)

8-10

5-7

3

Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз)

5-7

4-6

4

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10).

7-9

6-8

5

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

По результатам выполнения

По результатам выполнения

Оценка выполнения основных двигательных действий в волейболе.

Стойки и перемещения.

   Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.

   Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».

   Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.

Передачи.

   Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд (допускается одна остановка). Норматив 4 передачи.

   Передача мяча над собой непрерывно (разрешается две остановки). Норматив 3-4 передачи.

   Передача мяча над собой (не выходя за пределы зоны нападения, разрешается две остановки). Норматив 5 передач.

   Передача мяча в стену (расстояние от стены 1.5 м, высота-3м). Норматив 8 передач.

   Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения. Норматив 4 передачи.

Подачи.

   Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из-за лицевой линии. Норматив 4 попадания.

   Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из-за лицевой линии (10 попыток). Норматив 4 попадания.

Нападающий удар.

   Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток). Высота сетки 2 м 10 см. Норматив 5 попаданий

Блокирование.

   Блокирование нападающего удара из зоны 4 по мячу, установленному над сеткой в держателе высота сетки 2 м 25 см (5 попыток). Норматив 3 задержания

Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам соревнований.

Площадка и её разметка.

Какую форму имеет волейбольная площадка?

Какие требования предъявляются к площадке?

Как называются линии, ограничивающие площадку?

Что такое средняя линия?

Что такое линии нападения?

Для чего нужна линия нападения?

Что такое площадь нападения?

Какова ширина линий разметки?

Входит ли ширина линий в размер площадки?

Сетка.

Какой должна быть сетка и каковы её размеры?

На какой высоте укрепляется сетка?

Какова высота стоек?

Когда должна проверяться высота сетки?

Чем проверяется высота сетки?

                                                                            Мяч.

Каким должен быть мяч для игры?

Кто решает вопрос о пригодности мяча?

Правила и обязанности игроков.

Что должны знать участники соревнований?

Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований?

В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием?

Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого предупреждение?

В каких случаях применяется удаление игрока?

Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к соревнованиям?

Возраст игроков.

На какие возрастные группы делятся участники соревнований?

                                                                            Костюм игроков.

Каким должен быть костюм игрока?

Разрешается ли игрокам выступать без обуви?

Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?

Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?

В какой форме должны выступать команды?

Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?

Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой команды?

Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования?

В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды?

Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?

Состав команды и расстановка игроков.

Каково число игроков в команде?

Какие игроки считаются основными и какие запасными?

Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков  в следующей партии?

Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала соревнований?

Существует ли обязательная расстановка игроков?

Как называются игроки каждой линии?

Что такое взаимная расстановка игроков?

Какое положение по кругу занимают игроки?

Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в момент подачи?

Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой линии в момент выполнения подачи?

Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего соревнования?

Разрешается ли изменять взаимную расстановку?

Счёт и результат игры.

В каких случаях команда проигрывает очко?

Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии?

Из скольких партий состоит соревнование?

Когда соревнование считается законченным?

Как защитать встречу, если команда не явилась на соревнование?

Продолжительность игры и выбор сторон.

Какой команде предоставляется право выбирать стороны и подачи?

Как возобновляется игра после окончания первой партии?

Как возобновляется соревнование перед решающей партией?

Чем отличается решающая партия от остальных партий?

Как должны расположиться игроки после смены сторон?

Подача и смена мест.

Что такое подача?

Как производится подача?

Когда подача считается произведённой?

Ограничивается ли время на подачу?

Что служит сигналом на право подачи?

Когда даётся свисток на подачу?

Разрешается ли игроку производить подачу с руки?

До коих пор должен подавать один и тот же игрок?

Производится ли смена мест при подаче одним и те же игроком?

Приём и передача мяча.

Каким способом можно ударять по мячу?

В каких случаях передача считается не правильной?

Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом?

Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд?

Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону соперника?

Игра двоих.

Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу одновременно?

Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара или блокирования?

Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над сеткой, ударят одновременно 2 игрока разных команд?

Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном касании мяча, вновь ударить по мячу?

Перенос рук над сеткой и блокирование.

Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника ошибкой?

Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой?

Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей стороне, а после удара перенесёт руки через сетку?

Что такое блокирование?

Кто имеет право участвовать в блокировании?

Когда блокирование считается состоявшимся?

Что такое групповое блокирование?

Сколько всего касаний мяча может сделать команда при состоявшемся блокировании?

Можно ли блокировать подачу?

Игра от сетки.

Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?

Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке?

Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?

Переход средней линии.

Какие ограничения существуют для игроков задней линии?

Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией нападения, произвести удар в прыжке и после удара приземлится в площадь нападения?

Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения?

Выход мяча из игры.

Когда мяч выходит из игры?

Какая команда считается проигравшей после приземления мяча?

Замены игроков.

Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?

Когда может быть произведена замена игрока?

Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру?

Перерывы.

Какие установлены перерывы между партиями?

Какой перерыв установлен перед решающей партией?

Даётся время на смену в решающей партии?

Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."

Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...

Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2

В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...

Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".

Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....

Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»

Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...