Быт наших предков 2016г.
рабочая программа по физкультуре (8 класс) на тему

Safer2015

Рбочая программа по физической культуре для 8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средней общеобразовательной школы №2 им.Х.Я.Беретаря.»

Программа внеурочной деятельности

«Быт наших далеких предков»

(социальное направление)

9 класс

                                                                                                               

 Автор – составитель

Хуаз Сусанна Борисовна,

учитель физической культуры, классный руководитель 9Б класса.

МБОУ» СОШ №2 им.Х.Я.Беретаря».

   

г.Адыгейск.2016г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая и документальная основа программы

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
  4. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
  6. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р  «О плане действий по модернизации общего образования  на 2011/15 годы»
  7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

        Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  1. Развитие  духовно-нравственных ориентиров  для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим. 
  2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
  3. Личностное становлению обучающихся,  развитию интеллекта.
  4. Развитие общекультурных  способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

Актуальность программы определяется тем, что в рассматриваемой проблеме в курсе истории Отечества уделяется мало внимания таким «малозначительным», с точки зрения авторов, темам, как одежда, жилище, домашние занятия, поэтому бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти утеряна для нас. Содержание программы призвано помочь обучающимся узнать и понять быт и образ жизни со всей ее обстановкой и ложными взглядами причин возникновения поверий и обрядов.

Объем предлагаемого курса внеурочной деятельности – 35 часов. Его изучение предпочтительней в шестом классе общеобразовательной школы. Изучение данного курса формирует у обучающихся:

  • знания, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентация;
  • ценности, важнейшими из которых являются гражданственность, гуманизм, уважение к обычаям и традициям наших предков;
  • способности, среди которых: формирование системы мыслительных средств, обеспечивающих усвоение исторического материала; способность к проведению элементарного исторического исследования (реконструкция исторического события на основе анализа различных типов исторических источников, умение различать факты и версии событий и процессов, формировать собственные позиции).

Не менее важным представляется содействие формированию у школьников исторического мышления, умения самостоятельно работать с историческими источниками. Необходимо способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующихся на гражданской идентичности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее.

Формы занятий:

– по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

– по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, игра-путешествие, исследование, проект;

– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская.

Система занятий по курсу «Быт наших далеких предков» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

– формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

– формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

– создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

– способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект – это воспитание системы межличностных отношений.

Таким образом, целью обучения курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.

Задачи курса:

  • формировать у обучающихся взгляд на Россию как на самобытную страну, с ее особенностями развития культуры и быта; способствовать пониманию менталитета русского народа;
  • организовать своеобразный диалог учеников с прошлым в поисках ответов на вопросы: как люди жили, работали, отдыхали, любили и заботились о семье;
  • дать школьникам реальное представление об уникальности и значимости отечественного исторического опыта, о вкладе нашей страны в многовековую историю всего человечества.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Быт наших далеких предков»:

1. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

2. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

3. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

4. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

5. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества,

народа, представителя страны и государства.

6. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы курса

 «Быт наших далеких предков»

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
  • социальная  активность,
  • уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполнять правила здорового и целесообразного образа жизни;

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
  • сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

  • гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Коммуникативные результаты

  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  •  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

  •  реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
  • проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты мониторинга:

  • Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
  • Личность самого обучающегося
  • Детский коллектив

Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.

  1. Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий.
  2. Методика «Творческие задания»
  3. Методика «Эмоционально-психологический климат»
  4. Анкетирование по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях.
  5. Тест на мотивацию.

Перечень оборудования кабинета для реализации программы

1. Учебно-тестовое оборудование  (мультимедийный комплекс)

2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет)

3. Принтер

4. Цифровой фотоаппарат

5. Канцелярские принадлежности

6. Площадка для проведения презентаций и защиты проектов

Структура программы

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. «Умом Россию не понять»

1

1

2

Раздел 1. Домоводство восточных славян

7

2

5

3

Раздел 2. Образ жизни восточных славян

7

2

5

4

Раздел 3. Домоводство жителей Московского государства

8

1

7

5

Раздел 4. Образ жизни жителей Московского государства

9

2

7

6

Итоговое повторение и обобщение.

4

4

Итого

35

8

27

Содержание программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. «Умом Россию не понять»

1

1

           Раздел 1. Домоводство восточных славян 

7

2

5

2

  1. Дворы и дома восточных славян

Лекция с элементами беседы.

3

  1. Дворы и дома славян.

Исследование

4

  1. Мебель и утварь восточных славян.

Семинар – практикум.

5

  1. Одежда и обувь восточных славян.

Проект.

6

  1. Пища и питье восточных славян.

Исследование

7

  1. Словарь кушаний и напитков восточных славян.

Лекция с элементами беседы.

8

  1. Как ели в старину. Старинные рецепты

Практикум

Раздел 2. Образ жизни восточных славян

7

2

5

9

  1. Порядок домоуправления

Лекция с элементами беседы.

10

  1. Распорядок дня славянской общины

Игра - путешествие

11

  1. Семейные нравы восточных славян

Ролевая игра

12

  1. Устройство славянского дома

Проект

13

  1. Славянские языческие обряды и праздники

Лекция с элементами беседы.

14

  1. Славянские языческие обряды и праздники

Ролевая игра

15

  1. Оружие и доспехи славянского воина

Исследование

Раздел 3. Домоводство жителей Московского государства

8

1

7

16

1.        Дворы и дома крестьян

Игра - путешествие

17

2.        Дворы и терема бояр и дворян

Игра - путешествие

18

3.        Мебель и утварь крестьян и знати

Семинар – практикум.

19

4.        Одежда и обувь бояр и дворян

Проект

20

5.  Пища и питье крестьян

Исследование

21

6. Пища и питье знати

Исследование

22

7. Словарь кушаний и напитков жителей Московского государства

Лекция с элементами беседы.

23

     8.Как и что кушали в Московском государстве

Практикум

    Раздел 4. Образ жизни жителей Московского государства

9

2

7

24

  1. Порядок домоуправления в Московском государстве

Лекция с элементами беседы.

25

  1. Распорядок дня бояр и дворян

Игра - путешествие

25

  1. Распорядок дня крестьянской семьи

Игра - путешествие

26

  1. Семейные нравы в Московском государстве

Ролевая игра

27

  1. Устройство крестьянской деревни

Проект

28

  1. Устройство городского посада

Проект

29

  1. Русские народные обряды

Ролевая игра

30

  1. Христианские праздники

Лекция с элементами беседы.

31

  1. Оружие и доспехи воина Московского государства

32-35

Итоговое повторение и обобщение.

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков

Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....

Традиции и обычаи наших предков

Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбиваю...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"

Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...

Быт наших предков 2016г.

Приобщить детей к народным традициям, вспомнить и обговорить все то, что было у наших предков....

Быт наших предков 2016г.

Приобщить детей к народным традициям, вспомнить и обговорить все то, что было у наших предков....

Быт наших предков 2016г.

Приобщить детей к народным традициям, вспомнить и обговорить все то, что было у наших предков....

Быт наших предков 2016г.

Приобщить детей к народным традициям, вспомнить и обговорить все то, что было у наших предков....