Доклад по баскетолу
материал по физкультуре на тему

Стеблева Надежда Геннадьевна

"Дидактическое и методическое обучение баскетболу на уроках физической культуры, используя подвижные игры, подводящие и специальные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_uchitelya_fizkultury_gou_tso_2.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация учителя физкультуры ГОУ ЦО №1477

Стеблевой Надежды Геннадьевны

на конкурсе Гранд - Москвы

Меня зовут Стеблева Н.Г., я учитель физической культуры в ЦО №1477. В данной школе работаю с 2004г. Педагогический стаж 16 лет.

Тема моей работы: "Дидактическое и методическое обучение баскетболу на уроках физической культуры, используя подвижные игры, подводящие и специальные упражнения".

Если честно, по спортивной специальности, я лыжница. Баскетболом я не занималась, но этот вид спорта мне всегда нравился. Когда я пришла в школу, мне предложили организовать баскетбольную секцию. Учитель должен уметь все - подумала я. Я прочла множество литературы, беседовала с компетентными людьми, просмотрела  видео материалов и взялась за дело. Из данной информации я поняла, что современный баскетбол - одна из самых динамичных игр.

Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывает изменяющуюся игровую обстановку и решает когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы.

Тренируя в школьной секции баскетбола, я обратила внимание, что этих занятий не достаточно.  Да и не всех детей можно охватить . Поэтому я ввела обучение  баскетбола в свою образовательную программу с первого класса.

В начале обучения основной задачей является формирование определенных умений обращаться с мячом. Надо добиться, чтобы детям понравились  занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Решая эту проблему при обучении младших школьников, я опиралась на подвижные игры, подводящие и специальные упражнения. Они представляют собой "игру по овладению мячом", "школу мяча". В обучении "школа мяча" обязательно нужно использовать игровые упражнения: по ловле и передаче с хлопками, приседаниями, поворотами, с ударами об пол, стену, в цель, в кольцо, партнеру, и обязательно включать соревновательный метод: кто быстрей, кто дальше, кто дольше, кто самый меткий, и т. д.

Важное место в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста занимает действие с мячом. Упражнения в бросании, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом, спиной вперед,  школьник выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию умения детей самостоятельно применять движения в зависимости от условия игры. Благодаря играм с мячом, игровым упражнениям, ребенок, всесторонне развивается, и на уроке выполняются все нормы и требования  программы  по физической культуре. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку удовольствие. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка». Чтобы ускорить обучение игре в баскетбол, на своих уроках , я стала включать игры, с которыми дети знакомы с детского сада." Мы веселые ребята","Волк во рву",Раз ,два, три - стоп",Третий лишний",Охотники и утки", Собачка", "Вороны и воробьи","Салки с мячом" и т.д. Во все эти игры, я ввела элементы баскетбола.

Так, например, в игре "Мы веселые ребята" вместо простого бега из дома в школу, ребята вели мяч. Я ставила задачу не потерять мяч во время перебежки. Дети самостоятельно решали - где нужно резко остановиться, где изменить направление, где ускориться, а где перевести мяч на другую руку. Водящим ставится задача,  принимать правильную стойку защитника и стараться не пропускать игроков и выбить мяч.

В игре " раз, два, три - стоп" мы совершенствуем ведение, ускорение, остановку в  прыжке и двумя шагами.

В игре "охотники и утки"  вместо выбивания мячом я включила передачи на точность и ловлю  мяча. А команду уток разделила на две части: уточек и селезней. Охотники должны дать точный пас уточкам, а селезни должны помешать передачи, стараясь сделать перехват. Тем самым решались задачи: у уточек - выход на свободное место, для получения паса; у селезней - опека уточек, перехват мяча; у охотников - точность передач. Здесь важно определять количество играющих детей. Нельзя допускать больше десяти человек к игре.

Учитель должен уметь быстро переключать внимание, распределять его по спортивному залу, чтобы не один ребенок не остался без внимания. Это необходимо при обучении ловли мяча, передаче, так как возможны травмы,  Сначала следует изучить игру в первоначальном варианте, а затем включать один из элементов баскетбола. Процесс обучения строиться последовательно от простого к  сложному, в порядке, зависящем от изучения технических приемов того или иного раздела техники игры. Обучая детей игре в баскетбол с первого класса, легче привлекать  детей

в  секцию и набрать из одной параллели и даже из одного класса игроков в команду.

Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатывают привычки  подчинять свои действия интересам команды.

Дети ,учась в одном классе, больше понимают друг друга, их легче собрать, когда это необходимо, легче привлекать педагогов, классных руководителей и родителей к работе секции баскетбола. Сотрудничество педагогов и родителей, важное условие в занятии в секции. Проведение различных мероприятий, вместе с родителями благоприятно повлиять на эмоциональный настрой детей.

Поэтому в школе, привлекая родителей, каждый год я провожу соревнования - " папа, мама, я - спортивная семья", день открытых дверей, открытые уроки и тренировки. На которых приглашаю родителей, посмотреть на работу детей. Обязательно приглашаю родителей на соревнования по баскетболу. Организую совместные выезды родителей и детей на соревнования по баскетболу России, евролиги в спорткомплексе ЦСКА и Динамо.  Организую выезды в летние лагеря. Плодотворным, сотрудничество будет в том случае, если и дети, и педагоги, и родители четко будут понимать цель взаимодействия. В этом случае игра в баскетбол станет здоровье сберегающей игрой для детей.

Я заметила, что благодаря введению на уроках физкультуры подводящих, специальных упражнений ,подвижных игр с элементами баскетбола, дети становились более сильными в физическом развитии, увеличились скоростные качества, сила и выносливость, ловкость и работоспособность, улучшалась координация движений.

Такие дети, чаще всего прогрессируют и в других видах спорта они участвуют в соревнованиях школьной спартакиады по подвижным стартам, легкой атлетике, футболе, волейболе, теннис и т.д. Благодаря этому наша школа стала занимать призовые места в различных видах спорта в рамках школьных спартакиад.

Для закрепления этого вывода я решила провести эксперимент. Целью экспериментального исследования были создание условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол, а так же на практике предстояло проверить влияние подводящих, специальных упражнений и подвижных игр на развитие навыков работы с мячом. Выявление склонности детей к игре в баскетбол, подвижным играм с мячом. В эксперименте участвовали дети одного класса из параллели в младшей школы. Один класс интенсивно занимался баскетболом. Включая подводящие, специальные  упражнения и подвижные игры с элементами баскетбола на каждом уроке и класс, который занимался по обычной программе. Данная работа проводилась в течении одного учебного триместра

Исследование доказало, что у детей активно занимающимся баскетболом прирост показателей развития физических качеств в течение одного триместра в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, чем у детей, которые занимались по обычной программе и не занимались в секции баскетбола. С помощью этого исследования, сделала следующие выводы: подводящие упражнения и подвижные игры являются универсальными средствами содействия росту и развитию всех органов и систем организма. Более того, упражнения и игры являются уникальными средствами не только физического, но и интеллектуального и психического развития детей.

При создании всех необходимых условий: игрового метода, совместной деятельности родителей и педагогов, профессионализма учителя, обучение баскетболу будет проходить максимально удачно. Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. Прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке.

Нужно любить свое дело, стараясь построить обучающую работу с детьми так, чтобы они не только занимались, но и активно отдыхали, полюбили физическую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Баскетол

Баскетол...