Программа -" Волейбол" для занятий во внеурочное время
рабочая программа по физкультуре по теме

Артеменко Надежда Владимировна

Место программы в образовательном процессе

           В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщатся к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлённость, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляет здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня.

      Эта программа - часть педагогической системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности.

Цели и задачи

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры в волейбол.

За­дачи:

-  обучение технике упражнений;

-  приобщение к регулярным тренировочным занятиям;

-  формирование интереса к занятиям;

-  укрепление здоровья и закаливание организма;

-  воспитание моральных и волевых качеств;

-  приобретение первого опыта участия в соревнованиях;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №53 г. Сочи

                                                                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                                             решением педагогического совета

                                                                                             от 21 августа 2013года протокол № 1

                                                                                             Председатель ________Я.К.Крбашян                                                                                  

   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Клуба  "Виктория"

по                                                 волейболу

ступень обучения                      дополнительное образование 1 года обучения

Количество часов               148        Уровень                 базовый              

Учитель________Артёменко Надежда Владимировна____________    

Программа разработана на основе программы, рекомендации работы спортивных секций в школе/ авт. – сост. А.Н.Каинов. –Изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2013г., и примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско- юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва (этапы: спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно- тренировочный). -М.; Советский спорт, 2003г.

Издательство «Советский спорт", 2003г

Автор программы – Ю.Д.Железняк., А.В.Чачин., Ю.П.Сыромятников.

Краснодарский край, город Сочи

Детско юношеская спортивная школа Олимпийского резерва №4 г. Сочи

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по                                                 волейболу

ступень обучения                      НП 1

Количество часов               242        Уровень                 базовый              

Учитель________Артёменко Надежда Владимировна____________    

Программа разработана на основе программы, рекомендации работы спортивных секций в школе/ авт. – сост. А.Н.Каинов. –Изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2013г., и примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско- юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва (этапы: спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно- тренировочный). -М.; Советский спорт, 2003г.

Издательство «Советский спорт", 2003г

Автор программы – Ю.Д.Железняк., А.В.Чачин., Ю.П.Сыромятников.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     Место программы в образовательном процессе

           В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщатся к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлённость, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляет здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня.

      Эта программа - часть педагогической системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности.

Цели и задачи

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры в волейбол.

Задачи: 

-  обучение технике упражнений;

-  приобщение к регулярным тренировочным занятиям;

-  формирование интереса к занятиям;

-  укрепление здоровья и закаливание организма;

-  воспитание моральных и волевых качеств;

-  приобретение первого опыта участия в соревнованиях;

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Материал программы даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка, правила соревнований.

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:

История возникновения волейбола.

Развитие волейбола.

Правила игры в мини – волейбол.

Физическая культура и спорт в России.

Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения. Организация, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

 Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий

Основы методики обучения(тренировки). Оборудование и инвентарь. Физическим упражнениям, технике и тактике избранного вида спорта. Понятие о методике тренировки. Факторы обуславливающие эффективность обучения и тренировки. Оборудование и инвентарь  применяемые в процессе соревнований и тренировки. Тренажерные устройства и технические средства.        

 Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Опорно-двигательный аппарат: костная и мышечная система, связки и их строение и функции

 Гигиена, режим и питание. Общие гигиенические требования к занимающимся тяжелой атлетикой с учетом  специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Врачебный контроль, самоконтроль. Понятие о врачебном контроле и его роли для юного тяжелоатлета. Предупреждение спортивных травм на занятиях. Самоконтроль как важное средство, дополняющее врачебный контроль.

Правила соревнований. Зачетные требования. Разбор правил соревнований по видам спорта. Виды и характеристики соревнований. Сведения о технике и тактике.

Общая и специальная физическая подготовка.  Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Психологическая подготовка.  Понятие о психологической подготовке. Преодоление трудностей в процессе тренировки и соревнований.

Планирование спортивной тренировки. Планирование и учет проделанной работы, и их значение для совершенствования тренировочного процесса. Понятие о планировании. Цели и задачи планирования.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Общая физическая подготовка (ОФП) (20 часов)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, подвижные и спортивные игры.

    Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая-для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья -для мышц ног и таза.

    Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

          Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

     Бег: 20,30,60 м, повторный бег два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) ипо40м(с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м(с 13 лет), 100м(с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

     Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

     Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные -от 3 до 5 видов.

    Подвижные игры.  «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. 

Специальная физическая подготовка (СФП):

Техническая подготовка (88 часов)

          Овладение техникой передвижений и стоек.

          Овладение техникой приёма и передач.

          Овладение техникой подачи.  Нападающие удары. Овладение техникой подачи.

Тактическая подготовка (30 часов)

       Индивидуальные действия, групповые действия, командные действия, тактика защиты.

СОРЕВНОВАНИЯ (10 часов):

Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок.

      Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини – волейболу.

Нормативная часть

   Занятия в группе начальной подготовки проводятся по 4 - 6 часов в неделю по годичной программе. Наполняемость группы 15-20 человек.

     Программа спортивно-оздоровительного этапа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на каждый год обучения.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

3. Учебно - тематический план занятий

Содержание

Часы

1

Физкультура и спорт в России  

1

2

История возникновения волейбола.

Развитие волейбола.

Правила игры в мини – волейбол.

1

3

Развитие волейбола.

Правила игры в мини – волейбол.

1

4

Правила игры в мини – волейбол.

Правила игры в мини – волейбол.

1

5

 Волейбол     в России

1

6

Правила соревнований

1

7

Строение и функции органов человека

1

8

Влияние физ. упр. на организм

1

9

Гигиена. Врач. Контроль  

1

10

Основы метод, обучения тренировки. Место занятий, инвентарь.

1

       ИТОГО ЧАСОВ:

10 ( в процессе занятий)

1.

ОФП

20

2.

СФП

2.1

Техническая подготовка

88

3.1

Тактическая подготовка

30

7.

Соревнования

10

ИТОГО ЧАСОВ:

148

ВСЕГО ЧАСОВ:

148

4. Требования к уровню подготовки

ЗНАТЬ:        

- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

-   гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий    физическими упражнениями различной целевой направленности;

-   основы методики обучения и тренировки по волейболу.

-    технику выполнения упражнений по волейболу

-    методику судейства;

УМЕТЬ:

- выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств.

-  соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-       осуществлять судейство соревнований по волейболу;

-       работать с книгой спортивной направленности;

   Формы учебно-тренировочной работы

Формы организации занятий:

-   тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы; проводятся по расписанию, утвержденному администрацией школы;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами и задачами, установленными для спортсменов;

- участие детей в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

-  просмотр и разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований

Кроме того, учащиеся должны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а так же задания тренера-преподавателя по обработке отдельных элементов техники.

   При проведении учебно-тренировочных занятий и участии в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю, предупреждению травм, обеспечение должного технического и санитарно-гигиенического состояния мест и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.

    Основные методы работы.

Методы  и приемы обучения:

Групповые, индивидуальные, демонстрационные.

1.        Метод словесного описания упражнений

Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).

2.        Метод показа упражнений

Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).

3.        Метод целостного разучивания упражнений

Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком.

Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.

4.        Метод расчлененного разучивания

Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.

  1. Игровой метод (изучение элементов техники в форме игры)

5.Формы и виды контроля

Контрольные нормативы. Два раза в год в группах проводятся контрольные испытания по общей  физической  подготовке.

Комплексный контроль

     Цель комплексного контроля (КК) - получение полной объективной информации о здоровье и подготовленности каждого занимающегося тяжелой атлетикой, на которого заводится индивидуальная карта спортсмена.

КК включает в себя единую систему проведения всех процедур обследования, оценки структуры тренировочной и соревновательной деятельности                                  (соответствие  спортивных   результатов   прогнозу, выполнение индивидуальных планов по тренировочным нагрузкам, диагностики здоровья и функционального состояния, уровень специальной, технической и психологической подготовленности и т.д.) Основные формы КК:

  • обследование соревновательной деятельности;
  • углубленные комплексные медицинские обследования;
  • этапные комплексные обследования;

     - текущие обследования.

Врачебный и медицинский контроль.

        Врачебный и медицинский контроль является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Его основная задача — обеспечить правильность, высокую эффективность и соответствие анатомо-физиологическим особенностям детского организма, всемерно содействуя оздоровительной направленности занятиям по волейболу. В НП группу принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Врачебный контроль предусматривает:

1) медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма юного спортсмена с целью определения назначения и дозировки физических нагрузок

2) врачебные наблюдения, объективно учитывающие влияние систематических занятий физическими упражнениями на детский организм ;

3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями и различных спортивных соревнований, а также соответствием спортивной одежды;

4) врачебно-педагогический контроль за содержанием и методами проведения занятий по волейболу, за соответствием физической нагрузки функциональным возможностям детей;

5) профилактику спортивного травматизма;

волейболом;

6) санитарно-просветительную работу среди детей, занимающихся

           7) агитацию и пропаганду физической культуры и спорта.

5. Оценка результатов.

Оценке подлежит уровень физической подготовки. Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии.

6.Методические рекомендации

        Учебно-тренировочный процесс в школе строится в соответствии с задачами, состоящими перед  учебной группой. Изучаемый материал программы распределяется в соответствии с физической и технической подготовленностью юных учащихся. Занятия по теории проводятся в форме лекций или бесед с демонстрацией наглядных пособий. Знания необходимо проводить с учетом возраста и объема знаний занимающихся. Овладения техникой осуществляется последовательно, по фазам: ознакомления, разучивания и совершенствования. Основной формой организацией и проведения учебно-тренировочного процесса является групповой урок.

         Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в группе с самостоятельной работой, которая предлагается детям в виде заданий, разработанных тренером-преподавателем совместно с воспитанниками.

         Так же программа предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение к нему; начальное обучение технике, тактике и правилам; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики вида спорта, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно.

В воспитание физических качеств необходимо учитывать, что развитие человека происходит весьма неравномерно: в один период интенсивно развиваются одни физические качества и психические состояния, в другой – иные. Поэтому важно сохранить, поддержать, вовремя использовать эти состояния, с целью наиболее полного развития тех или иных качеств в сенситивные периоды. Для этого необходимо знать возрастные особенности развития юных спортсменов и модели спортсменов высшей квалификации.

8. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Программы, рекомендации работы спортивных секций в школе/ авт. – сост. А.Н.Каинов. –Изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2013г. ( в соответствии с ФГОС)

2. Волейбол: Примерная программа для систем дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных спортивных школ олимпийского резерва/ под ред. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П.-М., советский спорт, 2003 г.  

3. Шалынов В.А. Учебное издание «Общая и специальная физическая                    

 подготовка футболистов в учебно-тренировочном процессе».г.Ульновск, 2009г.

4. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап [Текст]: учебное пособие / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 с.

5. Железняк Ю.Д. Юный Волейболист. - М., 1988

     


       СОГЛАСОВАНО:                                                                    СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                                                          Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей                                           _______________    _________________

____________________ МОУ СОШ №53

 от__________________ №_____________                                     ______________ 2013 года

 Руководитель МО ___________ /______________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Технологии здоровьесбережения на уроках, занятиях, во внеурочное время с часто болеющими детьми.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране увеличивается количество детей, страдающих теми или иными заболеваниями-от простудных до хронических. Как построить свою работу с часто болеющими детьми? Отве...

РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...

Занятость во внеурочное время группы риска.

Занятость учащихся группы риска ГБОУ Школа №1056 с системе дополнительного образования в школе и вне школы.№ п/пКлассФИОДата  рожденияАдрес, телефонСостав семьиОбъекты дополнительного образования...

Эффективные приёмы повышения мотивации школьников на занятиях во внеурочное время

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации своводного времени учащихся. Формирование мотивации - это решение вопросов развития и восп...

Комплекс упражнений для самостоятельных занятий во внеурочное время

Комплекс упражнений для самостоятельных занятий во внеурочное времяБег 0,5-1 км в медленном темпе в зависимости от функциональных возможностейВосстанавливаем дыханиеОбщеразвивающие упражнения во время...