РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
методическая разработка (8 класс) по теме
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.
На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа – интернат № 23»
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Составила: Черных Лариса Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Белгород, 2014
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.
На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Единство обучения, воспитания, формирования и развития речи детей с недостатками слуха продиктовано прежде тем, что «… через словесное значение осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания». [5, с 12]
Образовательно-коррекционная работа с детьми с недостатками слуха проходит в условиях специальной педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт. Из опыта работы со слышащими детьми ясно, что полноценное общение с окружающими обеспечивается лишь в том случае, если слабослышащий не только свободно воспринимает обращенную к нему речь, но и сам владеет внятной речью. Речевое развитие слабослышащих детей обеспечивается в различных условиях: в быту, в семье, на специальных занятиях.
В структуру нашего образовательно-коррекционного учреждения включены специальные внеклассные занятия , где дети в непринуждённой обстановке учатся воспринимать и произносить достаточно внятно и выразительно разнообразный речевой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты диалогического и монологического характера. В процессе занятия создаётся естественная ситуация общения. Речевые ситуации часто создаются воспитателем так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование, демонстрация действий, экскурсия, прогулка). Каждое занятие насыщено материалом и построено таким образом, чтобы воспитанник был уверен в своих возможностях восприятия и воспроизведения речи.
Устная речь – это, прежде всего, диалогическая форма общения. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты воспитателя с воспитанником, с группой, детей между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик. Широкое использование диалога дает возможность соединить развитие речи воспитанников с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления. В организации устного общения в специальной школе имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания, поэтому нужен строгий контроль говорящих и воспринимающих речь. Глухие и слабослышащие дети в основном копируют схему диалога в игре. Если иногда и вносятся односложные реплики-стимулы (побуждение к действию), то ответная реакция чаще не речевая, а выполняемое действие. Поэтому очень важно на речевом занятии правильно составить схему диалога, чтобы обеспечить учащимся свободную ориентировку в ней, помогать быстрому запоминанию образца. Вести беседу так же свободно, как в школе слышащих, невозможно. Педагог должен оказывать постоянную помощь воспитанникам в построении реплик, исправлять их ошибки, специально обращать внимание на недочеты речи воспитанника, повторять отдельные фразы, слова и предлагать это делать детям, адаптировать речевой материал и всё это с использованием ИСА. Обращаться к дактилированию, записям частей разговора, побуждать детей употребить новое слово. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков общения. Важно не общение само по себе, а те результаты, которые оно может дать для развития речи и мышления детей с недостатками слуха. Поэтому большое внимание при формировании устной разговорной речи приходится уделять отбору языкового материала (тематика, типы и структура диалога, виды и типы предложений и словосочетаний, лексика).
В структуре внеклассных занятий реализуются специфические приёмы развития слухового восприятия и приёмы организации речевой деятельности школьников:
- поэтапное формирование умений по развитию речи;
- развивающие упражнения;
- использование речи как средства развития речевого слуха;
- связь слухового восприятия с развитием связной речи;
- выработка слухового самоконтроля;
- интеграция речевого материала;
- восприятие речевого материала на слух;
- организация диалогов «учитель-ученик», «ученик-ученик», «перекрестный диалог»;
- развивающие игры.
Темы занятий по речи вне класса определяются содержанием воспитательной программы школы-интерната и программы по развитию речи и слухового восприятия слабослышащих школьников.
Цель таких занятий - формирование у детей с недостатками слуха навыка восприятия и воспроизведения устной речи на материале предложенной темы.
Все занятия по речи вне класса рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих школьников.
Вывод: необходимо отметить, что в организации и проведении работы по развитию речи во внеурочное время существуют и недостатки:
- на внеклассных занятиях работа по развитию слухового восприятия зачастую не проводится или ей отводится крайне незначительная роль;
- уровень методической подготовки педагогов часто оказывается недостаточным;
- часто отсутствует взаимодействие воспитателя с сурдопедагогом, работающим в этом классе;
- не всегда специальное занятие проводится, действительно, вне класса;
- зачастую педагог увлечён накоплением словаря, усвоением понятий, забывая о контроле за произношением воспитанников.
Закреплённые во внеклассное время умения и навыки речевого общения требуют учёта воспитателем тематики занятий, соответствующей возрасту воспитанников. Постоянное участие в непринуждённых, естественных речевых ситуациях слабослышащих детей помогает создать основу для формирования у них прочных навыков восприятия устной речи, внятного выразительного произношения, навыков свободного общения с окружающими. В специально создаваемой для слабослышащих школьников речевой среде языковой материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать активные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятельность. Овладение устной речью слабослышащими детьми реализуется в полной мере, если воспитатель учитывает состояние слуха, уровень развития речи, объем словаря, нарушение отдельных психических процессов и функций учеников.
Литература.
- Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
- Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.
- Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11
- Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-112560-1364646834.jpg)
Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.
В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-227866-1364388442.jpg)
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-259364-1369508502.jpg)
Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии
Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335458-1383723215.jpg)
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335458-1383723215.jpg)
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/24/picture-470385-1677228817.jpg)
"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях
Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451825-1401177824.jpg)
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...