Главные вкладки

    РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Черных Лариса Васильевна

     

    Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.

    На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_nad_rechyu_slaboslyshashchikh_shkolnikov.docx20.77 КБ

    Предварительный просмотр:

             ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа – интернат № 23»

    РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

    НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

       

                                                    Составила: Черных Лариса Васильевна,

    воспитатель первой квалификационной категории

                                    Белгород, 2014

    Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.

    На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Единство обучения, воспитания, формирования и развития речи детей с недостатками слуха продиктовано прежде тем, что «… через словесное значение осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания». [5, с 12]

    Образовательно-коррекционная работа с детьми с недостатками слуха проходит в условиях специальной педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт. Из опыта работы со слышащими детьми ясно, что полноценное общение с окружающими обеспечивается лишь в том случае, если слабослышащий не только свободно воспринимает обращенную к нему речь, но и сам владеет внятной речью. Речевое развитие слабослышащих детей обеспечивается в различных условиях: в быту, в семье, на специальных занятиях.

    В структуру нашего образовательно-коррекционного учреждения  включены специальные внеклассные занятия , где дети в непринуждённой обстановке учатся воспринимать и произносить достаточно внятно и выразительно разнообразный речевой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты диалогического и монологического характера. В процессе занятия создаётся естественная ситуация общения. Речевые ситуации часто создаются воспитателем так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование, демонстрация действий, экскурсия, прогулка). Каждое занятие насыщено материалом и построено таким образом, чтобы воспитанник был уверен в своих возможностях восприятия и воспроизведения речи.

    Устная речь – это, прежде всего, диалогическая форма общения. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты воспитателя с воспитанником, с группой, детей между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик. Широкое использование диалога дает возможность соединить развитие речи воспитанников с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления. В организации устного общения в специальной школе имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания, поэтому нужен строгий контроль говорящих и воспринимающих речь. Глухие и слабослышащие дети в основном копируют схему диалога в игре. Если иногда и вносятся односложные реплики-стимулы (побуждение к действию), то ответная реакция чаще не речевая, а выполняемое действие. Поэтому очень важно на речевом занятии правильно составить схему диалога, чтобы обеспечить учащимся свободную ориентировку в ней, помогать быстрому запоминанию образца. Вести беседу так же свободно, как в школе слышащих, невозможно. Педагог должен оказывать постоянную помощь воспитанникам в построении реплик, исправлять их ошибки, специально обращать внимание на недочеты речи воспитанника, повторять отдельные фразы, слова и предлагать это делать детям, адаптировать речевой материал и всё это с использованием ИСА. Обращаться к дактилированию, записям частей разговора, побуждать детей употребить новое слово. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков общения. Важно не общение само по себе, а те результаты, которые оно может дать для развития речи и мышления детей с недостатками слуха. Поэтому большое внимание при формировании устной разговорной речи приходится уделять отбору языкового материала (тематика, типы и структура диалога, виды и типы предложений и словосочетаний, лексика).

    В структуре внеклассных занятий реализуются специфические приёмы развития слухового восприятия и приёмы организации речевой деятельности школьников:

    • поэтапное формирование умений по развитию речи;
    • развивающие упражнения;
    • использование речи как средства развития речевого слуха;
    • связь слухового восприятия с развитием связной речи;
    • выработка слухового самоконтроля;
    • интеграция речевого материала;
    • восприятие речевого материала на слух;
    • организация диалогов «учитель-ученик», «ученик-ученик», «перекрестный диалог»;
    • развивающие игры.

    Темы занятий по речи вне класса определяются содержанием воспитательной программы школы-интерната и программы по развитию речи и слухового восприятия слабослышащих школьников.

    Цель таких занятий - формирование у детей с недостатками слуха навыка восприятия и воспроизведения устной речи на материале предложенной темы.

    Все занятия по речи вне класса рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих школьников.

    Вывод: необходимо отметить, что в организации и проведении работы по развитию речи во внеурочное время существуют и недостатки:

    • на внеклассных занятиях работа по развитию слухового восприятия зачастую не проводится или ей отводится крайне незначительная роль;
    • уровень методической подготовки педагогов часто оказывается недостаточным;
    • часто отсутствует взаимодействие воспитателя с сурдопедагогом, работающим в этом классе;
    • не всегда специальное занятие  проводится, действительно, вне класса;
    • зачастую педагог увлечён накоплением словаря, усвоением понятий, забывая о контроле за произношением воспитанников.

    Закреплённые во внеклассное время умения и навыки речевого общения  требуют учёта воспитателем тематики занятий, соответствующей возрасту воспитанников. Постоянное участие в непринуждённых, естественных речевых ситуациях слабослышащих детей помогает создать основу для формирования у них прочных навыков восприятия устной речи, внятного выразительного произношения, навыков свободного общения с окружающими. В специально создаваемой для слабослышащих школьников речевой среде языковой материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать активные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятельность. Овладение устной речью слабослышащими детьми реализуется в полной мере, если воспитатель учитывает состояние слуха, уровень развития речи, объем словаря, нарушение отдельных психических процессов и функций учеников.

    Литература.

    1. Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.
    2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
    3. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.
    4. Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11
    5. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.

    В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....

    Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

    История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

    Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

    Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

    "Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

    Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....